СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов Турецкая сказка «Ашик-Кериб»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Ашик-Кериб» — популярная в странах востока сказка, записанная М. Ю. Лермонтовым.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов Турецкая сказка «Ашик-Кериб»»

Литературное чтение», 4 класс

Тема урока: М.Ю. Лермонтов Турецкая сказка «Ашик-Кериб»

Тип урока: Урок чтения и коллективного анализа произведения.

Цели:

1. Дать представление о разнообразии жанров произведений Лермонтова М.Ю. (стихи, проза, сказка)

2. Закрепить знания об особенностях волшебных сказок.

3. Отрабатывать навык выразительного, выборочного чтения, чтения по ролям

4. Учить определять тему, идею произведения, героев положительных и отрицательных

Формировать УУД:

Личностные УУД

Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД

Целеполагание и планирование своей деятельности;

осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  

Познавательные УУД

Проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

определяют основную и второстепенную информацию;

строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

умеют передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

КоммуникативныеУУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  

практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества;

действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.

Планируемые результаты.

Предметные.

Находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;

Называть основные события сказочного текста;

Знать основные особенности авторской сказки;

Метапредметные.

Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

Самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.

Личностные.

Проявлять интерес к чтению авторских русских сказок. Понимать, что в основе сказки лежит вера в себя, в других людей, умение не отступать, держать слово., о человеческой мудрости, находчивости, победе добра над злом, жадностью, глупость.

Используемые технологии: использование элементов технологии критического мышления;

- частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

- информационно-коммуникативные технологии- моделирование.

- здоровьесберегающие технологии.

Методы и приемы: монолог, диалог, выборочное чтение, «Мозговой штурм» найти сравнение, «Кластер», ролевое чтение, выразительное чтение.

Формы обучения: фронтальная, работа в паре, индивидуальные задания.

Средства обучения: учебник, таблица определения положительных, отрицательных героев произведения, карта Турции для работы в парах, презентация.

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, напольный планшет, персональный компьютер, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Организационный момент,

мотивация к учебной деятельности

2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Приветствие детей, проверим готовность к уроку, настраиваемся на работу.

-На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но  правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи.

- Какое сейчас время года?

-Назовите приметы осени.

-Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.

-Наберите воздух. Сдуньте их с руки. Повторяем три раза.

-Перед вами на столе лежат листья, давайте посмотрим с каким настроением вы пришли на урок.

- Красный листик – обозначает «я пришел без настроения, мне не интересно»

-Желтый листик – настроение отличное, я готов к работе»

-Возьмите тот листочек, который соответствует вашему настроению.

Организовывают рабочее место, приветствуют учителя.


Осень.


Называют приметы.


Любуются ладонями.

Выполняют дыхательную гимнастику.







Выбирают листок настроения

Актуализация знаний,

проверка первичных знаний

2 мин




На фоне презентации с портретом М.Ю. Лермонтова

- Обратите внимание на презентацию, о ком мы с вами будем вести разговор сегодня?


-Какие жанры произведений Лермонтова мы знаем?

-А чем еще увлекался Михаил Юрьевич в детстве?





-Михаил Юрьевич был еще и музыкально одаренным.

-Композитор Варламов еще при жизни Михаила Юрьевича создал чудесную музыку к его произведениям.

-Послушаем и мы один из романсов

-Понравился романс?

-Как называется произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке?

-К какому жанру мы отнесём это произведение?

-Какие бывают типы сказок?

-Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки?


-А как вы думаете, сказка Ашик-Кериб какая?



О Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

Стихи и проза, поэмы

Рисовал акварелью, лепил из воска фигурки, любил устраивать домашние спектакли.


Внимательно слушают

романс «Парус» произведение.

Ответы детей.


«Ашик- Кериб»

Сказка

Народные и авторские

Волшебные, бытовые,

о животных


Создание мотивационного поля

2 мин.


-Какую цель ставим на уроке сегодня?


- А для этого нам нужно знать характер и поступки: героев

-Значит, мы будем давать характеристику героям.


-Правильно, это еще одна важная задача на сегодня.

Доказать, что сказка Ашик-Кериб волшебная.

Героев сказки.

Получение и первичное усвоение новых знаний

1 мин

-Несмотря на то, что Лермонтов был русским поэтом и писателем, сказку назвали турецкой. Почему?

Продолжает слова учителя (Оюна)

-М.Ю.Лермонтов написал её в 1837 году в ссылке в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец. Потому что, среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.



Чтение и анализ произведения

15-20 мин.

    -О ком нам рассказывает сказка?


- Чем занимался Ашик-Кериб?


- Почему люди уважали его?


- Как он познакомился со своей невестой?


-Какое сравнение использует автор?

- Почему?Докажите.


Что предложила девушка Ашик-Керибу?


-Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты?

-О каких чертах характера говорит такой поступок?


- Какое решение принял АшикКериб?



-Почему девушка согласилась ждать его 7 лет, ведь это так долго?



-Прочитайте о том, что совершил Куршуд-бек?


-Почему он так поступил?



-Прочитайте отрывок о том, как мать Кериба приняла страшную весть?



-Почему она поверила Куршуд-беку?




-Почему Магуль-Мегери не поверила в это?


-Добился ли АшикКериб того чего хотел?

-Кто помог разбогатеть АшикКерибу?


-Прочитайте, зачем Магуль-Мегери  пригласила к себе купца и что ему говорила.





-Кто помог Ашик-Керибу вовремя добраться домой.

 

о бедном музыканте балалаечнике Керибе

Играл на саазе, веселил народ на свадьбах.

Он очень хорошо пел.


выразительное чтение отрывка

Дал зарок странствовать 7 лет и нажить себе богатства, или погибнуть в пустыне






Любовь и верность чувству она тоже дала обещание.


стр 99 И вот догоняет –по гладкому полю (Найдан)


Хотел взять в жены Магуль


П рискакав в Тифлиз– любимую песню АшикКериба (ДашаА)


Была добрая, верила всем, Кериба давно не было дома

Внутреннее чувство, возможно знала Куршуда как хитрого, подлого человека.


Да

Паша высший титул генерала в Турции, турецкий генерал


От хорошей богатой жизни он стал забывать о невесте, о родине

Всадник Хадерилиаз – св. Георгий это бог


Физ-минутка

2-мин

Мы очень активно поработали, сейчас немного отдохнем. Возьмите в руки листочки и встаньте.

Поднимает руки класс-

Это «раз»,

Повернулась голова —

Это «два».

Руки вниз, вперед смотри —

Это «три».

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре».

Листиками помахать —

Это «пять».

Всем ребятам тихо сесть —

Это «шесть».




(Потягивания под счет учителя, листочки в руках.)


(Движения головой.)



(Приседания:)


(Повороты туловища.)


(Легкие махи листочками)


Систематизация полученных знаний

5 мин

-Рассмотрите карту современной Турции.

-Это –удивительная страна. Она находится в двух частях света в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, Эгейским и Средиземным. Столица Турции – город Анкара.

-Давайте посмотрим , есть ли на карте современной Турции названия городов о которых упоминается в сказке, или города с похожим названием.




- Рассмотрим названия  турецких городов, через которые путешествовал Ашик-Кериб.



- Мы видим, что без волшебства проделать такой путь за два дня невозможно.


-Для чего сказка представила нам (св. Георгия)Хадерилиаза?



– Кто первым узнал Ашик-Кериба в Тифлизе?




-Чем закончилась сказка?



-Докажите, что сказка Ашик –Кериб волшебная.


Работа с картой в парах



Карс, Тифлиз –Тбилиси, столица Грузии, Арзурум, Арзиньян

Тифлиз, Халаф, Арзинган, Арзерум, Арзиньян, Карс)





Невозможно.


Что бы сказка закончилась благополучно, что бы добро победило зло,


Купец караванщик, Сестра Кериба.


Кериб вернулся домой в Тифлиз


Волшебник всадник Хадерилиаз,

Три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза

Исцеление слепой матери комочком земли


-У вас на столах карточки с таблицей, в которой вам нужно распределить героев сказки по группам.

Положительные герои

Отрицательные герои

Ашик-Кериб, Магуль –Мигери, Мать, Хадерилиаз,

Куршуд Бек, Чауши слуги паши,

Паша, Купец


-Троих ребят я приглашаю к доске для составления кластера о главных героях сказки.






Артем и Кирилл идут к планшету выполнять небольшой тест.




Проверка: почему выбрали пашу, Хадерелиаза, брата Куршуд бека,


Самостоятельная работа






Индивидуальная работа у доски (Ананда – характеристика Кериба, Савелий – Куршуд бек, Дарья – МагульМегери)


Интерактивный тест для детей с ОВЗ (Кирилл, Артем)



Ответы детей.

Вторичное закрепление и проверка усвоенных знаний

2 мин













-Проверяем кластер, если согласны поднимаем руку.

-АшикКериб –



-МагульМегери –



-Куршуд Бек –


Озвучивание кластера

добросердечный, одаренный, верный слову, талантливый, умный, свободный в мыслях, самостоятельный, смелый, решительный, влюбленный.

умная, верная, трудолюбивая, терпеливая, проницательная, ласковая.

подлый, бесчеловечный, жестокий.

Молодцы!

Подведение итогов урока

2-мин

- Ребята, мы доказали, что сказка волшебная?

-Чему нас научила эта сказка?

-Какой урок мы можем вынести из сказки для себя?










-Может ли для нас это быть ценным?

Да

Добро побеждает зло!

Ашик простил Куршуд бека, и даже предложил жениться на своей сестре, все счастливы.

Надо быть добрым, не отступать от своих слов, уметь держать слово, и обещания. Не забывать своих близких.


Да.

Домашнее задание на выбор

1 мин

-Я предлагаю вам написать небольшой отзыв о произведении, составить кроссворд или нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

Записывают домашнее задание

Рефлексия

1 мин

Я благодарю всех за работу на уроке. Всем большое спасибо.

Покажите листиком с каким настроением вы уходите с урока. Поделитесь мнениями:

На доске появляется слайд:

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать...

• Мне больше всего удалось...

• А особенно удалось...

• Что я получил от этого урока?

• За что ты можешь себя похвалить?

• За что ты можешь похвалить одноклассников?

• За что ты можешь похвалить учителя?

Спасибо за урок.


Все дети показывают желтые листочки.


Высказывают свое мнение.