Урок литературы в 6 классе, посвящённый Михаилу Юрьевичу Лермонтову
Тип урока: ознакомительный урок.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока: открыть новые факты биографии М. Ю. Лермонтова, показать многогранность натуры поэта, познакомить с другими сторонами творчества Лермонтова – живописью, музыкой.
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к литературе;
воспитание ценностного отношения к слову;
воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.
Оборудование: акварели и рисунки, репродукции картин М. Ю. Лермонтова (воспроизведенные через проектор).
УЧИТЕЛЬ: Ребята, 2014 год объявлен президентом годом Культуры. (Слайд 1) А что для вас обозначают слова «культура», «культурный человек»? Продолжите фразу: «Культурный человек это………»(ответы детей)
А теперь послушайте как на этот вопрос ответили люди, опрашиваемые социологами.
Они спросили у россиян: «Какие ассоциации возникают у Вас, когда про кого-то говорят «культурный человек»? Продолжите фразу: культурный человек, это тот, кто (открытый вопрос, любое число ответов)».
Образованный, грамотный, интеллектуал – ответили 32% опрошенных. Воспитанный – так считают 18% респондентов, вежливый, тактичный, - сказали 16% участников опроса. По мнению 13%, культурный человек нормально себя ведет в обществе, соблюдает нормы поведения. 8% респондентов убеждены, что он никогда не сквернословит. Интересно, что вариант ответа «Духовно и морально богат» выбрали менее процента респондентов.
Наибольший процент опрашиваемых ответили, что это грамотный и интеллектуальный человек.
Значит, это человек, который умеет не только читать, считать и писать. Он должен быть образованным, эрудированным, умеющим чётко и ясно выражать свои мысли.
Давайте и мы с вами пополним нашу «копилку знаний», вспомним биографию Михаила Юрьевича Лермонтова – юбиляра 2014 года (200 лет со дня рождения) и поговорим о его способностях не только в поэзии. (Слайд 2)
Для начала ответьте на вопросы:
1. Как звали бабушку М.Ю. Лермонтова? (Елизавета Алексеевна Арсеньева)
2. Как называлось имение бабушки, где прошло детство М.Ю. Лермонтова? (Тарханы)
3. Сколько лет было Лермонтову, когда он поступил в Благородный пансион при Московском университете? (14 лет)
4. Назовите, какому событию посвящено стихотворение "Смерть поэта". Когда и кем оно было написано?
5. Назовите, в каких произведениях поэтов нашло отражение такое историческое событие, как Отечественная война 1812 года.
6.Какие строки из стихотворения «Бородино» вы помните?
7.Всю свою жизнь Лермонтов посвящает не только литературе, но и …..?
8. Музыкальные способности Лермонтов унаследовал от…?
Молодцы, ребята. Вы вспомнили, что Михаил Юрьевич помимо литературного таланта обладал ещё и художественным и музыкальным.
Поэтому сегодня мне хотелось показать вам Лермонтова не только как великого поэта, но и как художника и музыканта.
ЖИВОПИСЬ
Все знают, что Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный поэт, нашедший признание еще при жизни и оказавший влияние на русскую литературу. Многие стихи Лермонтов на слуху у каждого образованного человека, и мало кто при имени Лермонтова вспоминает его картины, а между тем, по семейному преданию, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи.
Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены. Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий. Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в рисунке и живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у П.Е.Заболотского, уже известного тогда художника. Н.Н.Манвелов, учившийся вместе с поэтом в юнкерской школе, подчёркивает, что "рисунки Лермонтова отличались замечательной бойкостью и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях, полных жизни и правды". Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям. Вместе с тем, ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова. Художественное наследство Лермонтова по своему объему не особенно велико. Однако и то, что дошло до нас, дает возможность составить достаточно полное представление об этой стороне его деятельности: 11 картин, исполненных маслом, 51 акварель, 50 рисунков на отдельных листах.
(Слайды 2,3,4,5,6,7)
МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЛЕРМОНТОВА
Самое раннее свидетельство о любви Лермонтова к музыке принадлежит ему самому: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать» (заметка 1830 г.). Мать Лермонтова умерла, когда будущему поэту было даже не три года, а меньше двух с половиной лет. Такая повышенная музыкальная впечатлительность в столь раннем возрасте представляет собой, конечно, существенный и верный признак врожденной и большой музыкальности.
Первые впечатления поэта от музыкального театра оставили глубокий след в его душе. Очень рано проявилась его удивительная музыкальная память. Лермонтов отлично запомнил, например, оперу «Невидимка», которую он слышал первый раз, когда ему было всего пять лет. К ранней
юности относится и собственная его попытка написать оперное либретто.
Песни занимают видное место даже в ранних его стихах и юношеских драмах. Юноша
Лермонтов сам записал о себе: «Я думаю, что в такой душе много музыки…»
Когда Лермонтов поступил в Благородный пансион при Московском университете, он, наряду с общими науками, начал заниматься музыкой. Из его собственных высказываний известно, что уже в годы пребывания в пансионе он играл на скрипке и фортепиано. В газетах того времени сохранилось известие о музыкальном выступлении Лермонтова на отчетном
вечере в университетском пансионе. Поэт исполнил allegro из скрипичного концерта Людвига Маурера.
Позднее, будучи студентом Московского университета, Лермонтов выступал в близком домашнем кругу, как пианист и как певец. Очень отрывочные сведения об этом дошли до нас.
Глубокую любовь питал поэт к народному искусству, к старинным русским песням. Еще в юности он писал: «...если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях».
Лермонтов сам записывал народные песни. Он изучил такие замечательные образцы народного творчества, как былины, как «древние российские стихотворения», собранные Киршей Даниловым, и создал свою гениальную «Песню про купца Калашникова».
Сохранились сведения о том, что сам Лермонтов написал музыку на слова своей «Казачьей колыбельной песни». Ноты эти, которыми в свое время никто не заинтересовался, исчезли бесследно.
Русские композиторы очень рано заинтересовались поэзией Лермонтова. То были талантливые предшественники великого Глинки — А. Алябьев, А.Варламов, А. Гурилев; наконец, совсем неизвестные музыканты-любители — современники Лермонтова. Некоторые стихотворения уже при жизни поэта были положены на музыку. Свыше 240 произведений Лермонтова были положены на музыку: "Парус", "На севере диком стоит одиноко...", "Воздушный корабль", "Вверху одна горит звезда", "Выхожу один я на дорогу...". Последний романс в исполнении Лемешева мы сейчас послушаем (музыка Шашиной).
Звучит романс "Выхожу один я на дорогу..." на слова М.Ю.Лермонтова
Ребята, сегодня на уроке я постаралась показать вам Михаила Юрьевича Лермонтова с непривычной для вас стороны, для того, чтобы вы обогатили свои знания о великом поэте. А значит стали более образованными и культурными.