СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.Основные мотивы лирики.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о  жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова ,определить основные мотивы  лирики Лермонтова.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.Основные мотивы лирики.»

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

„ В сущности он был, если хотите, добрый малый: покутить, повеселиться — во всем этом он не отставал от товарищей; но у него не было ни малейшего добродушия, и ему непременно нужна была жертва, — без этого он не мог быть покоен, — и, выбрав ее, он уже беспощадно преследовал ее. Он непременно должен был закончить так трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его“. Мнение одного из полковых товарищей поэта

„ В сущности он был, если хотите, добрый малый: покутить, повеселиться — во всем этом он не отставал от товарищей; но у него не было ни малейшего добродушия, и ему непременно нужна была жертва, — без этого он не мог быть покоен, — и, выбрав ее, он уже беспощадно преследовал ее. Он непременно должен был закончить так трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его“.

Мнение одного из полковых товарищей поэта

«Я взошел к нему и сконфузился, по обыкновению. Думаю себе: ну зачем меня принесла к нему нелегкая?.. Но разговор наш как-то неожиданно завязался... Я смотрел на него — и не верил ни глазам, ни ушам своим. Лицо его приняло натуральное выражение, он был в эту минуту самим собою... В словах его было столько истины, глубины и простоты! Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть. Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!.. А ведь чудак! Он, я думаю, раскаивается, что допустил себя хоть на минуту быть самим собою, — я уверен в этом …» В. Г. Белинский

«Я взошел к нему и сконфузился, по обыкновению. Думаю себе: ну зачем меня принесла к нему нелегкая?.. Но разговор наш как-то неожиданно завязался... Я смотрел на него — и не верил ни глазам, ни ушам своим. Лицо его приняло натуральное выражение, он был в эту минуту самим собою... В словах его было столько истины, глубины и простоты! Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть. Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!.. А ведь чудак! Он, я думаю, раскаивается, что допустил себя хоть на минуту быть самим собою, — я уверен в этом …»

В. Г. Белинский

Стихотворение «Мой демон» 1829 г. М. Врубель «Демон сидящий» Можно ли картину М. Врубеля рассматривать как иллюстрацию к стихотворению?

Стихотворение «Мой демон» 1829 г.

М. Врубель «Демон сидящий»

Можно ли картину М. Врубеля рассматривать как иллюстрацию к стихотворению?

ДВА УЗНИКА М. Лермонтов «Узник» 1837 А. Пушкин «Узник» 1822 Сравните эмоциональный строй стихотворений Как можно объяснить одинаковые названия стихотворений? Что отличает героев Пушкина и Лермонтова? Может ли эта разница объяснить, какие перемены произошли в жизни?

ДВА УЗНИКА

М. Лермонтов «Узник» 1837

А. Пушкин «Узник» 1822

  • Сравните эмоциональный строй стихотворений
  • Как можно объяснить одинаковые названия стихотворений?
  • Что отличает героев Пушкина и Лермонтова?
  • Может ли эта разница объяснить, какие перемены произошли в жизни?

«СЕРЬЁЗНАЯ МЫСЛЬ БЫЛА ГЛАВНОЙ ЧЕРТОЮ ЕГО БЛАГОРОДНОГО ЛИЦА …»

«СЕРЬЁЗНАЯ МЫСЛЬ БЫЛА ГЛАВНОЙ ЧЕРТОЮ ЕГО БЛАГОРОДНОГО ЛИЦА …»

«БЛАГОДАРНОСТЬ» 1840  К кому обращается лирический герой стихотворения?  Какими чувствами проникнуто стихотворение?  Что можно сказать о судьбе того, кто написал эти строки?

«БЛАГОДАРНОСТЬ» 1840

  • К кому обращается лирический герой стихотворения?
  • Какими чувствами проникнуто стихотворение?
  • Что можно сказать о судьбе того, кто написал эти строки?

«В минуту жизни трудную …» 1839 В чем же находит спасение одинокая душа Лермонтова? Выпишите из стихотворений, прочитанных на уроке, слова с противоположным, контрастным значением. Какие мотивы повторяются в разных стихотворениях?

«В минуту жизни трудную …» 1839

В чем же находит спасение одинокая душа Лермонтова?

Выпишите из стихотворений, прочитанных на уроке, слова с противоположным, контрастным значением.

Какие мотивы повторяются в разных стихотворениях?

Мотивы лирики Лермонтова действие и воля одиночество свобода и воля странничество изгнанничество Родина память и забвение земля и небо время и вечность любовь смерть обман мщение покой Какие из названных мотивов прозвучали в стихотворениях, с которыми вы познакомились сегодня на уроке?

Мотивы лирики Лермонтова

  • действие и воля
  • одиночество
  • свобода и воля
  • странничество
  • изгнанничество
  • Родина
  • память и забвение
  • земля и небо
  • время и вечность
  • любовь
  • смерть
  • обман
  • мщение
  • покой

Какие из названных мотивов прозвучали в стихотворениях, с которыми вы познакомились сегодня на уроке?

Что В. Брюсов считает отличительной чертой поэзии Лермонтова? Казался ты и сумрачным и властным,  Безумной вспышкой непреклонных сил:  Но ты мечтал об ангельски прекрасном,  Ты демонски – мятежное любил!  Ты никогда не мог быть безучастным,  От гимнов ты к проклятиям спешил,  И в жизни верил всем мечтам напрасным:  Ответа ждал от женщин и могил  Но не было ответа. И угрюмо  Ты затаил, о чем томилась дума,  И вышел к нам с усмешкой на устах.  И мы тебя, поэт, не разгадали,  Не поняли младенческой печали  В твоих как будто кованных стихах!   В.Я. Брюсов «К портрету Лермонтова»

Что В. Брюсов считает отличительной чертой поэзии Лермонтова?

Казался ты и сумрачным и властным, Безумной вспышкой непреклонных сил: Но ты мечтал об ангельски прекрасном, Ты демонски – мятежное любил! Ты никогда не мог быть безучастным, От гимнов ты к проклятиям спешил, И в жизни верил всем мечтам напрасным: Ответа ждал от женщин и могил Но не было ответа. И угрюмо Ты затаил, о чем томилась дума, И вышел к нам с усмешкой на устах. И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованных стихах!

В.Я. Брюсов «К портрету Лермонтова»

Выберите эпиграф к уроку из предложенных Что без страданий жизнь поэта?  И что без бури океан? « Я жить хочу!..»  2. Мне нужно действовать, я каждый день  Бессмертным сделать бы желал … «1831-го 11 дня»  3. Но хочет все душа моя  Во всем дойти до совершенства … Из ранних стихов  4. Что же мне делать, певцу и первенцу,  В мире, где наичернейший – сер!  Где вдохновенье хранят, как в термосе!  С этой безмерностью  В мире мер?! Марина Цветаева

Выберите эпиграф к уроку из предложенных

  • Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан? « Я жить хочу!..»

2. Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал … «1831-го 11 дня»

3. Но хочет все душа моя

Во всем дойти до совершенства … Из ранних стихов

4. Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший – сер!

Где вдохновенье хранят, как в термосе!

С этой безмерностью

В мире мер?! Марина Цветаева

ЗАДАНИЕ К УРОКУ: «ИЗ ПЛАМЯ И СВЕТА РОЖДЕННОЕ СЛОВО ,,,» Прочитать стихотворения «Поэт» и «Пророк». Приготовить выразительное чтение. Составить и записать вопросы к стихотворению «Поэт» Подумать над вопросом: «Какой вам представляется судьба пушкинского пророка в стихотворении М. Ю. Лермонтова?

ЗАДАНИЕ К УРОКУ: «ИЗ ПЛАМЯ И СВЕТА РОЖДЕННОЕ СЛОВО ,,,»

  • Прочитать стихотворения «Поэт» и «Пророк». Приготовить выразительное чтение.
  • Составить и записать вопросы к стихотворению «Поэт»
  • Подумать над вопросом: «Какой вам представляется судьба пушкинского пророка в стихотворении М. Ю. Лермонтова?