МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
„ В сущности он был, если хотите, добрый малый: покутить, повеселиться — во всем этом он не отставал от товарищей; но у него не было ни малейшего добродушия, и ему непременно нужна была жертва, — без этого он не мог быть покоен, — и, выбрав ее, он уже беспощадно преследовал ее. Он непременно должен был закончить так трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его“.
Мнение одного из полковых товарищей поэта
«Я взошел к нему и сконфузился, по обыкновению. Думаю себе: ну зачем меня принесла к нему нелегкая?.. Но разговор наш как-то неожиданно завязался... Я смотрел на него — и не верил ни глазам, ни ушам своим. Лицо его приняло натуральное выражение, он был в эту минуту самим собою... В словах его было столько истины, глубины и простоты! Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть. Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!.. А ведь чудак! Он, я думаю, раскаивается, что допустил себя хоть на минуту быть самим собою, — я уверен в этом …»
В. Г. Белинский
Стихотворение «Мой демон» 1829 г.
М. Врубель «Демон сидящий»
Можно ли картину М. Врубеля рассматривать как иллюстрацию к стихотворению?
ДВА УЗНИКА
М. Лермонтов «Узник» 1837
А. Пушкин «Узник» 1822
- Сравните эмоциональный строй стихотворений
- Как можно объяснить одинаковые названия стихотворений?
- Что отличает героев Пушкина и Лермонтова?
- Может ли эта разница объяснить, какие перемены произошли в жизни?
«СЕРЬЁЗНАЯ МЫСЛЬ БЫЛА ГЛАВНОЙ ЧЕРТОЮ ЕГО БЛАГОРОДНОГО ЛИЦА …»
«БЛАГОДАРНОСТЬ» 1840
- К кому обращается лирический герой стихотворения?
- Какими чувствами проникнуто стихотворение?
- Что можно сказать о судьбе того, кто написал эти строки?
«В минуту жизни трудную …» 1839
В чем же находит спасение одинокая душа Лермонтова?
Выпишите из стихотворений, прочитанных на уроке, слова с противоположным, контрастным значением.
Какие мотивы повторяются в разных стихотворениях?
Мотивы лирики Лермонтова
- действие и воля
- одиночество
- свобода и воля
- странничество
- изгнанничество
- Родина
- память и забвение
- земля и небо
- время и вечность
- любовь
- смерть
- обман
- мщение
- покой
Какие из названных мотивов прозвучали в стихотворениях, с которыми вы познакомились сегодня на уроке?
Что В. Брюсов считает отличительной чертой поэзии Лермонтова?
Казался ты и сумрачным и властным, Безумной вспышкой непреклонных сил: Но ты мечтал об ангельски прекрасном, Ты демонски – мятежное любил! Ты никогда не мог быть безучастным, От гимнов ты к проклятиям спешил, И в жизни верил всем мечтам напрасным: Ответа ждал от женщин и могил Но не было ответа. И угрюмо Ты затаил, о чем томилась дума, И вышел к нам с усмешкой на устах. И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованных стихах!
В.Я. Брюсов «К портрету Лермонтова»
Выберите эпиграф к уроку из предложенных
- Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан? « Я жить хочу!..»
2. Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал … «1831-го 11 дня»
3. Но хочет все душа моя
Во всем дойти до совершенства … Из ранних стихов
4. Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший – сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?! Марина Цветаева
ЗАДАНИЕ К УРОКУ: «ИЗ ПЛАМЯ И СВЕТА РОЖДЕННОЕ СЛОВО ,,,»
- Прочитать стихотворения «Поэт» и «Пророк». Приготовить выразительное чтение.
- Составить и записать вопросы к стихотворению «Поэт»
- Подумать над вопросом: «Какой вам представляется судьба пушкинского пророка в стихотворении М. Ю. Лермонтова?