СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.М.Пришвин «Последние грибы» «Листопад» «Осинкам холодно»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ рассказов пришлвина. Знакомство с ИЗС (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение). Выделение тем, идей произвелений. Работа с текстом. 

Просмотр содержимого документа
«М.М.Пришвин «Последние грибы» «Листопад» «Осинкам холодно»»

Михаил  Михайлович  Пришвин  (1873 – 1954г.г.)

Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954г.г.)

Рассказ  «Осинкам холодно»

Рассказ «Осинкам холодно»

«Осинкам холодно» Какими изображает автор осинки? Докажите. Осинки словно живые существа : « собрались молодые разноцветные осинки», «одна к другой», «им стало холодно», они вышли погреться». Как называется такое изображение неживого предмета, как живого? Олицетворение – прием , когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.

«Осинкам холодно»

  • Какими изображает автор осинки? Докажите.
  • Осинки словно живые существа : « собрались молодые разноцветные осинки», «одна к другой», «им стало холодно», они вышли погреться».
  • Как называется такое изображение неживого предмета, как живого?
  • Олицетворениеприем , когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
«Осинкам холодно» С кем проводит параллель автор, изображая осинки? Осинки выглядят так, словно «в деревнях выходят люди посидеть на завалинке ». Как называется такое изображение, когда одно явление схоже с другим? Сравнение – троп ( фигура речи ), основанный на сопоставлении  одного предмета с другим по их сходству . Обычно с помощью слов КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО, КАК БУДТО и пр.

«Осинкам холодно»

  • С кем проводит параллель автор, изображая осинки?
  • Осинки выглядят так, словно «в деревнях выходят люди посидеть на завалинке ».
  • Как называется такое изображение, когда одно явление схоже с другим?
  • Сравнениетроп ( фигура речи ), основанный на сопоставлении  одного предмета с другим по их сходству .
  • Обычно с помощью слов КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО, КАК БУДТО и пр.
«Осинкам холодно» Тема:  О чем рассказ? Природа, осенняя природа . Идея: Что хотел сказать автор? Природа – живое существо , которое, подобно человеку, способно чувствовать, ощущать и пр .

«Осинкам холодно»

  • Тема: О чем рассказ?
  • Природа, осенняя природа .
  • Идея: Что хотел сказать автор?
  • Природа – живое существо , которое, подобно человеку, способно чувствовать, ощущать и пр .
Рассказ  «Листопад»

Рассказ «Листопад»

«Листопад» Кто главный «герой» рассказа? Заяц. Что он делает? Опишите его повадки? Какую опасность таит в себе листопад для зверька. Зачитайте цитаты. В лес « лучше не ходи…пока падают листья и шепчутся ». А кто-то « не побоялся, не поддался обману падающих листьев», и его кто-то «сзади под шумок схватил в зубы ». Почему же рассказ назван не «Заяц»? Листопад – важное время в жизни леса, когда можно обмануться, стать жертвой хищника, это время проверки, время испытаний для зверька.

«Листопад»

  • Кто главный «герой» рассказа?
  • Заяц.
  • Что он делает? Опишите его повадки?
  • Какую опасность таит в себе листопад для зверька. Зачитайте цитаты.
  • В лес « лучше не ходи…пока падают листья и шепчутся ». А кто-то « не побоялся, не поддался обману падающих листьев», и его кто-то «сзади под шумок схватил в зубы ».
  • Почему же рассказ назван не «Заяц»?
  • Листопад – важное время в жизни леса, когда можно обмануться, стать жертвой хищника, это время проверки, время испытаний для зверька.
«Листопад» Найдите к тексте олицетворение . «листья шепчутся» А что за прием использован в последнем предложении во фразе « обману падающих листьев »? Метафора – это прием , в котором слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства  с другим предметом или явлением. Как называются неделимые сочетания типа «набраться храбрости» «не поддался обману»? *

«Листопад»

  • Найдите к тексте олицетворение .
  • «листья шепчутся»
  • А что за прием использован в последнем предложении во фразе « обману падающих листьев »?
  • Метафора это прием , в котором слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства с другим предметом или явлением.
  • Как называются неделимые сочетания типа «набраться храбрости» «не поддался обману»? *

«Листопад» Тема:  О чем рассказ? Перемены (процессы) в природе. Идея: Что хотел сказать автор? Все изменения в природе – естественный процессы, к которым нужно прислушиваться, присматриваться , не оставлять без внимания. Каждый процесс – особенное, уникальное явление.

«Листопад»

  • Тема: О чем рассказ?
  • Перемены (процессы) в природе.
  • Идея: Что хотел сказать автор?
  • Все изменения в природе – естественный процессы, к которым нужно прислушиваться, присматриваться , не оставлять без внимания. Каждый процесс – особенное, уникальное явление.
Рассказ  «Последние грибы»

Рассказ «Последние грибы»

«Последние грибы» Какой прием наиболее част в этом тексте? Примеры. Олицетворения : «ветер разлетелся», «липа вздохнула, выдохнула», «ветер ещё разлетелся, рванул», «слетели все листья», «поиграл ветер», «подобрался к туче, дунул», «брызнула туча», «разошлась дождём», «ветер нагнал и погнал», «вырвались яркие лучи». Метафоры: «редкие золотые монетки», «выдохнула из себя миллион золотых листиков». Что это за время – время последних грибов? Значит, что скоро закончится осень, последнее тепло, природа будет готовиться к зиме. Почему рассказ назван именно так (ведь все время говорилось о ветре, его проказах)?

«Последние грибы»

  • Какой прием наиболее част в этом тексте? Примеры.
  • Олицетворения : «ветер разлетелся», «липа вздохнула, выдохнула», «ветер ещё разлетелся, рванул», «слетели все листья», «поиграл ветер», «подобрался к туче, дунул», «брызнула туча», «разошлась дождём», «ветер нагнал и погнал», «вырвались яркие лучи».
  • Метафоры: «редкие золотые монетки», «выдохнула из себя миллион золотых листиков».
  • Что это за время – время последних грибов?
  • Значит, что скоро закончится осень, последнее тепло, природа будет готовиться к зиме.
  • Почему рассказ назван именно так (ведь все время говорилось о ветре, его проказах)?
Знатоки грибов

Знатоки грибов

«Последние грибы» Тема:  О чем рассказ? Перемены (процессы) в природе. Идея: Что хотел сказать автор? Часто человек не замечает вроде бы мелочи (например, последние грибы, последние ягоды, теплые дни, и пр), которые являются своего рода сигналами завершения какого-то периода в природе. Нужно уметь присмотреться к природе , понимать её, ценить всякий её дар.

«Последние грибы»

  • Тема: О чем рассказ?
  • Перемены (процессы) в природе.
  • Идея: Что хотел сказать автор?
  • Часто человек не замечает вроде бы мелочи (например, последние грибы, последние ягоды, теплые дни, и пр), которые являются своего рода сигналами завершения какого-то периода в природе. Нужно уметь присмотреться к природе , понимать её, ценить всякий её дар.
Домашнее задание Читать рассказ «Иван-да-Марья». Заполнить таблицу  (по рассказу). НА ДОП.ОЦ: написаться свой небольшой рассказ на тему перемен в природе осенью . Метафоры примеры из текста Сравнения примеры из текста Олицетворения примеры из текста

Домашнее задание

  • Читать рассказ «Иван-да-Марья».
  • Заполнить таблицу (по рассказу).
  • НА ДОП.ОЦ: написаться свой небольшой рассказ на тему перемен в природе осенью .

Метафоры

примеры из текста

Сравнения

примеры из текста

Олицетворения

примеры из текста