СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. М. Пришвин "Выскочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка знакомит с биографией М. М. Пришвина и его произведением "Выскочка"

Просмотр содержимого документа
«М. М. Пришвин "Выскочка"»

Предмет : литературное чтение, 4 класс

Тип урока:  Изучение и закрепление нового материала

Цель урока: познакомить с биографией М.М. Пришвина и произведением «Выскочка»

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»,учить анализировать характер героев и причинно-следственные связи их поступков, актуализировать знания о произведении А.И. Куприна « Барбос и Жулька»

  • Развивающие: обогащать словарный запас, формировать навыки связной культурной речи, мышление, память, умение анализировать.

  • Воспитательные: воспитывать чувство юмора, чувство вины .

  • Предметные: умение работать с текстом( определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, давать характеристику героям по их поступкам и речам)

  • Метапредметные:

  • Познавательные - умение ориентироваться в книге, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

  • Регулятивные - оценивание своей работы на уроке, принятие учебной задачи урока

  • Коммуникативные – рассуждать и давать ответы на вопросы в ходе дифференцированного обсуждения, полно и точно выразить свои эмоции.

  • Личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой, презентация к уроку, выставка книг М.М. Пришвина, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для групповой работы), компьютер и проектор, толковый словарь Ожегова, Даля.

  1. 1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами на уроке литературного чтения!

- Давайте проверим готовность к уроку. На парте ваш верный помощник на этом уроке – учебник литературного чтения.

- Сядьте ровно, выпрямите спинки, расправьте плечи, поднимите подбородок и улыбнитесь друг другу. Желаю вам хорошего настроения, и на этой мажорной нотке мы начнем наш урок.



  1. Работа в группах.

- Сегодня на уроке мы работаем в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группах.

1. работать активно.

2. выслушивать мнение каждого.

3. вежливо и доброжелательно общаться с товарищем по группе.

4. Найти общее решение.

5. выбрать выступающего.

6. Понять задание.

- Молодцы ! А название своей группы вы узнаете, собрав пазл.

1 группа – муравьишки

2 группа – пчелки

3 группа - ежики

(ставлю картинку на подставочке)

- Предположите, почему именно так называются наши группы?

(Потому что мы изучаем раздел «Природа и мы», а названия наших групп это живая природа).

1 слайд (природа)

  1. Речевая разминка.

- Для того, чтобы ваши навыки чтения развивались и совершенствовались, мы выполним специальные тренировочные упражнения.

1. - Начнем с дыхательной гимнастики.

- Сядьте правильно. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.

2 слайд ( свечи)

- Внимание на экран. Задуйте одну большую свечу.

- Представьте, что на вашей ладони стоят 3 свечки. Задуйте каждую из них.

- Представьте, что перед вами большой именинный торт. На нем много маленьких свечек. Задуйте как можно больше свечек.

3 слайд (упражнения для дикции)

- Выполним упражнения для дикции.

1. - Делаем вдох. На выдохе читаем, четко проговаривая каждый звук.

Читаем медленно и тихо.

А-О-У-Ы-И-Э-А-Ы-О-У-И-А

2. Ускоряем темп:

С-Ж-П-Ш Б-Д-П-Т Г-Ж-К-Ш

3.Поработаем над упражнением «Слоговички». Читаем громко и быстро, четко проговаривая каждый звук . ( Читаем по группам)

Гра гре гри гро гру гры стра ство стро взре вдру вдры

4 слайд (таблица пирамида)

- Поработаем с таблицей для расширения поля зрения. Зафиксируйте взгляд в центре таблицы на звездочках и прочитайте слова.

(дети читают медленно, потом еще раз быстро)

- Переходим к работе с таблицей Шульте. Положите перед собой таблицу. Зафиксируйте взгляд в центре ее. В течение 30 секунд работайте с таблицей.

- Отложите таблицу.



  1. Проверка домашнего задания.

-Ребята, давайте вспомним уже изученные вами произведения в разделе «Природа и мы».

- Послушайте высказывание и назовите произведение и его автора.

1. «Он был приемным членом семьи, но очень любимым» ( Дмитрий Мамин – Сибиряк «Приемыш»)

2. «Они были разными, но дружба их – крепкой» (Александр Куприн «Барбос и Жулька»)


- Проверим , как же вы поработали дома над рассказом А. Куприна «Барбос и Жулька»


Задание для первой группы рассказать о Барбосе (рисунок)


Вопрос группе: Почему автор так подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы показать, какие они разные)



Вторая группа рассказать о Жульке (рисунок)


Вопрос группе: Как автор называет отношения, сложившиеся между собаками?(между ними царствовало редкое согласие и самая нежная любовь)


Третья группа - Какой же была их собачья дружба ( рисунок).


Вопрос группе: Чему учит этот рассказ? ( Дружбе, преданности, смелости)


5 .Целеполагание.

- Ребята, послушайте высказывание «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. Охранять природу – значит охранять Родину».


- Как вы понимаете это высказывание? (Природа – наша кладовая. Все в ней есть для жизни. Но, как всякая кладовая, она постепенно истощается. Автор этих строк призывает нас изучать и беречь природу.)


- А написал эти слова известный русский писатель – натуралист Михаил Михайлович Пришвин. И все его произведения посвящены природе и животным.


Предположите, какие цели урока мы для себя поставим. Слайд

- Продолжите , сегодня на уроке …

1.Познакомимся….           

  • с новым произведением о природе

  • с автором литературного произведения  

2.Будем учиться…..                     

  • Читать и понимать прочитанное

  • Определять главную мысль рассказа

3.Будем развивать…..                     

  • Навыки чтения

  • Речь

4. Высказывать и доказывать……..        

  • Собственное мнение

  • Пожелание




  1. Слово об авторе.

7 слайд (портрет автора)

- Посмотрите внимательно на портрет писателя.

- Расскажет нам о нем………

(Михаил Пришвин прожил долгую счастливую жизнь. Родился он в селе Хрущево Орловской губернии 4 февраля 1873 года. После окончания гимназии. Он работал агрономом, учителем и даже директором школы. Михаил Пришвин был не только хорошим писателем, но и фотографом.

Он не только любил природу, но и многое сделал для ее охраны. Все его произведения учат понимать и беречь родную природу.)


- В библиотеке, то обязательно найдете произведения М. Пришвина, и главные герои в них - животные. (выставка книг Пришвина)


  1. Новый материал.

- А кто станет героем произведения, с которым мы познакомимся сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадки:


Я верный человека  друг.
Имею множество заслуг.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал  -  
(Собака)


У птицы есть прозвище – белобока. По бокам перышки у нее белые, а голова, крылья и хвост черные. Очень красив у птицы хвост – длинный, прямой будто стрела. Кто же это? (сорока)


8 слайд (собака и сорока)

- Какие части речи помогают нам в описании сороки? ( прилагательные).

- Назовите их.

- Расшифруйте название произведения. Посмотрите на доску. Здесь перепутались буквы и цифры. Прочитав только буквы, вы узнаете название произведения.


84В568Ы391С47К577О430Ч471К444А544


- Писатель дал своему произведению название «Выскочка». Открываю тему на доске. 

- Предположите, кого в народе называют «выскочкой»? (Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.)


-Работа в группах.

Обратимся к толковому словарю и найдем объяснение этому слову.

1 группа работает со словарем Ожогова.

2 группа - со словарем Даля.

3 группа – со словарем…

Дети зачитывают.


Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. (Ожегов)

- Как вы понимаете слова «занял видное положение не по заслугам»?


Выскочка – тот, кто выскочил, опередил товарищей, кто выскакивает вперед, суется, выслуживается. (В. Даль)

- Предположите, о чём может быть этот рассказ с таким названием, если главными героями являются животные?

- Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ. Откройте учебники на стр. 92.

7. Первичное чтение.

Читаем вслух, по ходу чтения работаем с текстом. Возьмите карандаши. Над непонятными словами ставим ?

1часть - читаю я.

- Проследите, как менялась кличка собаки. Почему? ( Вьюшку все любят)

2 часть – читает ученик.

- Делаем пометку

опустила вниз поленом - выпрямить хвостик. (полено – кусок распиленного бревна для растопки)

Бдительность (чуткость, зоркость, настороженность, внимательность)


Остановка (показываю красный кружок) - Предположите, почему Вьюшка тревожилась?

Остановка (показываю красный кружок) - Предположите, как могут дальше развиваться события?




3 часть – упражнение «Буксир» учитель – ученик

- Делаем пометку

Выводок – птенцы, живущие с матерью

В семье не без урода – ( тот , кто выделяется своими качествами )

С заскоком и с пыльцой в голове – глуповатая

Поскакала дуром – как попало, не думая


  1. Остановка - (показываю красный кружок ) - Предположите, получится у них это?


2 . В семье не без урода ..» - так Пришвин назвал сороку. Как вы понимаете это выражение?

3. Почему автор назвал сороку Выскочкой? (Сорока была не такая как все, она лезла вперед других сорок).

- Остановка - (показываю красный кружок ) - Предположите, Как поведет себя Выскочка дальше?

 4 часть - способом «мячик»

1. - Остановка - (показываю красный кружок ) - Предположите, зачем она так поступает?

2. -Остановка (показываю красный кружок) - Предположите, кому достанется все – таки кость?


3. Остановка (показываю красный кружок) - Предположите, что произойдет дальше?

- Делаем пометку

Радужный – разноцветный



5 часть - способом «Дождь»

- Делаем пометку

Срам - позор


Физминутка.


8.Итог работы над первичным чтением.


- Понравилось вам произведение?

- К какому жанру литературы отнесём это произведение? (рассказ)

Работа в группах. Ответ на вопрос.

1 группа – Что такое рассказ?

рассказ это небольшое произведение художественной литературы об одном или нескольких событиях из жизни героя. У рассказа всегда есть автор.

2 группа – - А к какому стилю отнесем этот рассказ: к художественному или научно – познавательному?

( когда автор передает свои мысли, чувства, переживания – это художественный тип текста. А когда сообщают точные сведения, информацию – это научный тип текста.)

3 группа – Как автор показывает свои чувства, отношение к главным героям в этом рассказе?

Он пишет про Вьюшку с любовью, юмором, так как она прекрасно служила сторожем, была весёлой и всем нравилась. К Выскочке он относится насмешкой и состраданием.

- Какова тема рассказа?

9. Лексическая работа.

Работа в группах. Вы делали пометки над непонятными словами. Ноя вам их объясняла по ходу чтения. Проверим вашу внимательность .

Соедините слова и выражения с их значением.


  • Полено



  • Поскакала дуром


  • С заскоком и с пыльцой в голове 

-кусок распиленного бревна

для растопки


легкомысленная, глуповатая


- не попорядку, как попало, не думая.


  • В семье не без урода


  • Выводок


  • Сородычи

Тот, кто выделяется


Родственники


Птенцы, ещё живущие с матерью

  • Срам


  • Бдительность


  • Радужный


Разноцветный


Стыд, позор


Зоркость, настороженность



10. Вторичное чтение.

  • 1 и 2 абзац - Чтение цепочкой.

  • 3 и 4 абзац - Чтение с ошибками

  • .5 и 6 абзац – способом снег

  • С места «говорят в семье…..» читаем парами - один следит пальчиком другой читает.

  • Чтение диалога сорок по ролям

  • «Так за свой страх и риск» - читаем под метроном 3 удара на строку.

  • С 94. Способом «буксир» учитель – ученик.

- Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказали в начале работы с рассказом?

- В каком абзаце вы найдете описание Вьюшки? Прочитайте его.

- Какой знакомый прием вы увидели в описании? (сравнение)

- Найдите абзац, где автор использует крылатое выражение «В семье не без урода». Что оно обозначает? Прочитаем этот абзац.

- Прочитаем 3 абзац на с. 93. Обратите внимание на слова «повели правильное наступление». Это метафора – скрытое сравнение. С кем сравнивает автор шесть сорок? ( с противником, который наступает на Вьюшку).

- Где в рассказе самый напряженный момент – кульминация? (с 94. )

- Сравните выскочку в момент схватки и в конце рассказа (самоуверенная, хитрая, с напором и шарик пестрый с головкой)

- Какое чувство испытала выскочка в конце рассказа: гордости или стыда? Почему? (Над ней посмеялись даже сороки) Докажите словами из текста.

- Почему эта история закончилась именно так?



11. Закрепление изученного.

--А теперь я предлагаю вам поразмышлять о героях этого рассказа. Перед вами  схема составления синквейна и две темы «Вьюшка» и «Выскочка». 

Работа в парах.

1 группа –работает по теме Вьюшка

2 группа – потеме Выскочка

3 группа – на выбор

Вьюшка

Выскочка

Какая ?(2 слова)

Что делала?(3 слова)

Что с ней произошло?(предложение)

Кто она?(1 слово)



Какая ?(2 слова)

Что делала?(3 слова)

Что с ней произошло?(предложение)

Кто она?(1 слово)


Вьюшка

Выскочка

Какая ?Сторожевая, умная.

Что делала?Охраняла, охотилась, слушалась.

Собака обхитрила сороку.

Песик.

Глупая, хитрая.

Воровала, летала, не слушалась.

Птица по глупости потеряла хвост.

Сорока.


12. Работа с пословицами. Работа в группах .

Каждая группа выбирает ту пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

- Семь раз отмерь – один раз отрежь.

- Всякий совет к разуму хорош.

- Хитрость и смекалка – родные сестры.

- Один якал, якал, да и заплакал.


12. Рефлексия .


Ребята , внимание на экран

11 слайд (на фоне природы слова Пришвина)


«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»

- Прокомментируйте эти слова, опираясь на текст.

-Чему же нас научил рассказ М.Пришвина?

- Какой урок вы извлечете для себя?

- Можно ли сравнить поведение человека с поведением птицы?

- Как относятся к выскочкам в обществе?

- Какой вывод делает М. Пришвин? О чем он нас предупреждает? ( М. Пришвин обращает внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать. Быть всегда вместе, держаться друг за друга)

- Предлагаю оценить работу своей группы.

- У вас на партах есть карточки с солнышком и тучкой. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

13. Оценивание детей.

14 . Домашнее задание. Рассказ прочитать

Рассказ прочитать.


1группа – ответить на вопросы после текста с. 95

2 группа – разделить тест на части и составить план рассказа.

3 группа – Придумать другой конец рассказу



Дополните фразы:

Сегодня на уроке….

Мне захотелось….

Я понял, что….


Слайд 12


Спасибо за работу на уроке!