Предмет : литературное чтение, 4 класс
Тип урока: Изучение и закрепление нового материала
Цель урока: познакомить с биографией М.М. Пришвина и произведением «Выскочка»
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»,учить анализировать характер героев и причинно-следственные связи их поступков, актуализировать знания о произведении А.И. Куприна « Барбос и Жулька»
Развивающие: обогащать словарный запас, формировать навыки связной культурной речи, мышление, память, умение анализировать.
Воспитательные: воспитывать чувство юмора, чувство вины .
Предметные: умение работать с текстом( определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, давать характеристику героям по их поступкам и речам)
Метапредметные:
Познавательные - умение ориентироваться в книге, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
Регулятивные - оценивание своей работы на уроке, принятие учебной задачи урока
Коммуникативные – рассуждать и давать ответы на вопросы в ходе дифференцированного обсуждения, полно и точно выразить свои эмоции.
Личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей.
Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой, презентация к уроку, выставка книг М.М. Пришвина, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для групповой работы), компьютер и проектор, толковый словарь Ожегова, Даля.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами на уроке литературного чтения!
- Давайте проверим готовность к уроку. На парте ваш верный помощник на этом уроке – учебник литературного чтения.
- Сядьте ровно, выпрямите спинки, расправьте плечи, поднимите подбородок и улыбнитесь друг другу. Желаю вам хорошего настроения, и на этой мажорной нотке мы начнем наш урок.
Работа в группах.
- Сегодня на уроке мы работаем в группах.
- Давайте вспомним правила работы в группах.
1. работать активно.
2. выслушивать мнение каждого.
3. вежливо и доброжелательно общаться с товарищем по группе.
4. Найти общее решение.
5. выбрать выступающего.
6. Понять задание.
- Молодцы ! А название своей группы вы узнаете, собрав пазл.
1 группа – муравьишки
2 группа – пчелки
3 группа - ежики
(ставлю картинку на подставочке)
- Предположите, почему именно так называются наши группы?
(Потому что мы изучаем раздел «Природа и мы», а названия наших групп это живая природа).
1 слайд (природа)
Речевая разминка.
- Для того, чтобы ваши навыки чтения развивались и совершенствовались, мы выполним специальные тренировочные упражнения.
1. - Начнем с дыхательной гимнастики.
- Сядьте правильно. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.
2 слайд ( свечи)
- Внимание на экран. Задуйте одну большую свечу.
- Представьте, что на вашей ладони стоят 3 свечки. Задуйте каждую из них.
- Представьте, что перед вами большой именинный торт. На нем много маленьких свечек. Задуйте как можно больше свечек.
3 слайд (упражнения для дикции)
- Выполним упражнения для дикции.
1. - Делаем вдох. На выдохе читаем, четко проговаривая каждый звук.
Читаем медленно и тихо.
А-О-У-Ы-И-Э-А-Ы-О-У-И-А
2. Ускоряем темп:
С-Ж-П-Ш Б-Д-П-Т Г-Ж-К-Ш
3.Поработаем над упражнением «Слоговички». Читаем громко и быстро, четко проговаривая каждый звук . ( Читаем по группам)
Гра гре гри гро гру гры стра ство стро взре вдру вдры
4 слайд (таблица пирамида)
- Поработаем с таблицей для расширения поля зрения. Зафиксируйте взгляд в центре таблицы на звездочках и прочитайте слова.
(дети читают медленно, потом еще раз быстро)
- Переходим к работе с таблицей Шульте. Положите перед собой таблицу. Зафиксируйте взгляд в центре ее. В течение 30 секунд работайте с таблицей.
- Отложите таблицу.
Проверка домашнего задания.
-Ребята, давайте вспомним уже изученные вами произведения в разделе «Природа и мы».
- Послушайте высказывание и назовите произведение и его автора.
1. «Он был приемным членом семьи, но очень любимым» ( Дмитрий Мамин – Сибиряк «Приемыш»)
2. «Они были разными, но дружба их – крепкой» (Александр Куприн «Барбос и Жулька»)
- Проверим , как же вы поработали дома над рассказом А. Куприна «Барбос и Жулька»
Задание для первой группы рассказать о Барбосе (рисунок)
Вопрос группе: Почему автор так подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы показать, какие они разные)
Вторая группа рассказать о Жульке (рисунок)
Вопрос группе: Как автор называет отношения, сложившиеся между собаками?(между ними царствовало редкое согласие и самая нежная любовь)
Третья группа - Какой же была их собачья дружба ( рисунок).
Вопрос группе: Чему учит этот рассказ? ( Дружбе, преданности, смелости)
5 .Целеполагание.
- Ребята, послушайте высказывание «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. Охранять природу – значит охранять Родину».
- Как вы понимаете это высказывание? (Природа – наша кладовая. Все в ней есть для жизни. Но, как всякая кладовая, она постепенно истощается. Автор этих строк призывает нас изучать и беречь природу.)
- А написал эти слова известный русский писатель – натуралист Михаил Михайлович Пришвин. И все его произведения посвящены природе и животным.
– Предположите, какие цели урока мы для себя поставим. Слайд
- Продолжите , сегодня на уроке …
1.Познакомимся…. | с новым произведением о природе с автором литературного произведения |
2.Будем учиться….. | Читать и понимать прочитанное Определять главную мысль рассказа |
3.Будем развивать….. | |
4. Высказывать и доказывать…….. | Собственное мнение Пожелание |
| |
Слово об авторе.
7 слайд (портрет автора)
- Посмотрите внимательно на портрет писателя.
- Расскажет нам о нем………
(Михаил Пришвин прожил долгую счастливую жизнь. Родился он в селе Хрущево Орловской губернии 4 февраля 1873 года. После окончания гимназии. Он работал агрономом, учителем и даже директором школы. Михаил Пришвин был не только хорошим писателем, но и фотографом.
Он не только любил природу, но и многое сделал для ее охраны. Все его произведения учат понимать и беречь родную природу.)
- В библиотеке, то обязательно найдете произведения М. Пришвина, и главные герои в них - животные. (выставка книг Пришвина)
Новый материал.
- А кто станет героем произведения, с которым мы познакомимся сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадки:
Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал -
(Собака)
У птицы есть прозвище – белобока. По бокам перышки у нее белые, а голова, крылья и хвост черные. Очень красив у птицы хвост – длинный, прямой будто стрела. Кто же это? (сорока)
8 слайд (собака и сорока)
- Какие части речи помогают нам в описании сороки? ( прилагательные).
- Назовите их.
- Расшифруйте название произведения. Посмотрите на доску. Здесь перепутались буквы и цифры. Прочитав только буквы, вы узнаете название произведения.
84В568Ы391С47К577О430Ч471К444А544
- Писатель дал своему произведению название «Выскочка». Открываю тему на доске.
- Предположите, кого в народе называют «выскочкой»? (Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.)
-Работа в группах.
Обратимся к толковому словарю и найдем объяснение этому слову.
1 группа работает со словарем Ожогова.
2 группа - со словарем Даля.
3 группа – со словарем…
Дети зачитывают.
Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. (Ожегов)
- Как вы понимаете слова «занял видное положение не по заслугам»?
Выскочка – тот, кто выскочил, опередил товарищей, кто выскакивает вперед, суется, выслуживается. (В. Даль)
- Предположите, о чём может быть этот рассказ с таким названием, если главными героями являются животные?
- Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ. Откройте учебники на стр. 92.
7. Первичное чтение.
Читаем вслух, по ходу чтения работаем с текстом. Возьмите карандаши. Над непонятными словами ставим ?
1часть - читаю я.
- Проследите, как менялась кличка собаки. Почему? ( Вьюшку все любят)
2 часть – читает ученик.
- Делаем пометку
опустила вниз поленом - выпрямить хвостик. (полено – кусок распиленного бревна для растопки)
Бдительность (чуткость, зоркость, настороженность, внимательность)
Остановка (показываю красный кружок) - Предположите, почему Вьюшка тревожилась?
Остановка (показываю красный кружок) - Предположите, как могут дальше развиваться события?
3 часть – упражнение «Буксир» учитель – ученик
- Делаем пометку
Выводок – птенцы, живущие с матерью
В семье не без урода – ( тот , кто выделяется своими качествами )
С заскоком и с пыльцой в голове – глуповатая
Поскакала дуром – как попало, не думая
Остановка - (показываю красный кружок ) - Предположите, получится у них это?
2 . В семье не без урода ..» - так Пришвин назвал сороку. Как вы понимаете это выражение?
3. Почему автор назвал сороку Выскочкой? (Сорока была не такая как все, она лезла вперед других сорок).
- Остановка - (показываю красный кружок ) - Предположите, Как поведет себя Выскочка дальше?
4 часть - способом «мячик»
1. - Остановка - (показываю красный кружок ) - Предположите, зачем она так поступает?
2. -Остановка (показываю красный кружок) - Предположите, кому достанется все – таки кость?
3. Остановка (показываю красный кружок) - Предположите, что произойдет дальше?
- Делаем пометку
Радужный – разноцветный
5 часть - способом «Дождь»
- Делаем пометку
Срам - позор
Физминутка.
8.Итог работы над первичным чтением.
- Понравилось вам произведение?
- К какому жанру литературы отнесём это произведение? (рассказ)
Работа в группах. Ответ на вопрос.
1 группа – Что такое рассказ?
рассказ – это небольшое произведение художественной литературы об одном или нескольких событиях из жизни героя. У рассказа всегда есть автор.
2 группа – - А к какому стилю отнесем этот рассказ: к художественному или научно – познавательному?
( когда автор передает свои мысли, чувства, переживания – это художественный тип текста. А когда сообщают точные сведения, информацию – это научный тип текста.)
3 группа – Как автор показывает свои чувства, отношение к главным героям в этом рассказе?
Он пишет про Вьюшку с любовью, юмором, так как она прекрасно служила сторожем, была весёлой и всем нравилась. К Выскочке он относится насмешкой и состраданием.
- Какова тема рассказа?
9. Лексическая работа.
Работа в группах. Вы делали пометки над непонятными словами. Ноя вам их объясняла по ходу чтения. Проверим вашу внимательность .
Соедините слова и выражения с их значением.
| -кусок распиленного бревна для растопки легкомысленная, глуповатая - не попорядку, как попало, не думая. |
| Тот, кто выделяется Родственники Птенцы, ещё живущие с матерью |
| Разноцветный Стыд, позор Зоркость, настороженность |
10. Вторичное чтение.
3 и 4 абзац - Чтение с ошибками
.5 и 6 абзац – способом снег
С места «говорят в семье…..» читаем парами - один следит пальчиком другой читает.
Чтение диалога сорок по ролям
«Так за свой страх и риск» - читаем под метроном 3 удара на строку.
С 94. Способом «буксир» учитель – ученик.
- Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказали в начале работы с рассказом?
- В каком абзаце вы найдете описание Вьюшки? Прочитайте его.
- Какой знакомый прием вы увидели в описании? (сравнение)
- Найдите абзац, где автор использует крылатое выражение «В семье не без урода». Что оно обозначает? Прочитаем этот абзац.
- Прочитаем 3 абзац на с. 93. Обратите внимание на слова «повели правильное наступление». Это метафора – скрытое сравнение. С кем сравнивает автор шесть сорок? ( с противником, который наступает на Вьюшку).
- Где в рассказе самый напряженный момент – кульминация? (с 94. )
- Сравните выскочку в момент схватки и в конце рассказа (самоуверенная, хитрая, с напором и шарик пестрый с головкой)
- Какое чувство испытала выскочка в конце рассказа: гордости или стыда? Почему? (Над ней посмеялись даже сороки) Докажите словами из текста.
- Почему эта история закончилась именно так?
11. Закрепление изученного.
--А теперь я предлагаю вам поразмышлять о героях этого рассказа. Перед вами схема составления синквейна и две темы «Вьюшка» и «Выскочка».
Работа в парах.
1 группа –работает по теме Вьюшка
2 группа – потеме Выскочка
3 группа – на выбор
Вьюшка | Выскочка |
Какая ?(2 слова) Что делала?(3 слова) Что с ней произошло?(предложение) Кто она?(1 слово) | Какая ?(2 слова) Что делала?(3 слова) Что с ней произошло?(предложение) Кто она?(1 слово) |
Вьюшка | Выскочка |
Какая ?Сторожевая, умная. Что делала?Охраняла, охотилась, слушалась. Собака обхитрила сороку. Песик. | Глупая, хитрая. Воровала, летала, не слушалась. Птица по глупости потеряла хвост. Сорока. |
12. Работа с пословицами. Работа в группах .
Каждая группа выбирает ту пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.
- Семь раз отмерь – один раз отрежь.
- Всякий совет к разуму хорош.
- Хитрость и смекалка – родные сестры.
- Один якал, якал, да и заплакал.
12. Рефлексия .
Ребята , внимание на экран
11 слайд (на фоне природы слова Пришвина)
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»
- Прокомментируйте эти слова, опираясь на текст.
-Чему же нас научил рассказ М.Пришвина?
- Какой урок вы извлечете для себя?
- Можно ли сравнить поведение человека с поведением птицы?
- Как относятся к выскочкам в обществе?
- Какой вывод делает М. Пришвин? О чем он нас предупреждает? ( М. Пришвин обращает внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать. Быть всегда вместе, держаться друг за друга)
- Предлагаю оценить работу своей группы.
- У вас на партах есть карточки с солнышком и тучкой. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.
13. Оценивание детей.
14 . Домашнее задание. Рассказ прочитать
Рассказ прочитать.
1группа – ответить на вопросы после текста с. 95
2 группа – разделить тест на части и составить план рассказа.
3 группа – Придумать другой конец рассказу
Дополните фразы:
Сегодня на уроке….
Мне захотелось….
Я понял, что….
Слайд 12
Спасибо за работу на уроке!