СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.П. Мусоргский "В углу" из вокального цикла "Детская"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический этюд учащейся 4 класса отделения хореографии (выполнение конкурсного задания) Алтуховой Кристины.

Просмотр содержимого документа
«М.П. Мусоргский "В углу" из вокального цикла "Детская"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Котовская детская школа искусств»










«В УГЛУ»

из вокального цикла М.П. Мусоргского «Детская»

(аналитический этюд)




Выполнила: учащаяся 4 класса

отделения хореографии

Алтухова Кристина Александровна,

21.08.2004 года рождения


Руководитель: преподаватель

Юрова Светлана Анатольевна





















На уроке музыкальной литературы в настоящее время мы знакомимся с творчеством замечательного русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Оно очень отличается от творчества тех композиторов, с которыми мы знакомились ранее: М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина. Мне очень нравится музыка Мусоргского, особенно фортепианный цикл «Картинки с выставки» и вокальный цикл «Детская». Музыка Мусоргского проста, понятна и близка нашей жизни.

В своём творчестве М.П. Мусоргский не раз обращался к детской теме. Им созданы «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке». С особой нежностью и теплотой композитор воплощает сценки из жизни детей в вокальном цикле «Детская» (1868-1872).

Вокальный цикл «Детская» был задуман М.П. Мусоргским в 1868 году. На мысль о создании цикла композитора натолкнуло общение с племянниками (детьми брата), а так же с детьми В. Стасова, которого в те годы он часто посещал (своих детей у композитора не было). Личные детские воспоминания М.П. Мусоргского также нашли отражение в этом произведении. Текст песен сочинил сам композитор (это отличает песни Мусоргского от романсов и песен Глинки, Даргомыжского, Бородина и других русских композиторов). Песни цикла «Детская» создавались все в разное время и лишь позже были объединены композитором в цикл.

Шесть из восьми песен цикла имеют посвящения. Песня «В углу» посвящена Виктору Александровичу Гартману, другу композитора, художнику и архитектору, умершему в расцвете лет от сердечной болезни (его посмертная выставка вдохновила композитора на создание одного из лучших его сочинений — цикла «Картинки с выставки»).

«В углу» - это вторая песня-сценка цикла. Она рассказывает о том, как няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. А наказанный проказник в углу обиженно всю вину перекладывает на котеночка – это он всё натворил, а не Миша.

Начало песни (фортепианное вступление и речь няни) словно рисует стремительно разматывающийся клубок, а вместе с ним - и возмущение, и гнев няни, которая увидела беспорядок в комнате.

Песню поёт один исполнитель. Но слушая её, кажется, что няня и Мишенька – это два разных исполнителя.

Речь няни строгая, она возмущённо «говорит». Её мелодия имеет широкий диапазон (от звука «до» первой октавы до звука «ми-бемоль» второй октавы). Мелодия разнообразна: в ней есть и речитативные повторы одного звука и много широких скачков. Вся она звучит напряжённо и громко. А фортепианное сопровождение (неустойчивые поступенные пассажи в октавном изложении) усиливает это напряжение.

Оправдательные фразы Мишеньки вносят в общее настроение песни успокоение. Быстрый темп сменяется медленным, громкая динамика - тихой. Только здесь «спадает напряжение» и становится понятным лад песни – это минор. Речь ребёнка распевная, печальная. В ней больше поступенного движения, чем скачков. Фразы мелодии прерываются паузами, изображая всхлипывания обиженного мальчика. Кажется, что Мишенька «говорит» в более высоком регистре, хотя диапазон его мелодии примерно тот же, что диапазон мелодии няни (от звука «ре» первой октавы до звука «фа» второй). Фортепианное сопровождение «всхлипывает» вместе с Мишенькой, мелодия, в основном, движется вниз.

Постепенно ситуация начинает меняться: убедив самого себя в собственной невиновности, Мишенька понемногу меняет тон. Интонации мелодии из жалобных постепенно переходят в капризные, более уверенные.

А в конце «сценки» — это уже вопль «оскорбленного достоинства»: «Няня Мишеньку обидела, напрасно в угол поставила; Миша больше не будет любить свою нянюшку, вот что!»

Мне очень близка ситуация данной сценки: в раннем детстве и мне «доставалось» от родителей. Те чувства, которые испытывает Мишенька, я не раз переживала. И насколько правдиво композитор их раскрывает в музыке!

  В этой замечательной музыке чувствуется трепетное отношение композитора к миру детства. Искренне М.П. Мусоргский раскрывает мир детских чувств, радостей и огорчений, словно общается со слушателем на «детском языке», доступном и понятном всем. Трудно представить себе более искреннее и поэтичное воплощение этих образов!


Использованная литература:

  1. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения. – М: Музыка, 2003.

  2. Мусоргский М.П. Альбом. Составитель Р. Ширинян. - Москва: «Музыка», 1987.

  3. Смирнова. Русская музыкальная литература. – М: Музыка, 1994.

  4. Хубов Г. «Мусоргский». – Москва: «Музыка», 1969.

  5. http://annvic.mypage.ru/tematicheskie-illjustracii/detskaya_modesta_petrovicha_musorgskogo.html

  6. http://www.belcanto.ru/or-mussorgsky-detskaya.html.