Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Котовская детская школа искусств»
«В УГЛУ»
из вокального цикла М.П. Мусоргского «Детская»
(аналитический этюд)
Выполнила: учащаяся 4 класса
отделения хореографии
Алтухова Кристина Александровна,
21.08.2004 года рождения
Руководитель: преподаватель
Юрова Светлана Анатольевна
На уроке музыкальной литературы в настоящее время мы знакомимся с творчеством замечательного русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Оно очень отличается от творчества тех композиторов, с которыми мы знакомились ранее: М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина. Мне очень нравится музыка Мусоргского, особенно фортепианный цикл «Картинки с выставки» и вокальный цикл «Детская». Музыка Мусоргского проста, понятна и близка нашей жизни.
В своём творчестве М.П. Мусоргский не раз обращался к детской теме. Им созданы «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке». С особой нежностью и теплотой композитор воплощает сценки из жизни детей в вокальном цикле «Детская» (1868-1872).
Вокальный цикл «Детская» был задуман М.П. Мусоргским в 1868 году. На мысль о создании цикла композитора натолкнуло общение с племянниками (детьми брата), а так же с детьми В. Стасова, которого в те годы он часто посещал (своих детей у композитора не было). Личные детские воспоминания М.П. Мусоргского также нашли отражение в этом произведении. Текст песен сочинил сам композитор (это отличает песни Мусоргского от романсов и песен Глинки, Даргомыжского, Бородина и других русских композиторов). Песни цикла «Детская» создавались все в разное время и лишь позже были объединены композитором в цикл.
Шесть из восьми песен цикла имеют посвящения. Песня «В углу» посвящена Виктору Александровичу Гартману, другу композитора, художнику и архитектору, умершему в расцвете лет от сердечной болезни (его посмертная выставка вдохновила композитора на создание одного из лучших его сочинений — цикла «Картинки с выставки»).
«В углу» - это вторая песня-сценка цикла. Она рассказывает о том, как няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. А наказанный проказник в углу обиженно всю вину перекладывает на котеночка – это он всё натворил, а не Миша.
Начало песни (фортепианное вступление и речь няни) словно рисует стремительно разматывающийся клубок, а вместе с ним - и возмущение, и гнев няни, которая увидела беспорядок в комнате.
Песню поёт один исполнитель. Но слушая её, кажется, что няня и Мишенька – это два разных исполнителя.
Речь няни строгая, она возмущённо «говорит». Её мелодия имеет широкий диапазон (от звука «до» первой октавы до звука «ми-бемоль» второй октавы). Мелодия разнообразна: в ней есть и речитативные повторы одного звука и много широких скачков. Вся она звучит напряжённо и громко. А фортепианное сопровождение (неустойчивые поступенные пассажи в октавном изложении) усиливает это напряжение.
Оправдательные фразы Мишеньки вносят в общее настроение песни успокоение. Быстрый темп сменяется медленным, громкая динамика - тихой. Только здесь «спадает напряжение» и становится понятным лад песни – это минор. Речь ребёнка распевная, печальная. В ней больше поступенного движения, чем скачков. Фразы мелодии прерываются паузами, изображая всхлипывания обиженного мальчика. Кажется, что Мишенька «говорит» в более высоком регистре, хотя диапазон его мелодии примерно тот же, что диапазон мелодии няни (от звука «ре» первой октавы до звука «фа» второй). Фортепианное сопровождение «всхлипывает» вместе с Мишенькой, мелодия, в основном, движется вниз.
Постепенно ситуация начинает меняться: убедив самого себя в собственной невиновности, Мишенька понемногу меняет тон. Интонации мелодии из жалобных постепенно переходят в капризные, более уверенные.
А в конце «сценки» — это уже вопль «оскорбленного достоинства»: «Няня Мишеньку обидела, напрасно в угол поставила; Миша больше не будет любить свою нянюшку, вот что!»
Мне очень близка ситуация данной сценки: в раннем детстве и мне «доставалось» от родителей. Те чувства, которые испытывает Мишенька, я не раз переживала. И насколько правдиво композитор их раскрывает в музыке!
В этой замечательной музыке чувствуется трепетное отношение композитора к миру детства. Искренне М.П. Мусоргский раскрывает мир детских чувств, радостей и огорчений, словно общается со слушателем на «детском языке», доступном и понятном всем. Трудно представить себе более искреннее и поэтичное воплощение этих образов!
Использованная литература:
Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения. – М: Музыка, 2003.
Мусоргский М.П. Альбом. Составитель Р. Ширинян. - Москва: «Музыка», 1987.
Смирнова. Русская музыкальная литература. – М: Музыка, 1994.
Хубов Г. «Мусоргский». – Москва: «Музыка», 1969.
http://annvic.mypage.ru/tematicheskie-illjustracii/detskaya_modesta_petrovicha_musorgskogo.html
http://www.belcanto.ru/or-mussorgsky-detskaya.html.