Тема: Магия первобытного искусства
Цели урока для учащихся (формулируются в зависимости от ожидаемых результатов):
узнать характерные особенности первобытного искусства;
научиться
различать основные средства выразительности в наскальной живописи и петроглифах;
сравнить различные art-объекты;
объяснять роль знака, символа в смысловом содержании художественного произведения, своеобразие художественного мышления человека каменного века
Оснащение урока: иллюстрации с изображением предметов декоративно-прикладного искусства, предназначенные для демонстрации и практической работы на местах. Учитель может использовать изображение находок из Альтамиры, Ласко, Саймалы-Таш.
Основные понятия темы: декоративно-прикладное искусство, петроглифы, композиция, динамика, ритм произведения.
Содержание урока:
Миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Архаические основы фольклора.
Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Легенда о матери – оленихе (кыргызский фольклор в интерпретации Ч.Т. Айтматова), легенда о матери-волчице (древнеримская мифология).
Условный язык художественных комплексов Альтамиры, Ласко, Саймалы-Таш.
Вхождение в тему урока (беседа с учащимися):
Вспомните из курса истории и литературы, что такое миф?
Является ли миф только наследием прошлого?
Что отражал каменного века в своей мифологии?
Символический образ животных в искусстве каменного века.
Постановка проблемы:
Рассмотрите предлагаемый зрительный ряд:
- Статуэтка мамонта из глины. Долни Вестонцы. Моравия;
- Сцена охоты. Ущелье Вальторта;
- Петроглифы. Саймалы-Таш;
- Бизоны. Альтамира;
- Бизоны. Ласко.
Заполните таблицу, назовите древние образы и символы, определите, что они обозначают
Название art-объекта | Место расположения | Образы | Символы | Предположение о смысловом значении символа |
| | | | |
Работа над проблемой:
Учащиеся работают в группах, каждый учащийся называет одно свое наблюдение, наиболее важное на его взгляд, не повторяя высказывания своих одноклассников. Затем каждая группа представляет свой вариант таблицы. Каждая последующая группа вносит коррективы в заполнение таблицы, аргументируя свои дополнения, исправления, уточнения.
Задача учителя сводится к тому, чтобы подвести учащихся к выводу об использовании обобщенных представлений об окружающем мире (стилизация изображения животных, как обобщенного образа древнего человека – символа жизни, силы и др.), что свидетельствует об общности корней искусства в разных культурных традициях.
Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Легенда о матери – оленихе (киргизский фольклор в интерпретации Ч.Т. Айтматова), легенда о матери-волчице (древнеримская мифология).
Задание для работы в группах:
Прочитайте фрагмент из произведения нашего современника Ч.Т. Айтматова (работа с раздаточным материалом) из повести «Белый пароход», в котором излагается древняя кыргызская легенда о рогатой матери-оленихе Умай-эне. Найдите и объясните интерпретацию автором древних символов: дерево, Богиня-мать, дерево).
Сравните древнеримскую легенду об основании Рима, которая вам известна из курса истории древнего мира, с кыргызской легендой, запишите в тетради свои наблюдения об общности этических представлений о мире.
Беседа с учащимися:
Каковы были представления древних художников о мире, в котором они жили, о себе?
В чем вы видите условность языка художественных комплексов Альтамиры, Ласко, Саймалы-Таш
Выводы учащихся записываются в таблицу:
Представления древнего человека |
о мире природы | о мире людей |
| |
Работа над понятиями: фетишизм, тотемизм, анимизм.
Домашнее задание (творческого характера): Определите, какие изобразительные средства использовал древний автор для того, чтобы показать красоту и силу бизонов (Ласко. Бизоны.)
СЛОВАРЬ:
Тотемизм - ранние религиозные представления, согласно которым каждый род произошел от определенного священного животного и поэтому наследует его свойства: силу, смелость, быстрое движение, зоркий глаз и т.п.
Фетишизм - ранние религиозные представления, согласно которым любая вещь, предмет, объект окружающего человека мира наделяются сверхъестественными свойствами
Анимизм - ранние религиозные представления, согласно которым животные, также как и люди имели душу, которая могла после их смерти переселиться в священное место (капище, или реликтовый лес)
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
САЙМАЛЫ-ТАШ, урочище в верховьях р. Кугарт (Киргизия) с наскальными изображениями железного века:
сцены охоты,
пахоты,
танцев,
символы солнца и др.
Большая часть петроглифов Прииссыккулья выполнена точечной техникой тремя стилистическими приемами: теневым, скелетным и контурным. Петроглифы древних кочевников выделяются по сходству с предметами скифо-сибирского звериного стиля, найденными в датированных курганах. На скалах изображали в основном горных козлов и архаров, реже – оленей, хищников, лошадей, верблюдов, людей. Встречаются сцены конной, пешей и загонной охоты. Отмечены рисунки солнца в виде козла, оленя, человека. Наскальные рисунки отличаются высокой техникой исполнения и реалистичностью изображения.