СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Магия первобытного искусства

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по авторской программе элективного курса "Мировая художественная культура", разработанного для профильного класса архитектурно-художественного направления.

Магия первобытного искусства

Просмотр содержимого документа
«Магия первобытного искусства»

Тема: Магия первобытного искусства

Цели урока для учащихся (формулируются в зависимости от ожидаемых результатов):

  • узнать характерные особенности первобытного искусства;

  • научиться

    • различать основные средства выразительности в наскальной живописи и петроглифах;

    • сравнить различные art-объекты;

    • объяснять роль знака, символа в смысловом содержании художественного произведения, своеобразие художественного мышления человека каменного века

Оснащение урока: иллюстрации с изображением предметов декоративно-прикладного искусства, предназначенные для демонстрации и практической работы на местах. Учитель может использовать изображение находок из Альтамиры, Ласко, Саймалы-Таш.

Основные понятия темы: декоративно-прикладное искусство, петроглифы, композиция, динамика, ритм произведения.

Содержание урока:

  1. Миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Архаические основы фольклора.

  2. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Легенда о матери – оленихе (кыргызский фольклор в интерпретации Ч.Т. Айтматова), легенда о матери-волчице (древнеримская мифология).

  3. Условный язык художественных комплексов Альтамиры, Ласко, Саймалы-Таш.


Вхождение в тему урока (беседа с учащимися):

  • Вспомните из курса истории и литературы, что такое миф?

  • Является ли миф только наследием прошлого?

  • Что отражал каменного века в своей мифологии?

  1. Символический образ животных в искусстве каменного века.

Постановка проблемы:

Рассмотрите предлагаемый зрительный ряд:

- Статуэтка мамонта из глины. Долни Вестонцы. Моравия;

- Сцена охоты. Ущелье Вальторта;

- Петроглифы. Саймалы-Таш;

- Бизоны. Альтамира;

- Бизоны. Ласко.

Заполните таблицу, назовите древние образы и символы, определите, что они обозначают

Название art-объекта

Место расположения

Образы

Символы

Предположение о смысловом значении символа






Работа над проблемой:

Учащиеся работают в группах, каждый учащийся называет одно свое наблюдение, наиболее важное на его взгляд, не повторяя высказывания своих одноклассников. Затем каждая группа представляет свой вариант таблицы. Каждая последующая группа вносит коррективы в заполнение таблицы, аргументируя свои дополнения, исправления, уточнения.

Задача учителя сводится к тому, чтобы подвести учащихся к выводу об использовании обобщенных представлений об окружающем мире (стилизация изображения животных, как обобщенного образа древнего человека – символа жизни, силы и др.), что свидетельствует об общности корней искусства в разных культурных традициях.

  1. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Легенда о матери – оленихе (киргизский фольклор в интерпретации Ч.Т. Айтматова), легенда о матери-волчице (древнеримская мифология).

Задание для работы в группах:

  • Прочитайте фрагмент из произведения нашего современника Ч.Т. Айтматова (работа с раздаточным материалом) из повести «Белый пароход», в котором излагается древняя кыргызская легенда о рогатой матери-оленихе Умай-эне. Найдите и объясните интерпретацию автором древних символов: дерево, Богиня-мать, дерево).

  • Сравните древнеримскую легенду об основании Рима, которая вам известна из курса истории древнего мира, с кыргызской легендой, запишите в тетради свои наблюдения об общности этических представлений о мире.

Беседа с учащимися:

  • Каковы были представления древних художников о мире, в котором они жили, о себе?

  • В чем вы видите условность языка художественных комплексов Альтамиры, Ласко, Саймалы-Таш

Выводы учащихся записываются в таблицу:

Представления древнего человека

о мире природы

о мире людей





  • Что можно сказать о связи древнего искусства с религией?

Работа над понятиями: фетишизм, тотемизм, анимизм.


Домашнее задание (творческого характера): Определите, какие изобразительные средства использовал древний автор для того, чтобы показать красоту и силу бизонов (Ласко. Бизоны.)


СЛОВАРЬ:

Тотемизм - ранние религиозные представления, согласно которым каждый род произошел от определенного священного животного и поэтому наследует его свойства: силу, смелость, быстрое движение, зоркий глаз и т.п.

Фетишизм - ранние религиозные представления, согласно которым любая вещь, предмет, объект окружающего человека мира наделяются сверхъестественными свойствами

Анимизм - ранние религиозные представления, согласно которым животные, также как и люди имели душу, которая могла после их смерти переселиться в священное место (капище, или реликтовый лес)


СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

САЙМАЛЫ-ТАШ, урочище в верховьях р. Кугарт (Киргизия) с наскальными изображениями железного века:

сцены охоты,

пахоты,

танцев,

символы солнца и др.

Большая часть петроглифов Прииссыккулья выполнена точечной техникой тремя стилистическими приемами: теневым, скелетным и контурным. Петроглифы древних кочевников выделяются по сходству с предметами скифо-сибирского звериного стиля, найденными в датированных курганах. На скалах изображали в основном горных козлов и архаров, реже – оленей, хищников, лошадей, верблюдов, людей. Встречаются сцены конной, пешей и загонной охоты. Отмечены рисунки солнца в виде козла, оленя, человека. Наскальные рисунки отличаются высокой техникой исполнения и реалистичностью изображения.