1 | Организа-ционный момент | | У. Сегодня мы продолжим с вами изучать магнитное поле. «Совершено непонятно, Почему вода течёт сверху вниз, А не обратно, так, а не наоборот. Совершенно не понятно, что такое свет и тень. В общем, есть над, чем подумать Если думать вам….. не лень!» | Ученики готовят рабочее место. Приветствуют учителя. | 1 | | Владеть спосо-бами само-контроля и рефлек-сии | Слушать и понимать речь других | |
2 | Актуали-зация знаний | Фронтальный опрос ( слайды 2-5) | 1. Что собой представляет магнитное поле? /Магнитное поле представляет собой особую форму материи. Существует реально, независимо от нас и от наших знаний о нём/ 2. Что является источником магнитного поля? / движущийся электрический заряд, проводник с током, постоянные магниты/ 3. Какой опыт подтверждает существование магнитного поля вокруг проводника с током? Кто осуществил этот опыт?/ Опыт Г.К.Эрстеда. Изменение ориентации магнитной стрелки в магнитном поле проводника с током./ 4. Как называются тела, длительное время сохраняющие свою намагниченность? /Постоянные магниты/ 5. Что называют магнитными полюсами магнита? Как их обозначают? /Места, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия. Южный и северный полюс./ 6. Как взаимодействуют между собой полюса магнитов?/Одноимённые отталкиваются, разноимённые притягиваются/ 7. Почему для изучения магнитного поля можно использовать железные опилки? / железные опилки намагничиваются и становятся магнитными стрелками во внешнем магнитном поле/ 8. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока? /располагаются по концентрическим окружностям/ 9. Какие линии называю магнитными линиями магнитного поля? /Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси маленьких магнитных стрелок/ 10. Для чего вводят понятие магнитных линий? /с помощью магнитных линий удобно изображать графически магнитное поле/ 11. Смотрим рисунок. В чём отличие этих рисунков? / направление линий совпадает с направление стрелки компаса указывающей на север. По рисункам мы видим, что направление магнитных линий магнитного поля зависит от направления тока в проводнике. /Слайд 5/ Молодцы! Теперь мы готовы к получению новых знаний. | Работают, самостоятельно дают ответы на вопросы. | 5 | Системати-зация информации по теме: «Магнитное поле» | Владеть спосо-бами само-контроля и рефлек-сии | Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других. | |
3 | Мотивация и целепо-лагание | Формули-рование темы и целей урока. | У. Посмотрите на то оборудование, что находится у вас на столах. Подумайте, как можно сформулировать тему урока и цели. Запишите в тетрадь тему урока: « Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение» Проговариваем цели: - обнаружить магнитное поле катушки с током; - исследовать, от чего зависит магнитное поле катушки с током; - выяснить сферы применения. | Ученики высказывают свои предположения | 1 | | Владеть способами само контроля и рефлек-сии | Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других. | |
4 | Открытие новых знаний | Поисковый метод работы | Организует учащихся на проведение опыта. Если вокруг проводника существует магнитное поле, то вокруг катушки с током оно должно быть. Но как это проверить? / использовать магнитную стрелку или полосовой магнит/ -Соберите электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата и ключа, соединив всё последовательно. Для чего в электрическую цепь включили реостат? / реостат служит для изменения силы тока в цепи/ -Смотрим рисунок в презентации. /Слайд 7/ Обратите внимания на особенности изображения катушки в цепи. Начертите её в тетрадь. Соберите электрическую цепь. -С помощью компаса определите, является ли катушка с током магнитом и есть ли у не полюса. Как это сделать? /подносим компас к катушке, учитывая, особенности взаимодействия одноимённых и разноимённых полюсов определяем полюса катушки с током/ Вывод из этого эксперимента: Катушка с током – магнит, у которого есть полюса северный и южный. Можно ли изменить расположение полюсов у электромагнита? Поменяем местами полюса подключения к источнику питания и вновь поднесём компас. Сделаем вывод. Расположение полюсов у электромагнита зависит от направления тока в цепи. Запишите в тетрадь (Слайд 8) Ещё раз учитель демонстрирует эксперимент с витком. А можно ли увидеть магнитное поле? / воспользуемся железными опилками/ Демонстрация линий магнитного поля катушки. (Слайд 9) Магнитные линии магнитного поля катушки с током являются замкнутыми кривыми. Принято считать, что вне катушки он направлены от северного полюса к южному. /запишем, найдём рисунок в учебнике на стр. Выполнить рисунок дома / Катушки с током широко используют в технике в качестве магнитов. Они удобны тем, что их магнитное действие можно изменять (усиливать или ослаблять) в широких пределах. Предложите способы, при помощи которых можно это делать. 1. Наличие сердечника /демонстрация учителя витка взаимодействующего с магнитной стрелкой с сердечником и без него/ Вывод: железо, введённое внутрь катушки, усиливает магнитное действие катушки. Катушка с железным сердечником называется электромагнит. 2. Изменяя силу тока в цепи./Удалить компас от катушки на расстояние где нет воздействия на стрелку компаса, предварительно обеспечим расположение ползунка реостата соответствующее наименьшему току в цепи. С помощью реостата увеличить ток в цепи. Сделать вывод/Вывод: при увеличении силы тока действие катушки с током усиливается ,а при уменьшении ослабевает. 3. Изменяя число витков, продемонстрировать изменение магнитного действия. /демонстрация магнитного действия разного количества витков на одинаковых сердечниках при одинаковом значении тока в цепи./ Вывод: Магнитное действие катушки с током тем больше, чем больше число витков в ней. Запишем в тетрадь (Слайд 10): Действие магнитного поля катушки с током зависит от: 1) силы тока, 2) наличия железного сердечника внутри, 3) числа витков Катушка с железным сердечником внутри называется электромагнитом /Слайд 11/ Обратимся к применению электромагнитов. (Слайды 12-18) Доклады представляют ученики | Самостоятельно чертят и собирают электрическую цепь. Проводят эксперимент. Делают выводы на основании проведённого опыта. Записывают выводы в тетрадь. Следят за демонстрацией экспериментов учителем. Формулируют выводы. Работают с учебником. Делают записи в тетради. Представляют доклады о применении катушек с током: - электромаг-ниты, электрический звонок, телеграф ( демонстрация моделей) | 30 | Выявляют наличие магнитного поля у катушки с током. Определяют магнитные полюса катушки с током, а так же зависимость их расположе-ния от направления тока в катушке. Делают выводы на основе экспериментов учителя о линиях магнитного поля и зависимости магнитных свойств катушки с током от числа витков, наличия сердечника и силы тока в цепи. Систематизи-руют информацию, используя учебник физики. Слушают одноклас-сников, делают пометки в тетрадях. | Владеть способами само-контроля и рефлек-сии | Уметь совместно выполнять экспе-римент. Договари-ваться и распреде-лять роли при его выполнении. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других | |
5 | Закрепление новых знаний | Выполнение теста на проверку уровня усвоения | Проводится тест Затем взаимопроверка. Ответы: 1 вариант (1.3, 2.2,3.2,4.2) 2 вариант (1.3,2.3,3.3,4.1) /представлены на слайде 19/ | Выполняют тест. Затем оценивают работу соседа | 5 | | Владеть способ-ми само-контроля и рефлек-сии | | Взаимо-контроль и оцени-вание |
6 | Итог урока Рефлексия и оцени-вание | беседа | Подводит итог урока, вместе с обучающимися. Вспомним тему урока, цели. Фиксирует результаты урока, успехи обучающихся. Закончи предложение. - Открыл (а) новое - Было трудно/легко - Я научилась (научился) - Я благодарен Какую оценку вы поставили себе за урок? Я оценила работу… | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, свою работу на уроке. | 2 | Формулировать и обобщать выводы; | Владеть способа-ми само-контроля и рефлек-сии | Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других | |