СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Магнитное поле катушки с током"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" Магнитное поле катушки с током"»

Технологическая карта урока



Этап урока

Методы

обучения

Учебно – познавательные задачи урока

Время


(в мин.)

Формируемый УДД

Методы

оценки/

само-оценки

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Познава-тельные


Регуля-тивные

Коммуни-

кативные

1

Организа-ционный момент


У. Сегодня мы продолжим с вами изучать магнитное поле.

«Совершено непонятно,

Почему вода течёт сверху вниз,

А не обратно, так, а не наоборот.

Совершенно не понятно, что такое свет и тень.

В общем, есть над, чем подумать

Если думать вам….. не лень!»

Ученики готовят рабочее место. Приветствуют учителя.

1


Владеть спосо-бами само-контроля и рефлек-сии

Слушать и понимать речь других


2

Актуали-зация знаний

Фронтальный опрос

( слайды 2-5)

1. Что собой представляет магнитное поле? /Магнитное поле представляет собой особую форму материи. Существует реально, независимо от нас и от наших знаний о нём/

2. Что является источником магнитного поля? / движущийся электрический заряд, проводник с током, постоянные магниты/

3. Какой опыт подтверждает существование магнитного поля вокруг проводника с током? Кто осуществил этот опыт?/ Опыт Г.К.Эрстеда. Изменение ориентации магнитной стрелки в магнитном поле проводника с током./

4. Как называются тела, длительное время сохраняющие свою намагниченность? /Постоянные магниты/

5. Что называют магнитными полюсами магнита? Как их обозначают? /Места, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия. Южный и северный полюс./

6. Как взаимодействуют

между собой полюса магнитов?/Одноимённые отталкиваются, разноимённые притягиваются/

7. Почему для изучения магнитного поля можно использовать железные опилки?

/ железные опилки намагничиваются и становятся магнитными стрелками во внешнем магнитном поле/

8. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока? /располагаются по концентрическим окружностям/

9. Какие линии называю магнитными линиями магнитного поля? /Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси маленьких магнитных стрелок/

10. Для чего вводят понятие магнитных линий? /с помощью магнитных линий удобно изображать графически магнитное поле/

11. Смотрим рисунок. В чём отличие этих рисунков? / направление линий совпадает с направление стрелки компаса указывающей на север. По рисункам мы видим, что направление магнитных линий магнитного поля зависит от направления тока в проводнике. /Слайд 5/

Молодцы! Теперь мы готовы к получению новых знаний.

Работают, самостоятельно дают ответы на вопросы.

5

Системати-зация информации по теме:

«Магнитное поле»

Владеть спосо-бами само-контроля и рефлек-сии

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Слушать и понимать речь других.


3

Мотивация и целепо-лагание

Формули-рование темы и целей урока.

У. Посмотрите на то оборудование, что находится у вас на столах. Подумайте, как можно сформулировать тему урока и цели.

Запишите в тетрадь тему урока:

« Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение»

Проговариваем цели:

- обнаружить магнитное поле катушки с током;

- исследовать, от чего зависит магнитное поле катушки с током;

- выяснить сферы применения.

Ученики высказывают свои предположения

1


Владеть способами само

контроля и рефлек-сии

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Слушать и понимать речь других.


4

Открытие новых знаний

Поисковый метод работы

Организует учащихся на проведение опыта.

Если вокруг проводника существует магнитное поле, то вокруг катушки с током оно должно быть. Но как это проверить? / использовать магнитную стрелку или полосовой магнит/

-Соберите электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата и ключа, соединив всё последовательно. Для чего в электрическую цепь включили реостат? / реостат служит для изменения силы тока в цепи/

-Смотрим рисунок в презентации. /Слайд 7/

Обратите внимания на особенности изображения катушки в цепи. Начертите её в тетрадь.

Соберите электрическую цепь.

-С помощью компаса определите, является ли катушка с током магнитом и есть ли у не полюса. Как это сделать? /подносим компас к катушке, учитывая, особенности взаимодействия одноимённых и разноимённых полюсов определяем полюса катушки с током/

Вывод из этого эксперимента: Катушка с током – магнит, у которого есть полюса северный и южный.

Можно ли изменить расположение полюсов у электромагнита? Поменяем местами полюса подключения к источнику питания и вновь поднесём компас. Сделаем вывод.

Расположение полюсов у электромагнита зависит от направления тока в цепи.

Запишите в тетрадь (Слайд 8)

Ещё раз учитель демонстрирует эксперимент с витком.

А можно ли увидеть магнитное поле? / воспользуемся железными опилками/

Демонстрация линий магнитного поля катушки. (Слайд 9)

Магнитные линии магнитного поля катушки с током являются замкнутыми кривыми. Принято считать, что вне катушки он направлены от северного полюса к южному.

/запишем, найдём рисунок в учебнике на стр. Выполнить рисунок дома /

Катушки с током широко используют в технике в качестве магнитов. Они удобны тем, что их магнитное действие можно изменять (усиливать или ослаблять) в широких пределах. Предложите способы, при помощи которых можно это делать.

1. Наличие сердечника /демонстрация учителя витка взаимодействующего с магнитной стрелкой с сердечником и без него/ Вывод: железо, введённое внутрь катушки, усиливает магнитное действие катушки. Катушка с железным сердечником называется электромагнит.

2. Изменяя силу тока в цепи./Удалить компас от катушки на расстояние где нет воздействия на стрелку компаса, предварительно обеспечим расположение ползунка реостата соответствующее наименьшему току в цепи. С помощью реостата увеличить ток в цепи. Сделать вывод/Вывод: при увеличении силы тока действие катушки с током усиливается ,а при уменьшении ослабевает.

3. Изменяя число витков, продемонстрировать изменение магнитного действия. /демонстрация магнитного действия разного количества витков на одинаковых сердечниках при одинаковом значении тока в цепи./ Вывод: Магнитное действие катушки с током тем больше, чем больше число витков в ней.

Запишем в тетрадь (Слайд 10):

Действие магнитного поля катушки с током зависит от:

1) силы тока,

2) наличия железного сердечника внутри,

3) числа витков


Катушка с железным сердечником внутри называется электромагнитом /Слайд 11/

Обратимся к применению электромагнитов. (Слайды 12-18)

Доклады представляют ученики


Самостоятельно чертят и собирают электрическую цепь. Проводят эксперимент.

Делают выводы на основании проведённого опыта.




































Записывают выводы в тетрадь.


















Следят за демонстрацией экспериментов учителем.

Формулируют выводы.















Работают с учебником.

Делают записи в тетради.





















































Представляют доклады о применении катушек с током:

  • - электромаг-ниты,

  • электрический звонок,

  • телеграф

( демонстрация моделей)

30

Выявляют наличие магнитного поля у катушки с током.

Определяют магнитные полюса катушки с током, а так же зависимость их расположе-ния от направления тока в катушке.


















































Делают выводы на основе экспериментов учителя о линиях магнитного поля и зависимости магнитных свойств катушки с током от числа витков, наличия сердечника и силы тока в цепи.


















































Систематизи-руют информацию, используя учебник физики.

Слушают одноклас-сников, делают пометки в тетрадях.

Владеть способами само-контроля и рефлек-сии

Уметь совместно выполнять экспе-римент.

Договари-ваться и распреде-лять роли при его выполнении.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Слушать и понимать речь других


5

Закрепление новых знаний

Выполнение теста на проверку уровня усвоения

Проводится тест

Затем взаимопроверка.

Ответы: 1 вариант (1.3, 2.2,3.2,4.2) 2 вариант (1.3,2.3,3.3,4.1)

/представлены на слайде 19/

Выполняют тест.

Затем оценивают работу соседа

5


Владеть способ-ми само-контроля и рефлек-сии


Взаимо-контроль и оцени-вание

6

Итог урока


Рефлексия и оцени-вание

беседа

Подводит итог урока, вместе с обучающимися.

Вспомним тему урока, цели.

Фиксирует результаты урока, успехи обучающихся.

Закончи предложение.

- Открыл (а) новое

- Было трудно/легко

- Я научилась (научился)

- Я благодарен

Какую оценку вы поставили себе за урок?

Я оценила работу…



Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, свою работу на уроке.

2

Формулировать и обобщать выводы;

Владеть способа-ми само-контроля и рефлек-сии

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Слушать и

понимать речь других


7

Домашнее задание


Домашнее задание. /Слайд 20/

  1. Учебник «Физика-8», автор А. В. Пёрышкин, изд. «Просвещение», §59, стр. 169-173,

  2. упр.41(письменно);

  3. Задание 9 (устно).

  4. Выполнить домашний исследовательский проект «Мотор за десять минут» (по желанию).


Записывают домашнее задание в дневник.

1


Владеть спосо-бами само-

контроля и рефле-сии

Слушать и понимать речь других