СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Маяковский и Татьяна" литературно-музыкальная композиция

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция о необыкновенном романе Владимира Маяковского и Татьяны Яковлевой.

Просмотр содержимого документа
«"Маяковский и Татьяна" литературно-музыкальная композиция»

Звучит музыка в исполнении оркестра под управлением Мишеля Леграна Under Paris Skies (Sous Le Ciel De Paris).

С разных сторон в разное время выходят Он и Она.

Владимир: Париж говорит о её осанке:
Русская, но парижской чеканки.
И взгляд у неё, как весна распахнут
И чем-то похожа она на яхту.

Татьяна: А он ледокол из страны Советов,
Таранящий время и лёд планеты.
И я никогда себе не предствлю,-
Что где-то и кем-то он вдруг оставлен.

Танцуют вальс.

Во время танца Поэт уговаривает её уехать с ним. Она отказывается, поэтому в конце танца Он и Она расходятся в разные стороны, но не уходят. Стоят спиной друг к другу.

Появляется Автор. Читает, обращаясь то к одному, то к другому.

Автор (подходя к Поэту): Что ледоколу льдинки ломкие
И что ему бураны яростные?!
Но от него уходит тонкая,
Но от него уходит парусная,
Уходит самая красивая,
ЛЮБИМАЯ, но мало любящая.

Поэт не обращает внимание на Автора.

Автор (подходя к Модели): И сдерживать себя не в силах,
Я кричу ей в прошлое из будущего:
Не уходите! Нет! Не надо!
Ведь это флагман, а на вахтах
Как важно для такой громадины,
Чтоб рядом - тоненькая яхта.

Поэт поворачивается лицом к ним. Автор берет Модель за руку и подводит её к Поэту.

Звучит музыкальный фрагмент, во время которого Поэт с вопросом и с надеждой в глазах смотрит на Модель.

Автор (стоя между ними): И с точки зрения поэзии
Я сразу отвергаю мнение,
Что гению всего полезнее,
Когда любовь бросает гения.

Она опускает голову в низ, давая понять, что решение окончательное и менять она его не намерена. Они расходятся, уходя со сцены.

Автор (оставаясь в центре): Я ПРОТИВ!
И, неуспокоенный,
Я не хочу, чтоб у ПОЭТА
Такой ценой, ценой пробоины
Рождалось новое "Про это".
И нового не надо "Облака"
Ценой крушенья в человеке,
Но женщина, всех краше обликом.

УШЛА.
И НАВСЕГДА.
НАВЕКИ.

Эту историю, я, советский инженер Аркадий Рывлин, услышал в юности, от своей матери и всегда мечтал узнать, правда, это или красивый вымысел, пока однажды, в конце семидесятых мне не случилось попасть в Париж.

Звучит музыка в исполнении Шарль Азнавур и Мирей Матье - Вечная любовь

.

Сцена превращается в подиум и начинается модный показ. Модели демонстрируют шляпки и выстраиваются живым коридором.

На подиум выходит «повзрослевшая» Татьяна. Её приветствуют, становится понятно, что модельер этих шляпок она.

Она благодарит зрителей за внимание и уходит со сцены.

Модели спускаются с подиума в зал. Им на встречу из зала с букетом цветов идёт Автор, хочет пройти за кулисы, но последняя девушка его останавливает. Она вопросительно смотрит на него, он представляется, давая понять, куда ему надо пройти. Девушка просит его подождать. Сама подходит к Татьяне.

Девушка: Татьяна Алексеевна, к вам просится Аркадий Рывлин из России.

Она неодобрительно смотрит на девушку.

Девушка (поспешно): На вид это вполне культурный человек. 

Татьяна: Ладно, зови, сейчас посмотрим какой он культурный.

Девушка жестом приглашает Автора войти, а сама уходит.

Татьяна: Ну, вы, культурный человек, что вы думаете о Бродском? 
Автор: Вы говорите о том Бродском, который писал Ленина? 
Татьяна (возмущенно): О чем вы говорите? Ваш Ленин растоптал живопись. Я говорю о поэте, которого вы выслали, о самом талантливом вашем поэте. 

От таких нападок Автор пришел в недоумение.

Татьяна (с улыбкой): Не пугайтесь. Считайте, что это был своеобразный тест «на культурность» и вы его прошли. Присаживайтесь. С чем пожаловали?

Автор (с волнением): Я бы… Мне бы.… Извините, я так волнуюсь. Татьяна Алексеевна, вы действительно были невестой Маяковского?

Татьяна: Откуда это вам известно? 

Автор: Не так давно «Огонек» посвятил вам большую статью. 

Татьяна: Ерунда! Большевики ничего обо мне не могут знать. А записи, которые Володя мне оставил, я им не отдам. 

Автор становится смелее.

Автор: Во-первых, большевики, как вы их называете, опубликовали кое-что из блокнотов Маяковского, например, стихотворение, посвященное вам. Если не ошибаюсь, там говорится: 
Вы и нам 
в Москве нужны, 
не хватает 
длинноногих. 

Модель смеется, приподнимает брючину, обнажая точеную ножку. 

Автор: А еще раньше было опубликовано «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Это ведь тоже о вас. Хотел бы заметить, что и сам Маяковский вроде был большевиком. 

Татьяна: Да, коммунизмом у него была полна голова. Но я думала, что потом это пройдет. 
Автор: У вас все было серьезно?

Татьяна вздохнула.

Татьяна: Да, мы любили друг друга и собирались обвенчаться… Я никогда никому не рассказывала о наших отношениях. Это только мне принадлежит... Маяковский мне нравился. И как мужчина, и как поэт, которого я всегда знала и любила…

Звучит музыка в исполнении оркестра под управлением Мишеля Леграна Under Paris Skies (Sous Le Ciel De Paris).

Она снимает парик, возвращаясь ко дню их встречи. Из зала выходят люди с бокалами. У них светская вечеринка. Татьяна выходит на середину площадки.

Татьяна: Мой голос для тебя и ласковый и томный 
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча 
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою. 
Во тьме твои глаза блистают предо мною, 
Мне улыбаются, и звуки слышу я: 
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..

На словах: «Во тьме твои глаза» входит Владимир. Следующие строки обращены к нему.

Они не отводя друг от друга глаз сходятся, он берет её руки. Гости начинают перешептываться:

1 гость: Наконец-то свершилось. Он давно мечтал с ней познакомиться.

2 гость: Надо где-то записать, сегодня 25 октября 1928 года произошла историческая встреча.

3 гость: Посмотрите, как он на неё смотрит. Похоже, он снова влюбился.

4 гость: По-маяковски, сразу и сильно.

5 гость (с интересом): Кто-нибудь знает, откуда она?

1 гость (с усмешкой): Она приехала из Пензы, к дядюшке…

2 гость (красивая пара): Красивая пара.

3 гость: Да! Она под стать ему…

4 гость: Тссс… кажется нам пора…

5 гость: Пойдемте, не будем им мешать!!

Музыка громче, гости уходят.

Они начинают кружиться в танце.

Владимир: Ты станешь моей женой? Уедем в Москву, будем жить там…

Татьяна (уклончиво): Мне нужно подумать…

Владимир: Я вынужден уехать, из Парижа на два месяца… Ты выйдешь за меня замуж?

Татьяна (задумчиво): … замуж … мне вообще сейчас не хочется замуж. Я слишком втянулась в свою свободу и самостоятельность... Да и дядюшка хочет меня везти разные страны…но… все другое ничто, рядом с тобой…Ты так умен….

Владимир: Так ты выйдешь за меня? Знаешь, от работы над новой пьесой у меня болят глаза, но это ничего за два месяца пройдет, потому что кроме тебя мне смотреть не на кого. Так ты…

Татьяна (перебивая): Мне не нравится, что ты читаешь стихи в русском обществе Парижа.…Из-за этого наши отношения получили широкую огласку. Но… я подумаю. Ты приедешь, и тогда мы решим.

Владимир (удаляясь): Ты не думай,
            щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
         иди на перекресток
моих больших
            и неуклюжих рук.
Не хочешь?
          Оставайся и зимуй,
и это
     оскорбление
               на общий счет нанижем.
Я все равно
           тебя
               когда-нибудь возьму -
одну
    или вдвоем с Парижем.

Музыка громче. Танцуя, появляются гости.

Закружившись в танце, Владимир удаляется со сцены, Татьяна остается с гостями.

Кружась, она обходит гостей.

Татьяна (с восхищением): Мы виделись почти каждый день. Он ухаживал за мной так, как никогда никто не ухаживал. Цветы, разговоры о поэзии, стояние под снегом. Он меня безумно ревновал... Мои родные не понимали степень близости наших отношений

1 гость: Из Москвы в Париж летят телеграммы, письма — просящие, умоляющие, нежные, требовательные.

2 гость: Она хорошо относилась к нему, в большой доле из-за его таланта…

3 гость: Но еще в большей из-за изумительного и буквально трогательного отношения к ней...


Татьяна: Я до сих пор очень по нему скучаю.

4 гость: Маяковский заставил её остро вспомнить Россию... она чуть не вернулась с ним в Москву.

Татьяна: Он такой колоссальный и физически и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след.

5 гость: Судя по всему, и с ее стороны было настоящее чувство…

Татьяна останавливается на том месте, где произошла встреча с Маяковским.

Автор: Уже второй

должно быть ты легла

А может быть

и у тебя такое

Я не спешу

и молниями телеграмм

мне не зачем

тебя

будить и беспокоить.

Татьяна вздрагивает, оборачивается на автора, возвращается к нему.



1 гость: Был отказ её, как удар.
Он уехал в рассветном дыме,
Но парижский свой гонорар
Он оставил парижской фирме.



Татьяна: Да, мы любили друг друга и собирались обвенчаться.

Для этого он должен был приехать за мной в Париж. Нам предстояло прибыть в Москву, чтобы зарегистрировать брак. 
Автор: Что же помешало этому? 
Татьяна: На этот раз его не пустили во Францию. Говорят, эта ужасная женщина... 
Автор: Брик? 
Татьяна: Она написала какую-то бумагу, что он неблагонадежен, и его нельзя выпускать за границу. А еще мне говорили, что поэт уже увлекся другой женщиной…. Тогда я приняла предложение Бертрана дю Плесси и стала его женой. 

Автор: Но ведь это не вся история?! Вы извините меня за дерзость, но я не могу не задать вопрос: правду ли, что цветы от Маяковского спасли вас во время войны? Разве это не красивая сказка? Возможно ли, чтобы столько лет подряд...

Татьяна: Посидите еще немного. Вы ведь никуда не торопитесь?


И в этот момент с цветами выходит девушка. Она несет букет. И со словами «от Маяковского передаёт букет Татьяне.

Автор: Я никогда в жизни больше не видел такого роскошного букета, за которым почти не было видно посыльного, букета золотых японских хризантем, похожих на сгустки солнца.

2 гость: И букеты как строфы лепестковой поэмы.
Но без этой поэмы очень многое немо.
Без такого сияния, без такого свечения,
Как нелепо собрание всех его сочинений.




3 гость: Стук рассыльный как всякий стук.
Но нелепо, нежданно, странно:
Маяковский - и астры вдруг. 
Маяковский - и вдруг тюльпаны.
Маяковский - и розы чайные…


4 гость: Стук рассыльный как всякий стук.
Но нелепо, нежданно, странно:
Маяковский - и астры вдруг. 
Маяковский - и вдруг тюльпаны.
Маяковский - и розы чайные.. .


5 гость: Что в них - нежность или отчаянье?
Или ревность, что не расплескана, 
Или рыцарство Маяковского?
Завидую обиде рубящей,
Когда цветы нежней, чем
Он шлет их даже и не любящей


Татьяна: Его не стало в тридцатом году - это известие ошеломило меня, как удар: неожиданной силы. Я уже привыкла к тому, что oн регулярно вторгается в мою жизнь, я уже привыкла знать, что он где-то есть и шлет мне цветы.

1 гость: А потом этой смерти бред…
Застрелился. Весна московская. 
Маяковского - больше нет.


2 гость: Она уже не понимала, как будет жить дальше - без этой безумной любви, растворенной в цветах. Но в распоряжении, оставленном цветочной фирме влюбленным поэтом, не было ни слова про его смерть. И на следующий день на ее пороге возник рассыльный с неизменным букетом и неизменными словами: “От Маяковского”.

3 гость: А букеты - от Маяковского

Эти фирменные, усадебные,
Что вовек не будут свадебными,
Эти самые бесподобные,
Только все-таки не надгробные.

4 гость: Хоть Париж уже под фашистами,
А букеты его идут,
И дрожат лепестки росистые.
И чтоб выжить, она пока
Продает их - зима ли, лето ли,
1 гость: Эти белые облака,
Эти черные облака,
Эти красные облака,
Что зовутся его букетами…

5 гость: Вот и старости лег маршрут,
Старость сумрачна и сурова,
А букеты его идут, 
От живого,
От молодого.



Автор: Они не виделись, но факт существования человека, который так её любит, влиял на все происходящее с ней.

Цветы приносили в тридцатом, когда он умер, и в сороковом, когда о нем уже забыли. Говорят, что великая любовь сильнее смерти, но не всякому удается воплотить это утверждение в реальной жизни. Владимиру Маяковскому удалось.