СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мальнева Л.Б. «Обучение выразительному чтению младших школьников» (методические рекомендации и система контроля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественное произведение, как и музыкальное,  производит впечатление тогда, когда действует на человека изнутри, захватывая его чувства, эмоции. При плохом исполнении пропадает интерес к произведению. Поэтому  объектом наблюдения младших школьников уже в обучения грамоте становятся средства выразительного чтения: пауза, логическое ударение, интонация, тембр, темп, ритм и др. Учитель организует  работу  и по формированию произносительной культуры речи: правильность, четкость, дикция. Все эти средства развиваются у детей в единстве на основе речевого опыта, который дети получают, опираясь на образец речи учителя, слушая тексты разного эмоционального, ритмического, мелодического характера. В данной работе представлены задания для диагностических и проверочных работ, инструкции по составлению индивидуальных карт в условиях самодиагностики.

 

Просмотр содержимого документа
«Мальнева Л.Б. «Обучение выразительному чтению младших школьников» (методические рекомендации и система контроля»


КГБОУ «Бийский лицей - интернат Алтайского края»





Автор: Любовь Борисовна Мальнева,

учитель начальных классов








Название работы:


«Обучение выразительному чтению

младших школьников»


(методические рекомендации и система контроля)















город Бийск

2017




Содержание

…………………………………………………………………………………………стр.

1.Введение……………………………………………………………………………2

2.Средства выразительного чтения…………………………………………………2

1.Логическое ударение………………………………………………………………2

1.2.Правила постановки логического ударения……………………………………3

1.3.Организация работы по формированию понятия логическое ударение……...7

1.4. Задания для диагностических работ……………………………………………………7

2.Пауза…………………………………………………………………………………11

2.1.Организация работы по формированию понятия пауза………………………...12

2.2. Задания для диагностических работ…………………………………………………….14

3.Темп…………………………………………………………………………………..14

3.1.Организация работы по формированию понятия темп…………………………16

3.2. Задания для диагностических работ…………………………………………………….17

4.Ритм…………………………………………………………………………………..19

4.1.Организация работы по формированию понятия ритм…………………………20

4.2. Задания для диагностических работ…………………………………………………….22

5.Мелодика речи……………………………………………………………………….22

5.3.Организация работы по формированию понятия тембр………………………...23

5.4. Задания для диагностических работ…………………………………………………….24

6.Тембр………………………………………………………………………………….26

6.1. Организация работы по формированию понятия тембр………………………..27

6.2. Задания для диагностических работ…………………………………………………….29

7.Громкость как интонационное средство выразительного чтения………………..30

7.1. Организация работы по формированию понятия громкость…………………..30

8.Составление партитуры текста……………………………………………………...31

9. Подготовка к выразительному чтению…………………………………………….33

10.Диагностика.Задания для диагностических и проверочных работ………………34

11.Самодиагностика……………………………………………………………………40

12. Используемые источники, литература…………………………………………….41
















Введение

Художественное произведение, как и музыкальное, производит впечатление тогда, когда действует на человека изнутри, захватывая его чувства, эмоции. При плохом исполнении пропадает интерес к произведению. Поэтому объектом наблюдения младших школьников уже в обучения грамоте становятся средства выразительного чтения: пауза, логическое ударение, интонация, тембр, темп, ритм и др. Учитель организует работу и по формированию произносительной культуры речи: правильность, четкость, дикция. Все эти средства развиваются у детей в единстве на основе речевого опыта, который дети получают, опираясь на образец речи учителя, слушая тексты разного эмоционального, ритмического, мелодического характера. В данной работе представлены задания для диагностических и проверочных работ, инструкции по составлению индивидуальных карт в условиях самодиагностики.


Средства выразительного чтения

Наиболее доступной формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения. Подготовка к выразительному чтению – планомерная и углубленная работа с текстом. Результатом этой работы является составленная детьми речевая партитура текста.

Организуя урок, учитель должен вовлечь детей в активную творческую работу по овладению навыками выразительного чтения. Выразительно прочитать - значит найти в устной речи средства, с помощью которых можно правдиво и точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в произведение.


1. Логическое ударение.

Цельная синтаксическая интонационно- смысловая ритмическая единица носит название фразы (синтагмы). Фразой может быть одно слово или группа слов:

Осень. Сказочный чертог.

Б. Пастернак.

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

А. Барто.

Осень. Осыпается весь

Наш бедный сад.

А. Толстой.

От паузы до паузы слова произносятся слитно, что диктуется смыслом, содержанием высказывания. На первый план выдвигаются слова, несущие наиболее важные смысловые отношения. Выделение голосом таких слов называется логическим ударением.

Логическое ударение очень важно в речи. Его постановка определяет смысл всего произведения. Если логическое ударение выделить неверно, то смысл фразы будет звучать иначе, а значит, произведение обретет другой смысл.

Существуют некоторые правила постановки логического ударения, применять которые следует не механически, а с учетом особенностей творчества автора, его замыслами, чувствами. Кроме того, не следует перегружать текст логическими ударениями, а, наоборот, следует снимать, ослаблять.


1.2. Правила постановки логического ударения.

Ударения принимают:

  • слова, являющиеся яркими изобразительными средствами языка (сравнения, эпитеты и др.);

Как молоком облитые

Стоят сады вишневые. Н. Некрасов

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный. И. Бунин


  • противопоставление картин;

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи.

Мороз- воевода дозором

Обходит владенья свои. Н. Некрасов


  • слова, передающие чувства автора, стоящие в начале фразы;

Люблю тебя! Петра творенье! А. Пушкин

Люблю я пышное природы увяданье. А. Пушкин

Люблю березку русскую. А. Прокофьев


Люблю грозу в начале мая. Ф. Тютчев

  • слова, передающие вопрос;

« Куда ты завел нас!» - лях старый вскричал. К. Рылеев

Улетели сегодня стрижи…

А куда улетели, скажи? Е. Благинина


  • обобщающие слова, в которых заключена главная мысль;

Где совсем не бывает зимы,

Но милее им все- таки - мы! Е. Благинина


  • слова, передающие содержание текста;

Осень наступила.

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты. А. Плещеев


  • слова, передающие действия;

Идет - по деревьям шагает.

Трещит по замерзлой воде. Н. Некрасов

Пришла, рассыпалась: клоками

Повисла на суках дубов; А. Пушкин


Бегут и будят сонный брег,

Бегут и будят и гласят. Ф. Тютчев

  • слова, раскрывающие название текста;

Дж. Родари « Чем пахнут ремесла?» (выделение голосом слов, обозначающих название профессий, создает «особый запах» каждого дела: булочная тестом и сдобой, столяр стружкой и доской и т. д.)


  • логическое ударение падает на обращение, стоящее в начале фразы;

Соседка, перестань срамиться И. Крылов.


  • логическое ударение ставится на именах существительных, а иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда существительное заменяется местоимением;

В зале собрались зрители. Стол был накрыт.

  • логическое ударение не ставится на прилагательных и местоимениях, если эти слова не являются противопоставлением;

Сегодня морозный день. Благодарю вас.

Но: Наташеньке подвязали не синий, а красный

бант.

Это нравится мне, а не тебе.

  • при сочетании двух существительных ударение падает на существительное в родительном падеже;

Это приказ главнокомандующего.

  • повторение слов, каждое из которых усиливает смысл предыдущего;

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер.


1.3. Организация работы по формированию понятия логическое ударение.

Знакомство с понятием логическое ударение происходит в процессе наблюдения.

В начале урока учитель вместе с детьми обращается к схеме:

«автор»- «художественное произведение»- «читатель».


А. Ч.







Дети рассуждают о том, что автор «спрятал» в созданное им произведение свои секреты. Задача читателя состоит в их открытии. Но это может сделать не каждый читатель, а только наблюдательный и вдумчивый.

Учитель:

-Хотите попробовать сделать на уроке новое открытие?

Получив согласие, предлагает выполнить задание.

Задание 1. Люблю березку русскую. А. Прокофьев

Люблю грозу в начале мая. Ф. Тютчев

Учитель:

-Прочитайте предложение.

-Как вы думаете, о чем вам хотел рассказать автор?

Дети:

-Автор рассказывает о любви к дереву как символу России, о любви к родной земле. Во втором предложении о большом желании видеть и слышать грозу в начале мая.

Учитель:

- Александр Сергеевич Пушкин говорит о своей любви к городу Петербургу так:

Люблю тебя, Петра творенье!

-Как вы думаете, какие слова главные в этих предложениях? Почему?

Дети:

-Люблю, Петра творенье. Поэт признается в любви к городу Петербургу.

Задание 2. Прочитайте отрывок из стихотворения. Подумайте, какова его главная мысль?

Выделите слова, подтверждающие это.

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной,

Навек любимый,

Где найдешь еще такой? А. Пришелец



Дети делают вывод о том, что в предложении есть особые слова, в которых заключена главная мысль. Они помогают представить картины, выражают эмоции, чувства автора.


Задание 3. Лиса роет нору. Лиса роет нору. Лиса роет нору.

Учитель:

-Прочитайте предложение, выделив голосом подчеркнутое слово. Что заметили?

Дети:

-В первом предложении подчеркнутое слово рассказывает о том, что именно лиса, а не другое животное роет нору. Во втором - лиса роет, а не копает. В третьем - роет нору, а не канаву, яму.

Учитель:

-Какой можно сделать вывод?

Дети:

-Выделяя голосом разные слова, мы изменяем смысл предложения.

Таким образом, результатом выполненных заданий является вывод о том, что если автор хочет рассказать о своих чувствах, настроении, о чем- то главном, он использует особые слова. Читатель такие слова выделяет голосом.

Учитель вводит термин логическое ударение.

Цель тренировочных заданий состоит в том, чтобы научиться выделять в предложении слова, которые вносят новый смысл.

Выполнение таких заданий предполагает работу не над собственно логическим ударением, а акцентным выделением голосом главных слов, которые определяют смысл высказываний.


1.4. Задания для диагностических работ

Задание 1. Выделите голосом ударный звук подчеркнутого слова.

Пришла осень. Падают листья. Моросит дождик. Улетают птицы.

Учитель:

-Прочитайте подчеркнутые слова. Выделите голосом ударный звук.

Дети:

-Оосень. Лиистья. Доождик. Птиицы.

Учитель:

-Прочитайте предложения, усиливая, удлиняя ударный звук подчеркнутого слова.

Дети:

-Пришла ооосень. Падают лииистья. Моросит дооождик. Улетают птииицы.


Задание 2. Послушайте предложение. Определите по голосу важное слово. Определите смысл высказывания.

Собираем в августе урожай плодов.

Собираем в августе урожай плодов.

Собираем в августе урожай плодов.


Задание 3. Послушайте текст. Вдумайтесь в его содержание. Определите по голосу важные слова, передающие смысл текста.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет. И. Крылов


Задание 4. Прочитайте предложение. Самостоятельно установите логическое ударение.

Няня Иру мылом мыла.

-мыла именно няня, а не кто-то другой;

-мыли Иру, а не кого–то другого;

-мыли мылом, не чем-то другим;

-именно мыли, а не выполняли другое действие;


С целью повышению интереса к данному понятию можно использовать различные игровые приемы. Например, учитель произносит предложение, выделяя голосом определенное слово, внося ноты вопроса или утверждения. Дети отвечают на вопрос, выделяя голосом нужное слово, внося нотки вопроса или утверждения. Можно произносить слова по-разному: испуганно - смело, плача – смеясь, грустно - радостно.

Работа над формированием понятия логическое ударение продолжается во 2-4 классах, но на более сложном текстовом материале:

-выделение слов, раскрывающих основное содержание текста;

-выделение слов, раскрывающих главную мысль текста;

-выделение слов, раскрывающих настроение текста.


Задание 5. Прочитайте текст. Выделите голосом слова, которые будут являться ответом на вопрос «Чем?».

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой. Дж. Родари


Задание 6. Прочитайте текст. Выделите голосом слова, которые расскажут вам о том, как прыгает Лида.

Раздаются голоса.-

Посмотрите, эта Лида

Скачет целых полчаса!

- Я и прямо,

Я и боком,

С поворотом

И с прискоком,

И с разбега,

И на месте,

И двумя ногами

Вместе

А. Барто

Задание 7. Прочитайте текст. Выделите голосом слова, которые подсказывают, что ландыш изображен живым.

Ландыш.

Родился ландыш

В майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется:

Его задень-

Он тихо зазвенит. Е. Серова


Задание 8. Прочитайте текст. Выделите голосом слова в тексте, которые помогают представить ветер как живое существо.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко

Пробежал по крыше.


Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых. М. Исаковский


Задание 9. Прочитайте отрывок из стихотворения. Выделите голосом слова, которые называют приход весны.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли. А. Толстой


Задание 10. Прочитайте отрывок из стихотворения. Выделите слова, рисующие изменения в природе, вызванные приходом весны. Подчеркните их. Приготовьте отрывок для выразительного чтения, ставя логическое ударение на выделенных словах.

Леса вдали виднее,

Синее небеса,

Заметней и чернее

На пашне полоса,

И детские звончее

Над лугом голоса. А. Блок


Постановка логического ударения тесно связана с работой по определению главной мысли и темы произведения.


Задание 11. Прочитайте отрывок из стихотворения, выделив голосом подчеркнутые слова. Какие чувства выразил автор в своем стихотворении?

Цель. Проверить умения выделять голосом логическое ударение.

А. Пришелец

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдешь еще такой?


Задание 12. Прочитайте стихотворение. Какова его главная мысль? Почему автор назвал стихотворение именно так? Найдите и подчеркните в тексте слова, подтверждающие это.

Все она.

Кто вас, детки, крепко любит,

Кто вас нежно так голубит,

Не смыкая ночью глаз,

Все заботится о вас?

-Мама дорогая!

Колыбель кто вам качает,

Кто вас песней забавляет

Или сказку говорит,

Кто игрушки вам дарит?

-Мама дорогая!

Если, дети, вы ленивы,

Непослушны, шаловливы,

Как бывает иногда,

Кто же слезы льет тогда?

-Все она - родная! И. Косяков


Задание13. Прочитайте стихотворение. Определите настроение автора. Найдите слова и выражения, подтверждающие вашу мысль, подчеркните их.

Цель. Проверить умение вчитываться в текст.

А. Фет

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.


С вечера все спится,

На дворе темно,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно…


Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят…


2. Пауза.

В обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова. Сигналом остановки служит смысловая законченность. При выразительном чтении слова объединяются, группируются в интонационно- смысловые единицы. Членение речи на такие единицы обозначаются паузами. Паузы бывают трех типов: логическая, психологическая, ритмическая.

Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков или, наоборот, разграничивает группы слов. Постановка этой паузы зависит от длительности высказываемой мысли, от содержания высказывания. Часто пауза совпадает со знаками препинания. Самая длительная пауза в конце предложения. Дети обозначают ее значком - . При знаках препинания дети ставят короткую паузу - , очень короткую - . Паузы возможны при отсутствии знаков препинания и, наоборот, запятая не всегда обозначает паузу.

Точка ( . ) указывает на законченность мысли и в звучании проявляется в значении понижения голоса, что свидетельствует о незаконченности высказывания и требует повышения голоса на ударном слове.

Точка с запятой ( ; ) свидетельствует о частичном завершении мысли.

Двоеточие ( : ) свидетельствует о продолжении мысли.

Тире ( - ) обычно свидетельствует о пропуске слова или что- то уточняет. Перед тире голос повышается, после – понижается, чтобы показать завершенность мысли.

Многоточие ( … ) свидетельствует о том, что мысль не окончена. При прерывании мысли голос не повышается и не понижается.

Монотон используется в целях выразительности. Голос звучит на одной высоте.

Конечно, говорить на уроке про все знаки пунктуации младшему школьнику сложно, тем более всех случаях постановки пауз. На уроках в начальной школе рассматриваются постановки пауз в конце предложений и некоторые случаи при знаках препинания – речевые паузы. Поэтому ребенок опирается на образец – выразительное чтение учителя.

Логическая пауза имеет небольшое время длительности. Если это время затягивается, то она переходит в психологическую. Психологическая пауза- это остановка, которая усиливает психологическое значение фразы. По выражению К. С. Станиславского, «красноречивое молчание» и есть психологическая пауза. С помощью психологической паузы читатель передает внутреннее волнение, эмоциональное напряжение, возникшие в результате напряженных событий, описываемых автором. Например, в рассказе К. Паустовского «Барсучий нос» выясняется, что читателю непременно хочется сделать паузу после слова он обожжется, поставить на нем логическое ударение, так как понятно желание автора и читателя отвести беду. Это достигается с помощью длинной паузы.

Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос.


2.1. Организация работы по формированию понятия пауза.

В период обучения грамоте дети получают представление о наборе отдельных слов и связного высказывания- предложения. Выясняют, что предложение – это не только связанные по смыслу слова. Предложение выражает законченную мысль и имеет свои границы: начало предложения обозначается большой буквой, в конце предложения ставятся точка, восклицательный и вопросительный знаки. Задачи детей в данный период - научиться выделять в потоке слов связное высказывание и делать остановки - паузы в его конце.

Что такое пауза? Зачем она нужна в речи?


Учитель предлагает детям текст, состоящий из одного длинного предложения.

Задачи детей: определить количество связных высказываний; найти способ их ограничения; дать название этому способу. Чтобы повысить интерес к выполнению задания, учитель создает игровую ситуацию, в которой принимают участие знакомые персонажи с уроков обучения грамоте.


Задание 1. Авосик и Небойсик напечатали для вас текст. Прочитайте его.

Синичка.

Была холодная зима к окну прилетела синичка она была голодна у окна стояли дети они открыли форточку синичка влетела в комнату.

-Авосик считает, что в тексте одно предложение. А Небойсик не уверен, сомневается. А что думаете вы, ребята?


В ходе групповой работы дети определяют количество предложений, изобретают способы их ограничения. Затем «выносят» свои решения на коллективное обсуждение. В результате выясняется, что текст состоит из шести предложений, ограничить предложения можно точками, начало показать большой буквой.

-Но вы показали границы предложения только на письме…, - выделяет голосом слова учитель и умышленно делает паузу, чтобы дать возможность обдумать детям создавшуюся ситуацию.

Выясняется, что нужно найти способ ограничения предложений в устной речи. Этот вопрос дети обсуждают в ходе групповой работы и принимают правило: чтобы в устной речи выделить начало и конец предложения, нужно голосом сделать остановку – паузу.

Далее дети упражняются в постановке пауз в конце предложений. Для формирования этих умений учитель использует разнообразные формы чтения: «змейка», «зигзаг», «цепочка». Такое чтение требует ответственности, так как нужно не потерять место, прочитанное последним чтецом.

На следующем этапе дети учатся членить предложение паузами разной длительности. Анализируя высказывание «Маша в косы шелковые ленты вплела», дети приходят к выводу, что если поставить паузу после слова косы, то получаются шелковые ленты. А если после слова шелковые, то получаются шелковые косы. Смысл получился разный.

-А от чего это зависит? – спрашивает учитель.

-От того, где мы сделали маленькую остановку голосом: после слова косы или после слова шелковые, - отвечают дети.

-Покажите эту разницу в звучащей речи еще раз, - просит учитель.

-Отличаются ли эти паузы от паузы в конце предложения по длительности? - спрашивает учитель.

Дети объясняют, что паузы в середине предложения были более короткими, чем в конце.

-Придумайте значки для обозначения разных пауз, - просит учитель.

Проводится групповая работа, результатом которой является введение знаков для обозначения пауз: - длинная, - короткая, - очень короткая.

При работе над стихотворением постановка пауз вызывает у детей некоторые затруднения. Поэтому важно донести до детей несколько простых правил.


Правила.

1.В конце предложения остановка длиннее.

2. На знаках препинания короче.

3.В конце стихотворной строки ставится очень короткая пауза, если нет знака препинания.

4.Строка в стихотворении представляет интонационно законченное сочетание слов.


2.2. Задания для диагностической работы

Для формирования умения ставить паузы детям предлагаются небольшие тексты, состоящие из простых предложений, в конце которых они расставляют значки пауз. Потом тексты читают вслух, делая остановку в конце каждого предложения. Одноклассники слушают и оценивают правильность выполненного задания. Тексты могут быть одинаковыми для каждого ребенка, что позволяет осуществлять не только проверку выполненного задания другого ученика, но одновременно правильность своей работы. Тексты могут быть разными для каждого ребенка, что формирует умение внимательно слушать, чтобы оценить правильность выполненной работы одноклассника. Оценка результатов работы может быть зафиксирована на оценочной линии.


Задание 1. Прочитайте текст в соответствии с расставленными паузами.

Сластенка.

Я взял маленькую белочку к себе домой. Спать она ложилась в моей шапке. Больше всего белочка любила сахар. За это ее прозвали сластеной.

Задание 2. Прочитайте текст. Расставьте значком паузы. Приготовьте чтение текста в классе.

1. Елка в лесу.

Ребята нарядили елку в лесу. Петя повесил на ветках кусочки хлеба. Катюша разложила кусочки сала. Ваня принес морковку и кочанчик капусты. Звери и птицы лакомились гостинцами.

2. Ворона Клара.

Была у нас ворона Клара. Она клювом листала книгу. Клара считала на счетах. Ворона ловко снимала кольцо со столбика.


Задание 3. Прочитайте. Проверьте правильность расстановки пауз.

1.Заботливая мамаша.

На лужайке копошился цыпленок рядом ходила большая рыжая квочка Гаврюша

захотел погладить цыпленка курица налетела и больно клюнула его в руку.

3. Телята.

У нас были особенные телята зимой они жили в холодном телятнике у них выросли густые и лохматые шубы телята стали похожи на медвежат.


Научившись делать паузы в конце предложений, дети учатся их ставить на знаках препинания. Чтобы убедиться в важности таких пауз, учитель предлагает следующее задание.


Задание 4. Прочитайте отрывок из басни И. А. Крылова, соблюдая остановки на знаках пауз.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет.


Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет.


Проанализировав отрывок при первом и втором чтении, дети приходят к выводу, что смысл их получился разный. В первом случае получается, что с приходом зимы наступили голод и нужда. А во втором, наоборот, с зимой холодной все прошло: и нужда, и голод. Смысл высказывания зависел от постановки паузы.

Дети делают вывод: чтобы правильно поставить паузу, следует подумать, нужна ли эта пауза в данном месте, какой смысл приобретает текст, если поставить паузы по-разному?


Задание 5. Прочитайте. Понаблюдайте, как изменился смысл стихотворной строчки в зависимости от поставленных пауз.

Окно захлопнулось со звоном.

Блеснула молния огнем.


Окно захлопнулось со звоном.

Блеснула молния огнем.

И. Бунин


Паузное членение речи очень важно для осмысления читаемого или произносимого текста. Между двумя паузами выделяется отрезок речи, который называется интонационной единицей. С паузным членением речи неразрывно связаны темп и ритм речи.


3. Темп.

Произнесение фразы занимает определенное время, которое заполняется звуками разной длительности. Звуки собираются в слова, слова в группы, какие- то части. Одни части мы произносим отрывисто, быстро, а другие плавно, певуче, длиннее. Между потоками звуков мы соблюдаем паузы разной длительности, т. е. произносим фразы в определенном темпе.


3.1. Организация работы по формированию понятия темп.

Что такое темп?

Знакомство с понятием начинается с практической работы. Учитель читает стихотворение два раза: в медленном и в быстром темпе.

Воробьишко

Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки.

Хоть и очень ты велик-

Едят тебя мошки.

А я маленький совсем,

Зато сам мошек ем. А. М. Горький


-Что заметили? – спрашивает учитель.

Дети объясняют, что первый раз чтение учитель читал плавно, растягивая слова, а во второй раз быстро, отрывисто. Кроме того, первое чтение заняло больше времени, чем второе.

Учитель обобщает ответы детей:

- Итак, вы сказали, что стихотворение я прочитала по-разному. Первый раз дольше по времени, так как растягивала слова. Второй раз звуки в словах я произносила быстро, отрывисто. Кроме того, я соблюдала разные паузы при чтении текстов: первый раз длинные, во второй раз короткие. Такое чтение в литературе называют чтение в разных темпах. Темп бывает медленный, средний или умеренный и быстрый. Переход от одного темпа к другому можно назвать ускоренно, замедляя.

Дать название темпов может не только учитель, но и сами дети. Учитель предлагает им выучить понравившиеся стихотворения и прочитать их в разных темпах. Сравнивая длительность звучания текстов, дети определяют темп, дают ему название.


3.2. Задания для диагностической работы

Задание 1. Прочитайте отрывок стихотворения сначала в медленном темпе, затем быстром.

« Эй, смотри, смотри - у речки

Сняли кожу человечки!» -

Крикнул чижик молодой.

Подлетел и сел на вышке,

Смотрит - голые детишки

С визгом плещутся водой. Саша Черный


Задание 2. Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, Почему оно написано такими короткими строчками? Прочитайте текст в нужном темпе.

Куда спешат головастики.

Вихрем

Мчится

Под водой

Головастик молодой.

А за ним -

Сплошной поток:

Тот – с ногами,

А тот – без ног,

А за ним -

Еще пяток.

Этот – прямо,

Тот – кругами,

Кто – налево,

Кто – направо, -

Так и носится орава

Вдоль пруда,

Вокруг пруда…

Почему?

Зачем?

Куда?

Головастики

Спешат

Превратиться в лягушат! Б. Заходер


Задание 3. Прочитайте стихотворение. Какое слово чаще всего употребляется в нем? Почему? Определите темп чтения.

Все приходится сому

С детства

Делать самому.

Даже крошечным сомишкам

Надо жить своим умишком!

Сам

Еду себе найди,

Сам

В беду не попади.

Не пожалуешься маме!

Сам справляйся-

Сам

С усами!

Трудно жить

Без пап и мам!

Трудно маленьким сомам!

Но зато уж взрослый сом

Не ударит в грязь лицом!

Он лежит себе

На дне

Самостоятельный вполне! Б. Заходер


Задание 4. Прочитайте стихотворение в соответствии с указанным темпом.

Зима недаром злится:

Прошла ее пора;

Весна в окно стучится средний темп

И гонит со двора.


И все засуетилось,

Все гонит зиму вон,

И жаворонки в небе ускоренно

Уж подняли трезвон.


Зима еще хлопочет замедляя

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет ускоренно

И пуще лишь шумит!


Взбесилась ведьма злая быстро

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя. замедляя


Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала средний темп

Наперекор врагу. Ф. Тютчев


4. Ритм.

Ритм- это повторение какого-то явления или группы явлений в определенном порядке.

Ритмический рисунок - основа всех видов искусства. Например, в рисунке повторяется узор, в вышивке орнамент, в архитектуре повторяются предметы, окна, колонны, в музыке долгие звуки и паузы. Как же найти ритм в литературе? Что же повторяется в искусстве слова?


4.1. Организация работы по формированию понятия ритм.

Что такое ритм, дети знают с уроков труда и изобразительного искусства. Чтобы вырезать или нарисовать какой- то орнамент, нужно повторить узор по порядку от начала до конца, не переставляя фигуры. Чередование в определенном порядке фигур или элементов называется ритмом.

Знакомство с понятием ритм в литературе можно начать с постановки учебной задачи.

В период обучения грамоте дети выяснили, что слова состоят из слогов, а слоги из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки образуют слог и чередуются: ударные и безударные. Гласные звуки звучные и певучие. Они придают речи напевность и мелодичность. Повторяются звуки и в мелодии.


Задание 1. Маша и Алеша поспорили между собой, есть ли ритм в стихах:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ – топ,

Глазками хлоп – хлоп.

Маша считает, что есть, потому что в них что-то повторяется.

-Что же здесь повторяется? Слова – то все разные, – удивляется Алеша.

-А как считаете вы? С кем из ребят вы согласны?– спрашивает учитель.

Дети высказывают свои мнения. Одни согласны с Машей, другие с Алешей.

-Послушайте еще раз, - говорит учитель и произносит считалку, выстукивая ударные звуки.

-Как же быть, мы же чувствуем, что что-то повторяется, - говорят дети.

-Что делать? – спрашивает учитель.

-Давайте разбираться, - предлагают дети.


Задание 2. Произнесите слова по слогам. Выделите ударные слоги и обозначьте , безударные слоги .


Идет коза рогатая,



Идет коза бодатая,



Ножками топ- топ,

Глазками хлоп- хлоп

.

-Что заметили? - спрашивает учитель после того, как дети выполнили задание.

Сравнив слоговые схемы, дети делают вывод о том, что ударные и безударные слоги повторяются в определенном порядке, поэтому получается ритм. Его можно простучать, прохлопать руками, даже пропеть.

Почувствовать ритм помогают считалки. Дети знают правила игры: одно слово – один человек. Учитель предлагает разучить новую считалку. Дети становятся в круг, учитель начинает считать:

Тучи, тучи, тучи, тучи.

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он.

Кто не верит – выйди вон.

При чтении первых двух строчек учитель правильно проговаривает каждое слово на одном человеке, а затем третью и четвертую строчки неправильно - на одном человеке один слог и слово, на другом - слово. Дети делают замечание, что так считать нельзя, потому что на одного человека пришлось одно слова, а на другого – один слог и слово. Слова были произнесены с разной скоростью.

-Правильно, - говорит учитель. – Только эта особенность считалки называется не скорость, а ритм. Какой ритм должен быть в считалке?

-Одно слово – один человек, - говорят дети.

-А теперь попробуйте определить ритм в другой считалке, которую приготовила для вас Маша, - предлагает учитель.

Маша произносит считалку в другом ритме: каждый слог на одном человеке.

Трынцы - брынцы- бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

Дети делают вывод о том, что можно произносить считалку словами или по слогам, главное не нарушить ритм.





4.2. Задания для диагностической работы

Задание 1. В какой из считалок вы лучше слышите и чувствуете ритм? Разучите считалки в группе.

  1. Взял Егор в углу топор. 2. Чудный домик трехэтажный,

С топором пошел во двор. Наверху гудок отважный.

Стал чинить Егор забор, Как гудочек загудит,

Потерял Егор топор. Весь народ к нему бежит.

Вот и ищет до сих пор…

Поищи и ты топор!


Задание 2. Прочитайте тексты. Постройте слоговые схемы. Определите, чем они отличаются? Какой текст является прозой, а какой стихотворением?

А) Маша сочиняет для мамы стихи. С утра Маша сидит над тетрадью. Девочке никак не даются рифмы. Сочинять стихи - это не просто.

Б) Маша стихи сочиняет для мамы.

Маша с утра над тетрадью сидит.

Девочке рифмы никак не даются.

Это не просто стихи сочинять.


Задание 3. Составь ритмический рисунок к тексту.

Цель. Проверить умение строить ритмический рисунок.

Конь бежит,

Земля дрожит.

Из ушей дым валит,

Из ноздрей пламя пышет.


Выполнив задания, дети приходят к выводу, что в стихах, в отличие от прозы, ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке. В стихах есть ритм.

Стихи построены по ритмическим схемам. Поэтому они записываются в столбик. Иногда начало стиха может быть на одной строчке, а конец на другой. Да еще большая буква появляется где- то в середине. Зачем это? Строка - основная ритмическая единица стиха. После каждой единицы делается маленькая пауза. Иначе разрушится ритм стиха. А на письме эти единички записываются на отдельных строчках. Каждое слово в строке выделяется большой буквой. Это помогает правильно читать стихи.



5. Мелодика речи.

Движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодикой речи. Восклицательные, вопросительные знаки, точки, запятые указывают не только на паузы, но и мелодические рисунки. Окончание мысли требует понижение голоса. Развитие мысли требует повышение голоса. В одном предложении может быть повышение и понижение. Возможна и монотонная мелодия. Повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце предложения с некоторой паузой в середине.


Зимой много снега. Миша катит ком снега.

Вопросительные предложения надо читать с интонацией законченности, но с повышением тона на том слове, которое содержит вопрос.


Когда выпал снег? Кто радуется первому снегу?

Для того чтобы научить детей чувствовать различие в произношении повествовательных и вопросительных предложений, надо работать с ними одновременно, организуя работу в группах или парах.


Идет снег. Когда выпал первый снег?

Восклицательные предложения произносятся на высоком тоне. Самый высокий тон на том слове или слоге, которое выражает чувство: радость, восторг, обиду и т. д.

Повышение или понижение тона зависит от постановки логического ударения и эмоциональной стороны предложения или текста в целом.


5.1. Организация работы по формированию понятия мелодика речи

Знакомство с понятием мелодика речи происходит в процессе практических наблюдений.

-Представьте себе, что к вам завтра приезжает цирк. Какой бы вопрос вы задали своему другу? – спрашивает учитель.

-Ты идешь сегодня в цирк? – говорят дети.

- Что заметили?

-Повышение голоса в слове идешь на звуке [о], - говорят дети.

-А вы идете сегодня в цирк? – спрашивает учитель.

-Мы идем сегодня в цирк! – весело отвечают дети.

-Ответьте спокойно, - просит учитель.

-Мы идем сегодня в цирк, - говорят дети.

-Сравните высказывания. Что заметили? – спрашивает учитель.

-Повышение голоса первый раз на слове - идем. Во второй раз на слове - идем повышения не было, - рассуждают дети.

Учитель вводит новый термин – мелодика речи – это движение голоса по звукам разной высоты. (Дети могут не заучивать это правило, а просто употреблять слова – повышение и понижение голоса.)

-Как обозначить понижение и повышение голоса на схеме? Придумайте значки, - просит учитель.

После групповой работы дети представляют свои значки, принимают для работы более точные. В результате получается схема предложений.



Мы идем сегодня в цирк! Мы идем сегодня в цирк.



5.2. Задания для диагностической работы

Для формирования умения повышать и понижать голос детям предлагаются задания.

Задание 1 . Прочитайте предложения сначала монотонно, затем повышая и понижая голос.

Мишки- борцы.

В цирке выступали мишки- борцы. Они не царапали друг друга, не кусали. Они вели себя спортивно, честно. Молодцы мишки!


Задание 2. Прочитайте стихотворение в соответствии с указанной мелодикой.


-Мы козлики! - Мы ежики!

-Какие вы? - Какие вы?


-Рогатые! - Колючие!


-Мы котики! - Мы цветики!


-Какие вы? - Какие вы?


-Мохнатые! - Пахучие!


-Мы ослики!


-Какие вы?


-Ушастые!


-А вы, волчата?


-Злые и зубастые! В. Данько

Дети в коллективной работе характеризуют постановку стрелок, затем работают с каждым отдельным словом, строчкой, повышая или понижая тон голосом.

Выполнять такие задания первое время детям сложно, поэтому образцом чтения текста является учитель или ученик с хорошим интонационным слухом. После этого проводится чтение всем классом по цепочке или другими способами. Важно, чтобы каждый ребенок показал свое умение «играть» голосом.


Задание 3. Прочитайте народные шутки. Обозначьте стрелками подъемы и падения тона.

-Иван, скажи моей лошади: тпру!

-А сам что ж?

-Да губы замерзли.


-Сена дал лошади?

-Дал.

-Напоил лошадь?

-Напоил.

-Так иди запрягай.

-А где она?

Обучение мелодике речи легко проводить на стихотворениях, которые содержат диалог.


Задание 4. Прочитайте стихотворение, прислушиваясь к своей интонации. Повышайте голос на ударном слове вопроса, восклицания.

Кто кого?

-Кто кого обидел первый?

-Он меня.

-Нет. Он меня!

-Кто кого одарил первый?

-Он меня!

-Нет, он меня!

-Вы же раньше так дружили!

-Я дружил!

-И я дружил!

-Что же вы не поделили?

-Я забыл!

-И я забыл! В. Орлов


Задание 5. Прочитайте текст. Выделите слова, передающие интонацию вопроса, состояние испуга. Определите мелодику, расставив стрелки над словами. Прочитайте текст в соответствии с указанным движением голоса.

Кто там спрятался за дверь?

Кто стучит?

Пойди проверь.

Может, к нам пришел медведь?

Может, волк?

Боюсь смотреть. И. Векшегонова

Совершенствовать навыки движения голоса удобно на стихотворении К. Чуковского «Телефон».


Задание 6. Прочитайте стихотворение в соответствии с заданным тоном.

Цель. Проверить умения повышать и понижать голос.

А. Барто


Кто, кто


В этой комнате живет?


Кто, кто


Вместе с солнышком встает?


Это Машенька проснулась,


С боку на бок повернулась


И, откинув одеяло,


Вдруг сама на ножки встала.



6. Тембр – окраска речи.

Тембр – дополнительное средство обогащения мелодики речи. У каждого человека свои особенности звучания речи. Окраска голоса может меняться в зависимости от чувств, настроения, душевного состояния. Читая произведение, читатель окрашивает его разнообразными оттенками, пытаясь передать мысли, чувства автора. Каких- то особых правил «раскраски» тембра нет. Вдумчивое чтение произведения, «вживание» в образ героя, видение описываемых автором картин, знание особенностей творчества автора составляют основу эмоционального звучания текста.

6.1. Организация работы по формированию понятия тембр - окраска речи.

Для формирования умения эмоционально окрашивать свою речь можно использовать игры - задания.

Задание 1. «Вопросник ».

Передайте голосом настроение героев.

Уч. - Что просит сказать врач, когда осматривает горло больного?

Д. - А- а- а! (жалобно, недовольно)

Уч. - Как девочка укачивает куклу?

Д. - Ааа – ааа - ааа. (ласково)

Уч. - Как кричит осел?

Д. –Иа - иа! (гордо)

Уч. - Как воет волк?

Д. - У- у- у! (страшно)

Уч. - Как плачет малыш в коляске?

Д. - Уа- уа- уа! (жалобно)

Задание 2. «Рупор ».

Дети складывают ладони рупором и произносят громко.

Повествовательно: «О.».

С восклицанием: «О!».

Огорченно: «О…».

Вопросительно: «О?».

Удивленно, вопросительно: «О?!».

Задание3. «Кто как поет?»

Учитель читает стихи:

-У леса на опушке,

Высоко на суку,

С утра поет кукушка.

Дети:

-Ку – ку – у – ку –ку –у –ку – ку –у! (звонко)

-Ку – ку – у – ку – ку –у – ку – ку –у. (тихо)

Учитель:

-Рано- рано поутру пастушок.

Дети:

-Ту - ру - ту - ру - ту – ру - ту - ру! (отрывисто)

Учитель:

-А коровы в лад ему затянули.

Дети:

-Му-у! Му-у! Му-у! (протяжно)

Учитель:

-Малышата индюшата лапками топочут, весело болбочут.

Дети:

-Бл-бл-бл! Бл-бл-бл! Бл-бл-бл! М. Клюкова


Задание 4. « Жук ».

Жук жужжит в железной банке: ( жжж ). (спокойно)

Жук не хочет жить в жестянке: ( ж-ж-ж ). (протестуя)

Жизнь жука в плену горька: (ж-ж) (ж-ж) (ж-ж). (печально)

Жалко бедного жука: (ж) (ж) (ж). (жалостливо, чуть не плача)

Задание 5. « Кто как говорит ».

Передайте голосом характер и настроение героев.

Собаки кричат: ( рррр- рррр-ррр). (грозно)

Коровы мычат: (муу-у муу-у). (важно)

А коза: ( меее-эээ). ( страшно)

А котенок: ( мяаа-у). ( испуганно)

А как мы говорим: ( ля-ля-аа ля- ля - лаа). ( весело)


Задание 6. « Кто дома?» - стихотворение Элизабет Флеминг в переводе В. Левина.

Придумайте манеру речи каждому действующему лицу. Прочитайте стихотворение в лицах, пытаясь раскрыть образ каждого героя.

« Замок. Все ясно. Никого нет дома».

Такое рассуждение вам знакомо?

-А важно ли, что на дверях – замок? –

Из–под кровати проворчал щенок.

-Ничуть! – сказал котенок на ковре.

-Ничуть! – мышонок пропищал в норе.

-Ничуть! – шепнула муха на стене.

-Ничуть! – вздохнула бабочка в окне.

-Ничуть! – сказал паук на потолке.

-Ничуть! – пропел сверчок на чердаке.

-Что за нелепость: « Дома – никого?».

-Да мы все дома,

Все до одного!


Задание7. « Кто как кричит. » А. Л. Барто.

Прочитайте. Какие герои участвуют в стихотворении? Определите их характер и манеру речи. Кто произносит слова важно, звонко, а кто хвастливо, протяжно? Прочитайте стихотворение для ребят в классе, стараясь подражать животным.

Кукареку!

Кур стерегу!

Кудах –тах –тах!

Снеслась в кустах!

Пить, пить, пить!

Воды попить!

Мурр –мурр!

Пугаю кур!

Кра, кра, кра!

Завтра дождь с утра!

Му –у, му –у!

Молока кому?

6.2. Задания для диагностической работы


Задание 1. Прочитайте стихотворение. Найдите образные слова, с помощью которых автор дает описание картинам природы и своим чувствам. Определите тембр для чтения стихотворения

Цель. Проверить умения находить образные слова в стихотворении.

С. Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем – совсем немного

Ждать зимы седой осталось.


Задание 2. Прочитайте отрывок стихотворения в соответствии с указанным тембром.

Цель. Проверить умения изменять окраску голоса.

С. Маршак

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре. с восхищением

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки, с радостью

Елку из лесу привез.


Елка плакала сначала с грустью, с жалостью

От домашнего тепла,

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила. с радостью



7. Громкость как интонационное средство выразительного чтения

Умение говорить с разной громкостью является важным средством передачи сообщаемой информации. Оно помогает высказать свои эмоции, чувства, передавать и раскрывать смысл содержания текста. Чтобы показать детям выразительную роль изменения громкости, учитель предлагает для внимания стихотворение.

7. 1. Организация работы по формированию понятия громкость

Задание. 1.Прочитайте стихотворение. Что изображает в нем автор? Найдите в тексте слова, которые дают описание грому и тишине. Покажите характер действующих лиц при чтении стихотворения с помощью голоса.

Гром и тишина. Гром грохочет – бух,

трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге – ах!-

Затыкает уши. А. Шлыгин

Дети выясняют, чтобы показать силу и звучание грома, нужно читать слова о громе громко, выделяя голосом звуки [ г, м, р, л, н ]. А слова про тишину тихо, в конце строки чуть слышно, выделяя голосом звуки [ ш, х ].


Задание 2. Прочитайте скороговорку в соответствии с указанными заданиями.

Проворонила ворона вороненка.

-говорим медленно, запоминаем;

-попрыгаем на звуке [р] языком;

-говорим шепотом;

-говорим шепотом друг другу;

-говорим шепотом все вместе хором;

-произносим скороговорку, увеличивая силу звука [р];

-произносим, увеличивая силу громкости, в медленном темпе, а затем в быстром.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

-говорим медленно, выделяя звук [ш];

-говорим шепотом, прочувственно, словно хотим услышать звук внутри себя;

-слушаем себя и соседа;

-произносим в быстром темпе, увеличивая силу громкости произношения звуков.



8. Составление партитуры текста

Знакомство со словом партитура происходит на уроке после прослушивания музыкального произведения. Желательно, чтобы дети слушали звучащую мелодию не с пластинки или с магнитофона, а «вживую». Исполнителем может быть ребенок, который играет на музыкальном инструменте и по просьбе учителя ярко демонстрирует выразительные средства исполнения музыкального произведения, показывает паузы разной длительности, разный темп и ритм.

Дети рассматривают партитуру музыкального произведения, в которой, помимо нот, разными значками указаны и паузы, и разный темп, и другие средства.

-А что поможет вам, ребята, прочитать выразительно стихотворение? Позволит показать при чтении и паузы, и темп, и тембр? – спрашивает учитель.

-?

-Партитура, только не музыкальная, а речевая. Давайте ее составим, - предлагает учитель.

-А как? – спрашивают дети.

-Подумаем вместе, - предлагает учитель.

Этот вопрос дети обсуждают в группе. После групповой работы принимают план составления речевой партитуры стихотворения.

План.

1. Определи логическое ударение. Выдели важное слово в строке (предложении ) и подчеркни его.

2. Расставь паузы и укажи значками: - короткая , - длинная, -очень короткая.


3. Определи мелодику речи. Повышение голоса покажи , понижение , монотон .

4. Укажи темп чтения. На полях слева напиши слова: быстро, не спеша, ускоряя, медленно .

5. Определи тембр – эмоциональную окраску голоса. На полях справа напиши слова: весело, грустно, с радостью и др.

6. Укажи уровень громкости: громко, тихо, чуть слышно и др.

Работу над составлением партитуры следует начинать с маленького по объему стихотворения или с отрывка.

Хлеб

Средний темп чтения.


Вот он-

Хлебушко душистый, с любовью, нежно


C хрусткой корочкой витой;

Вот он-


Теплый, золотистый,


Словно солнцем налитой!


В каждый дом,


На каждый стол

с гордостью, с уважением

Он пожаловал пришел.

С. Погореловский

Когда партитура составлена, приступаем к чтению. Класс должен быть подготовлен к слушанию. Никто не должен отвлекаться, учитель не должен ходить по классу. Главное сейчас - не только умение передать голосом все, что указано в партитуре, но и умение это услышать. Дети читают текст, соотносят его с составленной партитурой, вносят поправки, замечания, дают советы. Важно, чтобы каждый ребенок попробовал себя в роли чтеца. Строки должны звучать несколько раз, что дает возможность каждому ребенку проявить себя, показать свое умение, но и дает возможность «услышать» стихотворение всем, у кого интонационный слух слабо развит. Кроме того, идет взаимодействие: самоконтроль чтеца и контроль чтеца за классом. Повторение текста на уроке способствует более быстрому его заучиванию дома. Дети с хорошей памятью уходят домой практически со знанием текста стихотворения. Дома остается лишь его повторить и откорректировать средства выразительного чтения. Детям с плохой памятью большие тексты для заучивания давать не рекомендуется. Можно предложить выборочно любой отрывок или выбрать то, что понравилось. Но каждый раз приветствовать, хвалить ребенка за то, что он выучил больше, чем прежде. На таких детей можно завести индивидуальные листы по учету количества выученных слов, по которым они будут видеть результат собственного роста.


На следующем уроке перед чтением текста учитель дает рекомендации детям.

Рекомендации:

1.Попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы ваши слушатели представили то, о чем вы будете сейчас рассказывать.

2.Не волнуйтесь, если что- то у вас не получается. Обязательно получится в следующий раз.

3.Не торопитесь, читайте громко, понятно.

9. Подготовка текста к выразительному чтению

Цель. Средствами выразительного чтения передать настроение, чувства автора, образ черемухи.

1.Составление партитуры текста.

План работы.

1.Выделить главные слова в каждой строчке, указать логическое ударение.

2.Расставить паузы.

3.Определить темп.

4.Определить тембр.

2.Выразительное чтение стихотворения детьми в соответствии с составленной партитурой

3.Подведение итога урока.

4.Домашнее задание.


10. Диагностика

10.1. Введение индивидуальных и классных карт учета знаний и умений.

В групповой работе дети обсудили и приняли критерии оценивания тех умений или знаний, которые будут проверяться, установили уровни оценивания или приняли те, которые предложил учитель. Например: высокий уровень ставится за выполнение всех критериев, выше среднего уровень – один или два показателя не выполнены и т. д. Границы установленных уровней зависят от сложности задания и от того, на каком этапе находятся дети: в начале пути, когда знания и умения только формируются или на этапе, когда они сформированы. После проведения диагностической работы дети оценивают свои работы и вносят результаты в карты.

Рост овладения знаниями и умениями можно проследить с помощью построенных графиков. Каждый ученик вычерчивает его индивидуально для себя, на класс это делает учитель. Дети видят свой рост и недостатки в овладении знаниями и навыками, вместе с учителем выясняют причины, которые мешают им выполнять требования программы и достичь более высоких результатов.

Карта.

Тема. Логическое ударение.

Класс 3 Дата 12.09.


Название И. А. Бунин Листопад

уровни


высокий












выше среднего












средний












низкий
















Ф. И.

Ананьин Игорь

Баянова Катя

Бровко Маша

Гаврилов Вова

Казакова Лолита

Кавун Таня

Манжара Костя

Мартова Настя

Смола Саша

Федорищев Женя

Федосьин Женя


Индивидуальная карта.

Тема. Логическое ударение.


Ф. И. Баянова Катя 3 Класс


уровни


высокий












выше среднего












средний












низкий












дата

12.09

09.10

21.10

05.11








название

стихотворения


автор

И. Бунин Листопад

Ф. Тютчев

Есть в осени …

Г.Ладонщиков

Верная примета

А.Пушкин

Уж небо осенью…









11. Самодиагностика.

В современной педагогике и психологии большое место уделяется вопросу формирования самооценки ребенка, которая является регулятором поведения и деятельности. На основе самооценки формируется самокритичное отношение к самому себе, своим знаниям, неудачам, ошибкам. Оценив границы своих возможностей, ребенок стремится изменить себя, улучшить, намечает пути преодоления трудностей. Несомненно, огромную помощь в этом ему оказывает учитель. Эффективным « диалогом » между учеником и учителем является ведение индивидуальных карт. Название карт может быть самой разнообразным и зависит от того, какие цели ставит учитель, что он желает узнать о ребенке. В карте указаны критерии оценивания, по которым ребенок может оценить себя и зафиксировать это в таблице. К карте прилагается другая карта. В ней ребенок фиксирует возникшие трудности и причины, которые мешают ему проявить себя с лучшей стороны.

Познакомившись с результатами, которые внесли дети в карту, учитель намечает план работы в оказании помощи нуждающимся. Это может быть коррекция знаний, психологическая помощь и поддержка, работа с родителями и др. В конце полугодия проводится анализ собственных результатов ребенком. Он сам отмечает рост своих знаний и умений, положительные и отрицательные моменты в своей деятельности или поведении. Свое мнение по этому поводу ребенок описывает в сочинении – послании самому себе. С формой и правилами оформления такого сочинения учитель знакомит детей на уроках развития речи. В сочинении отражаются также собственные достижения и причины неуспешности и, конечно, поздравления в свой адрес или советы – поддержки самому себе. Письмо – послание можно написать своему другу или однокласснику. Ведь как приятно получить письмо, в котором приятные слова адресованы тебе, в которых звучит забота, доброе отношение. Такое общение придает уверенности, стимулирует на более высокие результаты, снижает уровень тревожности.

Еще одной из форм самодиагностики является выражение собственных мыслей в форме написания текста - рассуждения. Эта диагностика позволяет выявить не только знания, но и интересы детей, их трудности в освоении каких – то понятий. Темы могут быть самые различные.

1.Почему я не люблю ( люблю ) читать.

2.Мое отношение к поэзии.

3.Чему я научилась ( лся ) на уроках литературы в первом классе.

4.Каким бы я хотел (а) видеть урок литературы.

5.За что я люблю стихи.

6.Что у меня лучше всего получается при чтении стихов.

7.Что мешает мне выразительно читать стихи.

Прочитав сочинение ребенка, учитель после текста вписывает свои суждения по данному вопросу об успехах, способностях и возникших трудностях у ребенка при освоении какого- либо материала. Дает практические советы, рекомендации. Такой письменный диалог между ребенком и учителем вызывает доверительные отношения. Учитель, зная о проблемах ученика, может вовремя ему помочь. Кроме того, происходит обмен мыслями, интересными предложениями, идеями. Учитель, прочитав замечания детей, улучшает качество своего урока, вносит в урок что – то новое, интересное.


Мои трудности при чтении стихотворения.


Ф. И. Манжара Костя Класс 3



дата


16.09















Я стесняюсь

читать перед

слушателями.

+















Я испытываю трудности при заучивании текста.

+















Я сомневаюсь, что хорошо прочитаю стихотворение.

+















Я боюсь, что меня осудят.

_















Я не люблю, когда меня оценивают.

+















Другие причины.



















Индивидуальная карта учета умений и навыков анализа стихотворения.

Ф. И. Манжара Костя Класс 3


Я умею анализировать стихотворение.

дата


критерии

оценивания

1 четверть

20.10

2 четверть

23.12

3 четверть

19.03

4 четверть

20.05


за год

Представляю картины,

описываемые автором.






Нахожу

ключевые слова

описания картин.






Могу раскрыть смысл названия

стихотворения.






Нахожу ключевые слова, раскрывающие

название стихотворения






Определяю тему

стихотворения.






Определяю главную

мысль стихотворения.






Нахожу ключевые слова,

раскрывающие главную

мысль стихотворения.






Умею открывать «секреты» автора.






Нахожу ключевые слова,

открывающие «секреты» автора.






Самооценка.

да

нет

не всегда









Индивидуальная карта учета умений и навыков выразительного чтения стихотворения.


Ф. И. Манжара Костя Класс 3


дата


критерии

оценивания


1 четверть

20.10


2 четверть


3 четверть


4четверть


конец года

Я знаю название стихотворения.






Я знаю фамилию, имя автора.






Я знаю текст стихотворения.






Я умею четко и правильно произносить слова.






Я умею определять уровень громкости чтения.






Я умею ставить логическое ударение.






Я умею повышать и понижать голос (мелодика речи).






Я умею ставить паузы.






Я умею менять темп.






Я умею изменять тембр.






Я умею передавать при чтении настроение автора.






Я умею передавать при чтении свое настроение.






Я умею при чтении использовать мимику, жесты.






Самооценка.

да

нет

не всегда








ЛИТЕРАТУРА

1.Всеволод Аксенов Искусство художественного слова М. 1954г.

2.Л. А Горбушина Выразительное чтение рассказывание М. Просвещение, 1975г.

3.И. А. Гаркалина Обучение чтению младших школьников М. Просвещение, 1981г.

4.Современный русский язык М.1988г.

5.Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская Литература как предмет эстетического цикла

6.Межрегиональный вестник школ развития личности «Феникс» № 6, Москва:1997г.

7.Т. Н. Некрасова Развивающее обучение русскому языку в начальной школе 1класс

8.В. А. Лазарева Литературное чтение 1-3 класс

9.З. Н. Романовская Живое слово 1-3 класс

10.С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

41