СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Маленькие герои большой войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый сценарий мероприятия "Маленькие герои большой войны" знакомит учащихся 5 класса с пионерами-героями.

Просмотр содержимого документа
«"Маленькие герои большой войны"»

Сценарий внеклассного мероприятия «Маленькие герои большой войны», посвященного пионерам-героям (к 80-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне)

Цель:

  • Сохранение исторической памяти через знакомство учащихся с подвигами пионеров-героев.

Задачи:

  • Расширять знаний учащихся о Великой Отечественной войне;

  • Способствовать воспитанию патриотизма, чувства сопричастности к истории своей страны, развитию познавательной активности…

УУД:

Личностные:

  • способствовать

  • проявлению интереса к познанию родной истории;

  • ценностному отношению к достижениям своей Родины, в частности, к боевым подвигам;

Метапредметные:

  • развивать

  • умение делать выводы, формулировать вопросы (П);

  • умение оценивать информацию (П);

  • умение прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий (Р);

  • выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения (К)…

Ход мероприятия:

  1. Введение в тему

  1. Вступительное слово

Трудное голодное и холодное время называют лихолетьем — лихими, злыми годами. Тяжелы они были для всего нашего народа, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. Многие остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.

Дети лицом к лицу столкнулись с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

  1. Что такое ДЕТСТВО?

  • Детство – это детский возраст, детские годы – из словаря Ожегова.

  1. Какие ассоциации возникают при слове ДЕТСТВО?

  2. Что такое ВОЙНА?

  • Война – это вооруженная борьба между государствами – из словаря Ожегова.

  1. Какие ассоциации возникают при слове ВОЙНА?

ВЫВОД - ? ДЕТСТВО и ВОЙНА – понятия несовместимые.

  1. Знакомство с ключевыми понятиями.

  1. Кого называли ПИОНЕРАМИ?

  • ПИОНЕР1. Человек, впервые проникший в неисследованную страну, область и поселившийся в ней. — Пионеры — это люди, которые приходят первыми, принимают на себя главные трудности, чтобы тем, кто придет вслед за ними, лучше и легче жилось. Пионерами были те русские люди, которые открыли этот остров.

  • ПИОНЕ́Р2. Член добровольной детской коммунистической организации в Советском Союзе, а также член детских демократических организаций в ряде других стран.

  1. Кого называют ГЕРОЕМ?

  • ГЕРОЙ – выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиг – из словаря Ожегова.

  1. Что такое ПОДВИГ?

  • ПОДВИГ – героический, самоотверженный поступок – из словаря Ожегова.

  1. Чтение стих-ия «Война – не место для детей»

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки, и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, вдохновляемые одной мыслью: «Всё – для фронта, всё – для победы».

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье…

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Мальчишки… Девчонки… На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

  1. Рассказы о пионерах-героях

  1. Марат Казей

Семью 12-летнего Марата Казея война застала в Белоруссии. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К.К. Рокоссовского. Кроме разведки, участвовал в рейдах и диверсиях. В марте 1943 года Марат фактически спас партизанский отряд. Когда каратели взяли партизан «в клещи» у деревни Румок, именно разведчику Казею удалось прорваться сквозь «кольцо» противника и привести на помощь партизанский отряд им. Д.А. Фурманова, который находился в семи километрах от окружённых партизан.

В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля — военные карты и планы гитлеровского командования. Возвращаясь из разведки, Марат и начальник разведки штаба партизанской бригады Ларин на лошадях ранним утром приехали в деревню Хоромицкие, где они должны были встретиться со связным партизан Виктором Кухаревичем. Ларин направился к связному, а Марат зашёл отдохнуть к своим знакомым. Не более, чем через полчаса раздались выстрелы. Деревню окружила цепь гитлеровцев из состава карательной зондеркоманды СС «Дирлевангер» и полицаев. В начавшейся перестрелке Ларин погиб почти сразу. Марату удалось добраться до кустарника у опушки леса, там он и принял бой. Держа оборону, отстреливался до последнего патрона, а потом взял в руки свое последнее оружие — две гранаты. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Немцы, несмотря на потери, хотели взять его живым. Второй гранатой, когда они подошли совсем близко, подорвал себя вместе с ними. Есть две версии — по одной, Марат взорвал себя и подходивших к нему немцев. По другой, партизан сознательно подорвал только себя, дабы не дать повода гитлеровцам к карательной операции в деревне Хоромицкие. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.



  1. Леня Голиков

Родился Леонид Голиков в Новгородской области в семье рабочего, окончил 7 классов и даже уже начал работать на фанерном заводе, но началась война. Он ушел в партизанский отряд, действовавший на территории Новгородской и Псковской областей, участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север.

Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени. Представлен к званию Героя Советского Союза. 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.

  1. Валя Котик

Валя Котик родился в 1930 года на Украине, пионер-герой, юный партизан-разведчик, самый молодой Герой Советского Союза — на момент гибели ему едва исполнилось 14 лет. К началу войны он только перешёл в шестой класс школы № 4 города Шепетовка, но с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами, устроив засаду, убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, подорвав гранатой машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года находился в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И. А. Музалёва, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.

29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу. В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В июне 1958 года Валентину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

  1. Зина Портнова

Родилась Зина Портнова 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов.

В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуи, близ станции Оболь Шумилинского района Витебской области. После вторжения гитлеровцев на территорию СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года член Обольской подпольной организации «Юные мстители», руководителем которой была будущий Герой Советского Союза Е.С. Зенькова, член комитета организации. В подполье была принята в ВЛКСМ.

Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу (погибло более ста офицеров). Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.

С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К.Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище и опознана некой Анной Храповицкой. На одном из допросов в гестапо деревни Горяны (Белоруссия), схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. После пыток расстреляна в тюрьме г. Полоцка (по другой версии — в деревне Горяны ныне Полоцкого района Витебской области Белоруссии). Зине Портновой присвоено звание Герой Советского Союза.

  1. Володя Дубинин

14-летний Володя был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Крыма, вблизи Керчи. Настойчивый и отважный подросток добился того, чтобы его приняли в партизаны. Володю партизаны любили, для них он был общим сыном. Со своими друзьями, Толей Ковалёвым и Ваней Гриценко Володя Дубинин ходил в разведку. Ребятам удавалось доставлять ценные сведения о расположении частей врага, о численности немецких войск. Партизаны, опираясь на эти данные, планировали свои боевые операции. Разведка помогла в декабре 1941 года отряду дать достойный отпор карателям. В штольнях во время боя Володя Дубинин подносил солдатам боеприпасы, а после заменил тяжелораненого бойца. О парне рассказывали легенды: как он «водил за нос» отряд фашистов, которые разыскивали партизан; как умел проскальзывать незаметным мимо вражеских постов; как точно запомнил однажды численность нескольких гитлеровских подразделений, которые были расположены в разных местах… Володя был маленького роста, поэтому мог выбираться по очень узким лазам.

Уже после освобождения Керчи в результате Керченско-Феодосийской десантной операции 1941—1942 г.г. подросток вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик был посмертно награждён орденом Красного Знамени. Он похоронен в братской могиле партизан в центре Камышбурунского парка. В память о легендарном пионере-герое советский писатель Лев Кассиль написал книгу «Улица младшего сына».

  1. Просмотр презентации «Маленькие герои большой войны».

  1. Беседа по прослушанному и просмотренному материалу.

  1. Ваши впечатления от услышанного и увиденного?

  2. Какие вопросы возникли?

  3. О чем заставила задуматься изложенная информация?

  4. Может быть, вас что-то удивило, поразило?

  5. Какие выводы сделали для себя?

  6. Ради чего боролись и погибали ваши ровесники?

  7. А что вы, сегодняшние дети, можете сделать для Родины? Какая задача на настоящем рубеже для вас является ВАЖНОЙ?..

  1. Просмотр клипа «Мужали мальчишки в бою…»

7