Сценарий воспитательного мероприятия,
посвященного 75-годовщине Победы
в Великой Отечественной войне.
Тема: «Маленькие герои великой страны».
Одним из аспектов патриотического воспитания обучающихся в рамках введения ФГОС является воспитание любви к своему народу, ее истории, традициям и духовным ценностям.
Актуальность заключается в том, что мероприятие реализует цель, поставленную российским образованием – сохранение исторической преемственности поколений. Данное мероприятие приобретает особую значимость в рамках празднования 80-й годовщины со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Цель: ознакомить учащихся с героическими страницами истории России периода Великой Отечественной войны; ознакомить с пионерами-героями, получившими высшую степень отличия – звание «Герой Советского Союза».
Задачи:
- расширить знания учеников о героических страницах истории нашего Отечества;
- ознакомить с пионерами-героями;
- пробуждать стремление узнать историю своей страны;
- способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма;
- воспитывать чувства благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны и людям старшего поколения.
Ожидаемые результаты, их социальная эффективность:
- усвоение учащимися имён шести пионеров-героев и осознание их подвига;
- активизация интереса к истории Отечества;
- формирование чувства патриотизма и чувства благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны и людям старшего поколения.
Область применения:
Собранный материал о пионерах-героях может быть использован на уроках истории, уроках мужества, классных часах, концертах, организации выставки
Подготовительная работа:
- изучение литературы и других информационных источников по данной теме;
- подготовка письменных сообщений и презентаций о пионерах-героях;
- разучивание текстов о пионерах-героях;
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
• Видеоматериалы о Великой Отечественной войне (документальные и художественные фильмы).
• Книги, рассказы и стихи о войне.
• Фотографии детей-героев.
• Материалы для творчества (бумага, карандаши, краски, клей, ножницы и т.д.).
• Организация выставки творческих работ: стенды, выставочное оборудование.
• Привлечение партнёров: родители, ветераны ВОВ (при возможности).
Ход мероприятия:
Учитель: У каждой страны, у каждого народа есть свои праздники. Вспомните, пожалуйста, какой праздник наступит совсем скоро (ответ обучающихся)
Учитель: Молодцы! Верно. Сегодня наше занятие посвящено этому великому дню
Дню Победы! А именно, Детям Войны. (Слайд 1)
Учитель: Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 80- летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в поселке, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны когда тебя будят, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Ты мирно просыпаешься и улыбаешься своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день. И вдруг… началаcь война: 22 июня 1941года. (слайд 2)
Лаура Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
Чтец Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?
Учитель: Ребята, вы знаете что-нибудь о детях ВОВ?
Обучающиеся: рассказывают ту информацию, которой владеют о детях Великой Отечественной войны.
Лаура: Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”. Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях. (слайд 3)
Учитель: Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. Ужасы концлагерей могли пережить не все взрослые, голод, холод, непосильный труд, а зачастую пытки ждали детей в плену (слайд 4-5)
Стихи о войне
Сегодня у нас в гостях Елизарова Лидия Степановна, ветеран категории «дети войны»
Лаура: Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Все - посмертно, оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками. Этих героев должны все знать поименно. (слайд 6) Сегодня я предлагаю вам вспомнить их.
Это Леня Голиков (слайд 7) Участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием в блокадный Ленинград.
Учитель
Валя Котик (слайд 8) С августа 1943 года действовал в партизанском отряде, был дважды ранен. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, а партизаны успели дать отпор врагу. Участвовал в подрыве 6 железнодорожных эшелонов и склада.
Лаура
Марат Казей (слайд 9) Разведчик в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, он сражался до последнего патрона, а когда осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.
Учитель
Боря Кулешин (слайд 10) Нёс службу на корабле. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами - одну за другой, не зная усталости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2-х героических лет провел Боря на море, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.,
Лаура
Аркадий Каманин (слайд 11) Самый молодой лётчик Второй мировой войны. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим.
Учитель
Валя Зенкина (слайд 12)Фашисты заставили Валю пробраться в Брестскую крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия и места их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Днем она перевязывала раненых, а ночью собирала на поле недавнего боя оружие и перетаскивала в крепость. После эвакуации женщин и детей из осажденной крепости продолжила борьбу в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми.
Лаура
Володя Дубинин (слайд 13) 13-летний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда. Командир группы юных разведчиков пионер В. Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. Уже после освобождения Керчи 4 января 1942 г. Володя вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин.
Учитель
Володя Щебацевич (слайд 14) Освобождение военнопленных было для всех главной задачей для Минского подполья. Несколько раз Володя был ранен. Однажды, по поддельным документам, они вывезли целый грузовик с военнопленными к партизанам. Их выдал свой. Володю арестовали полицаи. Допросы, пытки. Болит все тело, знобит, нет сил подняться с холодного каменного пола. Но он ничего не рассказал фашистам.
Лаура
Зина Портнова (слайд 15) Работая в немецкой столовой по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива. С августа 1943 года Зина - разведчик партизанского отряда.В декабре 1943 года по доносу предателя была арестована. Во время одного из допросов Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Учитель
Валера Волков (слайд 16) Участник партизанского движения, действующего в Севастополе. Любил стихи и часто читал боевым товарищам Маяковского. Сам сочинял заметки и статьи в рукописную газету-листовку «Окопная правда». В июле 1942 года Валерий вместе с горсткой храбрецов-разведчиков морской пехоты, отражая атаку противника и прикрывая отход воинских частей из Севастополя, героически погибает, бросив связку гранат под наступающий танк
Лаура
Маркс Кротов, Альберт Купша, Коля Рыжов (слайд 17) Друзья активно помогали партизанскому движению в Ленинградской области. Собирали продовольствие, оружие и передавали его партизанам, выводили из окружения бойцов Красной Армии. По заданию партизанского командира мальчики пробрались к гитлеровскому аэродрому и, подавая световые сигналы, вывели на цель наши бомбардировщики. Самолеты врага были уничтожены.
Учитель
Вася Коробко (слайд 18) Был разведчиком и связным, а впоследствии - подрывником. Партизаны поручили Васе серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Пустил под откос 16 эшелонов с гитлеровскими солдатами и военной техникой, вывел из строя 10 паровозов, уничтожил лично около 400 гитлеровцев.
Лаура
Юта Бондаровская (слайд 19)Вступила в подпольную партизанскую бригаду разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как он охраняется, сколько пулеметов. Распространяла сводки Совинформбюро, участвовала в боевых рейдах отряда в тыл врага. В конце одного исключительно тяжелого перехода партизаны вынуждены были принять бой с фашистами. Этот бой стал последним для Юты.
Учитель
Саша Кондратьев (слайд 20) Вместе с мамой Саша укрывал бойцов, бежавших из плена, ухаживал за ранеными красноармейцами и все время рвался в настоящий бой. Он и дал врагу этот настоящий бой. Неподалеку от деревни был аэродром, с которого в небо взлетали немецкие самолеты. Укрывшись поблизости с ручным пулеметом в руках, Саша ждал... И когда «мессер-шмитт» поднялся в воздух, набирая высоту, Саша расстрелял его пулеметными очередями. Гитлеровцы выследили юного патриота и схватили.
Лаура
Лара Михеенко (слайд 21) В августе 1943 г. Лара наравне со взрослыми принимает участие в подрыве одного из мостов через реку Дрисса. В начале ноября 1943 года Лару арестовали. В пальто у Лары была ручная осколочная граната, которой она решила воспользоваться. Однако брошенная девушкой в патрульных граната по непонятной причине не взорвалась.
Учитель
Галя Комлева (слайд 22) Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Вместе с подругами Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала.
Лаура
Учитель: С ужасом фашизма боролись дети, боролись взрослые. Победа пришла! Долгожданная, со слезами на глазах. (слайд 23) Пришла благодаря сплочённости российского народа, благодаря дружбе народов России, наши деды мечтали о счастливом будущем для своих детей и эти мечты сбылись. Мы улыбаемся и не голодаем, благодаря солдатам Великой Отечественной Войны, благодаря детям войны.
(слайд24)
Просмотр видеоролика от актива музея «Хранители истории», активистов «Движение Первые» и юнармейцев школьного отряда «Патриот»
Учитель: Вдумайтесь в эти цифры: каждый день теряли - 9168 детей, каждый час – 382 ребенка, каждую минуту – 6 детей, каждые десять секунд – 1 ребенок. Если бы мы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось бы замолчать на 25 лет. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.
Прошу всех встать. Минута молчания.
Садитесь.
Лаура
Слово предоставляется нашему гостю Елизаровой Лидии Степановне
Учитель: В письмах на фронт дети рассказывали солдатам, как дома, в тылу, они стараются помочь фронту. Как нужны были эти весточки солдатам перед трудным боем.
Давайте же сейчас на письмах – треугольниках напишем слова благодарности всем тем, благодаря которым мы сейчас живем в мире и спокойствие.
А также напишите ваше мнение о сегодняшнем занятии. (слайд 25)
Заключение. Рефлексия
- Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
- Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об одной из страшных дат из истории нашей родины, читая произведения художественной литературы.
- Какие чувства вы испытали сегодня на уроке?
- Чему мы можем научиться у маленьких героев большой войны?
- Что могут сделать сегодняшние дети, чтобы всегда жить в мире, чтобы всегда было голубое небо над головой и ярко светило солнце?
-Спасибо за работу, мне приятно, что вы прониклись этой темой.
Я желаю всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.
До новых встреч!
Презентация на тему: Дети войны