СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маленькие трагедии - вершина драматургического мастерства Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маленькие трагедии Пушкина: проблематика, художественное мастерство, образное богатство

Просмотр содержимого документа
«Маленькие трагедии - вершина драматургического мастерства Пушкина»

А. С. Пушкин  «Маленькие трагедии» «Ужасный век! Ужасные сердца!»

А. С. Пушкин «Маленькие трагедии»

«Ужасный век! Ужасные сердца!»

«Скупой рыцарь» -  Франция, средневековье    «Каменный гость» -  Испания, Ренессанс    « Пир во время чумы» - Англия, великая чума 1665 года    « Моцарт и Сальери» -  Вена 1791 год, последние дни Моцарта
  • «Скупой рыцарь» -

Франция, средневековье   

  • «Каменный гость» -

Испания, Ренессанс

  •    « Пир во время чумы» - Англия, великая чума 1665 года
  •    « Моцарт и Сальери» -

Вена 1791 год, последние дни Моцарта

Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть : скупость, ревность, зависть… психологический облик героев и их столкновения выбраны Пушкиным так, что они одновременно и выразительно характеризуют черты быта, культуры и нравов определенного времени и народа и в то же время обладают предельно широким и емким «вечным», общечеловеческим содержанием .
  • Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть : скупость, ревность, зависть…
  • психологический облик героев и их столкновения выбраны Пушкиным так, что они одновременно и выразительно характеризуют черты быта, культуры и нравов определенного времени и народа и в то же время обладают предельно широким и емким «вечным», общечеловеческим содержанием .
Ограничиваясь в каждой драме небольшим числом персонажей и перенося предшествующие фазы развития действия в ее предысторию, Пушкин получает возможность добиться величайшей — невиданной до него в мировой драматургии — концентрированности драматического действия, которое ему удается вместить в несколько небольших сцен, полных огромного напряжения и трагической выразительности.
  • Ограничиваясь в каждой драме небольшим числом персонажей и перенося предшествующие фазы развития действия в ее предысторию, Пушкин получает возможность добиться величайшей — невиданной до него в мировой драматургии — концентрированности драматического действия, которое ему удается вместить в несколько небольших сцен, полных огромного напряжения и трагической выразительности.
Образы скупцов в литературе: Шейлок (Шекспир) Гарпагон (Мольер) Скрудж (Диккенс) Гобсек (Бальзак) Плюшкин (Гоголь)  «у Мольера Скупой скуп — и только; у Шекспира скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен» (Пушкин)

Образы скупцов в литературе:

Шейлок (Шекспир)

Гарпагон (Мольер)

Скрудж (Диккенс)

Гобсек (Бальзак)

Плюшкин (Гоголь)

«у Мольера Скупой скуп — и только; у Шекспира скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен» (Пушкин)

«СКУПОЙ РЫЦАРЬ»   «Сцены из ченстоновой трагикомедии»)

«СКУПОЙ РЫЦАРЬ» «Сцены из ченстоновой трагикомедии»)

молодой Альбер полон мыслями не столько о подлинных воинских подвигах, сколько о победах на придворных турнирах и успехе у светских красавиц. Копье и шлем из грозных средств борьбы с внешним врагом превратились в глазах Альбера в блестящие украшения; забота о поддержании своего достоинства при дворе герцога заставляет его мечтать об атласе и бархате, унижаться перед ростовщиком
  • молодой Альбер полон мыслями не столько о подлинных воинских подвигах, сколько о победах на придворных турнирах и успехе у светских красавиц. Копье и шлем из грозных средств борьбы с внешним врагом превратились в глазах Альбера в блестящие украшения; забота о поддержании своего достоинства при дворе герцога заставляет его мечтать об атласе и бархате, унижаться перед ростовщиком
Старый барон — человек более цельной, отходящей в прошлое эпохи. Это — сильная, несгибаемая натура, выкроенная как бы из одного куска. Но старый барон — безжалостный ростовщик и скупец, у которого скупость приняла форму своеобразной трагической мании. К грудам золота, растущим в его сундуках, старый барон относится как пылкий юноша-любовник и вместе с тем как поэт, перед глазами которого раскрывается целый мир, неведомый другим людям.
  • Старый барон — человек более цельной, отходящей в прошлое эпохи. Это — сильная, несгибаемая натура, выкроенная как бы из одного куска. Но старый барон — безжалостный ростовщик и скупец, у которого скупость приняла форму своеобразной трагической мании. К грудам золота, растущим в его сундуках, старый барон относится как пылкий юноша-любовник и вместе с тем как поэт, перед глазами которого раскрывается целый мир, неведомый другим людям.
Конфликт трагедии не находит разрешения на уровне вечных ценностей. Деньги отнимают у Барона и Альбера их души. Каждый из героев так и остается носителем своей «правды», и конфликт двух людей становится конфликтом людей и века, их породившего . «Ужасный век» рождает «ужасные сердца» и разрушает человечность, которая гибнет в столкновении с низкими страстями.
  • Конфликт трагедии не находит разрешения на уровне вечных ценностей. Деньги отнимают у Барона и Альбера их души. Каждый из героев так и остается носителем своей «правды», и конфликт двух людей становится конфликтом людей и века, их породившего .
  • «Ужасный век» рождает «ужасные сердца» и разрушает человечность, которая гибнет в столкновении с низкими страстями.
«Пир во время чумы» –  гениальная обработка отрывка из пьесы английского драматурга-романтика Д. Вильсона.

«Пир во время чумы» – гениальная обработка отрывка из пьесы английского драматурга-романтика Д. Вильсона.

Мери поет о любви, которая сильнее смерти. Однако перед лицом смерти привычные ценности теряют свой смысл.
  • Мери поет о любви, которая сильнее смерти. Однако перед лицом смерти привычные ценности теряют свой смысл.

Председатель призывает человеческий дух противостоять гибельной угрозе чумы, он бросает вызов судьбе. Он прославляет чуму за то, что она мобилизует силы и волю человека, которые не дают его разуму помутиться и сохраняют величие души. Но его гимн смерти означает и презрение к жизни, порожденное отчаянием. Поэтому картина мира в сознании Председателя предстает искаженной, дисгармоничной
  • Председатель призывает человеческий дух противостоять гибельной угрозе чумы, он бросает вызов судьбе. Он прославляет чуму за то, что она мобилизует силы и волю человека, которые не дают его разуму помутиться и сохраняют величие души.
  • Но его гимн смерти означает и презрение к жизни, порожденное отчаянием. Поэтому картина мира в сознании Председателя предстает искаженной, дисгармоничной
В противостоянии враждебным и гибельным стихиям, самой судьбе человек становится равным им . Такая борьба с Роком становится для него залогом бессмертия
  • В противостоянии враждебным и гибельным стихиям, самой судьбе человек становится равным им . Такая борьба с Роком становится для него залогом бессмертия
 «Маленькие трагедии» заставляют читателя задуматься о вечных проблемах бытия: жизни и смерти, об истинных и ложных ценностях. Пушкин прославляет в героях трагедий такие качества, как сила духа, стремление к самоутверждению, способность сразиться с судьбой.   Однако почти все его персонажи — заложники своих порочных страстей, которые ведут их к нравственному краху.

«Маленькие трагедии» заставляют читателя задуматься о вечных проблемах бытия: жизни и смерти, об истинных и ложных ценностях. Пушкин прославляет в героях трагедий такие качества, как сила духа, стремление к самоутверждению, способность сразиться с судьбой. Однако почти все его персонажи — заложники своих порочных страстей, которые ведут их к нравственному краху.