СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАЛЕЦКАЯ М. И. Урок "Морфологическая норма, изобразительно-выразительные возможности морфологии" РЯиЛ 2017-3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МАЛЕЦКАЯ М. И. Урок "Морфологическая норма, изобразительно-выразительные возможности морфологии" РЯиЛ 2017-3»

М. И. Малецкая, учитель русского языка и литературы лицея № 1 г. Минска

Тема: Морфологическая норма, изобразительно-выразительные возможности морфологии

Цели урока: повторить некоторые морфо­логические нормы литературного языка; обоб­щить и систематизировать знания по морфо­логии; углубить знания учащихся о морфоло­гической норме; пробудить интерес к истории развития русского языка.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний учащихся по теме.

  3. Основной этап.

  1. Вступительное слово учителя.

В какой бы области ни работал человек, он должен не только свободно ориентироваться в большом и быстро изменяющемся информа­ционном пространстве, но и владеть нормами литературного языка, богатством словарного запаса, уметь ясно и чётко выражать свои мысли, использовать выразительные средства языка и соотносить свои речевые поступки с конкретной речевой ситуацией.

Понятие высокой речевой культуры услов­но включает два уровня:

  1. речь правильная, соответствующая нор­мам современного литературного языка;

  2. речь хорошая, «умелая, искусная».

Норма — правильное употребление язы­ковых средств в устной и письменной речи — основной признак литературного языка. Пра­вильная и хорошая речь требует соблюдения норм литературного языка: произносительных, лексических, грамматических (словообразова­тельной, морфологической, синтаксической).

  1. Работа с таблицами.

Ошибки в употреблении имени существительного

Вид ошибки

Правило

Правильный вариант

Водитель, нарушившая пра­вила дорожного движения, была оштрафована.

Существительные — названия по профессии — обычно отно­сятся к мужскому роду (врач, директор, шофер), поэтому определения и сказуемые согла­суются с ними в мужском роде

Водитель, нарушивший правила до­рожного движения, был оштрафо­ван; или: Женщина-водитель, нару­шившая правила дорожного движе­ния, была оштрафована.

Растворимое кофе, модный бра, крупная шимпанзе и под.

Если несклоняемые сущ-е обозначают:

  1. неодушевленный предмет, обычно относятся к среднему ро­ду;

  2. живое существо, относятся к мужскому роду;

  3. людей, соотносятся с полом человека;

  4. географические названия, со­относятся с родовым понятием

  1. Модное бра (искл.: растворимый кофе, свежая брокколи и др.);

  2. крупный шимпанзе (искл.: тихо­океанская иваси, африканская цеце);

  3. великий Верди, молодой(ая) протеже;

  4. полноводная Миссисипи, современный Осло

Он большая умница.

К существительным общего рода относятся слова, обозна­чающие лиц мужского и жен­ского пола и относящиеся к 1-му склонению. Согласование с ними определяется полом обо­значаемого лица

Он большой умница. — Она большая умница.

Пять килограмм апельсин; пара носок; подвиг солдатов

В форме родительного падежа мн. числа мужско­го рода нулевое окончание пред­ставлено:

  1. у большинства парных сущ-х;

  2. в названиях единиц изме­рения, образованных от имён собственных.

Окончание -ов(-ев) представлено:

  1. в названиях единиц измере­ния;

  2. в воинских названиях лю­дей;

  3. в названиях овощей и фрук­тов

  1. Глаз, сапог, чулок, погон (искл.: носков, берегов и др.);

  2. ампер, ом, ватт (искл.: кулонов, ньютонов, джоулей).

  1. килограммов, гектаров, метров (искл.: аршин);

  2. лейтенантов, сапёров, мичманов (искл.: солдат, партизан);

  3. помидоров, апельсинов

В «Вишнёвом саду» Чехова; в «Лесу» Островского

Существительные мужского рода в предложном падеже единственного числа в составе заглавий употреб­ляются с окончанием -е

В «Вишнёвом саде» Чехова; в «Лесе» Островского


Ошибки в употреблении имени прилагательного

Пример ошибки

Правило

Самая старей­шая библиоте­ка, более важ­нее, более худ­ший

Сравнительная степень:

  • простая форма (крепче, важнее, тоньше);

  • составная форма (более важный, менее крепкий).

Превосходная степень:

  • простая форма (сильнейший, крепчайший, высший);

  • составные формы (самый сильный, наиболее важный, крепче всех). Недопустимо при образовании формы степени сравнения смешивать простые и составные формы (самая стараястарейшая, более важныйважнее, более плохой — хуже)


Ошибки в употреблении имени числительного

Пример ошибки

Правило

Склонение числительного

Не хватает семиста рублей

При склонении у сложных числительных (50—80, 200—900) изменяются обе части (пятидесяти, пятьюдесятью), причём у слов 200—900 вторая часть склоняется как существительное во множественном числе (двести, двухстах, двумстам, двумя­стами, двухстах)

Больше триста восемьдесят ру­блей

У составных количественных числительных склоняются все части (триста пятьдесят четыре, трёхсот пятидесяти четы­рёх, трёмстам пятидесяти четырём, тремястами пятьюдеся­тью четырьмя, трёхстах пятидесяти четырёх)

В двух тысяче девятом году

При образовании составного порядкового числительного все части, кроме последней, совпадают с начальной формой коли­чественного числительного, а последняя часть собственно по­рядковая (две тысячи девятый). Склоняется только последняя часть: в тысяча девятьсот семьдесят шестом году

В полторастах метрах

Числительные полтора и полтораста во всех косвенных падежах имеют формы полутора, полутораста (в полутора­ста метрах)

Со стами видами товаров

40, 90, 100 в косвенных падежах оканчиваются на -а: сорока, девяноста, ста (со ста видами товаров)

Собирательные числительные

У троих дочерей, двадцать двое суток

Собирательные числительные (двоедесятеро) сочетаются:

  1. с существительными м. р. и общ. р., называющими лиц (двое учеников);

  2. с существительными дети, ребята, люди, лица («люди») (трое лиц пожилого возраста);

  3. в И. п. и В. п. с существительными, не имеющими формы ед. ч. (двое суток; но: двадцать два дняв течение двадца­ти двух суток);

  4. с личными местоимениями мн. ч. (нас трое);

  5. самостоятельно (Трое в лодке не считая собети)

Обаобе

У обоих дочерей, перед обои­ми воротами

Оба сочетается с существительными м. р. (у обоих сыновей, в обоих зданиях).

Обе сочетается с существительными ж. р. (у обеих дочерей, по обеим сторонам улицы).

Обаобе не сочетаются с существительными, не имеющими формы ед. ч. (у тех и других ворот)


Ошибки в употреблении местоимения

Пример ошибки

Правило

Впереди его, внутри них, в от­ношении неё

Начальный н употребляется:

  1. после непроизводных предлогов (с ними, у неё):

  2. после наречных предлогов в Р. п. (впереди него, мимо них; искл.: внутри их, вне их).

После остальных производных предлогов начальный н не упо­требляется (в отношении её, благодаря им)

Ихние дети, ейная тетрадь

Притяжательные местоимения его, её, их являются неизменяе­мыми (их дети, её тетрадь)


Ошибки в употреблении глагола

Пример ошибки

Правило

Ехай аккуратней

У глагола ехать образуется форма повелит, накл. поезжай.

Ложи в сумку

Глагол с корнем -лож- употребляется только с приставками (положи, вы­ложил). Без приставки употребляется глагол класть (клади, кладу).

Я победю

У глаголов победить, убедить, ощутить, очутиться, висеть, пылесосить, лазить и некоторых других отсутствует форма 1-го л. ед. ч. Вместо неё могут употребляться синонимичные слова и выражения (смогу победить, окажусь, почувствую и др.)


Ошибки в употреблении причастия и деепричастия

Пример ошибки

Правило

Прочитающий книгу

У причастий отсутствует будущее время (прочи­тавший книгу)

Пример ошибки

Правило

Читав книгу, нарисуя домик, купивши хлеб

Деепричастия несовершенного вида образуют­ся при помощи суффиксов -а(-я) (читая кни­гу, рисуя домик). Деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффиксов -в (не­возвратные): прочитав книгу, нарисовав домик, купив хлеб; -вши (возвратные): испугавшись грозы, наевшись досыта


Ошибки в употреблении предлогов

Пример ошибки

Правило

Согласно закона

Предлоги согласно, благодаря, вопреки сочетаются с дательным паде­жом (согласно закону).

Благодаря засухе

Предлог благодаря связан с положительным результатом (благодаря трудолюбию). Для указания на отрицательный результат используются предлоги из-за, вследствие (из-за лени, вследствие за­сухи)

По окончанию спектакля, скучать по вам

Предлог по обычно сочетается с дательным падежом (скучать по отцу, идти по полю), однако в значении «после» и с местоимения­ми мы и вы после глаголов чувства сочетается с предложным паде­жом (по окончании спектакля, по приезде из отпуска, скучать по вас, плачет по нас)


  1. Выполнение тренировочных упражнений.

Имя существительное

Вариант I

Вариант II

Выпишите слова, имеющие только окончание -и(-ы)

Выпишите слова, имеющие в зависимости от стиля окончания -а, -и(-ы)

Договор, образ, якорь, инженер, цех, лектор, месяц, порт, цвет, слог, сектор, хлеб, торт, лагерь, прожектор, офицер, инспектор, токарь, инструктор

Имя прилагательное


Вариант 1

Вариант 2

Образуйте форму сравнительной степени имён прилагательных

Бойкий, гадкий, горький, дерзкий, душный, ед­кий, жидкий, кроткий, плохой, тощий, чуткий

Вязкий, гладкий, гулкий, дешёвый, дюжий, жал­кий, здоровый, ловкий, терпкий, чахлый

Имя числительное



Вариант I

Вариант II

150 метров, двое саней, 5,7 территории

Поставьте числительные в форме Т. п.:

1,5 секунды, 8149 учеников, двадцать шртый этаж

Образуйте от количественных числительных порядковые и запишите их словами

18, 158, 54 ООО, 30, 200

7, 60, 100, 750, 823 000

Исправьте ошибки в употреблении числительных

Трое кошек, трое девиц, трое озёр, трое столов, трое медведей, обоим студенткам, обоими руками, обеим столам, около шестьсот человек, к сто сорока прибавить семь, в двух тысячах восьмом году

Местоимение

Вариант I

Вариант II

Просклоняйте местоимения

Сама, некие

Себя, мы

Запишите словосочетания в исправленном виде

Умнее за меня, скучать по вам, ради её

Купите какой-то журнал, в ихнем доме, у самих глаз

Глагол

Вариант I

Вариант II

Поставьте глаголы в форме 1-го лица ед. ч. настоящего времени

Взвесить, выздороветь, вытереть, громоздить, дудеть, ездить, изречь, колоситься, кутить, лечь, мочь, мучить, ощутить, учредить, ютиться

Возбудить, испить, клеймить, лихорадить, ми­нуть, мучиться, обогатить, очутиться, отложить, пригвоздить, угораздить, фальшивить, опоясать




4. Выполнение тестов.

Тест

Какие морфологические признаки соответ­ствуют выделенному в предложении слову?

  1. Недалеко от дома, обнесённый оградой, раскинулся старинный парк:

а) нач. форма — обносить; б) страдатель­ное причастие; в) в форме настоящего вре­мени; г) несовершенного вида; д) в форме единственного числа.

  1. Невозможно дважды войти в одну и ту же реку:

а) числительное; б) наречие; в) в форме Т. п.; г) собирательное; д) обстоятельство.

  1. В окно повеяло весною:

а) нач. форма — повеять; б) несовершен­ного вида; в) возвратное; г) в форме 3-го лица; д) изъявительное наклонение.

  1. Быть смелым с любимой можно только любя её менее сильно:

а) глагольная форма — деепричастие; б) не­совершенного вида; в) переходное; г) в форме настоящего времени; д) в форме единственного числа.

  1. По военной дороге шёл в борьбе и тре­воге боевой восемнадцатый год:

а) нач. форма — восемнадцать; б) поряд­ковое числительное; в) в форме В. п.; г) в фор­ме единственного числа; д) мужского рода.

  1. Зорко одно лишь сердце:

а) наречие; б) прилагательное; в) в краткой форме; г) в форме В. п.; д) обстоятельство.

  1. Любовь имеет свои вершины, доступ­ные лишь единицам из миллионов:

а) числительное; б) существительное; в) количественное; г) собирательное; д) в фор­ме Д. п.

  1. У каждого человека случается своё счастливое время открытий:

а) указывает на признак предмета; б) нач. форма — свое; в) притяжательное местоиме­ние; г) в форме В. п.; д) среднего рода.

  1. Лисьи следы привели на берег реки:

а) обозначает признак предмета; б) каче­ственное; в) в форме И. п.; г) мужского рода; д) определение.

  1. В искусстве нужен собственный по­черк.

а) прилагательное; б) притяжательное; в) сравнительная степень; г) мужского род; д) в форме И. п.

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б, д

б, д

а, д

а, б,

б, г,

б, в

б, д

а, в,

а, в,

а, г,




в

Д



Д

Д

Д


Тест

Речевые ошибки допущены в предложе­ниях.

  1. Маша пришла в буднем платьице в го­рошек.

  2. Двубортные пиджаки опять входят в моду.

  3. Лень — это монстр современной моло­дёжи.

  4. Я не ожидала, что такой заварится сыр-бор из-за одного неосторожного слова.

  5. Необходимо усилить борьбу с текуче­стью кадров путём усиления материальной базы предприятия.

Ъ. ЛУта. т^опения: И ВНИМа-

НИЯ.

  1. В прошлом году мы достигли высоких показателей, которые показывают, что пред­приятие вышло из кризиса.

  2. Однажды на охоте мне попался такой случай.

  3. Чтение играет важную роль в воспита­нии ребёнка.

  4. Тогда в газетах много писали о вос­ходящей звезде эстрады — Алле Пугачёвой.

  5. Путешественники в растерянности остановились у края глубокой бездны.

  6. Профессия врача требует самоотвер­женности и чистоты помыслов.

  7. Через два дня мы обратно пошли на выставку.

  8. Весь иллюстрированный материал к докладу он хранит в специальной папке.

  9. Лев Ильич — человек славный, осо­бенный, тихий, комара не обидит.

  10. Нарушитель скрылся в мгновение ока.

  11. Наша компания обладает эксклюзив­ным правом на издание этой книги.

  12. На хуторе вырыли глубинный коло­дец.

  13. Данный вопрос не входит в нашу ком­петенцию.

  14. На практичных занятиях по химии мы проводим различные опыты.

  15. Ты обратно со мной споришь по каж­дому поводу.

  16. Мы долго ломали голову над тем, как выйти из трудного положения.

  17. Благодаря проливным дождям сена в этом году заготовили мало.

  18. Подсознание имеет большую роль в жизни человека.

  19. Наша овчарка живёт у нас с малень­ких лет.

  20. Негативные последствия наводнения в районе негативно сказались й на темпах убор­ки зерновых.

  21. Ему всё нипочём, всё как с гуся вода.

  22. Через два дня мы обратно договори­лись пойти на выставку.

  23. Хвост у русалки покрыт рыбной че­шуёй, волосы длинные.

  24. Нужно знать, готов ли ты к такому кропотливому труду.

Ключ: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 29.

Работа над ошибками

  1. Маша пришла в будничном платьице в горошек.

  1. Лень — это бич современной молодёжи.

  2. Я не ожидала, что такой разгорится сыр-бор из-за одного неосторожного слова.

  3. Необходимо усилить борьбу с текуче­стью кадров путём укрепления материальной базы предприятия.

  1. В прошлом году мы достигли высоких показателей, которые свидетельствуют, что предприятие вышло из кризиса.

  2. Однажды на охоте со мной произошёл такой случай.

  1. Путешественники в растерянности остановились у края бездны.

  1. Через два дня мы снова пошли на вы­ставку.

  2. Весь иллюстративный материал к докладу он хранит в специальной папке.

  3. Лев Ильич — человек славный, особен­ный, тихий, мухи не обидит.

  1. На хуторе вырыли глубокий колодец.

  1. На практических занятиях по химии мы проводим различные опыты.

  2. Ты снова со мной споришь по каждо­му поводу.

  1. Из-за проливных дождей сена в этом году заготовили мало.

  2. Подсознание играет большую роль в жизни человека.

  3. Наша овчарка живёт у нас с малых лет.

  4. Последствия наводнения в районе не­гативно сказались и на темпах уборки зер­новых.

  1. Через два дня мы договорились снова пойти на выставку.

  2. Хвост у русалки покрыт рыбьей чешу­ёй, волосы длинные*

  1. Подведение итогов урока.