СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Маленькие Ломоносовы" экспериментальная деятельность в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у детей умения и желания самостоятельно проводить опыты, анализировать их, делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«"Маленькие Ломоносовы" экспериментальная деятельность в ДОУ»





ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ВОЗДУХОМ

«РЕАКТИВНЫЙ ШАРИК»


Номинация: лучший эксперимент.


Научные руководители: Климова С.С

Авторы проекта:

воспитанники старшей гр. «Полянка»

Пепеляев Тима

Моторина Полина


г. Абаза 2017г.





Оглавление:

Введение стр. 1

Основная часть стр. 3

Заключение стр. 5

Литература стр. 6

Приложение стр. 7

Введение

Актуальность:

Мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок в возрасте пяти лет говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции, то есть экспериментирование. В данном эксперименте используется воздух. Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Например, когда мы идем, то отталкиваемся от земли ногами. Когда гребем – отталкиваемся от воды вёслами. Мы толкаем назад что-то – нас при этом толкает вперед.

Беседуя с детьми о космосе, у детей непроизвольно возникает вопрос: «Как же летит ракета в космосе? Ей ведь не от чего отталкиваться в пустом пространстве». Реактивная тяга возникает в процессе сгорания топлива. Струя, которая образуется при расширении продуктов сгорания, толкает механизм вперёд. Благодаря этому возможен полёт реактивных самолётов и ракет. А как можно доступно объяснить и показать ребёнку работу этой тяги дома. Ракеты у нас нет, зато легко можно купить воздушный шарик. По своему принципу действия он во многом схож с ракетой: если его надуть, а потом отпустить, то он, под действием выходящей струи воздуха, будет хаотично летать по комнате. Здесь работает тот же принцип реактивного движения: воздух – назад, шарик – вперед.

Для красоты эксперимента заставим шарик лететь вдоль лески.

Цель: создание проблемной ситуации и способов её решения путём организации опытно - экспериментальной деятельности с воздухом.


Задачи:

1. способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

2. формировать у детей умение проводить элементарные опыты с воздухом анализировать его: исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения,

3. организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск;

4. развивать у детей познавательную активность, навыки сотрудничества через вовлечение в деятельность со сверстниками;

5. воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей;

6. заострять внимание детей на соблюдение правил безопасности во время деятельности.


Место реализации: старшая группа «Полянка» МБДОУ «ЦРР – ДС «Дельфин»» г. Абаза

Участники: воспитатели и дети группы.

Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.







-1-


Предварительная работа: просмотр презентаций, чтение познавательной литературы, энциклопедий, наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседы о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Методы и приемы:

Словесные (беседа, художественное слово);

Проблемные (проблемные ситуации, проблемные вопросы, опытно – экспериментальная деятельность);

Наглядные (слайды).



Материалы и оборудование:

  • мультимедийная установка, компьютер, воздушный шарик, скотч, леска или прочная нить, пластмассовая трубочка или трубочка для коктейлей, прищепка, бумага для украшения.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое.

Форма организации: диалог, используя эвристический (поисковый) метод.

Гипотеза и идея образовательной деятельности: струя воздуха, вырывающаяся из шарика, после того, как его надули и отпустили, толкает предмет в противоположном направлении, а значит сила сжатого воздуха может поддерживать и передвигать грузы. Мы предполагаем, что данная идея может быть реализована в группе.

Степень изученности данного вопроса:

Вопросы полёта человека в воздух и запуска воздушных судов всегда интересовали человечество.

Важный акцент в изучении данного вопроса учёными пришёлся на начало 20 века. Именно советскими учёными Циолковским и Королёвым были впервые создана научная основа полётов, созданы первый искусственный спутник Земли и первый космический корабль. А имя Ю. А. Гагарина навсегда вошло в историю мировой космонавтики. Дошкольники знакомятся с данной темой в рамках реализации ООП, но эксперименты и опыты для них наиболее увлекательны.


Собственный опыт по исследуемой проблеме: в ходе опытно-экспериментальной деятельности по исследуемой проблеме у участников эксперимента сформировалось умение задавать вопросы и находить ответы, видеть проблему по заданной теме, делать соответствующие выводы.












-2-



Основная часть


Ход экспериментально – исследовательской деятельности.



Вы слышали когда-нибудь про город из цветов?

Живут в нём коротышки из сказочных миров.

Цветочный город шумный – он в сказочной стране.

В нём чудеса, как птицы, порхают в вышине.



Давайте вспомним о приключениях Незнайки и его друзьях. Однажды маленькие жители городка коротышки собрались в космическое путешествие на своём воздушном шаре, но как всегда не могли дождаться Незнайку, который всё что-то мастерил, экспериментировал. Время шло, воздух в их воздушном шаре уже достаточно нагрелся. Все коротышки принялись горячо спорить, как быть и Знайка решил, что медлить нельзя, пора лететь. А так как жители цветочного городка были дружные ребята, Цветик написал Незнайке послание. 

«Незнайка, извини, ждать больше не можем. Если сможешь, догоняй нас скорей!»

А в это время, Незнайка увлечённо проводил свои эксперименты. С чем?

Вы узнаете, отгадав загадку.

Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

Он — прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.
  Вы, конечно, догадались, что речь идёт о воздухе, которым мы дышим. Закончив свои дела, Незнайка пошел к своим коротышкам, вместо друзей нашел записку, но он не расстроился, потому что знал, как догнать своих друзей.

Опыт. «Реактивный шарик»

Постановка исследовательской задачи посмотреть, как струя воздуха, вырывающаяся из шарика, после того, как его надули и отпустили прищепку, толкает предмет в противоположном направлении, а значит сила сжатого воздуха может поддерживать и передвигать грузы.

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Этап подготовка траектории полёта.

Хорошо натянуть леску (например, между спинками двух стульев). Предварительно на нее необходимо надеть трубочку от сока. Теперь на эту трубочку с помощью скотча крепим уже надутый воздушный шарик. Придержать рукой отверстие и закрепить его прищепкой, через которое надували шарик, чтобы он не сдулся.

  1. Этап экспериментальный.

Снимаем прищепку, отпускаем шарик. Он, подобно реактивной ракете, быстро начинает перемещаться вдоль лески. Надуть воздушный шар побольше. Обратить внимание на длительность полёта.



-3-





Вывод.

Это происходит потому, что, когда отверстие в шарике открылось то, под давлением стенок шарика струя воздуха вырывается наружу. Она создала реактивную силу, толкнувшую шарик в обратном направлении. Длительность полёта зависит от объёма, воздуха, наполняющего шарик: чем больше воздуха, тем дальше траектория полёта.





Вот и закончилось наше путешествие с Незнайкой и его друзьями. Хочется закончить работу китайским изречением:



То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!












































-4-



Заключение

1. Беседы с детьми об эксперименте, отсроченный результат.

2. Выступление на научно – практической конференции «Я - исследователь 2017».

3. Обобщение и распространение опыта на персональном сайте педагога, сайте образовательной организации.


Вывод:

- в дальнейшем работа по экспериментированию с воздухом будет продолжаться с усложнением в соответствии с возрастными особенностями детей;

- все полученные умения, знания используются детьми в самостоятельной и непрерывной образовательной деятельности;

- в ходе проведения опытно-экспериментальной деятельности с воздухом, выдвинутая гипотеза была подтверждена.

Полученные результаты.

  • дети вышли на более высокий уровень познавательной активности

  • у воспитанников сформировалась уверенность в себе, посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, повысился личностный рост, а также чувства уверенности у детей в своих силах.

  • обогатилась предметно – развивающая среда в группе.

























-5-





Литература:

Большая книга научных опытов для детей и взрослых. ООО «Айдиономикс», 2012

Яковлева М.А., Болышевский С.А.;

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Санкт-Петербург «ДЕТСВО-ПРЕСС» 2014г. автор- сост. Л. А. Королёва;

Экспериментальная деятельность для среднего и старшего возраста. Санкт-Петербург «ДЕТСВО-ПРЕСС» 2007г. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.;

Детское экспериментирование. Педагогическое общество России Москва 2005г.

автор-сост. И.Э. Куликовская, Н. Н. Совгир.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Авторы – составители Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. программа «Детство» Издательство «Учитель», Волгоград.

Интернет ресурсы:

Воспитателям. У http://vospitateljam.ru/

Дошколенок.ру http://dohcolonoc.ru/

Дошкольник.com http://doshkolnuk.com/






























































-6-





Приложение



Имеет ли воздух запах.











Воздух вокруг нас

«Выявление упругости воздуха».

Опыты с воздушными шарами







































-7-