Урок
Тема : « Малые тела Солнечной системы»
Цели урока:
образовательные: сформировать понятия о астероидах, метеорах, метеоритах, кометах; определять понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характеризовать малые тела Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет.
развивающие: развитие логического мышления путём систематизации фактов, развитие наблюдательности, формирование мировоззрения, развитие познавательной активности, умений делать выводы, применять полученные знания для объяснения явлений.
воспитательные: развитие коммуникационных компетенций, развивать умение говорить и слушать других, содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Методы:
а) монологическое изложение;
б) объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения;
в) репродуктивный, частично - поисковый;
Давайте поиграем.
Угадайте, какая из планет могла бы так сказать о себе.
1. Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до +500 градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. (Венера)
2. Я – ближайшая к Солнцу планета. Я получила свое название в честь римского вестника богов, бога торговли. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца за 88 дней. (Меркурий)
3. Я – очень стар, поэтому лежу на боку и очень мерзну. (Уран)
Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это планета. Стихи:
4. больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду только водород
И лютый холод круглый год? (Юпитер)
5. красивая планета
Желто-оранжевого цвета.
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда. (Сатурн)
6. Планета от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная. (Нептун)
7.таинственная планета.
Она по размерам чуть меньше Земли.
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны. (Марс)
8. Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Какие это друзья? (Спутники)
9. Я чудную эту планету люблю
За Зиму, за Лето, за Осень, Весну! (Земля)
10. Она ведь не просто на небе сияет,
она всей водой на Земле управляет.
Приливы, отливы морей ей подвластны,
Ее же сухие пейзажи ужасны. (Луна)
| Масса В кг | Радиус в км | Плотно- сть | Температура на поверхности | Состав атмосферы | Смена времён года | Наличие магнитного поля |
Солнце | 2·1013 | 696 000 | 2,07·10-7 г/см3 | 5780 К | 70% Н2, 28% Не, 2% ост. | _________ | есть |
Меркурий | 3,3·1023 | 2439 | 5,43 | -170+3500С | нет | нет | есть |
Венера | 4,87·1024 | 6051 | 5,25 | +4800С | СО2, 3-5% N2, мало кислорода, мало вод. пара | нет | нет |
Земля | 5,98·1024 | 6378 | 5,52 | -96+700С | О2, N2, СО2,вод пар | есть | есть |
Марс | 6,418·1023 | 3394 | 3,94 | -143+300С | СО2 95% N22,7% О2 0,13% Аргон 1,6% | есть | есть |
Юпитер | 1,9 | 71474 | 1,33 | 140 К (-1330С) | на 90% из водорода и на 10% из гелия со следами метана, воды, аммиака | нет | есть |
Сатурн | 5,68·1026 | 60268 | 0,7 | -1500 С -1700 С | 75 % из водорода и на 25 % из гелия со следами воды, метана, аммиака и камня. | нет | есть |
Уран | 8,683·1025 | 25559 | 1,29 | 60 К (– 2130С) | на 83% из водорода, на 15% из гелия и на 2% из метана | нет | есть |
Нептун | 1,0247·1026 | 24766 | 1,72 | – 2200С( 53 К) | водорода и гелия с небольшим количеством метана. | нет | есть |
Продолжим изучение строения Солнечной системы. Перейдем к изучению так называемых малых тел Солнечной системы.
Остановимся на малых планетах. Названия самых крупных малых планет Солнечной системы:
Планета Церера (диаметр 770 км.) - переведена в группу карликовых планет.
Более мелкие планеты:
Юнона, Астрея, Геба, Ирида, Флора, Метида, Гигея, Парфенопа, Виктория, Эгерия, Ирена, Эвномия, Психея, Фетида, Мельпомена, Фортуна, Массалия, Лютеция, Каллиопа, Талия, Фемида, Фокея, Прозерпина, Эвтерпа, Беллона, Амфитрита, Урания и др.
Всего их насчитывается около 100 тыс. Иногда их называют астероидами.
Астероид – малая планета; “звездообразный” объект. В ночь на 1 января 1801 года сицилийский астроном Джузеппе Пиацци случайно обнаружил звёздный объект, координаты которого заметно менялись от ночи к ночи. Так была открыта первая из большого числа малых планет – Церера. Диаметр Цереры – 770 км Вскоре были открыты ещё три астероида – Паллада - 490 км, Юнона– 170 км, Веста-380 км.
Сегодня уже известно около 1800 астероидов, орбиты которых хорошо изучены, некоторые из них имеют орбиты, пересекающие орбиту Земли. Размеры большинства других не превышают 5 – 10 км. Пространство между орбитами Марса и Юпитера заполнено огромным количеством обломков: с размерами больше 1 км – 30 000; с диаметром менее 1 км сотни миллионов. Такое количество астероидов между Марсом и Юпитером наводит на мысль о существовании здесь прежде некой планеты, разрушившейся потом. Этот вопрос остаётся открытым.
Все астероиды лишены атмосферы. Выделяют три группы астероидов (тёмные, светлые, металлические) – по своим химическим характеристикам. Астероиды имеют температуру от -1200С до -1000С. Все астероиды (взятые вместе) составили бы планету диаметром 1500 км. Астероиды могут стать причиной разрушений на поверхности Земли.
Кометы. Эти небесные светила получили свое название от греческого слова кометас — хвостатая, или косматая, звезда. Прилетают они в основном из пояса Койпера или облака Оорта. Яркие кометы появляются сравнительно редко, в среднем одна комета за 10—15 лет. Слабые же по блеску кометы появляются часто (на фотографиях звездного неба ежегодно обнаруживают несколько комет).
Под действием притяжения Солнца кометы, как и планеты, обращаются вокруг него по вытянутым эллиптическим орбитам.
Самой известной кометой является комета Галлея, названная так в честь первого исследователя комет, который предсказал появление этой кометы. Она движется по очень вытянутой эллиптической орбите - заходит внутрь орбиты Венеры и удаляется за орбиту Нептуна. Последний раз комета появилась в 1986 г. В момент ее прохождения вблизи Солнца для ее изучения был осуществлен полет четырех космических аппаратов, два из которых — «Вега-1» и «Вега-2».
Фотографирование ядра кометы Галлея советскими космическими станциями с расстояния около 8000 км показало, что оно имеет неправильную форму с размерами 16x18x8 км. В следующий раз ее можно будет увидеть в 2062 году. Кометы и астероиды- остатки древнейшего вещества СС.
Кометы имеют строение - голова, ядро, хвост. Кометы отличаются от всех других тел Солнечной системы: (своим видом; формой орбит; большими размерами; быстрым и бурным развитием). Массы комет оцениваются в 1015—1018 кг. Хвост кометы всегда направлен от Солнца. Хвост растёт с огромной скоростью, около 106 км в сутки, пока не достигнет величины 108 км. В конце концов, комета теряет вещество и распадается на части, образуя метеорный рой.
Каждый метеорный рой обращается вокруг Солнца с постоянным периодом, равным периоду обращения породившей его кометы, и многие из них в определенные дни года встречаются с Землей. В эти дни количество метеоров значительно возрастает, а ecли метеорный рой компактный, то наблюдаются метеорные или звездные дожди, когда в одной ограниченной области неба за одну минуту вспыхивают сотни метеоров.
Многие метеорные потоки связаны с кометами. Так, метеорный поток, исходящий из созвездия Ориона (Ориониды), связан с кометой Галлея, а метеорный поток Андромениды — с распавшейся кометой Биэлы.
Метеоры и метеориты. Метеором – называется световое явление, возникающее на высоте от 130 до 80 км при вторжении в земную атмосферу частиц – метеорного тела из межпланетного пространства.
Метеоры (от греческого слова метеорос — парящий в воздухе) — это вспыхивающие в земной атмосфере мельчайшие твердые частицы, которые вторгаются в нее извне с огромной скоростью. Метеоры часто называют падающими звездами. В межпланетном пространстве хаотично движется с различными скоростями множество таких частиц. Массы подавляющего их большинства измеряются десятыми и тысячными долями грамма, в редких случаях — несколькими граммами. Если в атмосферу влетает частица со скоростью свыше 30 км/с, то из-за трения о воздух она быстро раскаляется, вспыхивает и порождает метеор. Чем больше масса и скорость частицы, тем ярче метеорная вспышка. В среднем по всему небу за 1 ч появляются 5—6 ярких метеоров.
Помимо пыли, в межпланетном пространстве движется множество твердых тел размерами от сантиметров до десятков метров. При падении на Землю они получают название метеоритов.
По химическому составу метеориты подразделяют на три группы: каменные, железокаменные и железные. Химические соединения, присутствующие в метеоритах, и их кристаллическая структура показывают, что метеоритное вещество сформировалось в условиях высоких давлений и температур. Возраст метеоритов колеблется обычно в пределах от нескольких сотен миллионов до нескольких миллиардов лет.
На месте падения крупных метеоритов образуются метеоритные кратеры значительных размеров. Такие кратеры обнаружены в Аризоне (США), Канаде, на Таймыре (Россия) и в других местах. У Аризонского метеоритного кратера диаметр 1207 м, глубина 174 м, а высота окружающего его вала составляет от 40 до 50 м.
Самый крупный железный метеорит — Гоба — найден на территории Намибии: он имеет размеры 3x3x1 м, а массу — 60 т.
На других планетах и их спутниках также обнаружены кратеры метеоритного происхождения. Крупные метеориты могут образовать кратеры диаметром в несколько десятков километров.
Из наиболее известных событий на Земле связанных с малыми телами следует выделить – Тунгусский феномен (30 июня 1908 года – тайга Центральной Сибири). Ну, а самым нашумевшим за последнее время – Челябинский метеорит.
Болиды – вторжение массивных метеорных тел вызывающее очень яркие вспышки. Метеор аналог болид (скорость вторжения в атмосферу Земли от 11 до 73 км/с; высота возгорания от 130 до 80 км). Болид напоминает летящий по небу огненный шар.
4. Итог урока. И так, астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира.