Мандала в работе с детьми с ОВЗ
В силу нарушения развития высших психических функций, дети с ограниченными возможностями здоровья страдают от гиперактивности, низкого уровня концентрации внимания, неусидчивости. По причине нарушенного речевого развития, дети с ОВЗ часто не имеют возможности выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме, что приводит к появлению эмоциональной нестабильности, тревожности или апатии.
Такие дети менее социализированы, по этой причине чаще встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их. Поэтому актуальным является вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь работа с мандалой.
Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности.
Мандала – геометрический узор из повторяющихся элементов. В переводе с санскрита «круг» или «центр». Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. В мандале можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники.
В буддизме мандала символизирует сферу обитания божеств и чистые земли будд. Это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель Вселенной.
Мандалы могут быть как двумерными, изображёнными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева, теста.
Если обратить внимание на окружающий нас мир, то примеры изображения круга можно встретить всюду: в витках розы, в спелом фрукте, в цветке, в волнах моря, в снежинке и в узорах калейдоскопа и даже в рисунке пиццы...
Рисование мандал показано к использованию:
для детей с проблемами общения и поведения;
для замкнутых детей;
для детей, имеющих трудности развития моторики, зрительно-моторной координации;
для детей, имеющих трудности речевого развития.
Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми технику «Мандала» можно применять:
• в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок)
• в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)
• в целях изучения групповых взаимоотношений (создание коллективной композиции)
• с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий сад, семью и пр.).
А также:
• развитие творческого потенциала;
• снятие внутреннего напряжения (релаксация);
• развитие мелкой моторики рук;
• воспитание аккуратности, развитие коммуникабельности.
Мандалы повышают концентрацию у детей. Очень нервные дети успокаиваются, рисуя мандалы. Напротив, дети, которые пассивны и апатичны, во время творческой работы получают заряд энергии, который стимулирует их и делает веселыми. В большинстве случаев рисование может иметь профилактическое действие, так как с его помощью у детей появляется осознанность относительно самих себя, и они с легкостью могут преодолеть возрастные этапы.
Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления. При частой работе с мандалами привычные реакции на страхи (прочно сидящие внутри из-за негативных переживаний) постепенно исчезают и преобразуются.
Раскрашивание этих образов – хорошее занятие для детей. Оно успокаивает во время волнения и тревоги, периодов скуки, ограничения свободы или путешествия. Используется как способ общения с детьми-аутистами, с гиперактивными детьми и детьми, имеющими проблемы в обучении. Дайте мандалу ребенку, когда он встревожен, скучает, не знает, чем заняться, или не может успокоиться или сосредоточиться... Результат вас не разочарует.
Правила работы при использовании мандал:
предпочтительно использовать музыкальное сопровождение;
ребенок самостоятельно выбирает цвета для работы с мандалой, не допускается навязывание цветов;
нельзя навязывать ребенку выбор мандалы, он должен это сделать самостоятельно из нескольких;
одно занятие – одна мандала;
не вмешиваться в работу ребенка без его согласия;
не комментировать и не давать оценку по поводу выполненной работы;
по окончании работы предложить дать название мандале.
В своей работе с обучающимися ОВЗ я использую следующие виды мандалатерапии:
Раскрашивание готовых мандал
Рисование и создание собственных мандал
Раскрашивание готовых мандал. Секрет метода заключается в том, что при раскрашивании ребенок физически расслабляется, заметно, как его дыхание становится более глубоким и спокойным, раскрашивание замысловатых фигур имеет медитативный эффект. Раскрашивая мандалу, ребенок внутренне успокаивается, сосредотачивается и «заряжается» положительной энергией. Для детей здесь присутствует полная свобода творчества и самовыражения. Однообразные действия рук успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение. Наблюдая за детьми, я заметила, что в процессе рисования они уходят от своих переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности.
В этот момент высвобождается психологическая энергия, которую ранее ребенок тратил на неэффективное поведение и напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Это и есть способ релаксации и расслабления.
Создание ребенком продуктов своей деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности.
После занятий каждый ребенок становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной и познавательной сферах.
Рисование и создание собственных мандал. Мне нравится, что в применении данного метода совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками. Ведь целью будет не создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе выйти из состояния ограничений, критики, запретов, увидеть себя и мир заново. Дети увлекаются процессом рисования мандалы, искренне выплескивая на чистый белый лист то, что их волнует в данный момент (бессознательное). Конечно бывает, что поначалу ребенку не совсем нравится то, что получается, но в какой-то момент я заметила, что он минует «кризисную точку» и сам процесс начинает приносить ему удовольствие. Он просто дает себе возможность выразиться и раскрыть новые внутренние ресурсы.
В результате творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, происходит понимание себя и своего внутреннего мира.
Мандалотерапия— это увлекательнейший мир, в котором нам предстоит совершать много самостоятельных открытий, а главное это эффективно, доступно, безопасно, интересно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь ребенок как писал К.Д. Ушинский «...мыслит формами, красками, звуками, ощущениями»