СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Манипулирование в педагогической практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовый доклад для выступления на МО по теме "Манипулирование в педагогической практике.

Способы психологической защиты от манипулирования"

Просмотр содержимого документа
«Манипулирование в педагогической практике»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ Г. КИРЕНСКА»











Манипулирование в педагогической практике.

Способы психологической защиты от манипулирования










Подготовила: учитель

первой квалификационной категории

Е.В.Овчинникова
















г. Киренск, 2017


Каждый из нас, людей, живущих в современном мире, является манипулятором. Наша жизнь, по сути, борьба за выживание. Своеобразный «естественный отбор», недаром в наши дни очень часто можно услышать «кто не успел, тот опоздал» и подобные фразы. Это говорит о том, что люди крайне озабочены получением выгоды, а она, в свою очередь, необходима для спокойной и размеренной жизни: стабильность на работе, в семье, в кругу друзей. Человек все чаще старается произвести впечатление, которое, по сути, нужно только ему самому, для самоутверждения.

Современные английские словари синонимов приводят такие значения: для термина "манипулировать" - управлять, использовать, контролировать, оперировать и др.

"Манипулятор" - человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими.

манипуляция - это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.

Зачем людям нужно манипулировать? Ведь необходимых результатов можно добиться другими средствами, например, при помощи открытого давления или просто договорившись. Здесь секрет заключается в том, что человек стремится убить двух зайцев, то есть:

1) получить то, что хочется, но при этом выглядеть хорошо с точки зрения социальных норм;

2) получить то, что хочется, и одновременно по возможности избежать гнева (недовольства, обиды, мести и пр.)

Использование манипуляций взрослыми и детьми может объясняться различными причинами:

  • слабостью (многие боятся честной открытой стратегии);

  • неверием в действенность просьбы;

  • неверием в действенность убеждения;

  • стремлением к одностороннему выигрышу;

  • привычкой манипулировать.

Манипулирование в педагогике - очень сложная и тонкая тема, ведь никто из нас не хочет стать жертвой манипуляции. Но, тем не менее, любой педагог, рано или поздно, применяет ее в работе с детьми.

Пример 1 - Ученик 7-го класса демонстративно нагрубил учительнице. Она сделала замечание. Подросток в ответ снова оскорбил педагога. Обиженная учительница не нашлась, что ответить, и пригрозила, что пожалуется в милицию. Однако он, чувствуя интерес всего класса к их конфликту, расхрабрился и крикнул: «Ну и что мне будет?» Учительница ответила: «Как что? Посадят в тюрьму за оскорбление личности!»
Анализ ситуации. Безусловно, учительница должна была прореагировать на оскорбление. Она могла сделать вид, что не слышит и вообще не хочет разговаривать с учеником, выразить обиду или удалить его с урока. Наверное, она могла бы предпринять еще какие-то действия. Но чтобы эти действия были педагогически эффективны, они должны соответствовать ситуации и направляться на конкретного школьника — нарушителя дисциплины.
В нашем примере педагог воздействовала на подростка так, чтобы вызвать у него чувство страха. На короткий период ей это удалось: ученик замолчал и весь конец урока просидел, решая только одну проблему: посадят его в тюрьму или не посадят? После окончания урока он обошел всех своих друзей, зашел в кабинет к школьному психологу, обратился к родителям. И везде получил ответ: нет, не посадят. Таким образом, избавляясь от страха, он перестал верить учительнице.

Какая педагогическая ошибка была допущена в этом случае? Преподавательница отнеслась к обучающемуся отстранено, безразлично и формально, как к некоему неодушевленному предмету-помехе. Для устранения этой помехи, «выключения» ее из ситуации урока она позволила себе прибегнуть к средству, «подвернувшемуся под руку», не задумываясь о возможных последствиях.

Если рассматривать все многообразие коммуникативных взаимодействий «учитель—ученик», взяв за основу их качество, можно говорить о двух распространенных типах педагогического общения.
Первый тип можно определить как реальное педагогическое общение, схематично оно описывается формулой «субъект—учитель * субъект—ученик». Это означает, что оба партнера по общению строят свое взаимодействие так, чтобы учитывать психологические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, желания, темперамент, способности и др. При реализации данного типа общения учитель, формулируя какое-либо требование, заранее предполагает в своих учениках определенное к нему отношение. Чтобы требование было принято учащимися и осмыслено ими, учитель его обосновывает: «Это должно быть выполнено, потому что...». 
Оценивая учебную работу школьника, педагог объясняет, почему он поставил данную оценку и что следует сделать ученику, чтобы в следующий раз оценка была выше. Оценивая ученика, педагог также учитывает его индивидуальность, характер его одаренности. Так, например, становится необязательным, чтобы школьник успевал по всем предметам. Известно, например, что ребята, получающие хорошие отметки по математике и физике, не любят литературу и историю. И наоборот, «гуманитарии» не интересуются предметами естественнонаучного цикла. В реальном общении учитель использует коммуникативные средства позиции «наравне», держится демократично, без высокомерия и холодности, видит в своем ученике равноправного собеседника.
Второй тип педагогического общения, широко распространенный в наших школах, мы определяем как педагогическое манипулирование. Схематично его можно описать формулой «субъект-учитель * объект—ученик».
Учитель выступает не субъектом общения, а субъектом воздействия, ученик, соответственно, — объектом воздействия. При этом заметьте, нет взаимодействия, а есть однонаправленное воздействие.
По существу, педагогическое манипулирование не является процессом полноценного общения, а выступает его заменой, суррогатом. Речевое поведение учителя и ученика внешне выглядит как общение: они обмениваются словами. Но психологически учитель строит свою фразу, не ожидая в своем ученике личного отношения к ней и ее индивидуальной оценки, не совпадающих с отношением и оценкой самого учителя.
Конечно же, дело здесь не только в учителе. Обучение в нашей школе построено так, что в нем слабо учтены возрастные особенности учащихся и не приняты во внимание их индивидуальности. Например, не организован выбор детьми школьных предметов по интересам, невозможно пойти учиться к тому учителю, который нравится. В основном наша школа ориентирована на ученика как объект обучения.
Соответственно, и педагог относится к школьнику как объекту. Формируя ученика как объект, учитель начальных классов формулирует комплекс специальных правил и требований и добивается их беспрекословного выполнения. Ориентируясь на ученика как объект, учитель не просчитывает последствия своих действии. Педагог реализует формальное общение, используя методы сверхконтроля, эмоционального и административного давления, вызывания в ученике чувства страха, подавленности, пассивного послушания. К каким последствиям приводит педагогическое манипулирование? Ребята становятся либо излишне тревожными, зажатыми и неуверенными, они не знают, хорошо или плохо иметь собственные цели, свои интересы, отличающиеся от тех, которые разрешены в школе, т. е. они теряют реальность своего психологического «Я». Либо полностью выходят из подчинения, бунтуют, проявляют агрессию и полное неприятие школы, детерминантой поведения выступает только свое «Я» и полностью отрицается социальное окружение. Но в любом случае нарушается гармоничное развитие личности, тормозится становление свободного творческого мышления детей, они формируются как исполнители, готовые, в основном, к репродуктивной деятельности. 
А теперь задумаемся: что происходит в реальной школьной жизни? Действительно ли наш ученик — объект обучения и воспитания? А может быть, эта формула «учитель—субъект * ученик-объект» есть только иллюзия, отражающая главную ошибку, из-за которой нашим учителям с каждым годом все труднее преподавать в школах, а детям — учиться и быть послушными?
Итак, применение средств и способов педагогического манипулирования в школе неэффективно по двум причинам. Во-первых, оно тормозит свободное развитие творческого мышления учащихся. Во-вторых, происходит рассогласование с педагогической реальностью: ученик обладает сознанием, психической активностью, у него есть собственные интересы, желания и потребности. Воспитанник никогда не бывает объектом воздействия, он всегда выступает субъектом взаимодействия.

От вреда, приносимого педагогическим манипулированием, необходимо защищать не только обучающихся, но и самих учителей. Реализуя формальное общение с обучающимися, учителя испытывают отчуждение от своего труда, не чувствуют радости, удовлетворения. К концу рабочего дня наступает изматывающая усталость, а с утра следующего дня необходимо снова повторять те же действия: требовать, контролировать, оценивать, наказывать, заставлять, приказывать.

Среди признаков манипуляций можно назвать такие, как:

  • психологическое воздействие;

  • отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;

  • стремление получить односторонний выигрыш;

  • скрытый характер воздействия;

  • использование силы, игра на слабостях

Для манипулятора несущественно, какой человек перед ним: добрый или злой. Для него важно, как можно использовать эти качества в своих интересах.

Выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:

  • Провоцирование ваших защитных реакций.

  • Провоцирование вашего замешательства, дезориентации.

  • Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество.

  • Игра на вашей нетерпимости

  • Игра на вашем чувстве безысходности.

  • Игра на чувстве жадности.

  • Использование запланированных "трудных" уступок.

  • Намеренное затягивание времени обсуждения.

  • Провоцирование вашего интереса к партнеру "Убаюкивание", чтобы "убить" позднее.

Если вы приняли чью-то оценку ситуации и начали планировать какие-то действия в соответствии с этой оценкой — манипулятор добился своего. Нужно не только отвергать чужие ситуационные рамки, но и предлагать собственную оценку ситуации. Недостаточно просто понять, что имеет место манипулирование, — нужно всегда быть готовым открыто не подчиниться, защищаться, бросать вызов, а также претерпевать последствия такого поведения. Если вы разозлитесь или рассердитесь — вы проиграете.

Психологи - участники наших тренингов - отмечают, что в педагогической практике чаще всего они встречаются с такими типами манипуляций, как:

  • "Убаюкивание", чтобы "убить" позднее: некоторые родители приносят подарки и говорят комплименты, но кто-то из них делает это искренне, а кто-то после этого обращается с некорректными предложениями и просьбами, в которых учителю бывает трудно отказать.

  • "Провоцирование ваших защитных реакций": иногда родители рассказывают преподавателям и воспитателям детских садов о том, насколько в других образовательных учреждениях лучше учат и воспитывают детей. При этом они не предлагают конструктивных решений, а просто критикуют, заставляя педагога постоянно оправдываться. Это снижает авторитет учителя или воспитателя, а родителям дает возможность ставить свои условия и предъявлять свои требования. При этом родители-манипуляторы не переводят ребенка в другой класс или в другую группу, их цель - диктовать свои условия.

Каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д.

Выделяются следующие типы манипуляторов:

  • Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.

  • Тряпка, слабак. Как правило, это "жертва" диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.

  • Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.

  • Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за него выполняли всю работу, потому что он беспомощен.

  • Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.

  • Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.

  • Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.

  • Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.

Как и любая другая, предложенная классификация носит условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.

В российской системе образования, как правило, наиболее часто встречающиеся типы манипуляторов - это "диктатор", "тряпка", "прилипала", "судья" и др. Для того чтобы не попадаться на удочку манипуляторам, желательно знать их характерные черты и основные типы манипуляций.
Вот несколько способов психологической защиты от манипулятивных действий.

Необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Четкие речевые формулировки.

  2. Правильно подобранные интонации.

  3. Основательность в ответе, которая достигается с помощью выдерживания пауз перед ответом и неторопливостью ответа, обращенностью ответа в пространство.

Прием 1. Техника бесконечного уточнения. Применяется, когда партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет. В этом случае выясните как можно подробнее и точнее все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Ваш партнер может усиливать давление, вызывая вас к сопротивлению, но вы должны стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого.
Прием 2. Техника внешнего согласия, или Наведение тумана. Эта техника особенно эффективна против несправедливой критики или откровенной грубости. Уверенный человек внешне соглашается, хотя может и не изменить своей позиции. Например:

  • «Какая неожиданная мысль! Надо будет ее обдумать...»

  • «Я подумаю над тем, как мне учесть это в работе»

  • «Я подумаю, имеет ли это ко мне отношение»

  • «Может быть...»

Прием 3. Спокойствие и отчужденность. Эффективная психозащита требует определенной психологической холодности и отчужденности. Гнев, страх, злоба, удивление, радость должны быть купированы до того, как будут предприняты конкретные действия по психозащите. Если вы разозлитесь или рассердитесь — вы проиграете.
Прием 4. Поиск и подключение дополнительных факторов. Кто-то спланировал общение дома? — перенесите его на улицу! На вас пытаются воздействовать наедине? — поднимите тему в компании! Изменяйте ситуационное поле таким образом, чтобы оно стало чужим для манипулятора и создавало дополнительные выгоды для вас.
Прием 5. Предварительные тренировки на чужом поле. Периодически стоит практиковать нетипичное для себя поведение — нарушать свой обычный ролевой и личностный образ.

Прием 6. Не принимайте чужой оценки ситуации. Если вы приняли чью-то оценку ситуации и начали планировать какие-то действия в соответствии с этой оценкой — манипулятор добился своего.

Прием 7. По возможности не принимайте обязательства, навязанные вам извне. Лучше претерпеть кратковременные потери в деньгах, времени и силах, чем взяться выполнять внешне некритичные для вас обязательства, которые навязываются извне.

Прием 8. Способность изменить отношения. 

Нужно помнить, что любая межличностная ситуация обратима
Прием 9. Избегать спровоцированных бездумных действий. Если кто-то настаивает, чтобы что-то было сделано «немедленно», никогда не стоит соглашаться с этим сразу. Для начала выделите время на обдумывание ситуации и получение дополнительной информации. Следует также настаивать на внятных объяснениях. Слабые объяснения являются признаками обмана или недостатком знаний у якобы информированного собеседника.
Прием 10. Критическое восприятие ситуационных требований. Следует критически подходить к любым ситуационным требованиям, какими бы тривиальными они ни казались: ролевые отношения и правила всегда должны пониматься, но далеко не всегда — приниматься. Групповые ритуалы, лозунги, обязанности и обязательства — все это зачем-то нужно кому-то. Требования, вытекающие из ситуации, далеко не всегда обязательны к исполнению.
Прием 11. В жизни почти не бывает простых решений. Если кто-то говорит о «простых решениях» ваших сложных личных, социальных и политических проблем, то это, скорее всего, неправда.
Прием 12. Не бывает мгновенной «приязни». Не существует такой вещи, как внезапная и безусловная любовь, доверие или дружба со стороны незнакомых людей. Дружба и доверие всегда развиваются со временем и обычно включают взаимообмен, преодоление и соучастие —т.е. предварительную работу с обеих сторон. Поэтому «внезапная любовь» и «вдруг возникшая» дружба скорее всего являются тем ситуационным фоном, который манипулятор создает для более успешного влияния для вас.
Прием 13. Отделение себя от всех. Следует избегать «тотальных ситуаций», когда обращаются и указывают «всем», а не вам лично. В подобных ситуациях очень мало личного контроля и свободы, поэтому немедленно стоит определить границы собственной автономии и на всякий случай подготовить психологические и физические пути для отхода.
Прием 14. Ваши ошибки — ваша проблема. Стремитесь сразу распознавать симптомы «чувства вины», провоцируемой у вас кем-то, и никогда не действуйте исходя из мотива вины. Ошибки неизбежны, но это — ваши ошибки. Поэтому не стоит спешить исправлять ошибки тем способом, который спланирован не вами.
Прием 15. В каждой ситуации есть что-то новое. Будьте внимательны к тому, что вы делаете в «типичной ситуации». Нельзя позволять привычке и стандартной текущей процедуре заставлять вас действовать бездумно — ведь каждая последующая «типичная ситуация» всегда является слегка иной, а вашими шаблонными действиями всегда можно воспользоваться ввиду их высокой прогнозируемости.
Прием 16. Не связывайте себя прошлым поведением. Когда кто-то упоминает о вашей «надежности» — всегда стоит насторожиться. Ведь совершенно нет необходимости поддерживать соответствие между вашими действиями в разные моменты времени — и вы, и ситуация можете измениться. Поэтому статус «надежного» всегда несколько фальшив, так как он предусматривает какие-то действия и реакции, зависящие не от ситуации, а от самого статуса «надежности». Гораздо предпочтительней статус «адекватности ситуации».
Прием 17. Надумали — действуйте! Недостаточно просто понять, что имеет место манипулирование, — нужно всегда быть готовым открыто не подчиниться, защищаться, бросать вызов, а также претерпевать последствия такого поведения.

Заключение

В своей работе я постаралась с разных сторон взглянуть на проблему манипуляции в современной системе образования. Должна сказать, что даже к концу работы я не поняла, к какому типу учителей смогу отнести себя: к тем, кто приемлет манипуляцию, или тем, кто ее резко отвергает.

В процессе изучения этого вопроса я поняла, что люди, занимающиеся проблемами манипулирования в образовании, никогда не придут к общему решению. Я думаю, что это будет продолжаться очень долго, как крайне философский вопрос о происхождении яйца и курицы - а что было раньше?. Общество никогда не сможет прийти к консенсусу и по изучаемому вопросу: всегда будут те люди, которые станут придерживаться нейтралитета, но будут использовать определенные приемы в своей работе.

Боюсь, что себя могу отнести лишь к этой категории людей.

Освещенные в моей работе аспекты являют собой лишь краткие выдержки из работ различных авторов, но необходимые, на мой взгляд, для практикующего педагога.

Предлагаю вашему вниманию таблицу, (приложение), в которой приведены типы манипуляций, цели их использования, анализ способа манипулирования, а также техники контр-влияния.







Список литературы

манипуляция педагогика подросток ребенок

1. Бодалев А.А. «Психология общения», Минск: 1995 г.

2. Вагин И.Г. «Психология зла», М.: Питер, 2001 г.

3. Вагин И.Г. «Уроки психологической защиты», С-П.: Питер, 2001 г.

4. Знаков В.В. статья «Макивеаллизм, манипулятивное поведение и взаимоотношение», журнал «Вопросы психологии» 2002 г. №6

5. Карнеги Д «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», М.: 2000 г.

6. Козлов Н.М. «Психология взаимоотношений», М.: АСТ-пресс, 2001 г.

7. Леонтьев А.А. «Психология общения», М.: ACT 2000 г.

8. Лепский В.Е. статья «Манипулятивное воздействие и рефлексивное поведение», Психологический журнал 1996 г. №6 с. 139-145

9. Литвак Е.М. «Командовать и подчиняться» Ростов-на-Дону: Свет, 1997 г.

10. Митрофанов К.Г. Учительское ученичество.

11. Пиз А. «Язык взаимоотношений», М.: Эксимо-пресс, 2001 г.

12. Пиз А. «Язык разговора», М.: Эксимо-пресс, 2001 г.

13. Шейнов В. П «Скрытое управление человеком», М.: АСТ-пресс, 2002 г.

14. Шостром Э. «Анти - Карнеги», г. Минск, 1999 г.

15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.

16. сайт www.eduworld.ru

17. сайт www.psycho.tpi.ac.ru

18. сайт www.5ballov.ru

Размещено на Allbest.ru




Приложение: Типы манипуляций


№ 
п/п

Тип 
манипуляции

Цель 
манипуляции

Анализ ситуации

Техники 
контрвлияния

1.

Провоцирование ваших защитных реакций

Ослабить вашу решимость

Вас ставят в позицию обороняющегося, заставляют оправдываться, вызывают у вас чувство вины

Не оправдываться. Смена рамки *

2.

Провоцирование вашего замешательства, дезориентации

Вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести вред вашим интересам

С помощью оскорблений и унижений партнер стремится зажать вас в угол. Задаются провокационные вопросы

Хладнокровие, использование юмора. Самоконтроль: "Нет хладнокровия - нет преимущества"

3.

Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество

Получить первоосновные преимущества в замен на хорошие отношения

Ваш партнер демонстрирует высокий уровень понимания ваших проблем, но выражает сожаление, что не может вам помочь. Он ничего конкретного не обещает, но за свое хорошее отношение к вам просит что-то взамен


Хорошие отношения не продаются и не покупаются.
Можно ответить хорошим отношением

4.

Игра на вашей нетерпимости -"висящая морковка"

Получить дополнительные уступки

Оппонент демонстрирует готовность пойти на соглашение, но каждый раз перед тем, как подписать договор, выясняются новые неожиданные обстоятельства и нюансы, требующие от вас дополнительных уступок

Твердо отстаивайте свои интересы

5.

Игра на вашем
чувстве
безысходности

Заключить сделку, не учитывая интересы партнера

Доказать человеку, что Вы находитесь в безвыходной ситуации

Убедитесь, так ли это. Рассмотрите доводы, проверьте законность

6.

Игра на чувстве жадности

Втянуть собеседника в рискованную игру

Убеждает в использовании открывшейся необыкновенной возможности, которая сулит большие выгоды в будущем, стоит только рискнуть

Твердо оставаться на почве реальности, не дать "жадности затмить глаза"

7.

Использование запланированных "трудных уступок"

Побудить партнера сделать ответную уступку

Оппонент с большим видимым трудом делает уступку по незначительному вопросу, требуя ответной уступки в более глобальных масштабах

Убедитесь, что обмен будет эквивалентным

8.

Намеренное затягивание времени обсуждения

Получить уступки в
одностороннем порядке

Партнер демонстрирует готовность к сотрудничеству, но всячески оттягивает момент принятия решения

Можно предложить отложить обсуждение вопроса, пока он не будет готов к конструктивному диалогу

9.

Провоцирование вашего интереса к партнеру

Произвести хорошее впечатление, чтобы партнер сам захотел развивать отношения

Партнер широко рекламирует себя, свои возможности и при этом требует уступок

Получить информацию из других источников

10

"Убаюкивание", чтобы "убить" позднее

Втянуть в заведомо проигрышную для партнера игру

Собеседник оказывает небольшую услугу, затем просит несоразмеримую плату

Отказаться от предложения