СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Манкатерапия как средство развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети просто обожают играть с песком, но в зимнее время не у всех есть такая возможность, в этом случае нам поможет манная крупа.

Просмотр содержимого документа
«Манкатерапия как средство развития речи»

«Манкатерапия в речевом и познавательном развитии ребёнка дошкольного возраста»

«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Василий Александрович Сухомлинский

В последнее время, с внедрением ФГОС ДО, у педагогов дошкольных организаций повысился интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми. Учеными доказано, что развитие речи и мышление ребенка находится в тесной связи с развитием мелкой моторики. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. К этому можно добавить и такие навыки как: усидчивость, внимательность, сообразительность, координация движений, память и т.д. В работах Владимира Михайловича Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие речи детей, безусловно, тесно связано с состоянием мелкой моторики рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребёнок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые способности, внимание, мышление, координация в пространстве, наблюдательность, память (зрительная и двигательная), воображение. Ведь области коры головного мозга, отвечающие за эти способности, связаны нервными окончаниями, находящимися на пальцах рук.

Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка.

Особенно важно правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период подготовки к школе, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в начальных классах.

Всем известно, что дети просто обожают играть с песком. Однако не все могут позволить это себе в холодную зиму. А до лета еще достаточно много времени. В данном случае можно предложить своему малышу довольно увлекательные игры с манкой. Ею можно рисовать также как и песком. Для ребенка это занятие окажется весьма занятным и полезным.

Использование манной крупы в работе с детьми, появилась на основе песочной психотерапии, которая на протяжении многих лет используется в работе в различных детских учреждениях. В настоящее время существует большое количество методик манкатерапии в познавательно - речевом развитии ребенка, эстетическом развитии и т. д.

Дети с огромным удовольствием работают с данным материалом.

В чем польза работы с манкой:

1. Безопасность. Манную крупу можно брать в рот без вреда для здоровья.

2. Доступность.  Играть и рисовать манкой можно круглый год, по сравнению с играми в песок, которые носят сезонный характер. Манку можно приобрести в любое время года в любом магазине.

3. Экономичность. Дешёвая крупа в сравнении с другими.

4. Разнообразие в работе. Огромное пространство для творчества. Во время игр с манкой ребятишки используют ладонь, пальцы, тыльную сторону ладони руки, рисуют различные узоры, линии, фигуры. На таких занятиях развивается фантазия и воображение ребенка, память и координация его движений. Настоящие сенсорные занятия, не требующие ни специальных навыков, ни предметов для их проведения.

5. Во время рисования у ребят снимается напряжение, зажатость, они становятся более раскованными и расслабленными. Поэтому можно считать такое рисование с манной крупой способом лечения для снятия стресса и часто рекомендуется психологами. Дети старшего дошкольного возраста формируют характер, тренируют точность движений, укрепляют усидчивость и трудолюбие.

Для рисования на манной крупе желательно использовать тёмный поднос, удобного для ребёнка размера, желательно с высокими бортиками (в этом случае манка дольше останется на подносе, а не окажется на полу). Количество манной крупы зависит от размера подноса. Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта «прохладного морского песочка»), можно положить манку ненадолго в холодильник. Занятие начинается с того, что высыпанная манка равномерно распределяется по всему подносу. Для этого достаточно поднос несколько раз резко встряхнуть в горизонтальном положении – поле для рисования готово. Для рисования можно использовать: пальчики, ватные палочки, зубочистки и т.д. Рисовать можно что угодно: солнышко, машинку, тучку…

Предлагаю следующие игры с манной крупой:

  1. Назови предмет (что нарисовали, из каких частей состоит)

  2. Дорисуй предмет (половинку предмета рисует взрослый, вторую половину просит дорисовать ребенка, затем назвать что нарисовали, из каких частей состоит)

  3. Нарисуй отгадку (взрослый загадывает загадку и ребенок должен нарисовать ответ на загадку)

  4. Кто спрятался? (взрослый прячет в контейнере с манной крупой маленькую игрушку и просит угадать, кто или что спряталось, описать его или отгадать по описанию, качестве усложнения используется несколько игрушек, которые добавляют постепенно)

Загадки:

Вот на ножке купол-гриб,

Он от ливня защитит.

Не намокнет пешеход,

Если спрячется под... зонт,

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала ежик,

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки…дерево,

Идут лет двести,

А всё на месте.

Шагают так!

Тик! - Так! Тик! - Так! часы,

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет… рыба,

Растут на ней иголки

Толстые и колкие,

И шишки смолистые,

Липкие, душистые.

Она под Новый год

В гости к нам придёт! елка.