Классный час на тему:
"Жизненный и творческий подвиг Мусы Джалиля"
Цель: показать величие подвига татарского поэта, воспитывать у учащихся чувство патриотизма
Оборудование: портрет Мусы Джалиля, записи песен военных лет, сборники стихотворений поэта
Вступительное слово учителя:
«В жизни всегда есть место подвигу...» Я часто задумываюсь над этими словами великого классика литературы Максима Горького. Откуда берутся герои, откуда берутся люди, способные пройти через все испытания, перетерпеть адские муки и пытки ради других людей. Ведь они обыкновенные люди, они так же как и мы состоят из плоти и крови, они так же испытывают боль и страх смерти. Откуда же берут эти люди силы и мужество, где находят источник нечеловеческого терпения и стойкости? Может, причина в обстоятельствах, в которые они попадают? А давайте представим себя на их месте, смогли бы мы выдерживать зверские пытки и издевательства, смогли бы мы не сломаться? Мы можем сказать: сейчас не те времена. А так называемые «горячие точки»? Ведь совсем недавно там совсем ещё юные солдаты прошли через настоящий ад.
Сегодня мы поговорим с вами о герое, который отдал жизнь за счастье других людей. Этот человек — замечательный татарский поэт, Герой Советского Союза Муса Джалиль. Он предстанет перед нами совсем ещё мальчишкой, юношей, зрелым мужчиной. Мы попытаемся найти истоки его подвига, может, они во всей его недолгой, но такой яркой и самоотверженной жизни.
Марьям.
«Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Когда мы говорим, что мы смерть презираем, это на самом деле так... Есть жизнь после смерти... в сознании, памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил эту другую жизнь - «жизнь после смерти»... Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать».
В этих словах великого поэта и определение, и объяснение человеческого и творческого подвига, свершённого поэтом, чьё имя стало символом стойкости, героизма, беззаветной преданности Родине, верности гражданскому и писательскому долгу.
Перед нами скупые строки биографии поэта.
Жамиля.
Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей Оренбургской губернии 15 февраля 1906 года в небогатой крестьянской семье. Его отец, сын бедного аульного пастуха, с детских лет гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на побегушках, позднее работал приказчиком. Попробовал было завести собственное дело и открыл бакалейную лавку, но вскоре разорился, вынужден был распродать всё имущество и в 1913 году перебрался в поисках лучшей доли в город. В Оренбурге он часто месяцами сидел без работы. А семья – без куска хлеба. Жили на те жалкие гроши, которые мать Мусы добывала стиркой и уборкой в домах состоятельных горожан. А в семье было шестеро детей.
Саида.
После смерти отца семья возвращается в родную деревню. В годы гражданской войны Муса Джалиль вступает в комсомол, стремится на фронт воевать с белогвардейцами, но его не берут, так как он выглядел совсем мальчишкой. В родной деревне Муса создаёт детскую организацию, которая ставила в деревне спектакли, проводила собрания, митинги. Немного позже Муса всё же уходит на фронт, воюет с белыми бандами, участвует в подавлении кулацких мятежей.
Адлан.
Шестнадцатилетним юношей Муса Джалиль уезжает в Казань. Начинается его творческая жизнь – трудная, но счастливая. Его стихи – это отражение времени, в котором он живёт, это строки борьбы за лучшее будущее для всех людей, за счастье простого народа.
.
Учитель:
Так, в неустанном поиске своего места в поэзии, в жизни страны шли годы. У Мусы Джалиля были большие творческие планы. У него была семья: жена и дочь, а впереди – ещё целая жизнь. Но всё перечеркнула война.
Инал.
(на фоне песни «Вставай, страна огромная»)
23 июня 1941 года, на второй день войны Муса Джалиль отнёс заявление с просьбой отправить его на фронт, а 13 июля он уже надел военную форму. Когда выяснилось, что он известный писатель, его хотели демобилизовать, но Муса Джалиль добился отправки в действующую армию. Война не заставила поэта растеряться. Муса был внутренне готов к ней и буквально с первых же дней, ещё не взяв в руки боевого оружия, начал сражаться с врагом пером поэта. В перерывах между боями он писал стихи и очерки для поднятия духа и настроения бойцов.
Жамиля.
МОИ ПЕСНИ
Песни, в душе я взрастил ваши всходы,
Ныне в отчизне цветите в тепле.
Сколько дано вам огня и свободы,
Столько дано вам прожить на земле!
Вам я поверил свое вдохновенье,
Жаркие чувства и слез чистоту.
Если умрете - умру я в забвенье,
Будете жить - с вами жизнь обрету.
В песне зажег я огонь, исполняя
Сердца приказ и народа приказ.
Друга лелеяла песня простая.
Песня - врага побеждала не раз.
Максалина.
26 июня 1942 года фашисты вели непрерывный огонь по нашим позициям. Враг бросал в атаку все новые и новые подкрепления. Силы были слишком неравными. В тяжелых оборонительных боях войска Волховского фронта с трудом сдерживали натиск гитлеровцев. Солдаты и командиры героически сражались за каждый метр земли. В одной из боев у деревни Мясной Бор Муса Джалиль был тяжело ранен. Он лежал в кювете, который быстро заполнялся водой. В бессознательном состоянии Муса был взят в плен. Долгое время находился на грани жизни и смерти. Его выходили военнопленные, которые хорошо знали своего поэта.
Индира.
В стихотворении «Прости, Родина!» он с горечью писал:
Прости меня, твоего рядового,
Самую малую часть твою.
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в этом бою.
Максалина.
Тянулись долгие месяцы следствия, допросов, пыток. Но ничто не могло сломить воли поэта и его сподвижников. Суд над группой Джалиля состоялся в марте 1944 года. Однако почти полгода томились они еще в камерах смертников, с часу на час, ожидая казни. Все, кто видел их в эти дни в тюрьме, поражались их стойкости и презрению к палача.
Находясь в плену, поэт распространял свои стихи, призывающие к сопротивлению и борьбе. По доносу предателя он был схвачен гестаповцами и заключён в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит. Ни жестокие пытки, ни камера смертников не сломили его воли и преданности Родине. Тогда он был приговорён к смерти. 25 августа 1944 года казнён на гильотине в тюрьме Плётцензее в Берлине.
Марет.
В последние дни войны, а именно 23 апреля 1945 года, воины 79-го стрелкового корпуса, наступавшие на рейхстаг, увидели большое серое здание за высокой кирпичной оградой - тюрьму. Когда бойцы ворвались во двор тюрьмы, там уже никого не было: ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по двору мусор, обрывки бумаг, сваленные в кучу какие-то папки. И тут... один из солдат заметил клочок бумаги. На нем по-русски было написано: "Я, поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму, которому предъявлены политические обвинения и, наверное, скоро буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам - писателям в Москве, сообщат семье".
Хеда.
В тюрьме Муса Джалиль создал подпольную организацию, которая всячески поддерживала пленных и готовила восстание. Но нашёлся предатель, который выдал подпольщиков. Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали левую руку поэта, отбили почки. Его тело было исполосовано электрическим шнуром и резиновыми шлангами. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но Муса Джалиль не сдался. Он и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом – теперь уже оружием песни.
Ислам.
«Палачу»
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час — умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у родины моей.
Анжела.
Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не могли заставить замолчать поэта, сломить несгибаемый характер этого человека. Гневный слова бросал он в лицо врагам. Песни его были единственным его оружием в этой неравной борьбе, и они звучали обвинительным приговором душителям свободы, звучали верой в победу своего народа.
Исраил.
Два года провел Муса Джалиль в застенках «каменного мешка» Моабита. Но поэт не сдавался. Он писал стихи, полные жгучей ненависти к врагам и горячей любви к Родине. Слово поэта он всегда считал оружием борьбы, оружием победы. И пел он всегда вдохновенно, полным голосом, от всего сердца. Весь свой жизненный путь Муса Джалиль мечтал пройти с песнями, «питающими землю», с песнями, подобными звонким песням родника, с песнями, от которых расцветают «человеческих душ сады». Песней в сердце поэта звучит любовь к Родине.
Инал.
Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твердую клятву свою:
Песни всегда посвящал я отчизне,
Ныне отчизне я жизнь отдаю.
Пел я, весеннюю свежесть почуя,
Пел я, вступая за родину в бой.
Вот и последнюю песню пишу я,
Видя топор палача над собой.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Ведущая:
Человеколюбивая поэзия Джалиля — обвинение фашизму, его варварству, бесчеловечности. 67 стихотворений написано поэтом после вынесения ему смертного приговора. Но все они посвящены жизни, в каждом
слове, в каждой строке бьется живое сердце поэта.
Адлан.
Песни, дети солнечного дара,
Расцветайте на земле моей!
Сколько будет силы в вас и жара –
Столько права жить среди людей.
Вы – мой свет, незамутнённый, ранний,
Вы – слеза чистейшая моя.
Вы умрёте – и меня не станет.
Не умрёте – буду жить и я.
Слов родных кружащаяся вьюга,
Ты мне больше жизни дорога.
Нежной песней утешал я друга.
Грозной песней побеждал врага.
Брезжится заря полоской алой.
Скоро хлынут белые лучи.
Жизнь моя, как песня, прозвучала.
Смерть моя, как песня, прозвучи!
Марет.
… «Я не боюсь смерти. Есть жизнь после смерти в сознании, в памяти народа»… Эти слова замечательного поэта оказались пророческими.
Я песней клялся Родине. И если
Грозит мне гибель – клятвы не предам !
О, Родина! Тебе отдал я песни .
О, мой народ! Я жизнь тебе отдам.
Ведущий.
После Победы бельгиец Андре Тиммерманс, бывший заключенный Моабита, передал на родину Мусы Джалиля маленькие, не больше ладони, тетрадки. На листочках, как маковые зернышки, буквы, которые не прочесть без увеличительного стекла. .
Он пронес ее через застенки гестапо и границы государств. Маобитская тетрадь стала живой свидетельницей подвига татарского поэта, его поэтическим завещанием потомкам. Это гимн бесстрашию и стойкости советского человека.
Каждый год 15 февраля, в день рождения Мусы Джалиля в Государственном музее Республики Татарстан выставляются подлинники “Моабитских тетрадей”. С каким волнением и сердечным трепетом рассматривают посетители эти крохотные, размером с детскую ладошку, блокнотики с пожелтевшими от времени страницами! Ведь они хранят тепло рук поэта, жар его сердца. Им Джалиль поверил “свое вдохновение, жаркие чувства и слез чистоту”. Их прятал от гитлеровцев во время повальных обысков…
Это чудо, что тетрадки эти, пройдя через десятки рук, фронты и воины, дошли до нас. Миллионы людей пропали без вести, как в воду канули. А стихи сохранились…
Есть немало интересных высказываний о Мусе Джалиле. Например, французский общественный деятель, писатель, переводчик стихов Джалиля на французский язык, Луи Арагон сказал: “Этот человек умер за всех своих братьев из Казани и Новосибирска, из Одессы и Самарканда, Владивостока и Ленинграда, из Тбилиси и Риги. Он умер также и за нас, французов или чехов. … В этих словах выражена сущность жизни и деятельности патриота - интернационалиста Мусы Джалиля, который пером и оружием внес вклад в дело укрепления мира и дружбы между народами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Мусе Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году Комитет по Ленинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР присудил Мусе Джалилю - первому среди поэтов - Ленинскую премию за цикл стихотворений “Моабитская тетрадь”.
Надо отметить, что Джалиль был и остается единственным писателем в нашей стране, удостоенным этих двух высших правительственных наград.
Герой не гибнет, умирая;
Двойная жизнь ему дана,
И эта жизнь его вторая
Бессмертной славою полна.
Стихи из "Маобитской тетради". Показ презентации на каждый стих.
Молодая мать. Максалина.
Горит деревня. Как в часы заката,
Густой багрянец по небу разлит.
Раскинув руки, на пороге хаты
Расстрелянная женщина лежит.
Малыш озябший, полугодовалый,
Прижался к ней, чтоб грудь ее достать.
То плачет он надрывно и устало,
То смотрит с удивлением на мать.
А сам палач при зареве пожара,
Губя живое на своем пути,
Спешит на запад, чтоб спастись от кары,
Хотя ему, конечно, не уйти!
Сарвар украдкой вышла из подвала,
Поблизости услышав детский крик,
К крыльцу своих соседей подбежала —
И замерла от ужаса на миг.
Ребенка подняла: «Не плачь, мой милый,
Не плачь, тебя я унесу в наш дом»
Она его согрела, и умыла,
И теплым напоила молоком.
Сарвар ласкала малыша впервые,
Впервые в ней заговорила мать.
А он к ней руки протянул худые
И начал слово «мама» лепетать.
Сарвар малышку вырастит, я знаю,
В ее упорство верю до конца.
Ведь дочерям страна моя родная
Дарует материнские сердца.
Смерть девушки. Марет.
Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
Но вот в сто первый раз, в последний раз
Ее сразил осколок мины лютой...
Склонился шелк знамен в печальный час,
И кровь ее пылала в них как будто.
Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.
Спокойная улыбка на ее
Губах, изогнуты спокойно брови.
Она как будто впала в забытье,
Беседу оборвав на полуслове.
Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый.
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвесть, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.
ПЕРЕД СУДОМ . Исраил.
Нас вывели -- и казнь настанет скоро.
На пустыре нас выстроил конвой...
И чтоб не быть свидетелем позора,
Внезапно солнце скрылось за горой.
Не от росы влажна трава густая,
То, верно, слезы скорбные земли.
Расправы лютой видеть не желая,
Леса в туман клубящийся ушли.
Как холодно! Но ощутили ноги
Дыхание земли, что снизу шло;
Земля, как мать, за жизнь мою в тревоге
Дарила мне знакомое тепло.
Земля, не бойся: сердцем я спокоен,
Ступнями на твоем тепле стою.
Родное имя повторив, как воин
Я здесь умру за родину свою.
Пусть палачи с кровавыми глазами
Сейчас свои заносят топоры,
Мы знаем: правда все равно за нами,
Враги лютуют только до поры.
Придет, придет день торжества свободы,
Меч правосудья покарает их.
Жестоким будет приговор народа,
В него войдет и мой последний стих.
Варварство. Саида.
Они их собрали,
Спокойно до боли,
Детишек и женщин...
И выгнали в поле.
И яму себе
Эти женщины рыли.
Фашисты стояли,
Смотрели, шутили...
Затем возле ямы
Поставили в ряд
Измученных женщин
И хилых ребят.
Поднялся наверх
Хищноносый майор,
На этих людей
Посмотрел он в упор.
А день был дождливый,
Касалися луга
Свинцовые тучи,
Толкая друг друга.
Своими ушами
Я слышал тогда,
Как реки рыдали,
Как выла вода...
Кричали ручьи,
Словно малые дети...
Я этого дня
Не забуду до смерти.
И солнце сквозь тучи
(Я видел всё это!),
Рыдая, ласкало детей
Своим светом.
Как ветер ревел,
Бессердечен и груб,
С корнями тот ветер
Вдруг вывернул дуб.
Дуб рухнул огромный
Со вздохом тяжелым.
И в ужасе дети
Вцепились в подолы.
Но звук автомата
Сумел вдруг прервать
Проклятье, что бросила
Извергам мать!
У сына дрожали
Ручонки и губки.
Он плакал в подол
Ее выцветшей юбки.
Всю душу ее
На куски разрывая,
Сын будто кричал,
Уже всё понимая:
"Стреляют! Укрой!
Не хочу умирать!"
Нагнувшись, взяла его
На руки мать,
Прижала к груди:
"Ну не бойся, сейчас
Не будет на свете,
Мой маленький, нас...
Нет, больно не будет...
Мгновенная смерть...
Закрой только глазки,
Не надо смотреть.
А то палачи закопают живьем.
Нет, лучше от пули
Мы вместе умрем".
Он глазки закрыл,
Пуля в шею вошла...
Вдруг молния
Два осветила ствола
И лица упавших,
Белее, чем мел...
И ветер вдруг взвизгнул,
И гром загремел.
Пусть стонет земля,
Пусть рыдает крича;
Как магма, слеза
Будет пусть горяча!
Планета!
Живешь миллионы ты лет,
Садам и озерам
Числа твоим нет.
Но видела ль ты
Хоть единственный раз
Позорнее случай,
Чем тот, что сейчас?
Страна моя,
Правда на знамени алом!
Омыто то знамя
Слезами немало.
Огнями той правды
Громи палачей
За детскую кровь
И за кровь матерей!