СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Марафон 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальный марафон для 5 класса. С интересными заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Марафон 5 класс»

5 класс


Школьный тур

интеллектуально-личностного марафона

«Твои возможности»



Задание 1.

Проверяем умение понимать задание.

Представь, что ты получил такое задание: «Данные слова раздели на две группы по частям речи и запиши в столбики. Посмотри, в каком столбике меньше слов, и дополни его своими примерами так, чтобы количество слов стало равным. Слова: верить, поверхность, страна, любить, восход, мир, течет, помнить, плавание, астроном, рассказать, увидеть, смотреть, школа, стереть, змей, народ, темнота, ночь, исчезнуть, заходит».

Выполнять само задание не нужно. Прочитай его и напиши:

а) как ты понял, что должно получиться в результате.

В результате выполнения этого задания у меня получится ______________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


б) в каком порядке ты выполнял бы это задание.

1) Сначала я прочитаю задание______________________________________________

_____________________________________________________________________________

2) ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3) ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4) ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5) ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Задание 2.

Проверяем умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.

Прочитай текст:


Бросим

друг другу

шпильки подсовывать,

Разведем

изысканный

словесный ажур.

А когда мне

товарищи

предоставят слово, –

Я это слово

и скажу…

(В. Маяковский)

Ты хочешь узнать, что означает слово «ажур» в этом стихотворении?

У тебя есть книги на выбор:


  1. Орфографический словарь.

  2. Альбом для рукодельниц «Ажурное вязание».

  3. Словарь ударений.

  4. Л. Успенский «Слово о словах».

  5. Э.Д. Варданян «Путешествие в слово».

  6. Словарь-пособие «Из истории русских слов».

  7. Этимологический словарь.

  8. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».


В каких из них ты сможешь найти нужную информацию? Заполни таблицу, указав номера книг.


Книги, в которых я скорее всего найду ответ

Нужно посмотреть содержание

Книги, в которых я скорее всего не найду ответ






Задание 3.

Проверяем умение сравнивать и группировать факты и явления.

Задание: Прочитай два текста и сравни их. Выбери верные суждения, поставив знак «+» около верных ответов, а знак «-» около неверных.


Из «Повести временных лет»

«Славяне сели по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по тем местам, где селились. Так, одни пришли и сели на реке по имени Морава и прозвались моравами, а другие назвались чехами. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на дунайских славян и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне эти ушли на север и поселились на Висле. Они прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки».


Из книги А. Ишимовой «История России в рассказах для детей»

«На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда видны были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки. Местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время: в них жили люди красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Какое прекрасное имя, не правда ли, милые дети? Верно, и самые маленькие из вас понимают, что значит слава? Славяне старались доказать, что недаром их так называли».


1

Оба отрывка рассказывают об истории одного народа.


2

Оба отрывка рассказывают о возникновении названий славянских племен.


3

Оба отрывка рассказывают о местах проживания древних славян.


4

В первом отрывке текста рассказано об отношениях славян с соседями.


5

Оба отрывка взяты из книг, написанных для детей.


6

Оба текста рассказывают о внешнем виде славян.


7

В «Повести временных лет» говорится о том, откуда пришли древние племена славян.



Задание 4.

Проверяем умение делать выводы на основе обобщения знаний.

Задание: Прочитай задачу, реши ее. Постарайся объяснить путь решения задачи.


В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия», - заметил черноволосый. «Ты прав», - сказал Белов.

Какой цвет волос у художника?


Объяснение: (как я решал задачу) __________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Задание 5.

Проверяем умение составлять план действий для достижения цели.


Тебе нужно узнать, какие полезные ископаемые можно найти на территории твоего района. Составь план своих действий. Для этого выбери только необходимые действия и расставь их по порядку (в окошках выбранных тобой пунктов поставь номера в правильном порядке).


Предлагаемые действия:


Познакомиться с условными обозначениями полезных ископаемых на карте.


Выяснить, как называется твой район.


Найти условные обозначения полезных ископаемых на карте твоего района.


Взять карту области, в которой ты живешь


Взять карту полушарий Земли.


Взять образцы полезных ископаемых из коллекции.


Найти на карте области твой район.


Пойти в поход всем классом.


Определить, какие полезные ископаемые есть на территории твоего района.


Взять компас.




Задание 6.

Проверяем умение понимать позицию (точку зрения) другого человека.


Прочитай стихотворение:


Белая ночь.

Солнце и звезды горят до утра

В бледном соседстве луны.

Вьется бесцветное пламя костра,

Ночью не спят валуны.

Море не спит, реки не спят,

Тихо струится вода.

В белую, белую ночь

Мне не уснуть никогда.


Вижу в тумане я детство мое –

Бродит на том берегу.

Но возвратить не могу я его

И позабыть не могу.


Море не спит, реки не спят,

Тихо струится вода.

В белую, белую ночь

Мне не уснуть никогда.

(Юрий Коринец)


Поставь галочки рядом с теми высказываниями, которые ты считаешь верными.



Герой слушает тишину ночи.


В пейзаже белой ночи отсутствуют краски.


Белая ночь вызывает чувство грусти о прошлом.


Герою кажется, что вся природа созвучна его настроению.


Герой сожалеет о том, что детские годы прошли.


Герою тяжело в белую ночь.


Герой сравнивает прошлое и настоящее.



Задание 7.

Проверяем умение вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде.


Реши задачу:

У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождений у него было всего 25. Могло ли это быть? Объясни свой ответ.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответы школьного тура марафона

(5 класс)



Задание 1.


Правильный ответ:

а) В результате выполнения этого задания у меня получится два столбика слов:

1) глаголы, 2) существительные. Количество слов в столбиках одинаковое.

б) Порядок выполнения:

1) Сначала я прочитаю задание.

2) Определю, слова каких частей речи здесь даны.

3) Запишу глаголы в один столбик, существительные в другой.

4) Посмотрю, в каком столбике слов меньше.

5) Допишу слова в этот столбик.


Ключ оценивания:

0 – не справился совсем или не приступал;

1 – справился частично: записал не более двух последовательных действий;

2 – справился в основном: записал результат и не менее двух последовательных действий;

3 – справился полностью: записал результат и не менее трех последовательных действий.



Задание 2.

Правильный ответ:

Книги, в которых я скорее всего найду ответ

Нужно посмотреть содержание

Книги, в которых я скорее всего не найду ответ

7, 8

4, 5, 6

1, 2, 3


Ключ оценивания:

0 – если книга из первого столбика попала в третий, а из третьего в первый, и таких книг две или более;

1 – если одна книга попала из второго столбца в третий; 3 – если все книги расставлены правильно;

2 – во всех остальных случаях.




Задание 3.

Правильный ответ:

+ 1. Оба отрывка рассказывают об истории одного народа.

– 2. Оба отрывка рассказывают о возникновении названий славянских племен.

+ 3. Оба отрывка рассказывают о местах проживания древних славян.

+ 4. В первом отрывке текста рассказано об отношениях славян с соседями.

– 5. Оба отрывка взяты из книг, написанных для детей.

– 6. Оба текста рассказывают о внешнем виде славян.

+7. В «Повести временных лет» говорится о том, откуда пришли древние племена славян.



Ключ оценивания:

0 – правильно поставлен только один +;

1 – правильно поставили два ++;

2 – правильно поставили три +++;

3 – все задание выполнено верно.



Задание 4.


Правильный ответ:

Цвет волос художника – черный.


Ключ оценивания:

2 – за правильный ответ;

3 – за правильный ответ с объяснением пути решения.



Задание 5.


Правильный ответ:

4

Познакомиться с условными обозначениями полезных ископаемых на карте.

1

Выяснить, как называется твой район.

5

Найти условные обозначения полезных ископаемых на карте твоего района.

2

Взять карту области, в которой ты живешь.


Взять карту полушарий Земли.


Взять образцы полезных ископаемых из коллекции.

3

Найти на карте области твой район.


Пойти в поход всем классом.

6

Определить, какие полезные ископаемые есть на территории твоего района.


Взять компас.


Ключ оценивания:

0 – если верно выбраны лишь 1–2 пункта плана и/или имеются 4–5 ошибок в их расположении;

1 – если верно выбраны 3–4 пункта плана и/или имеются 2–3 ошибки в их расположении;

2 – если верно выбраны 5–6 пунктов плана и имеется не более одной ошибки в порядке их расположения;

3 – если правильно расставлены все пункты плана (обращаю внимание, что п. 2 и 4 можно переставить без особого нарушения смысла).



Задание 6.

Правильный ответ:


Герой слушает тишину ночи

۷

В пейзаже белой ночи отсутствуют краски

۷

Белая ночь вызывает чувство грусти о прошлом

۷

Герою кажется, что вся природа созвучна его настроению

۷

Герой сожалеет о том, что детские годы прошли


Герою тяжело в белую ночь


Герой сравнивает прошлое и настоящее


Ключ оценивания:

0 – если правильно дан только один вариант ответа;

1 – если правильно даны два варианта ответа;

2 – если правильно даны три варианта ответа;

3 – все задание выполнено верно.



Задание 7.


Правильный ответ:

Этот человек родился 29 февраля, то есть его день рождения бывает один раз в четыре года.


Ключ оценивания:

0 – не смог дать правильный ответ;

2 – дал правильный ответ без объяснения;

3 – дал правильный полный ответ с объяснением.