СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Марина Ивановна Цветаева. Биографическая справка. Основные темы творчества.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока предназначен для студентов 1 курса среднего профессионального образования. Знакомит с основными моментами жизни и творчества поэтессы, включает основные темы товрчества поэтессы: темы любви и тоски по Родине, тема одиночества, тема смерти и другие

Просмотр содержимого документа
«Марина Ивановна Цветаева. Биографическая справка. Основные темы творчества.»

Тема: М.И. Цветаева. Биографическая справка. Основные темы творчества.

Цели:

  • вызвать интерес учащихся к творчеству М. Цветаевой;

  • познакомить с музыкальными произведениями советских композиторов на стихи Цветаевой.

Оборудование:

  • записи с музыкой Ф. Шопена, Е. Доги, А. Петрова, песня А. Пугачевой;

  • сборники стихотворений М.И. Цветаевой.

Литература:

1. Ю.В. Лебедев «Литература» 11 класс, 1 часть

2. Золотарева И.В. «Поурочные разработки по литературе» 11 класс.

ХОД УРОКА.

1. Орг. Момент

Ц.: настроить студентов на рабочую атмосферу.

Время = 1-2 мин.

2. Сообщение темы и целей урока

Ц.: сообщить тему, цели, план работы на уроке.

3. Изучение нового материала

3.1 Вступительное слово преподавателя

Более полувека тому назад совсем юная и никому ещё неизвестная Марина Цветаева высказала непоколебимую уверенность:

Разбросанным в пыли по магазинам (где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным  винам, Настанет свой черёд!

Прошли годы  трудной жизни и напряжённой творческой работы. И гордая уверенность обернулась полным неверием: «Мне в современности и в будущем – места нет». Это отчасти заблуждение, в известной мере объяснимое одиночеством и растерянностью.
Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо. Тринадцать изданных ею книжек и три, вышедших посмертно, вобрали в себя лишь малую часть написанного. Многое осталось неопубликованным. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики, – семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.

Обширное наследие это неравноценно. Есть в нём и то, что пережило своё время или было продиктовано соображениями случайными, злобой давно минувшего дня. Но без лучших стихов М.И.Цветаевой сейчас уже невозможно составить достаточно полное и ясное представление о русской поэзии 20 века. (Тихо звучит музыка Шопена)

Ведущий 2. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в тихом Трёхпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем на городскую усадьбу фамусовских времён.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины –
Горькую кисть.

Как многие поэты, Цветаева охотно верила разным «знакам судьбы». Полночь, листопад, суббота…Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая, на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей уйти в зиму забвения.

(Девочка сидит у пианино и перебирает клавиши.)

Ведущий 3. Цветаева родилась в семье профессора-искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, директора Румянцевского музея изящных искусств (теперь это музей имени А.С.Пушкина), и талантливой пианистки Марии Александровны Мейн.

Кто создан из камня, кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!      
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!

Марина была озарена талантом к музыке. Её музыкальность самым прямым образом складывалась в стихе. От слушателя-читателя она требует почти физического напряжения, внимательного и сосредоточенного вслушивания. Собственно музыке Цветаевой, по-видимому, «соответствовал» Скрябин, не  мог быть чужд Стравинский, а позднее – Шостакович, написавший несколько произведений на её стихи. (Звучит музыка Ф. Шопена)

Далеко не во всех стихах музыка выражалась в столь концентрированном виде. Анастасия Цветаева, сестра Марины, отмечала «шопеновский» период в её творчестве 1918-1919 годов. Но подобную манеру можно обнаружить почти повсюду, за исключением ранней Цветаевой – автора первых книг «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».
Бесстрашная и безоглядная правдивость и искренность во всём были её радостью и горем всю жизнь, её крыльями и путами. В дальнейшем она скажет: «Вся моя жизнь – роман с собственной душой», «Мне ничего не нужно, кроме своей души!»

Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.

Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда вождя мы хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили…

Почётно-почётно-почётно – архи-
Почётно, – почётно – до чёрту!

Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умнейшего мужа России.

Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».

Марина Ивановна принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми 19 – начала 20 века. Им она посвящала свои стихи. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру – Александру Блоку: 

Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит…

Имя твое, – ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.

В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.

(Звучит музыка А.Петрова из кинофильма «Жестокий романс»)

Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в Вечности, – жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно–великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
– Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.

(Звучит вальс Е. Доги  из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».)

Учащийся читает стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…»

(Звучит музыка Е.Доги из телефильма «Гонки по вертикали».)

В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна, а в августе 1913 года скончался Иван Владимирович, её отец. Несмотря на эту утрату, в целом жизнь Цветаевой в течение  пяти-шести лет была самой счастливой по сравнению со всеми предыдущими и всеми последующими годами. Она была переполнена  радостью бытия и в то же время терзалась при мысли о неизбежном конце – участи общей; но для нее легко мыслимой: «Я вечность не приемлю! Зачем меня погубили? Я так не хотела в землю. С любимой моей земли!».
Внешние события проходили как бы мимо нее, целиком поглощенной «романом  собственной души».

1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – ее друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, ее золотоволосая голова, … ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её – во внутреннем». [3]

(Продолжает звучать музыка).

Тихо плещется море. Темно-синее небо, мерцающие звезды и стихи:

В огромном липовом саду –
Невинном и старинном –
Я с мандолиною иду
В наряде очень длинном.
Вздыхая теплый запах нив
И зреющей малины.
Пробором кудри разделив...
Тугого шелка шорох,
Глубоко вырезанный миф
И юбка в пышных сборах.
Мой шаг изнежен и устал
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал,
Где кто-то ниц повержен.
Упавшие колчан и лук,
На зелени так белы.
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы…

Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним  постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

(Звучит романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс».)

В 1915-16 гг. Цветаева совершила поездку в Петроград – Петербург. После возвращения домой она стала писать по-иному, чем прежде, и в этом была некая закономерность. В ее стихах появились фольклорные интонации, распевность  и удаль русской песни, заговора, частушки:

Отмыкала ларец железный,
Вынимала подарок слезный, –
С круглым жемчугом перстенек,
С круглым жемчугом…

Подарила доченьку –
Синие оченьки,
Горленку – голосом,
Солнышко – волосом…

А между тем был уже конец Революции, и  Цветаева стала писать стихи, в которых гудит и свищет ветер России. Россия, Родина входила в ее душу и стих широким полем и высоким небом, в ее стихах 1916-1917 гг. много пространства, дорог, быстро бегущих туч и солнца.
С этого времени наступает трудный период. Беззаботные, быстро промчавшиеся  времена, когда можно было позволить жить тем, чем хотелось, отступали все дальше в прошлое.
Бурные события 1917 года разделили сестер Марину и Анастасию на 3,5 года. В мае 1921 года Марина передает сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов.

Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.
Давным-давно – перекричать разлуку –
Я голос сорвала.
Я эту книгу, как бутылку в волны,
Кидаю  в вихрь войны,
Пусть странствует она –  свечой под праздник
Вот так: из длани в длань.
О ветер, ветер, верный мой свидетель,
До милых донеси,
Что еженощно я во сне свершаю
Пусть с Севера на Юг.

Стихи 1916-1917 и дальнейших годов составили книгу «Вёрст» (их было две «Версты I» и «Версты II»). Талант ее развивался в ту пору все более упругими и все более настойчивыми центробежными толчками: ее поэтическая личность раздвигала свои пределы, отыскивая точки соприкосновения, взаимопонимания, любви и доверия в широких пространствах мира.
Мир воевал, шла воина, и ей не виделось конца, он кончился в неисчислимых страданиях, позоре и унижении. Поэзия Цветаевой, чуткая на звук, различала голоса бесчисленных дорог, уходящих в разные концы света, но одинаково обрывающихся в темной, безглазой и смертной пучине войны.

Жалость и печаль переполняли её сердце.
Бессонница меня толкнула в путь.
– О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! –
Сегодня ночью я целую в грудь –
Всю круглую воюющую землю!

Подлинным несчастьем было постоянное отсутствие читателя и слушателя. Ни стихи из книг «Юношеские стихи», ни произведения, вошедшие в книгу «Версты», ни ее проза, ни ее пьесы ничто не было достоянием читателя.

«С 1912 года по 1920 год я пишу непрерывно, но не выпустила, по отсутствию в лице литератора – ни одной книги. Я живу, книги лежат. По крайней мере, три больших книги стихов – пропали, то есть никогда не были напечатаны. В  1922 году уезжаю за границу, а мой читатель остается в России, куда мои стихи…не доходят… Итак, здесь – без читателя, в России – без книг…» (Цветаева пишет эти строки в 1933 году в Париже). Надо ли говорить, что для поэта это подлинная трагедия.

В годы революции драматичность судьбы Цветаевой, усугубилась опасной двусмысленностью положения, в котором она оказалась из-за того, что ее муж Сергей Эфрон, был в рядах белой армии. Почти три года, живя в голодной Москве, терпя  не просто нужду, а нищету, потеряв ребенка, умершего от голода, она не имела от мужа никаких известий. Лишь позднее выяснилось, что Эфрон волею отступления эмигрировал в Чехию. Она его боготворила и все эти три года безвестия были для нее пыткой. Таковы были ее хождения по мукам за годы революции «Жизни, где мы так мало можем…» Зато как много она могла – в своих тетрадях!

В1922 году она была вынуждена выехать за границу – к Сергею Эфрону: он жил и бедствовал в Праге. Эмиграция оказалась бедой, несчастьем, нищетой, бесконечными мытарствами, тоской и – невольным, незаслуженным позором в официальных кругах родной земли. Из всех эмигрантских лет и мест самыми светлыми и дорогими оказались годы в Чехии. Она много писала, у нее были друзья, а эмигрантские подруги, которые затем травили ее за симпатии к Советской России, еще в ней не разобрались; у них с Сергеем родился сын.

Находясь в эмиграции, М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращенном к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:

Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Ты, в погудке дождей и бед. –
То ж, что Гомер в гекзаметре…
Дай мне руку – на весь тот свет!
Здесь – мои обе заняты.

В 1928 году появился последний прижизненный сборник Цветаевой «После России», включавший в себя стихи 1922-1925 годов. Но Цветаева писала еще пятнадцать лет!..  Всё, что было написано после 1925 года – никогда не появлялось в ее книгах,  потому что книг больше не было. Рок, о котором она говорила, что он казнит ее безвестьем, настиг Цветаеву в пору ее оторванности от родины.

Возвращение на родину состоялось в годы жесточайших репрессий. Сергей Эфрон и дочь Ариадна оказались арестованными. Марина так и не дождалась известий о муже. Она все же пыталась писать, занималась переводами, разбирала архив. Началась война. Вместе с сыном она эвакуировалась в составе писательской группы в Чистополь, а затем ее выслали в Елабугу. Силы были на исходе. Одиночество, невозможность работать, полная духовная изоляция, ни весточки от друзей. И думы, думы… о гибели мужа, в чем она уже не сомневалась, привели к самоубийству – 31 августа 1941 года. Она оставила записку: «А меня простите – не вынесла…  Я попала в тупик».

В 1943 году, вспоминает сестра Марины, Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма: «Марина погибла два года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».
Цветаева была сильной, волевой женщиной, но она, как и многие из нас, не была «железной». Она не смогла выдержать навалившихся со всех сторон бед. Марина Ивановна ушла из жизни, когда в ней погасли остатки последней энергии. Поэт – умирает – его поэзия остается. Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам «настанет свой черед». Смерть поэта входит в его бытие. А его бытие принадлежит будущему. Это будущее уже наступило!

(Звучит «Реквием» М.Цветаевой в исполнении А.Пугачевой: «Уж сколько их упало в эту бездну».)



Итог урока:

1. Связь поэзии с духовными ценностями народной культуры.

2. Величие и богатство образов природы, зрительность впечатлений, цветопись.

3. Образ лирического героя.


Время = 10 мин

Оценки за урок


6. Подготовка к домашней самостоятельной работе

Ц.: подготовить к домашней самостоятельной работе.

Время = 3 мин.










































Россия

1892

26 сентября (8 октября) в Москве, в семье профессора Московского университета (позже — основателя знаменитого Музея изобразительных искусств) Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, урожденной Мейн, родилась дочь Марина, а спустя два года — Анастасия.

Детство проходило в Москве, а летние месяцы, до 1902 года, — в Тарусе на Оке. Писать стихи Марина Цветаева, по ее словам, начала с семи лет.

С 1902 года, когда М. А. Мейн заболела неизлечимой чахоткой, семья вынуждена была жить заграницей: в Италии, Швейцарии, Германии.

1905

Семья приехала в Крым.

1906

Лето. Мария Александровна скончалась в Тарусе. Марина Цветаева переменила несколько гимназий, не задержавшись ни в одной. Писала стихи, собирала книгу.

1910

Октябрь. В Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом», получившая одобрительную рецензию М. А. Волошина. С того момента возникла ее дружба с М. Волошиным. Написала первую критическую статью: «Волшебство в стихах Брюсова».

1911

5 мая. Цветаева приехала к М. Волошину в Коктебель, где встретилась со своим будущим мужем — Сергеем Яковлевичем Эфроном. Они едут лечить Сергея кумысом в Уфимскую губернию: у него туберкулез.

1912

27 января. Состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.

Февраль. Выходит в свет вторая книга стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь».

29 февраля. Новобрачные уехали в свадебное путешествие: Италия, Франция, Германия.

31 мая. Открытие Музея Александра III (он же — Музей изящных искусств, потом — изобразительных искусств).

5 (18 сентября). У М. Цветаевой родилась дочь Ариадна.

1913

Февраль. В печати выходит третий сборник М. Цветаевой — «Из двух книг».

М. Цветаева работает над новой книгой «Юношеские стихи» 1912 — 1915гг.; издана не была.

Апрель — август. М. Цветаева с семьей живут в коктебельском доме М. Волошина.

30 августа. В Москве скончался И. В. Цветаев.

Сентябрь— декабрь. Семья Цветаевой живет в Крыму: Ялта, Феодосия.

Ноябрь — декабрь. Выступления на литературных вечерах.

1914

Март — апрель. Переписка с В. В. Розановым.

15 февраля — 15 марта. Работа над поэмой «Чародей» (вошла в «Юношеские стихи»),

Осень. М. Цветаева нашла наконец «волшебный дом» в Борисоглебском переулке. Осенью же состоялся переезд.

Осень — зима. Написан цикл лирических стихов, вдохновленных встречей с поэтессой С. Я. Парнок.

1915

11 февраля. Написано первое стихотворение, обращенное к Анне Ахматовой («Узкий, нерусский стан...»). Март. Сергей Эфрон начинает ездить на фронт с санитарным поездом. Весна, лето. Поездка с С. Парнок в Коктебель и Малороссию. Встреча в Коктебеле с О. Мандельштамом.

Август. Возвращение в Москву. Декабрь. Поездка с С. Парнок в Петроград.

1916

Новый год М. Цветаева встретила в Петрограде.

Встреча на вечере с Мих. Кузминым. Вторая встреча с О. Мандельштамом.

20 января. Возвращение в Москву. 22 января. Выступление на вечере поэтесс в Политехническом музее. М. Цветаева печатается почти в каждом номере петроградского журнала «Северные записки». Конец января — начало февраля. Приезд в Москву О. Мандельштама; М. Цветаева пишет стихи, которые посвящает ему, а также стихи о Москве. Март. Знакомство с Тихоном Чурилиным и стихи к нему. Апрель — май. Поток стихов к Александру Блоку. «Александровское лето»: поездка М. Цветаевой в г. Александров Владимирской губернии. Написание цикла стихов к А. Ахматовой. Вторая половина года. М. Цветаева пишет много романтических стихотворений; многие стихи 1916 года составят впоследствии книгу «Версты I», 1922 г. В этом же году М. Цветаева перевела французский роман Анны де Ноайль «Новое упование» (напечатан в «Северных записках»).

1917

Январь — март. Написано несколько лирических стихотворений, в том числе — на Февральскую революцию: «Пал без славы Орел двуглавый. — Царь! — Вы были неправы» . 13 апреля. Рождение дочери Ирины. Сентябрь — октябрь М. Цветаева живет в Феодосии. Ноябрь. После Октябрьского переворота, воспринятого М. Цветаевой как непоправимая катастрофа, она приезжает в Москву и чудом застает там мужа. Трагические стихи о конце, гибели, муках. Декабрь. Знакомство с поэтом П. Г. Антокольским, актером, учеником Вахтангова.

1918

Январь. П. Г. Антокольский познакомил М. Цветаеву с учеником Вахтангова, актером Ю. А. Завадским. Январь. Сергей Эфрон тайно появился на несколько дней в Москве, а затем уехал в Ростов, где формировалась Добровольческая армия. 18 января. М. Цветаева видела его в последний раз перед более чем четырехлетней разлукой. Весна — лето. Написано множество лирических, а также гражданских стихотворений, которые войдут впоследствии в книгу «Лебединый Стан» (при жизни М. Цветаевой издана не была). Ноябрь. Недолгая «служба» М. Цветаевой в Наркомнаце. Сентябрь — декабрь. Написаны романтические пьесы: «Червонный Валет», «Метель». Почти окончено «Приключение». Знакомство с С. Е. Голлидэй — прототипом героини цветаевских пьес.

1919

Январь. Завершена пьеса «Приключение». Январь — февраль. Написана пьеса «Фортуна». Апрель— октябрь. Снова недолгая «служба» М. Цветаевой: в должности регистратора статистическо-справочного отдела по учету русских военнопленных. Июнь — июль. Написана пьеса «Каменный ангел». Июль — август. Написана пьеса «Феникс».

Голод, холод, разруха. 27 ноября. М. Цветаева по чьему-то совету отправила Алю и Ирину в Кунцевский приют, где детей не кормили, а обворовывали.

1920

Тяжелобольную Алю М. Цветаева забрала из приюта и поселилась у знакомых. 15 (или 16) февраля. В приюте умерла Ирина. Апрель. М. Цветаева пишет большой лирический цикл. 9 мая. М. Цветаева впервые увидела А. Блока на его выступлении в Политехническом; подойти познакомиться не решилась. 27 мая. Присутствовала во Дворце Искусств на юбилейном вечере К. Бальмонта. С 14 июля по 17 сентября. Написана поэма-сказка «Царь-Девица». 11 декабря. М. Цветаева выступала в Политехническом музее на вечере поэтесс.

1921

Январь. Работа над поэмой «На Красном Коне». Конец января — февраль. Работа над поэмой «Егорушка». Февраль — март. Знакомство с князем С. М. Волконским. Цикл стихов «Ученик», обращенных к нему. Написано много лирических стихотворений: циклы «Марина», «Разлука», «Георгий» (обращенный к мужу). 14 июля. М. Цветаева узнала, что он жив, находится в Константинополе и ему предстоит долгий путь в Чехию.

7 августа умер Александр Блок. М. Цветаева откликнулась несколькими стихотворениями.

25 августа. Расстрелян Николай Гумилев. М. Цветаева пишет большое письмо Анне Ахматовой. Осень. Пишет стихи. Собирается ехать к мужу. Конец ноября. М. Цветаева завершает стихотворный реквием А. Блоку. В 1921 году, после восьмилетнего перерыва, в частном издательстве «Костры» вышла небольшая книжка М. Цветаевой «Версты» — всего 35 стихотворений, написанных с января 1917 г. по декабрь 1920 г.

1922

Январь — май. М. Цветаева продолжает писать прощальные стихи. Написала поэму «Переулочки» — прощание с Москвой. 3 — 10 мая. М. Цветаева получила необходимые документы для выезда с дочерью за границу. 11 мая — отъезд Марины Цветаевой.

 Заграница

1922

15 мая, понедельник. Марина Цветаева с дочерью прибыли в Берлин. К тому моменту в Берлине уже вышли две цветаевские книжки: «Разлука» и «Стихи к Блоку» (чтобы окупить дорогу). 16 мая. «Разлуку» прочитал Андрей Белый и высоко отозвался о книге. Недолгая берлинская дружба с А. Белым. 7 июня. М. Цветаева встретилась наконец с приехавшим из Праги мужем. Июнь — июль. Поток лирических стихотворений. Июль. Написан очерк «Световой ливень» — о книге Б. Пастернака «Сестра моя — жизнь». 31 июля. Отъезд из Берлина в Чехию. 5 августа. Приезд в Прагу.

В Чехии Марина Цветаева пробыла с августа 1922 г. по октябрь 1925 г. включительно и почти не жила в Праге: только в деревнях, с их изнурительным, примитивным бытом, почти в нищете. 19 ноября. М. Цветаева пишет большое письмо Б. Пастернаку, положившее начало их знаменитой переписке. До конца года ее произведения часто появляются в эмигрантских журналах и альманахах. Декабрь. М. Цветаева завершала работу над большой поэмой-сказкой «Молодец», начатой еще в Москве. В течение второй половины 1922 года вышли следующие книги М. Цветаевой: «Конец Казановы» (третье действие). М. «Созвездие». «Версты». Выпуск I — ГИЗ, М. «Царь-Девица». М. ГИЗ, 1922.

«Царь-Девица». Берлин, «Эпоха», 1922.

1923

Январь. «Кедр». Очерк о книге С. М. Волконского «Родина». Февраль. Выход книги М. Цветаевой «Ремесло», позже — «Психея». Февраль — март. Интенсивная переписка с Б. Пастернаком. Написано много лирических стихотворений. Апрель. Знакомство с К. Б. Родзевичем. Осень. Разгар романа с К. Родзевичем, стихи к нему. Октябрь. Начало работы над трагедией «Тезей».

1924

1 января — 1 февраля. Написана «Поэма Горы». 1 февраля — 8 июня. Написана «Поэма Конца». 7 октября. Закончена первая часть трилогии «Гнев Афродиты» — «Ариадна» (первоначально — «Тезей»). Из трилогии были написаны лишь две части.

1925

1 февраля. Рождение сына Георгия. 1 марта. М. Цветаева начала работать над поэмой «Крысолов». Весна. Отдельным изданием вышла поэма «Молодец» — спустя два года после написания. Август. Написан очерк-воспоминание «Герой труда (Записи о Валерии Брюсове)». Осень. Продолжая работать над «Крысоловом», М. Цветаева уже начала готовиться к переезду во Францию. 1 ноября. Семья М. Цветаевой прибыла в Париж.

М. Цветаева жила в Париже очень мало, в основном, по причине все той же бедности, — в парижских пригородах. Декабрь. Завершение поэмы «Крысолов».

1926

6 февраля. Триумфальный литературный вечер М. Цветаевой. Февраль— март. Статьи «Поэт о критике» и «Цветник», где М. Цветаева беспощадно высмеяла поэта и критика Г. Адамовича. 10 — 26 марта. Поездка в Лондон. Работа там над очерком «Мой ответ Осипу Мандельштаму». 17 апреля. М. Цветаева выступила на концерте-вечере в Союзе молодых поэтов. 24 апреля. М. Цветаева с детьми приехала в Сен-Жиль (Вандея). Май— август. Романтическая переписка М. Цветаевой, Б. Пастернака и Р. Рильке. Май. Написана поэма «С моря», обращенная к Б. Пастернаку.

Июнь. Написана поэма «Попытка комнаты», обращенная к Р. Рильке и к Б. Пастернаку.

Июль. Написана «Поэма Лестницы». 7 ноября. Записка М. Цветаевой к Р. Рильке, на которую ответа получено не было. 29 декабря. Умер Р. М. Рильке.

1927

7 февраля. Написано «Новогоднее» — посмертное письмо к Р. Рильке. 27 февраля. М. Цветаева завершила очерк-реквием в прозе «Твоя смерть», посвященный памяти Р. Рильке. Май. М. Цветаева завершила работу над книгой стихов «После России». Конец мая. Написана «Поэма Воздуха», посвященная перелету американского авиатора Чарльза Линдберга через Атлантический океан — из Нью-Йорка в Париж. Лето. Работа над трагедией «Федра». Сентябрь. Вся семья, кроме Сергея Эфрона, переболела скарлатиной. В это время к М. Цветаевой в Медон приезжала ее сестра Анастасия (гостившая у М. Горького в Сорренто). Конец года. Почти завершена работа над трагедией «Федра».

1928

Январь. Временный возврат к поэме «Егорушка». Январь — февраль. Вышла последняя прижизненная книга стихов М. Цветаевой — «После России». Январь — февраль. Знакомство с молодым поэтом Н. П. Гронским. 15 июня — участие М. Цветаевой в первом собрании молодых литераторов под названием «Кочевье». 1 августа. Начало работы над поэмой «Перекоп». Лето, осень. Дружба с Н. Гронским. 7 ноября. Встреча с В. Маяковским в кафе «Вольтер» на его вечере. 24 ноября газета «Евразия» поместила обращение М. Цветаевой к В. Маяковскому, несколько испортившее ее литературную судьбу (по ее словам, ее перестала печатать газета «Последние новости»). 3 декабря, в день отъезда В. Маяковского, М. Цветаева передала ему письмо, кончающееся словами: «Люблю Вас», которое он сохранил.

1929

Февраль. Перевела несколько писем Рильке. Февраль — март. Написала большой очерк о художнице Н.С. Гончаровой. До середины мая. Работа над поэмой «Перекоп». Начинает собирать материалы к будущей «Поэме о Царской семье». Октябрь. Поездка на несколько дней в Брюссель с литературными чтениями. 26 ноября. Выступала на «Собеседовании русских и французских писателей». 18 декабря. Выступала на прениях по теме «Достоевский в представлении наших современников».

1930

Начало года. Работа над «Поэмой о Царской семье». Март. Работа над переводом поэмы «Молодец» на французский, точнее — написание поэмы заново. Иллюстрации сделала Н. С. Гончарова. Поэма, за исключением первой главы, не увидела света. 26 и 29 апреля. Марина Цветаева приняла участие в «Вечере романтики» и в «Собеседовании русских зарубежных писателей с их французскими собратьями». Август. Написала реквием В. Маяковскому из семи стихотворений.

1931

28 февраля. Письмо Игорю Северянину после его вечера в Париже 27 февраля. Не отослала. Апрель — май. Написан очерк об О. Мандельштаме «История одного посвящения». Июнь. Сергей Эфрон, исподволь начавший помогать Советской России, подал прошение о советском гражданстве. Июнь — июль. Работа над циклом «Стихи к Пушкину». Осень. Работа над трактатом о творчестве «Искусство при свете совести».

19 декабря. Состоялся литературный вечер М. Цветаевой, не принесший материального «дохода».

1932

21 января. Прочитала на вечере доклад «Поэт и время». 26 мая. М. Цветаева прочитала доклад «Искусство при свете совести». Сентябрь. Работа над очерком «Живое о живом», посвященным памяти М. А. Волошина. 13 октября. Чтение очерка о М. Волошине на литературном вечере. 17—18 октября. Написан стихотворный цикл «Ici-haut» («Здесь, в поднебесье»), посвященный памяти М. Волошина. Ноябрь — декабрь. Написан по-французски лирико-философский трактат «Письмо к амазонке» (окончательный беловик не сохранился), обращенный к писательнице Натали Клиффорд-Варни. При жизни М. Цветаевой напечатан не был.

Декабрь. Написана небольшая статья «О новой русской детской книге». Декабрь. Завершена статья «Эпос и лирика современной России (о В. Маяковском и Б. Пастернаке).

1933

Январь. М. Цветаева написала французский эпистолярный роман, созданный из ее писем 1922 г. к берлинскому издателю А. Г. Вишняку: «Девять писем, с десятым невозвращенным и одиннадцатым полученным и Послесловием», — или «Флорентийские ночи», как назвала это произведение Ариадна Эфрон. Этот роман представлял собой перевод, с очень незначительными изменениями, собственных писем М. Цветаевой к адресату. Роман не был издан. Март. Завершила «Оду пешему ходу». Лето. Написан небольшой очерк-воспоминание о детстве «Башня в плюще». 1 июля. Написана статья «Поэты с историей и поэты без истории», посвященная Б. Пастернаку. Сохранилась лишь в переводе с сербскохорватского. Июль. Окончание работы над стихотворным циклом «Стол». Август— сентябрь. Написаны автобиографические очерки: «Музей Александра III», «Лавровый венок», «Открытие музея», «Жених», а также статья «Два лесных Царя».

Декабрь. М. Цветаева завершила и напечатала автобиографический очерк «Дом у Старого Пимена». К этому времени С. Эфрон принял твердое решение вернуться на родину, и это угнетало М. Цветаеву.

1934

Февраль. Написан очерк-реквием «Пленный дух» (в память Андрея Белого). Май. Написан мемуарный очерк — «Хлыстовки». Июнь. Написан маленький очерк-сценка «страховка жизни»; тогда же, по-видимому — сценка «Китаец». Вероятно, к этому же времени относится очерк «Чудо с лошадьми» — на французском. Конец лета — начало осени. Написаны мемуары: «Мать и музыка» и «Сказка матери». Ноябрь. М. Цветаева узнала о гибели Н. Гронского и немедленно принялась за очередной реквием — «Поэт-альпинист». Статья сохранилась лишь в переводе на сербскохорватский. Рождество. Окончание работы над статьей.

1935

Январь. М. Цветаева пишет цикл стихов на смерть Н. Гронского: «Надгробие». Февраль. Конфликт с Алей. Та временно ушла из дому. 2 февраля М. Цветаева прочла доклад «Моя встреча с Блоком» (доклад не сохранился). Весна. М. Цветаева принялась писать поэму «Певица», однако скоро оставила ее. Июнь. Написала автобиографический очерк «Черт».

20 июня. Прочла очерк на литературном вечере. 24 июня. На антифашистском Международном конгрессе писателей в защиту культуры М. Цветаева встретилась с Б. Пастернаком. Б. Пастернак был в депрессивном состоянии, по ряду причин; ему было не до общения с М. Цветаевой, и ту встречу она назвала невстречей; поэты не поняли друг друга. 28 июня. М. Цветаева с сыном уехала отдыхать в Фавьер. Лето — осень. В Фавьере написан цикл «Отцам» из двух стихотворений. Сергей Эфрон мечтал о возвращении на родину. Уже не первый год он работает в просоветской (чекистской) организации.

1936

Март. Узнав о смерти поэта Мих. Кузмина, М. Цветаева пишет очерк-воспоминание «Нездешний вечер», посвященный единственной встрече с М. Кузминым в Петрограде зимой 1916 года. Апрель. М. Цветаева пишет четыре маленьких французских очерка под общим названием «Отец и его музей». 20—27 мая. Поездка в Брюссель с чтением французских очерков об отце и музее. До 16 июня. Предпринимает тщетные попытки завершить начатую еще давно поэму «Автобус», но окончательно покидает этот замысел.

Июнь — июль. Работает над переводами стихов А. С. Пушкина на французский. В печати появляется рецензия М. Цветаевой «О книге Гронского «Стихи и поэмы». Эпистолярная встреча с молодым поэтом Анатолием Штейгером. Лето—осень. М. Цветаева переписывалась с А. Штейгером, написала ему стихи (цикл «Стихи сироте»). А. Штейгер был опасно болен (туберкулез), М. Цветаева слишком требовательна, так что разминовение было неизбежно. 30 декабря. М. Цветаева написала А. Штейгеру прощальное письмо.

1937

Январь. Окончание работы над очерком «Мой Пушкин»; приготовила для печати «Стихи к Пушкину» 1931 года. 2 марта. Читала свои французские переводы А. Пушкина на вечере, устроенном негритянским населением Парижа. 15 марта. Дочь М. Цветаевой Ариадна уехала на родину. 25 марта. М. Цветаева участвовала в литературном вечере с чтением стихов. 6 июня. Читала на Пушкинском вечере свои французские переводы А. Пушкина. Июнь. Посетила парижскую Всемирную выставку. В советском павильоне провела два часа. Весна и начало лета. Работа над очерком «Пушкин и Пугачев». 11 июля. В Лакано-Осеан, куда уехала с сыном, начала работать над большой мемуарной «Повестью о Сонечке». 10 октября. Сергей Эфрон, уже несколько лет завербованный органами НКВД, оказался замешан в политическом убийстве и срочно, при помощи советской разведки, бежал из Франции. 22 октября. М. Цветаеву допрашивали во французской полиции. Она отвечала, что очень мало знает о том, куда и по каким делам он уезжал.

1938

30 января. В последний раз М. Цветаева выступила с чтением стихов на литературном вечере. М. Цветаева готовилась к отъезду (предполагалось — осень, но отъезд затягивался). Октябрь — ноябрь. Работа над стихами к Чехии — цикл «Сентябрь».

1939

Январь. М. Цветаева завершила свои пометки и пояснения к поэме «Перекоп». Март. Фашистские войска оккупировали Прагу, и это послужило поводом к новому потоку стихов к Чехии (цикл «Март»). Апрель — май. Работа над «Стихами к Чехии». 12 июня. Отъезд М. Цветаевой с сыном из Франции. В одном из последних стихотворений она написала: «Дано мне отплытье/Марии Стюарт». Никто не провожал ее с Муром: не позволили.

Россия

1939

19 июня М. И. Цветаева с сыном приехали в Москву, и в тот же день — в подмосковный поселок Болшево. С 21 июля по 19 августа. М. Цветаева перевела на французский для журнала «Ревю де Москву» три стихотворения Лермонтова: «Предсказание», «Опять вы, гордые, восстали...» и «Нет, я не Байрон...»; и еще девять — «для себя и для Лермонтова»: «Прощай, немытая Россия», «Любовь мертвеца», «И скучно и грустно» и др. 27 августа. Арестована Ариадна Эфрон. 10 октября. Арестовали С- Я. Эфрона. 31 октября. М. Цветаева пишет письмо в следственную часть НКВД с просьбой получить задержанный багаж. 8 (или 10) ноября. М. Цветаева с сыном уезжают из Болшева.

1940

С зимы до начала лета. М. Цветаева с Муром живут в подмосковном Голицыне; она снимает часть комнаты в избе, неподалеку от Дома творчества писателей (туда они ходят на обед и ужин). 23 декабря. Пишет письмо Сталину — о муже и дочери, просит разобраться. Периодически ездит в Москву — с передачами мужу и дочери. В Голицыне написано несколько лирических стихотворений, автобиография для предполагавшейся «Литературной энциклопедии», переписывается с писательницей Л. Веприцкой. Седьмого июня 1940 года М. Цветаева вынуждена была покинуть Голицыно навсегда.

В Москве на первых порах М. Цветаева обрела недолгое пристанище на Никитской (тогда улица Герцена). 14 июня. Написала второе письмо Берии, страшно беспокоясь за здоровье мужа и прося разрешить с ним свидание. Безрезультатно. Летом работала над переводами болгар (Е. Багряны, Н. Ланкова, Л. Стоянова). В августе получила багаж. Август. М. Цветаева послала телеграмму в Кремль: «Помогите мне я в отчаянном положении, писательница Марина Цветаева». Эту телеграмму Мур отправил по почте. 31 августа. М. Цветаеву вызвали в ЦК; там обратились к писателям, чтобы те помогли в смысле комнаты (так записал сын М. Цветаевой.) Конец сентября. М. Цветаева переехала в комнату дома № 14/5 по Покровскому бульвару, — хозяева уезжали надолго. Сентябрь. Работа над переводом. Октябрь. Работала над составлением собственной книги стихов.

Рукопись книги попала к К. Зелинскому, который отозвался на нее подлой рецензией: стихи М. Цветаевой, писал он, «с того света», книга — «душная, больная»; М. Цветаева «не имеет что сказать людям». (Всю рецензию Марине Ивановне, конечно, не показали.)

Декабрь. М. Цветаева работала над переводами Ивана Франко. А главное — завершила гениальный перевод «Плаванья» Ш. Бодлера. И перевела несколько французских песенок.

1941

Начало года. М. Цветаева занята переводами так называемых «белорусских евреев» (Герша Вебера, Ф. Корна, — сейчас уже трудно установить их имена). Запись Ариадны Эфрон: «С 30 февраля по 30 марта переведено 529 строк «Белорусских евреев». Март. Написано стихотворение, обращенное к поэту А. Тарковскому: «Все повторяю первый стих...». 7 или 8 июня. Состоялась двухдневная встреча М. Цветаевой с А. Ахматовой.

22 июня. «Война»; узнала по радио из открытого окна, когда шла по Покровскому бульвару (запись М. И. Цветаевой). В это время М. Цветаева работает над переводами Ф.Г. Лорки. 27 июня. Запись в тетради: «Попробуем последнего Гарсия Лорка». Но в тетради ничего нет. Июль. Едет на несколько дней в Старки под Коломну (станция Пески) — к В. Н. Меркурьевой; там она избежала первой московской бомбежки в ночь с 21 на 22 июля. 24 июля. Вернулась в Москву, стала собираться в эвакуацию. 8 августа. Уехала на пароходе вместе с группой писателей, отправлявшихся в Чистополь и Елабугу.

18 августа. На пароходе «Чувашская республика» М. Цветаева и еще несколько семей литераторов прибыли в татарскую Елабугу. Сразу же начались поиски работы. 29 августа. Сын М. Цветаевой Георгий записал в дневнике, что работы для матери нет, кроме места переводчицы с немецкого в НКВД. Эта невразумительная запись породила толки о том, что М. Цветаеву пытались «завербовать» «органы». 21 августа. М. Цветаева с сыном переехали в избу на улице Ворошилова (занимали часть горницы за занавеской). 24 августа. М. Цветаева уехала на пароходе в Чистополь, надеясь получить какую-нибудь работу. 26 августа датирована записка М. Цветаевой: «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда». (Столовая откроется лишь осенью.) 28 августа. М. Цветаева вернулась в Елабугу. 31 августа, в воскресенье, когда дома никого не было, Марина Ивановна Цветаева покончила с собой, повесившись в сенях избы. Оставила три записки: сыну, Асеевым и тем, кто будет ее хоронить.

Похоронили Марину Ивановну 2 сентября на Елабужском кладбище. Могила не найдена.