СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Маркетинг и реклама деятельности организации дошкольного образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении имеет свою специфику, которую можно рассмотреть, исследуя следующие особенности: образовательные услуги, финансирование ОДО, потребители образовательных услуг, маркетинговая среда образовательного учреждения, конкуренты на рынке образовательных услуг. 

Просмотр содержимого документа
«"Маркетинг и реклама деятельности организации дошкольного образования"»

Маркетинг и реклама деятельности организации дошкольного образования

Панфилова Людмила Андреевна,

заведующий МДОУ №6 «Флоричика», г. Днестровск

В настоящее время интенсивно развивается маркетинговая система дошкольного образования, это обусловлено изменением ее нормативно-правовой базы, демографической ситуацией, глубокой социально-экономической перестройкой современного общества, запросами родителей и многими другими причинами. Большинство дошкольных образовательных учреждений активно использует маркетинговые и рекламные мероприятия для обеспечения конкурентоспособности ОДО. Сегодня рынок образовательных услуг широкий и многообразный, это и порождает конкуренцию среди ОДО. Родители выбирают детский сад в соответствии со своими запросами и запросами ребенка. А запросы разные: подготовить малыша к школе, приобщить к детскому сообществу, укрепить здоровье, обучить ребенка рисованию, танцам, а самим родителям получить квалифицированную помощь в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Поэтому для нормального функционирования и прогрессивного развития дошкольному учреждению необходимы маркетинговые исследования дошкольного образования и PR-акции, привлекающие внимание социума, потенциальных потребителей образовательных услуг, родителей и детей. Маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении - это деятельность, направленная на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, которые бы удовлетворяли потребности как детей и их родителей, так и коллектива дошкольного образовательного учреждения. Если образовательные учреждения действуют на основе маркетинга и осуществляют разумную кооперацию деятельности, то могут оказывать значительное влияние на развитие рынка образовательных услуг, на содержание и качество образования.

В настоящее время маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении выполняет ряд функций: исследовательскую, организационную, коммуникативную, инновационную. С.А. Езопова выделяет следующие принципы маркетинговой деятельности в ОДО: оказание качественных услуг, соответствующих потребительскому спросу, то есть запросам родителей; удовлетворение потребностей коллектива детского сада; ориентация на достижение высокого результата образовательной деятельности детского сада; обеспечение конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг на основе гибкой стратегии управления; создание и поддержание благоприятного имиджа детского сада; информирование реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг, стимулирование спроса на них [4].

Маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении имеет свою специфику, которую можно рассмотреть, исследуя следующие особенности: образовательные услуги, финансирование ОДО, потребители образовательных услуг, маркетинговая среда образовательного учреждения, конкуренты на рынке образовательных услуг.

Услуги организации дошкольного образования обладают характерными особенностями: их нельзя увидеть, до тех пор, пока они не будут приобретены; услуги распространяются без посредников, предоставляются и потребляются одновременно, и не могут долго храниться; качество услуг может меняться в зависимости от степени востребованности и взаимодействия между продавцом и покупателем. Производитель и потребитель услуги взаимодействуют непосредственно, производитель выступает ее сбытчиком и посредником. Образовательная услуга требует активного участия самого потребителя: его заинтересованности именно в этой услуге, интеллектуальных усилий. Поэтому очень важным моментом маркетинговой деятельности в сфере образования является ориентация на личность воспитанников, их индивидуальные, возрастные и социальные особенности.

Производство и потребление образовательных услуг – процесс, растянутый во времени, результат его неочевиден и отсрочен. Поэтому и производителю и заказчику трудно понять, насколько эффективна образовательная услуга. В дошкольном образовании заказчиком услуг выступают не дети, а их родители. То есть, заказчик и клиент не являются одним лицом, это делает сложным анализ потребностей, прогнозирование результата образовательных услуг и путей их реализации.

И, наконец, специфика услуг дошкольного образовательного учреждения заключается также в том, что затраты на его деятельность частично компенсируются из бюджета, а частично оплачиваются родителями.

Основой для приобретения образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения могут быть:

  • необходимость в трудовой деятельности родителей ребенка;

  • обеспечение условий для всестороннего развития ребенка;

  • социализация ребенка дошкольного возраста, введение его в детский коллектив;

  • подготовка ребенка к школе;

  • коррекционная помощь ребенку, имеющему отклонения в развитии.

Поведение родителей на рынке образовательных услуг определяется культурными, социальными, личностными факторами. Культура родителей обусловливает различные требования к качеству, направленности и цели образовательных услуг, учитывая свои национальные традиции и принадлежность к этнической группе. Факторы социального порядка определяются социальным положением, социальным статусом и родом деятельности родителей. Возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни и тип личности родителей обуславливают факторы личного порядка. Факторы психологического порядка определяют мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и отношение родителей при выборе дошкольного образовательного учреждения.

Специфичность организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении можно также оценить, рассматривая конкурентов на рынке образовательных услуг. Изучение конкурентной ситуации позволяет определить перспективы развития отрасли, в которой функционирует дошкольное образовательное учреждение, и его конкурентной позиции на рынке образовательных услуг. Конкуренты - организации или частные лица, предоставляемые услуги, аналогичные тем, которые предлагает дошкольное образовательное учреждение, и направленные на удовлетворение схожих потребностей. В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг дошкольное образовательное учреждение может занимать определенную позицию: лидер, претендент, последователь, дополняющий.

Таким образом, маркетинг в дошкольном образовательном учреждении - это деятельность, направленная на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг.

Реклама образовательных услуг и деятельности дошкольной организации образования - важнейшая составляющая часть комплекса маркетинговых мероприятий, своеобразный информационный выход на потребителя. Функции рекламы помогают понять ее возможности и оценить ее растущую роль. Информационно - просветительская функция вытекает из того, что реклама прямо или косвенно несет различную информацию о дошкольном образовании. Рекламная деятельность направлена на распространение сведений, знаний, социальных ценностей с целью формирования осведомленности в вопросах воспитания и обучения дошкольников, определенных взглядов, представлений и повышения психолого-педагогической культуры людей.

Пропагандистская функция выражается во внушении, распространении словесной или образной информации, несущей исключительно положительные оценки деятельности дошкольного учреждения.

Коммуникативная функция заключается в том, что реклама как средство взаимодействия, способствует установлению и развитию общения между людьми. Посредством агитационной функции распространяются идеи: увещеваниями, призывами, которые воздействуют на сознание, настроение, поведение, принятие решений и общественную активность потребителя рекламы. Доверительно-имиджевая функция помогает вызвать доверие, привыкание к объекту рекламы, сведение к минимуму настороженности, опасений и сомнений. Регулятивная функция демонстрирует, что реклама является одним из способов регулирования рынка. Реклама также выполняет и познавательную функцию: новые знания об особенностях воспитания дошкольников.

Цель рекламы для рекламодателя - довести информацию до потребителей и добиться их расположения для расширения спроса на образовательные услуги. Потребителю реклама позволяет сэкономить время и средства для выбора дошкольного учреждения, отвечающего его требованиям и желаниям. Специалисты отмечают следующие взаимосвязанные цели у рекламы:

  • формирование у потребителя представлений о данной образовательной услуге и понимания того что, данная услуга ему необходима;

  • формирование положительного отношения к дошкольному учреждению;

  • побуждение потребителя обратиться именно к этой дошкольной образовательной организации;

  • стремление сделать данного потребителя постоянным клиентом данной дошкольной образовательной организации;

  • помощь потребителю в выборе образовательных услуг.

Для того чтобы рекламный процесс был достаточно эффективным, ему должны предшествовать соответствующие маркетинговые исследования, стратегическое планирование и выработка тактических решений, которые определяются целями рекламодателя и конкретной обстановкой на рынке.

При организации рекламы дошкольного учреждения учитывают основные функции, которые он выполняет: оздоровительную, образовательную, развивающую. Качество реализации этих функций является первой рекламой для потенциальных клиентов. Большое влияние на потребителей оказывают данные о достижениях воспитанников, об их участии и победах в различных соревнованиях и конкурсах. Кроме того, сведения о школьной успеваемости выпускников ОДО также способствуют повышению авторитета данного детского заведения в глазах родителей. Общий вид территории дошкольного учреждения, внутреннее обустройство, предметно-развивающая среда ОДО, - все это компоненты, которые рекламируются. Успех рекламной кампании во многом зависит от формы ее проведения. Наиболее часто используются такие PR-акции как День открытых дверей, утренники, праздники, развлечения, Олимпиады, конкурсы и другие мероприятия с участием родителей. Традиционными формами работы являются родительские собрания и конференции, посещение родителями, учителями, психологами школ открытых занятий. В последнее время появились новые PR-ходы: экологическая акция «Посади свой цветок» (ребенок со своими родителями), организация Клубов по интересам, когда мамы или папы учат детей группы какому-то ремеслу, творчеству, передают свой опыт и знания, воспитывают уважение к труду. К новым можно отнести и наглядную информацию, представленную в виде роликов в интернете, публикаций статей в газетах, оформление рекламных растяжек и стендов. Реклама поможет привлечь в дошкольные организации потенциальных клиентов, но не сможет их удержать. Поэтому руководители ОДО должны помнить, что лучшей рекламой деятельности дошкольного учреждения является творческий, добросовестный труд, который позволит не только научить и воспитать детей, но и сделает их жизнь счастливой. В настоящее время большинство дошкольных образовательных учреждений стремится к активному использованию маркетинговых и рекламных мероприятий с целью обеспечения конкурентоспособности ОДО.

Таким образом, маркетинг дошкольного образования позволит обеспечить его ориентацию на удовлетворение групповых и индивидуальных запросов населения в образовательных услугах; достижение согласия между производителями образовательных услуг (ОДО) и потребителями (родителями). Реклама же привлечет в конкретную организацию новых клиентов. Так маркетинг и реклама будут способствовать дальнейшему развитию данного ОДО в частности и всего дошкольного образования в целом.

Литература

  1. Агрессивный маркетинг или партизанская война в малом бизнесе. Самара, 1992

  2. Афанасьев В., Черкасов В. Маркетинг образовательных услуг. - Маркетинг. - 1999 - №6. - С.70-77.

  3. Базен Д.Д., Конс Д.В., Браун Р.В. Информация и риск в маркетинге. М., 1993

  4. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М., 2003.

  5. Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой. М., 1994.

  6. Шамова Т.И., Третьяков, П.И. Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М., 2001.







2