СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Маша идет в школу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная схема конспекта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.

 

ФИО аттестуемого педагогического работника дошкольного образования

Шурпина Ольга Александровна

Место работы (наименование дошкольного образовательного учреждения)

МБДОУ ЦРР д/с №26 «Кустук»

Возрастная группа

Старшая

Методика дошкольного образования

(образовательная часть)

Развитие речи

Тема занятия

«Маша идет в школу»

Используемая образовательная программа с воспитанниками

Комплексные занятия «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Предварительная работа с воспитанниками

Задания и игровые упражнения, беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность)

Оборудование: сюжетные картинки по теме, кукла Маша, аудиозапись, карточки с гласными звуками, карточки для игр «Один- много», «Четвёртый лишний», портфель, книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.

 

Структура занятия

Вводная часть

Основная часть

1 задание. Отгадываем загадки о путешествии Маши.

2 задание. Опиши предмет.

3 задание. Собрать сюжетные картинки по порядку и составить рассказ.

4 задание. Что такое предложение?

5 задание. Игра «Ты мне, я тебе».

Физ. Минутка.

6 задание. Деление слов на слоги.

7 задание. Игра «Наоборот».

8 задание. Дидактическая игра «Скажи какой? Что делает?

Заключительная часть.

Использованная литература

-развитие речи и творчества дошкольников под ред. О. С. Ушаковой

-Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Л. Г. Горькова, Л.А. Обухова

-В мире звуков и букв Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова

-Занятия по развитию речи В.В. Гербова

- Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 

Этапы работы

 

Вводная часть

Определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия:

-описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия.  

 

Закреплять умения составлять предложения, рассказывать по картинке; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль.

 Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности.

Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

 

 

Основная часть

-изложение основных положений нового материала;

-описание методов, способствующих решению поставленных задач;

-описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников;

-постановка целей самостоятельной работы для воспитанников;

-определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удается достичь поставленных целей;

-описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей воспитанников.

-описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Ход занятия

 

1. Вводная часть.

 - Добрый день, ребята! Сегодня к нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите, с какого она мультфильма.

 (Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.)

- Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? Какие серии про Машу, вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её…(дети смотрят на сюжетную картинку и называют «Маша идет в школу»).

 - А вот и наша героиня. (Воспитатель показывает куклу Машу).  Какая она по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…)

 

2. Основная часть.

1)  - Ребята, как вы знаете, Маша  любит путешествовать. Она путешествует по многим детским садам и сейчас  расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада и в какое время дня она побывала.

- Зашла в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.  (Ванная)

- Зевают, отдыхают, спят…(Спальня)

- Пляшут, поют, кружатся…(Муз. зал)

Машенька была в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются … (Когда это бывает?) (Утром)

- обедают, благодарят, ложатся спать…(Днём)

- одеваются, прощаются с детками и воспитателем …(Вечером)

 

2)  - И  вот однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила. (Вызывается один ребенок и достает из портфеля предметы).

-По - очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из  портфеля, называть его.

Игра «Опиши предмет».

 (Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.)

- Скажите мне ребята, что у нас из предметов прямоугольной формы?

-А какие предметы могут писать?

- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Школьные принадлежности).

(Воспитатель складывает всё в портфель).

 

3)  - Взяла Маша портфель и отправилась в путь. А дорога шла через леса, через поля..., ой, ребята, а что было дальше я не знаю. Но у меня есть картинки, по которым мы сможем определить, как Маша добралась до школы. Ребята определяют очередность и составляют предложения.

- А теперь, составим рассказ по этим картинкам про то, как Маша добралась до школы.

- Молодцы!  Вот такая интересная и новая серия у нас получилась.

Ребята Маша устала и решила перекусить вареньем, давайте представим, что, мы кушаем варенье и испачкали губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывай рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.

 

4) – Ребята вот Машенька уже и в школе, давайте ей расскажем, а из чего же состоят предложения? (Из слов).

- Посчитайте, сколько слов в следующем предложении? Солнце светит. (2) Облака плывут по небу. (4)

-Теперь Машенька хочет, чтобы мы придумали с Вами предложения для Мишеньки.

 Попробуйте придумать своё предложение, любое.

 

5) -  Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? Расскажите Маше. (Из слогов).

 - На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные).

- Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся). А согласные? (не тянутся, не поются)

Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”.  Я говорю  вам согласный звук, а вы мне, гласный.

 

6) – Молодцы! Теперь Маша умеет считать слова в предложении и  различать звуки. Но,  ребята, нам ещё нужно научить нашу будущую ученицу делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Давайте будем называть школьные принадлежности и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

 

Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка…

 

7) - Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Она думала, что собрала портфель и можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Маши настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела.

Физ. минутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,     

Наши пальчики встряхнуть.      

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –         

Так шевелят ушками              

Серенькие зайчики.              

Крадемся тихо на носочках,   

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

8) - Теперь настроение у всех будет хорошее.

 – Вы уже знаете, что Маша большая озорница и  любит разные игры. И вам  предлагает игру “Наоборот”. Я называю слово, а вы противоположное.

 

Радостный – грустный, печальный

 Светлеть – темнеть

 Сухой – мокрый

 Тишина – шум

 Часто – редко

 Ясный – пасмурный

 Мёрзнуть – согреваться

 Плохой - хороший

Тёмный – светлый

Храбрый -  трусливый

Высокий – низкий

Лёгкий – тяжелый

Тихо – громко

 Широкий – узкий

Холодный -  горячий и т. д.

 

9) – Ой, ребята когда Маша возвращалась домой со школы она набрела на домик зайки, давайте поможем Маше расскажем ей о зайке!!!

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Зайчик /какой?/ – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.

Зайчик /что делает?/ – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.

Настроение у зайчика /какое?/ - радостное, веселое, счастливое.

10) – Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу Маши. /Да/

- Интересно, куда Зайчик положит хлеб?

- Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.

- Для сахара? / Сахарница/.

- Для конфет? /Конфетница/.

- Для салата? /Салатница/.

- Для салфеток? /Салфетница/.

- Для масла? /Масленка/.

- Для соли? /Солонка/.

 

Заключительная часть

-подведение итогов занятия;

-описание положительных действий воспитанников;

-определение перспективы полученных знаний.

 

– Молодцы ребята, Вы со всеми заданиями справились. Вам понравилось наше занятие? А какие задания вам понравились больше всего?

-  Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс? С 1 сентября, она, пойдёт в школу и будет учиться на пятёрки и четвёрки.

 

 

Просмотр содержимого документа
««Маша идет в школу»»

Примерная схема конспекта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.


ФИО аттестуемого педагогического работника дошкольного образования

Шурпина Ольга Александровна

Место работы (наименование дошкольного образовательного учреждения)

МБДОУ ЦРР д/с №26 «Кустук»

Возрастная группа

Старшая

Методика дошкольного образования

(образовательная часть)

Развитие речи

Тема занятия

«Маша идет в школу»

Используемая образовательная программа с воспитанниками

Комплексные занятия «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Предварительная работа с воспитанниками

Задания и игровые упражнения, беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность)

Оборудование: сюжетные картинки по теме, кукла Маша, аудиозапись, карточки с гласными звуками, карточки для игр «Один- много», «Четвёртый лишний», портфель, книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.


Структура занятия

Вводная часть

Основная часть

1 задание. Отгадываем загадки о путешествии Маши.

2 задание. Опиши предмет.

3 задание. Собрать сюжетные картинки по порядку и составить рассказ.

4 задание. Что такое предложение?

5 задание. Игра «Ты мне, я тебе».

Физ. Минутка.

6 задание. Деление слов на слоги.

7 задание. Игра «Наоборот».

8 задание. Дидактическая игра «Скажи какой? Что делает?

Заключительная часть.

Использованная литература

-развитие речи и творчества дошкольников под ред. О. С. Ушаковой

-Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Л. Г. Горькова, Л.А. Обухова

-В мире звуков и букв Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова

-Занятия по развитию речи В.В. Гербова

- Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.


Этапы работы


Вводная часть

Определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия:

-описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия.


Закреплять умения составлять предложения, рассказывать по картинке; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль.

Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности.

Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.



Основная часть

-изложение основных положений нового материала;

-описание методов, способствующих решению поставленных задач;

-описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников;

-постановка целей самостоятельной работы для воспитанников;

-определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удается достичь поставленных целей;

-описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей воспитанников.

-описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Ход занятия


1. Вводная часть.

- Добрый день, ребята! Сегодня к нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите, с какого она мультфильма.

(Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.)

- Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? Какие серии про Машу, вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её…(дети смотрят на сюжетную картинку и называют «Маша идет в школу»).

- А вот и наша героиня. (Воспитатель показывает куклу Машу). Какая она по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…)


2. Основная часть.

1) - Ребята, как вы знаете, Маша любит путешествовать. Она путешествует по многим детским садам и сейчас расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада и в какое время дня она побывала.

- Зашла в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. (Ванная)

- Зевают, отдыхают, спят…(Спальня)

- Пляшут, поют, кружатся…(Муз. зал)

Машенька была в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются … (Когда это бывает?) (Утром)

- обедают, благодарят, ложатся спать…(Днём)

- одеваются, прощаются с детками и воспитателем …(Вечером)


2) - И вот однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила. (Вызывается один ребенок и достает из портфеля предметы).

-По - очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из портфеля, называть его.

Игра «Опиши предмет».

(Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.)

- Скажите мне ребята, что у нас из предметов прямоугольной формы?

-А какие предметы могут писать?

- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Школьные принадлежности).

(Воспитатель складывает всё в портфель).


3) - Взяла Маша портфель и отправилась в путь. А дорога шла через леса, через поля..., ой, ребята, а что было дальше я не знаю. Но у меня есть картинки, по которым мы сможем определить, как Маша добралась до школы. Ребята определяют очередность и составляют предложения.

- А теперь, составим рассказ по этим картинкам про то, как Маша добралась до школы.

- Молодцы! Вот такая интересная и новая серия у нас получилась.

Ребята Маша устала и решила перекусить вареньем, давайте представим, что, мы кушаем варенье и испачкали губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывай рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.


4) – Ребята вот Машенька уже и в школе, давайте ей расскажем, а из чего же состоят предложения? (Из слов).

- Посчитайте, сколько слов в следующем предложении? Солнце светит. (2) Облака плывут по небу. (4)

-Теперь Машенька хочет, чтобы мы придумали с Вами предложения для Мишеньки.

Попробуйте придумать своё предложение, любое.


5) - Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? Расскажите Маше. (Из слогов).

- На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные).

- Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся). А согласные? (не тянутся, не поются)

Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”. Я говорю вам согласный звук, а вы мне, гласный.


6) – Молодцы! Теперь Маша умеет считать слова в предложении и различать звуки. Но, ребята, нам ещё нужно научить нашу будущую ученицу делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Давайте будем называть школьные принадлежности и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.


Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка…


7) - Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Она думала, что собрала портфель и можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Маши настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела.

Физ. минутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

8) - Теперь настроение у всех будет хорошее.

– Вы уже знаете, что Маша большая озорница и любит разные игры. И вам предлагает игру “Наоборот”. Я называю слово, а вы противоположное.


Радостный – грустный, печальный

Светлеть – темнеть

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Часто – редко

Ясный – пасмурный

Мёрзнуть – согреваться

Плохой - хороший

Тёмный – светлый

Храбрый - трусливый

Высокий – низкий

Лёгкий – тяжелый

Тихо – громко

Широкий – узкий

Холодный - горячий и т. д.

9) – Ой, ребята когда Маша возвращалась домой со школы она набрела на домик зайки, давайте поможем Маше расскажем ей о зайке!!!

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Зайчик /какой?/ – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.

Зайчик /что делает?/ – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.

Настроение у зайчика /какое?/ - радостное, веселое, счастливое.

10) – Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу Маши. /Да/

- Интересно, куда Зайчик положит хлеб?

- Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.

- Для сахара? / Сахарница/.

- Для конфет? /Конфетница/.

- Для салата? /Салатница/.

- Для салфеток? /Салфетница/.

- Для масла? /Масленка/.

- Для соли? /Солонка/.


Заключительная часть

-подведение итогов занятия;

-описание положительных действий воспитанников;

-определение перспективы полученных знаний.


– Молодцы ребята, Вы со всеми заданиями справились. Вам понравилось наше занятие? А какие задания вам понравились больше всего?

- Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс? С 1 сентября, она, пойдёт в школу и будет учиться на пятёрки и четвёрки.