МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Управление образования ВКО
КГУ «Глубоковский технический колледж»
п. Верхнеберезовский
Методическая разработка внеклассного мероприятия посвященного празднованию «Масленицы»
Разработала:
Крутикова А.А.
2016 год
Внеклассное мероприятие посвященное «Масленице».
Время и дата проведения: 12.00 11 марта 2016 г.
Место проведения: на улице на территории КГУ «ГТК»
Цели мероприятия:
формирование представления о национальных традициях.
способствовать воспитанию чувства любви к родному краю, ответственного отношения к сохранению традиций своих предков.
воспитывать у несовершеннолетних осознания доли собственного участия в поддержании народных традиций.
способствовать развитию положительных эмоций, коммуникативного общения.
- включение максимального количества учащихся в коллективную творческую деятельность.
Учебно-материальное оснащение мероприятия:
Мультимедийная установка
Ноутбук
Сопроводительная музыка для частушек, игр
Методы: концерт, ирга
Формы: фронтально-групповая.
Ход мероприятия:
Действующие лица: скоморох – Раисов Мейрам учащийся гр. 1ЭГС, чёртик – Крутикова Анастасия, куратор гр. 1ЭГС.
Предварительная работа: заранее учащимся групп были розданы задания (домашнее задание) группам третьих курсов изготовить чучело Масленицы, группам вторых курсов – подготовить частушки про масленицу и группам первых курсов –приготовить и провести зимние уличные игры. Так же всем группам – принести блины, для чаепития после мероприятия.
На площадке собираются учащиеся всех групп.
Выходит скоморох, несёт чучело Масленицы.
Скоморох:
Эй, веселей собирайся народ!
Нынче Масленица в гости идёт.
К нам скорее вы спешите,
И друзей с собой зовите!
- Мы сегодня с вами собрались на праздник, зиму проводить – весну встретить.
И по народной традиции, зиму сжигаем, весну встречаем.
У каждого праздника есть свой хозяин, либо хозяйка, и, конечно, же гости. И главная гостья нашего праздника – Масленица.
Масленица годовая, она гостьюшка дорогая,
Она пешею к нам не ходит, все на кониках разъезжает.
- Давайте мы с вами покличем нашу гостьюшку.
(дети говорят заклички).
(выбегает Чёрт, забирает Масленицу, убегает и прячет её) .
Скоморох и дети в недоумении.
Появляется Чёрт, без чучела Масленицы.
- Ага, Масленицу ждёте, зиму проводить собрались, а весну встретить, кричите, кричите, ничего у вас не получится, не придёт она к вам. Украл я её у вас, и зиму украл, нечего вам будет сжигать, так, что не придёт к вам весна.
Скоморох:
- Как же так, чёрт, ведь мы здесь собрались, чтобы повеселиться, зимушку белую проводить, а весну красную встретить, а ты решил нам помешать. А давай-ка устроим состязания с тобой, если в них победят наши ребята, то ты отдаёшь нам Масленицу, и Зиму мы проводим, ну, а если победишь ты, то не видать нам Весны.
Чёрт:
- Хорошо, я согласен посостязаться с вами, но у меня есть условие.
Скоморох:
- Это какое же у тебя условие?
Чёрт:
- Вы должны мне пропеть частушки, участвовать в викторине, про масленицу и блины рассказать поговорки и конечно же поиграть в игры. Может тогда я посмотрю на ваше поведение и отдам вам Масленицу и еще самое главное для молодежи - тогда будут вечером танцы-обниманцы. Дискач!
Скоморох:
- Ну, что ж, Вы ребята согласны? (ответы учащихся).
Черт: Ну тогда послушаю кА я частушки!
Частушки от групп вторых курсов.
(скоморох, черт и все участники слушают и хлопают певцам.
Черт:
Ох как чертовски хорошо спели! Задели мою душонку, но этого мало! Вашему вниманию викторинка. Участвуем все и отвечаем хором. Посмотрим на ваш дружный коллектив!
Какой праздник на Руси еще назывался блиноеда?
а) Пасха;
б) Масленица;
в) Рождество;
г) Новый год.
(Другие её названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха.)
Какие кухонные приборы помогают современным хозяюшкам печь блины?
а) Электрические блинницы;
б) Лазерные блинопечки;
в) Атомные блиножарки;
г) Наносковородки.
Как называются уменьшенные блины?
а) Пончики;
б) Оладьи;
в) Галушки;
г) Клёцки.
Какие блинчики пекут умелые хозяйки?
а) Ажурные;
б) Стёганые;
в) Вышитые;
г) Безразмерные.
(Чтобы испечь такие блинчики нужно перелить тесто в небольшуюпластиковую бутылочку, в крышке которой есть дырочка. Нажимаяна бутылку, можно рисовать на горячей сковороде. Сначаларисуется контур блина, который затем быстро заполняется рисунком.)

Выберите правильное окончание русской пословицы: «Первый блин ...»:
а) колом;
б) комом;
в) маслом не испортишь;
г) отдай врагу.
Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин, ... не расколет».
а) Полено;
б) Стекло;
в) Брюхо;
г) Голова.
(Блин не клин, брюха не расколет.)
Как говорят о неумелом, не приспособленном к работе человеке?
а) Блин горелый;
б) Блин дырявый;
в) Блин холодный;
г) Блин пустой.
Кто в сказке К.И. Чуковского «Путаница» тушил пожар пирогами и блинами?
а) Лисички;
б) Кит;
в) Крокодил;
г) Медведь
Как называется спортивный снаряд с блинами?
а) Копьё;
б) Шест;
в) Штанга;
г) Молот.
(Это металлические диски.)
Черт: А знаете ли вы поговорки про блины и масленицу?
Без блина не масляна
***
На горах покататься, в блинах поваляться
***
Не житье, а масленица
***
Масленица объедуха, деньги приберуха
***
Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить
***
Не все коту масленица, а будет и Великий Пост
***
Как на масленой неделе в потолок блины летели.
***
Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
***
Блин не клин – брюха не расколет.
***
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
***
Без блинов – не масленица.
***
Блин не сноп – на вилы не наколешь.
***
А самый хладнокровный человек любит горячие блины.
***
Блины и поцелуй счета не любят.
Черт: Ну теперь прошу вас показать смекалку, силу и дружбу вашу в играх которые вам подготовили..ха-ха
Учащиеся первых курсов проводят игры с участниками праздника.
От группы 1ЭГС: конкурс танцевальный (под включенную музыку сплясать как можно лучше);
Игра «Слон». Несколько человек становится друг за другом в таких позах: согнувшись пополам и засунув голову под мышку впередистоящего игрока. Получается неровный, но очень плотный строй — это СЛОН. Вторая команда (как правило, по численности такая же как первая) становится на расстоянии примерно 5-7 метров от «СЛОНА». Первый игрок разбегается, и опираясь на спину последнего стоящего в колонне, прыгает дальше. Его цель — приземлится и удержаться на колонне, как можно ближе к «голове» (прыгаем так же, как на уроках физкультуры через «козла»). Когда прыгнул — двигаться на слоне нельзя — куда допрыгнул, там и остаешься. Задача игроков: команде СЛОНа надо было удержаться под натиском и не «рассыпаться» под напором прыгающих. В усложненной версии — еще и пройти с седоками на спинах 5 метров. Второй команде нужно было «развалить» СЛОНа, поэтому прыжки совершались самые замысловатые и жесткие. СЛОН также мог сопротивляться натиску, «помогая» сидящим потерять равновесие и свалиться.
Игра «Три ноги». (шарфы: 2шт) Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на «трёх ногах» добегает до поворотной отметки и возвращается на линию старта.
Игра «Горелки». Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Игры от группы 1ЭМ и 1С.
Игра «Кондалы». Правила игры: участники делятся на 2 группы , берутся за руки и образуют две цепочки, стоящие друг на против друга на расстоянии не менее 5 метров. Первая цепочка кричит " Кондалы закованы! Раскуйте нас". Вторая в ответ "Кем из нас?" та цепочка, которой адресован вопрос выбирает одного человека , который будет разбивать их "цепь". Когда претендент выбран, он разбегается и пытается "разорвать" собой руки держащихся. Если ему это удается, то с собой он забирает одного человека в свою команду, если же нет, то он сам остается в команде соперников.
Скоморох:
- Ну, что, Чёрт, мы сделали все что ты нам говорил по условию, отдавай нам Масленицу,
Ведь такой обычай есть:
Надо Масленицу сжечь,
Чтоб Весна - красна,
Все тепло того костра
Всей душою ощутила
К нам на праздник поспешила!
Мы с ребятами пойдём её сожжём, чтоб Весна к нам поскорее пожаловала.
Чёрт:
- Да, не ожидал я, что вы справитесь так быстро, придётся вам отдать, раз обещал.
Чёрт выносит чучело, Масленицы.
Чучело сжигают.
Скоморох:
- Ну, что, ж, Чёрт, раз ты нам хотел испортить нам праздник, теперь выполни наше задание:
Прикажи нести блины,
Что румяны, масляны!
Ты, видать, обряд забыл!
На Руси законом было:
Щедро зиму провожать
Всех блинами угощать!
Черт и скоморох: Ребята спасибо, вы большие молодцы!
Чёрт и Скоморох приносят блины. Учащиеся групп идут на чаепитие!!!