СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Драккары викингов. Шедевр раннесредневекового кораблестроения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Драккары викингов. Шедевр раннесредневекового кораблестроения»

Драккары викингов. Шедевр раннесредневекового кораблестроения

Драккары викингов. Шедевр раннесредневекового кораблестроения

С древнескандинавского языка «драккар», дословно, переводится как  «корабль-дракон»  (от древнескандинавских  Drage  — «дракон» и  Kar  — «корабль»). Драккары — это, прежде всего, парусно-гребные беспалубные судна, имеющие достаточно длинную и узкую форму с высоко поднятой передней частью ( форштевень ). На носу корабля, как раз-таки, и располагался дракон, символизировавший военный характер похода викингов. Нос корабля викингов с погребального корабля, найденного в Осеберге
  • С древнескандинавского языка «драккар», дословно, переводится как  «корабль-дракон»  (от древнескандинавских  Drage  — «дракон» и  Kar  — «корабль»). Драккары — это, прежде всего, парусно-гребные беспалубные судна, имеющие достаточно длинную и узкую форму с высоко поднятой передней частью ( форштевень ). На носу корабля, как раз-таки, и располагался дракон, символизировавший военный характер похода викингов.

Нос корабля викингов с погребального корабля, найденного в Осеберге

Драккар на Гобелене из Байё. 1080-е гг Но не думайте, что на всех кораблях располагалась голова этого мифического существа. В первую очередь, богато украшенный нос корабля с изображением различных существ (не только драконов, кстати), символизировал  высокий социальный и имущественный статус  его владельца. 

Драккар на Гобелене из Байё. 1080-е гг

  • Но не думайте, что на всех кораблях располагалась голова этого мифического существа. В первую очередь, богато украшенный нос корабля с изображением различных существ (не только драконов, кстати), символизировал  высокий социальный и имущественный статус  его владельца. 
Уникальность и эффективность  драккаров  достигалась благодаря трем основным характеристикам:  легкости, прочности  и  упругости  древесины, из которой делалось судно. Таким образом, дальнейшая долговечность корабля достигались специально подобранной древесиной, а также опытом поколений мастеров-плотников, которых на побережье Скандинавии было немало. Свилеватость древесины (неупорядоченное расположение волокон)
  • Уникальность и эффективность  драккаров  достигалась благодаря трем основным характеристикам:  легкости, прочности  и  упругости  древесины, из которой делалось судно. Таким образом, дальнейшая долговечность корабля достигались специально подобранной древесиной, а также опытом поколений мастеров-плотников, которых на побережье Скандинавии было немало.

Свилеватость древесины (неупорядоченное расположение волокон)

Если древесина была  свилеватая  (с естественным изгибом), то она шла, в основном, на изготовление  шпангоутов  (поперечное ребро корпуса судна) и  киля . Главным аргументом здесь является непрочность свилеватого ствола при дальнейшем сгибании, что крайне нежелательно для обработки, скажем,  бортовых досок . Их делали уже из  радиально отрубленных (вдоль волокон) стволов дерева с более упорядоченным строением волокон у сердцевины, которые потом доводились до ума при помощи старого доброго топора.
  • Если древесина была  свилеватая  (с естественным изгибом), то она шла, в основном, на изготовление  шпангоутов  (поперечное ребро корпуса судна) и  киля . Главным аргументом здесь является непрочность свилеватого ствола при дальнейшем сгибании, что крайне нежелательно для обработки, скажем,  бортовых досок . Их делали уже из  радиально отрубленных (вдоль волокон) стволов дерева с более упорядоченным строением волокон у сердцевины, которые потом доводились до ума при помощи старого доброго топора.
Для жителей Скандинавии это были  сосны ,  ясень  и, чаще всего,  дубы . Нужны были деревья средней плотности, к которым и относились вышеперечисленные. На один средний по размерам драккар могло уйти, приблизительно,  200 стволов  сосны или дуба. Весла и др. дополнительные приспособления для драккара могли изготовлять из  ели , которая также была распространена по всему полуострову.
  • Для жителей Скандинавии это были  сосныясень  и, чаще всего,  дубы . Нужны были деревья средней плотности, к которым и относились вышеперечисленные. На один средний по размерам драккар могло уйти, приблизительно,  200 стволов  сосны или дуба. Весла и др. дополнительные приспособления для драккара могли изготовлять из  ели , которая также была распространена по всему полуострову.
Паруса  для драккаров изготовляли из шерсти  горных овец или баранов , поскольку данный материал был достаточно прочным и, благодаря естественной  животной жировой прослойке  на шерсти, служил отличным водоотталкивающим материалом, что было самым важным для длительных морских походов.
  • Паруса  для драккаров изготовляли из шерсти  горных овец или баранов , поскольку данный материал был достаточно прочным и, благодаря естественной  животной жировой прослойке  на шерсти, служил отличным водоотталкивающим материалом, что было самым важным для длительных морских походов.
О внешнем виде драккаров мы можем судить только по данным  археологии ,  изображениям на рунных камнях  и  гобеленах , поскольку никаких инструкций по созданию кораблей викингов до наших дней не сохранилось.
  • О внешнем виде драккаров мы можем судить только по данным  археологииизображениям на рунных камнях  и  гобеленах , поскольку никаких инструкций по созданию кораблей викингов до наших дней не сохранилось.
Но это не значит, что на современном этапе исследований мы абсолютно ничего не знаем о технологии строительства и основных составных элементах драккаров, поскольку научная база по этой теме стремительно пополняется как находками, так и монографиями. Размеры кораблей викингов очень сильно варьируются. Как правило, их длина обычно была  от 10 до 30 метров . Военные драккары, за исключением погребальных, королевских и торговых кораблей, были не слишком длинными с целью сохранения скорости и маневренности, что было особенно важно во время морских налетов и грабежей. А вот  «кнорры»  (торговые суда викингов) были более короткими и широкими, что помогало вмещать в них больше груза (даже лошадей и быков, не говоря уже о переселенцах, которые целенаправленно уплывали в дальние края), а также более устойчивыми во время шторма, но в разы медленнее и непригодные для мелководья.
  • Но это не значит, что на современном этапе исследований мы абсолютно ничего не знаем о технологии строительства и основных составных элементах драккаров, поскольку научная база по этой теме стремительно пополняется как находками, так и монографиями. Размеры кораблей викингов очень сильно варьируются. Как правило, их длина обычно была  от 10 до 30 метров . Военные драккары, за исключением погребальных, королевских и торговых кораблей, были не слишком длинными с целью сохранения скорости и маневренности, что было особенно важно во время морских налетов и грабежей. А вот  «кнорры»  (торговые суда викингов) были более короткими и широкими, что помогало вмещать в них больше груза (даже лошадей и быков, не говоря уже о переселенцах, которые целенаправленно уплывали в дальние края), а также более устойчивыми во время шторма, но в разы медленнее и непригодные для мелководья.
  • Драккары были очень эффективными по разным причинам, главные из которых следующие:
  • Универсальность.  Военные драккары викингов могли легко пересекать как моря, так и мелководные реки (это обеспечивалось благодаря особому килю, смотрите ниже). Думаю, все смотрели сериал «Викинги» и понимают, что для наших северных друзей не было особой проблемой перетащить корабль и плыть себе дальше куда хочется…
  • Низкий борт  драккаров позволял викингам проплывать даже под мостами. Более того, благодаря такому строительному решению, драккар было сложно различить на воде, особенно в сумерках и уж тем более ночью. Даже мачта длинной приблизительно в 10 метров, в случае необходимости, могла быть оперативно снята и сложена вдоль борта корабля для большей эффективности во время плаваний по мелким рекам.
  • Быстроходность.  Классический драккар викингов мог развить скорость в 12 узлов. И это в условиях того, что время морских походов викингов не было рассветом парусных судов. Обеспечивалась скорость, конечно же, благодаря гребцам: на кораблях викингов могло разместиться от 15 до 30 весельных пар. Только в сер. XI в., во время заката эпохи викингов, скандинавы начнут строить суда почти исключительно для плаваний под парусом.
  • Крепкий киль.  За основу для своих ранних кораблей, скандинавы, вероятнее всего, взяли кельтские и римские весельные суда. Недостатком их было то, что они очень часто опрокидывались, и были медленными. Вдоль берега еще можно было плавать, но в открытое море выйти было нельзя. Приблизительно в VIII веке нашей эры викинги или сами додумались, или переняли у кого-то устанавливать на своих судах киль. Киль придавал судну большую устойчивость и мореходность, к нему можно было крепить мачту. На мачту ставился парус, освобождающий гребцов от постоянной гребли. Это значит, что корабли викингов могли теперь преодолевать большее расстояние. Киль также давал возможность вытащить драккар на берег и перемещать его волоком по суше, или, укрепив его, построить дом.
  • Маневренность.  Благодаря мощному рулевому веслу, к которому обычно крепился поперечный румпель, драккаром было легко управлять на поворотах: вспомните фьорды и скалы, которыми богат Скандинавский полуостров. Помимо этого, благодаря ряду весел по бокам, корабль без труда мог управляться даже при полном штиле, не говоря уже о легких разворотах с целью избежать столкновений.
  • Вместительность.  Не смотря на кажущуюся тесноту корабля, в самых больших драккарах могли расположиться до 150 воинов и гребцов. Конструкция корабля позволяла сохранить много места, располагая вещи моряков под сидения гребцов, а также самой длины корабля. Однако, среднее количество викингов в одном драккаре обычно не доходило до 50 человек.
Наиболее интересные находки археологов   Поскольку в одну статью невозможно уместить весь материал об остатках драккаров, найденные на сегодняшний момент, мы хотим завершить статью описанием наиболее важных, на наш взгляд, для науки «кладов» скандинавских судов, которые радуют нас в современных музеях Норвегии, Дании, Швеции и др. стран.

Наиболее интересные находки археологов

  • Поскольку в одну статью невозможно уместить весь материал об остатках драккаров, найденные на сегодняшний момент, мы хотим завершить статью описанием наиболее важных, на наш взгляд, для науки «кладов» скандинавских судов, которые радуют нас в современных музеях Норвегии, Дании, Швеции и др. стран.
Стоит отметить, что науке известно и о  «протодраккарах»  еще по работам римского историка-географа  Тацита , который описывал германские племена  «свионов» , у которых был свирепый нрав и сильный флот, на котором они любили разбойничать на Балтике. Так или иначе, археология знает  «Хьортспрингская ладью» , построенную еще в до-римском железном веке  (400-300 гг. до н.э.) . Судно могло использоваться как кельтами, так и древними германцами. Корпус и др. остатки судна были найдены и раскопаны в  1921–1922 гг.  в болоте горячего источника на  острове Альс  в Дании. На данный момент, это древнейшее судно «до-драккаровского» периода, найденное на  Севере Европы  (Лодка - самая старая находка деревянного дощатого корабля в Скандинавии).
  • Стоит отметить, что науке известно и о  «протодраккарах»  еще по работам римского историка-географа  Тацита , который описывал германские племена  «свионов» , у которых был свирепый нрав и сильный флот, на котором они любили разбойничать на Балтике. Так или иначе, археология знает  «Хьортспрингская ладью» , построенную еще в до-римском железном веке  (400-300 гг. до н.э.) . Судно могло использоваться как кельтами, так и древними германцами. Корпус и др. остатки судна были найдены и раскопаны в  1921–1922 гг.  в болоте горячего источника на  острове Альс  в Дании. На данный момент, это древнейшее судно «до-драккаровского» периода, найденное на  Севере Европы  (Лодка - самая старая находка деревянного дощатого корабля в Скандинавии).
В 1863 г. в озере  Нидам  у деревни Эстерсоттруп археологами был найден корабль IV века н.э.  Нидамский корабль  можно с уверенность назвать «прото-средневековым» судном скандинавов: конструкция уже гораздо больше стала напоминать драккары, поскольку все доски борта были закреплены внахлест гвоздями. Нидам, на юге нынешней Дании, был одним из мест для жертвоприношений у древних германцев. После двух или более локальных сражений где-то между  200-450 г. н.э. , по мнению исследователей, оружие и лодки побежденных врагов были потоплены в озере в качестве жертвоприношения. Озеро постепенно превратилось в торфяник.
  • В 1863 г. в озере  Нидам  у деревни Эстерсоттруп археологами был найден корабль IV века н.э.  Нидамский корабль  можно с уверенность назвать «прото-средневековым» судном скандинавов: конструкция уже гораздо больше стала напоминать драккары, поскольку все доски борта были закреплены внахлест гвоздями. Нидам, на юге нынешней Дании, был одним из мест для жертвоприношений у древних германцев. После двух или более локальных сражений где-то между  200-450 г. н.э. , по мнению исследователей, оружие и лодки побежденных врагов были потоплены в озере в качестве жертвоприношения. Озеро постепенно превратилось в торфяник.
Все началось в 1956 г., когда 2 аквалангиста, пытаясь проверить мнение ученых о том, что в 20 км от датского города  Роскилле , могут находится остатки судов XIV-XV вв., решили отправится туда и проверить догадки историков. Однако находки, найденные аквалангистами на дне подтвердили то, что они старее тех, которые планировалось там найти, лет на 300. После данной сенсационной новости, была организована специальная археологическая группа, которая 4 месяца вычищала участок в центре моря размером в  2 квадратных километра , который был огорожен и осушен с помощью инженерных приспособлений. Копаясь в иле, были найдены прекрасно сохранившиеся суда. Датские археологи подарили миру остатки не одного, не двух, а целых пяти драккаров викингов.
  • Все началось в 1956 г., когда 2 аквалангиста, пытаясь проверить мнение ученых о том, что в 20 км от датского города  Роскилле , могут находится остатки судов XIV-XV вв., решили отправится туда и проверить догадки историков. Однако находки, найденные аквалангистами на дне подтвердили то, что они старее тех, которые планировалось там найти, лет на 300. После данной сенсационной новости, была организована специальная археологическая группа, которая 4 месяца вычищала участок в центре моря размером в  2 квадратных километра , который был огорожен и осушен с помощью инженерных приспособлений. Копаясь в иле, были найдены прекрасно сохранившиеся суда. Датские археологи подарили миру остатки не одного, не двух, а целых пяти драккаров викингов.
Осебергский дубовый корабль викингов  является культовым погребальным кораблем викингов и одним из главных «артефактов» норвежского музея в Осло. Ладья была обнаружена в 1904 году близ  Тёнсберга  в норвежской провинции  Вестфолл , за 20 с лишним лет до находки гробницы Тутанхамона! Вместе с кораблем были найдены роскошные погребальные ценности, которые находились в деревянном шатре в центре корабля. Длина ладьи больше 21 метра, а ширина достигает чуть более 5 м. По дендрохронологическим исследованиям, корабль был спущен на воду  в начале IX в . 
  • Осебергский дубовый корабль викингов  является культовым погребальным кораблем викингов и одним из главных «артефактов» норвежского музея в Осло. Ладья была обнаружена в 1904 году близ  Тёнсберга  в норвежской провинции  Вестфолл , за 20 с лишним лет до находки гробницы Тутанхамона! Вместе с кораблем были найдены роскошные погребальные ценности, которые находились в деревянном шатре в центре корабля. Длина ладьи больше 21 метра, а ширина достигает чуть более 5 м. По дендрохронологическим исследованиям, корабль был спущен на воду  в начале IX в