Урок 37.
ТЕМА: Массовая доля вещества в растворе
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе».
Задачи
Образовательные: формировать универсальное расчетное понятие «массовая доля» в теме «Растворы» , применяя межпредметные связи химии и математики; совершенствовать навыки решения расчётных задач по химии; выяснить для чего нужны знания о массовой доле в повседневной жизни человека.
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: формировать умение участвовать в коллективном обсуждении.
Планируемые результаты изучения темы (требования к уровню подготовки)
Личностные:
-уметь управлять своей познавательной деятельностью;
-определять ценность, полученных знаний о массовой доле.
Метапредметные:
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке;
-уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
Познавательные:
- проводить : анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Коммуникативные:
-уметь слушать и уметь общаться, взаимодействовать с людьми, вступать в диалог., участвовать в коллективном обсуждении.
Предметные УУД:
-знать базовое понятие « массовая доля»;
- решать расчётные задачи на вычисление массовой доли растворённого вещества.
Оборудование:
- растворы для демонстрации: по 100мл СuSO4 разной концентрации;
- разной массы с одинаковой концентрации;
- разной массы и разной концентрации;
Базовые понятия и термины: растворы, растворитель, растворенное вещество, массовая доля.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент. |
Мотивация обучения |
Повторение изученного материала по математике | Пример: Деление торта на части. - Что такое доля? - Чем она может быть выражена - Какое понятие тоже даёт нам представление о части от числа? - Что такое процент? - Как найти число, если известно сколько % оно составляет от целого? |
Демонстрация. | На столе два стакана с растворами соли медного купороса. - Чем отличаются эти растворы? - Почему окраска растворов различна? - Что здесь целое? - Из чего он состоит? -Что является частью? ( растворённое вещество) - Если есть часть и целое, что мы можем определить? - Долю чего? ( растворённого вещества в растворе). - Долю какую? Таким образом мы перешли к изучению новой темы. |
Запись темы урока. Постановка цели урока | Массовая доля вещества в растворе |
Изучение нового материала. Роль растворов в природе и жизни человека |
Формулировка понятия массовая доля | Массовая доля или концентрация является важной характеристикой раствора. Иногда говорят процентное содержание вещества в растворе. Сформулируйте понятие массовая доля растворённого вещества и запишите формулу для её определения. |
Понятие массовая доля растворённого вещества | Стр. 114. Запись формулы в тетради. |
Решение задачи | Задача №1. а) Рассчитайте массовую долю медного купороса в растворе, если масса раствора равна 300 г, где содержится 2 г. соли. Повторение о концентрации растворов. |
Работа с учебником | Стр. 114. Демонстрация схемы рисунков на доске |
Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. |
Тест стр.117 | Тестирование. Самостоятельная работа. |
6. Итог урока |
Значение концентрации растворов в природе и жизни человека. | Ребята мы с вами учились решать расчётные задачи на вычисление массовой доли. Что показывает массовая доля растворённого вещества в растворе? Для чего необходимы знания о массовой доле растворённого вещества? Пригодятся ли знания о массовой доле в жизни? |
7.Рефлексия | - Что вызвало затруднение на уроке? - Какие трудности возникли? |
Приложение
Роль растворов:
а)в природе
1) 97 % поверхности земного шара занимают океаны и моря,
3% - озера, реки, подземные воды.
2) Тело медузы состоит на 99.9% из воды.
б) в медицине
1) Для дезинфекции ран используется 5%-ный раствор марганцовки
2)В домашней аптечке всегда есть 3%-ный раствор «зеленки».
В) в быту
1) для засолки огурцов необходим 9% раствор соли
2) для засолки грибов необходим 12% раствор соли
3) для приготовления компота на зиму необходимо сварить 30% сахарный сироп
Роль растворов:
а)в природе
1) 97 % поверхности земного шара занимают океаны и моря,
3% - озера, реки, подземные воды.
2) Тело медузы состоит на 99.9% из воды.
б) в медицине
1) Для дезинфекции ран используется 5%-ный раствор марганцовки
2)В домашней аптечке всегда есть 3%-ный раствор «зеленки».
В) в быту
1) для засолки огурцов необходим 9% раствор соли
2) для засолки грибов необходим 12% раствор соли
3) для приготовления компота на зиму необходимо сварить 30% сахарный сироп
Роль растворов:
а)в природе
1) 97 % поверхности земного шара занимают океаны и моря,
3% - озера, реки, подземные воды.
2) Тело медузы состоит на 99.9% из воды.
б) в медицине
1) Для дезинфекции ран используется 5%-ный раствор марганцовки
2)В домашней аптечке всегда есть 3%-ный раствор «зеленки».
В) в быту
1) для засолки огурцов необходим 9% раствор соли
2) для засолки грибов необходим 12% раствор соли
3) для приготовления компота на зиму необходимо сварить 30% сахарный сироп