2 этап урока. 2.1 Постановка учебной цели. Планирование. 2.2. Вступительное слово учителя. К изучению романа «Мастер и Маргарита» нельзя подходить традиционно. Очень сложно определить жанр произведения. Его можно назвать и бытовым, и фантастическим, и философским, и любовным. И, конечно, сатирическим. Наша задача – доказать, что в романе прослеживаются и сатирические мотивы. 3 этап урока. Повторение. Опрос по терминам из литературоведеского словаря. ( на доске). 4 этап урока. Изучение нового материала. 4.1 Историческая справка о Москве 30 – х годов, об отношении к Булгакову. Учащийся: Писательский талант Булгакова не вписывался в литературу социалистического реализма. Он оставался самим собой, как Замятин, Цветаева, Ахматова, Платонов. За организацию вечера чеховского юмора и пушкинского вечера Булгаков был обвинен в попытках «развратить» публику.И оказался в итоге на грани голодной смерти. Официально признанные писатели, входящие в РАПП ( Российскую ассоциацию пролетарских писателей), холодно приняли его сатирические повести : «Дьяволиада», «Роковые яйца». 4.2 Проблемный вопрос: Так кем же представлена писательская среда Москвы 30-х годов? 4.3 Анализ лексический( работа в 3 группах). Задание»№1 (исследование) 1.Объясните значение фамилий писателей Москвы ( Подложная, Двубратский, Глухарев, Жуколов, Денискин). 2. Как вы понимаете художественный прием –«говорящая фамилия»? Задание №2 (исследование) 1. Объясните значение фамилий писателей Москвы ( Чердакчи, Павианов, Богохульский, Шпичкин, Рюхин, Бездомный. 2. Как вы понимаете художественный прием _ «говорящая фамилия»? Задание № 3 (исследование) Расскажите о том, какими были цели у писателей Москвы, их идеалы? ( мечта о даче, льготах, гонорарах). Сделайте вывод – какие приемы комического использует Булгаков для разоблачения так называемых «писателей» Москвы 30-х годов. 4.4 Анализ художественного текста. (Часть 1, глава 12. «Черная магия и разоблачение»). 1. Выразительное чтение по ролям. 2. Проблемный вопрос – Как высмеивает Булгаков пороки людей? Как он использует ? 3. Коллективная работа над выводом по главе 12 ( запись в тетрадь). Булгаков высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все то, что нравственно оскудело, утратило высший идеал. Сцена в варьете – «сеанс черной магии»- пример использования гротеска – изображения в фантастическом, уродливо – комическом виде. | Вступительное слово учителя Работа со словарем Выступление ученика с с сообщением. Исторический комментарий. Анализ художественного текста в ( (работа в группах) План исследования. 1. Определение темы исследования. 2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) 3. Выдвижение гипотезы. (сделай своё предположение о том, какой будет результат и почему? (Если…. . , то…. . ) 4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?(записать план своих действий. Выступление представителя от каждой группы с выводом. Формулирование общего вывода и запись в тетради о сатирическом приеме «говорящей фамилии». Выразительное чтение текста Активизация сотворчества читателя Работа с информацией: чтение текста, обдумывание и получение фактов. Коллективное формулирование выводов по анализируемому эпизоду |
5 этап урока. Итоги урока. Оценки. Рефлексия. 5.1 Слово учителя. Сатирически изображая вечные человеческие пороки, М.Булгаков надеется на их исправление, совершенствование человека. Бытовые и мифологические сцены романа говорят о том, что духовное и бездуховное всегда боролись в человеке. Неслучайно высказывание Воланда об этом стало крылатым в романе: «Они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны…Ну, что ж…и милосердие иногда стучится в их сердца». Автор показывает, что совершенствование человека кроется, прежде всего, в его нравственном начале. Своеобразие сатиры М.Булгакова проявляется в том, что она носит не узко временной, фрагментарный характер, но, напротив, выражает широкий, общечеловеческий взгляд на человека. М.Булгаков не ставит сатиру в основу своего романа. Она тесно переплетается с нравственными, философскими проблемами, всегда стоявшими перед человеком. 5.2 Рефлексия. - Какие человеческие пороки , на твой взгляд, высмеивает автор? - Можно ли эту проблему назвать актуальной ? - После прочтения романа смог ли ты объективно оценить свои недостатки? 6 этап урока. Домашнее задание. Индивидуальное задание : подготовить сообщение по теме « Жизненный и творческий путь Максима Горького». Задание для всех : Письменный ответ на вопрос «Как ты понимаешь цитату из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» : «Обыкновенные люди…квартирный вопрос только испортил их»? |