МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»
Районный семинар классных руководителей
«Организационно-педагогическая работа школы
в целях улучшения профессиональных
компетенций классного руководителя»
мастер – класс
«АКТИВНЫЕ ФОРМЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»
Эльгайтарова Ф.А.,
учитель русского языка
и литературы
26 ноябрь, 2019
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ЦЕЛЬ: наглядная демонстрация приемов организации деятельности классного руководителя в рамках реализации программы «Воспитания и социализации обучающихся», позволяющих формировать умение детей адаптироваться в современном мире, способности найти свое место в нем, самостоятельно принимать решение, выражать свое мнение, творчески мыслить.
План мастер-класса
1 . Теоретическая часть
2. Демонстрация активных форм организации воспитательного процесса
2.1 проект
3. Итог
4. Рефлексия
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, участники мастер-класса! Тема моего мастер-класса «Активные формы воспитательной работы с детьми».
1. В последние годы в практике школьных педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности школьников.
А что же такое форма организации деятельности?
Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения учеников в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.
Количество форм колеблется от 1200 до 4000 – (по данным С.А. Шмакова и В.А. Караковского)
Мы с вами рассмотрим классификацию форм воспитательной работы по Н.Е. Щурковой:
простые (собрания, митинги, информации, беседы, диспуты, дебаты и т.д.), в ходе которых используются словесные методы и виды общения
кратковременные и длительные;
традиционные (вошедшие в практику школы);
творческие (нетрадиционные, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной жизнедеятельности);
спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные, спланированные.
Классный руководитель выбирает сам формы работы с обучающимися.
2. В своей работе я применяю следующую структуру внеклассного мероприятия: приветствие, разминка, основная часть, рефлексия. И на своем мастер-классе я хочу показать некоторые активные формы организации воспитательного процесса с детьми.
1) Но так как мы с вами не знакомы, первым этапом нашей работы будет знакомство-игра по методике Н.П. Нечаевой.
Я предлагаю Вам представиться по имени и назвать самое яркое прилагательное (по первой букве имени), точнее всего вас характеризующее. Меня зовут Фатима. Я фантастичная. А Вас как зовут?
Все это позволяет сплотить участников группы, создать атмосферу взаимодоверия и взаимопонимания. Это актуально на первом этапе знакомства с новым классным руководителем при переходе в среднее звено или когда приходит новый ученик в класс.
2) Для формирования бесконфликтного общения, позитивного настроя по отношению к другим людям и самим себе я начинаю свое занятие с приветствия.
Одной из форм приветствия может служить игра «Приветствия иностранцев».
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» трутся носами, «африканцы» здороваются с помощью вежливого поклона, дополняя его хлопаньем в ладоши.
Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией.
- Какие чувства вызвало у Вас это приветствие?
3) Следующий этап занятия – разминка. Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку.
Напоминаю, на разминке вы можете отвечать с юмором, не всегда серьёзно. (Отвечать на разминке должен каждый (рондо). Сегодня ещё одно условие: нельзя говорить “не знаю”.
Вопросы:
Какое у вас сейчас настроение?
Какое настроение у вашего друга?
О чём вы обычно говорите с друзьями?
С какими людьми предпочитаете иметь дело?
Обсуждаете ли со своими друзьями нравственные качества и поступки других людей?
Какие качества характера вы больше всего цените в людях?
Вывод: разминка настраивает участников на позитивную игровую деятельность, позволяет устанавливать контакт и активизировать членов группы.
Основная часть.
2.1. На мой взгляд, не менее интересной формой для развития творческих способностей учащихся, привития интереса к чтению периодики и для формирования общей культуры является составление информационного стенда.
Газета может быть посвящена любому событию, которое актуально в данное время: это могут быть всеобщие праздники, а также события, касающиеся своего города, аула, района, края…
Например, в нашем небольшом ауле в проекте обустройство детской спортивной площадки. Поэтому я предложила своим ребятам оформить стенгазету, отражающую спортивную тему. Дети откликнулись с удовольствием и выпустили такую газету.
Итак, делимся на 2 команды. Оформляем газету. Одна группа придумает название и оформление газеты, другая подбирает информацию.
Содержание: под руководством ведущего все учащиеся поочередно демонстрируют приготовленные фотографии из газет и доказательно комментируют их, после чего прикрепляют в соответствующий раздел на доску (стенд).
Для этого мероприятия дети заранее находят подходящую информацию и аргументируют, почему она актуальна, доказывают свою точку зрения. Смонтированный обзор событий остается на 3—4 дня для всеобщего обозрения.
Вывод: этот прием направлен на развитие познавательных процессов и формирование социальных навыков, повышает коммуникативность учащихся, укрепляет чувство собственного достоинства.
Вывесили газету.
3.И в качестве завершения:
Используя те или иные организационные формы, следует помнить о главном — у детей при участии в них должно быть состояние счастья переживаемого момента жизни, а не обязательного школьного «мероприятия». Дети все понимают и оценивают.
И в завершение нашего занятия проведем рефлексию, которая предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии.
4.Рефлексия
Закончить нашу работу я хотела бы, используя метод «Незаконченные предложения »
«Я буду использовать в своей работе предложенные приемы активизации познавательной деятельности, потому что…»
« Использование данных приемов позволило мне…»
«Для меня было новым…»
Напишите каждый по одному прилагательному, характеризующему занятие.
Активные формы работы (интересные, увлекательные, актуальные)
4