Мастер-класс
- Уважаемые коллеги, поднимите правую руку, пожмите плечами, выпрямите спину. Скажите, вы без труда это сделали?
- А теперь выполните следующую мою просьбу: «Сожмите кровеносные сосуды, замедлите сердцебиение, выделите в кровь адреналин». Вы смогли это сделать?
- Есть средство, которое помогает выполнить не только эти команды, но и испытать катарсис, т.е. эмоциональное потрясение и внутреннее очищение, позволяющее личности подняться на более высокую ступень развития. Как вы думаете, какие средства педагогики могут вызвать сильные чувства у наших учеников.
- Для меня таким средством является технология «театральная педагогика», элементы которой я применяю на уроках литературы. Эмоция – вот то, что способно породить переживание, в результате чего появляется позиция. Именно эмоция рождает на свет человека самодостаточного. Сегодня мне бы хотелось продемонстрировать упражнение, которое действенно влияют на эмоциональную сферу человека, помогает прочувствованно воспринимать художественные произведения.
Приглашаю вас быть моими помощниками.
Обратимся мы сегодня к некоторым приёмам системы Станиславского.
Для реализации данной технологии можно использовать следующий приём, который называется «Шарики Станиславского»
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам выбрать шарик того цвета, который вам более импонирует.
КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЁНЫЙ
Прошу вас сесть за стол, где и находится шарик выбранного вами цвета. (Участники получают распечатанные шарики, на оборотной стороне которых приклеена театральная маска без эмоции).
Таким образом у нас получилось три группы. Каждая группа имеет своё название. Внимание на экран. Это…
Итак, сегодня мы с вами работаем по системе Станиславского.
Приём «присвоение текста». Данный приём позволяет подготовить обучающихся к прочувствованному, осознанному исполнению произведения и как результат – его «присвоению».
Этапы приема «присвоения текста» вы видите на экране», они таковы:
знакомство с текстом произведения,
работа над интонацией (логическим ударением),
работа над мизансценой (мимика, поза во время прочтения произведения),
подбор музыкального и визуального сопровождения,
исполнение.
Каждая из групп познакомится с текстом самостоятельно, соответственно, каждая группа, в зависимости от того какого название она получила, будет выполнять своё задание. А вот завершением работы послужит исполине произведения с учетом рекомендаций всех групп (интонация, мизансцена, музыкальное и визуальное сопровождение).
Для анализа предлагаю стихотворение Александра Трифоновича Твардовского
«Я знаю, никакой моей вины…»
Работа групп – 3 минуты.
Обсуждение. Заполнение таблицы.
Стихотворение А.Т.Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…» | Рекомендации. Мизансценирование |
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В то, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, - Речь не о том, но все же, все же, все же… | |
Исполнение стихотворения желающим.
Уважаемые коллеги, в подобные моменты человек испытывает катарсис, он взаимодействует с автором, героями, историей. Происходит переоценка многого, и, возможно, сейчас лучше помолчать и подумать. У обучающихся личностный рост проявится не сразу, через время. Главное, что сейчас ребенок все понял, а понять – значит, почувствовать
Рефлексия. Сегодня нам помог прочувствовать поэтический текст приём Станиславского – «присвоение текста». Уважаемые коллеги, я прошу обратить ваше внимание на шарики, которые вы взяли. Переверните их. Вы видите театральную маску, но у маски нет эмоции, я предлагаю вам выразить своё отношение к данной системе по работе с художественным произведением. Если данная система действительно помогает учителю на уроке литературы, то ваша маска достойна улыбки, если же у вас противоположное мнение, то вы вправе выразить отрицательную эмоцию.