Мастер-класс
«Читающее кафе»
Здравствуйте, друзья! Меня зовут Заботнова Екатерина Юрьевна. Я учитель начальных классов. Как вы могли проследить по ходу всех конкурсных этапов, больший акцент в моих выступлениях был сделан на чтение и творчество. Поэтому и мастер- класс не станет исключением.
Название моего мастер-класса звучит так: «Читающее кафе». Как известно, для того чтобы чувствовать себя превосходно, человеку нужно хорошо, правильно и вкусно питаться. Я уверена, что наш мозг нуждается в том же самом: то есть, его жизненно необходимо «кормить», подпитывать. Новой информацией, интересными книгами. И совсем не важно, будет ли чтение связано с работой или же это будет просто чтение для удовольствия, для того, чтобы отвлечься от проблем и суеты…
Ну что же, начнём. Давайте представим, что вы пришли в кафе. И я вас сейчас буду угощать. Чем? Ни за что не догадаетесь. Вопросами. Дорогие гости, я предлагаю вам послушать стихотворение, которое приготовил для вас один из моих учеников.
Уважаемые гости, разрешите мне сегодня побыть немного вашим официантом. (раздаются тексты) Итак, я предлагаю вам поподробнее познакомиться с текстами, которые вы получили. Познакомьтесь с ними, пожалуйста. (Читают) Все прочитали? Отлично. Вы прочитали, другими словами «попробовали» ваши блюда. Когда клиенту всё понравилось и он доволен, как правило, он может попросить дать рецепт, или поинтересоваться из каких продуктов сделано блюдо, какие специи использованы, с каким соусом подано и т.д.. Теперь, уважаемые коллеги, ваша задача будет заключаться в следующем: на основании текста, вам нужно будет придумать и записать вопросы.
Для того чтобы правильно, а главное интересно составить вопрос, нужно вспомнить некоторые правила, которые вам помогут. Прошу, всё внимание на слайд.
Так зачем же нужны вопросы?
С помощью вопроса можно получить новую информацию.
Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.
Но ведь вопросы бывают разные. И, как говорится, какой вопрос задашь – такой ответ и получишь. Поэтому, я считаю, что вопросы нужно уметь составлять грамотно и правильно, чтобы почерпнуть из них максимум полезной информации.
В этом может помочь стратегия «Море вопросов» - она позволяет классифицировать вопросы по степени сложности.
Легко убедиться, что вопросы, которые лежат на «поверхности», самые простые: Кто? Когда? Где? - формируют первую группу читательских умений.
Так называемые «подводные» вопросы: Почему? Как? Не хотели бы Вы..? Что если..? – формируют вторую группу читательских умений.
Вопросы, которые достаются из сундука на дне моря, самые сложные, так как они требуют связать текст с жизнью, опытом читателя:
- Если бы Вы были на месте…?
- Что нужно сделать, чтобы…?
- Как Вы относитесь к…?
- Есть ли связь с тем, что происходит сегодня? - формируется третья группа читательских умений.
Давайте на примере конкретного текста посмотрим, как составляются вопросы различных уровней сложности.
Что же я предлагаю вам приступить к составлению вопросов. Обратите внимание, от каждой группы нужно приготовить 3 вопроса различного уровня сложности. После того, как вы закончите, вам нужно будет задать их своим коллегам, сидящим за соседним столиком, на которые они постараются ответить. (составляют вопросы)
Дорогие гости, вы готовы? Итак, первый стол задаёт свои вопросы – гости за вторым столом внимательно слушают и отвечают. Замечательно, спасибо вам. Далее – второй стол. Прошу вас, ваши вопросы.
Готовясь к этому выступлению, я вспомнила свои студенческие годы. Преподаватели на семинарах учили нас этому искусству – правильно составлять вопросы. И часто за интересный вопрос можно было получить несколько баллов. Они говорили, что если к докладчику нет никаких вопросов, то его выступление было неинтересным, и что, не задавая вопросов, мы выражаем своё неуважение, так как докладчика попросту не слушали. К слову сказать, этому же я учу и своих учеников, совсем ещё малышей. И когда у нас проходит защита различных проектов, я стараюсь, чтобы ребята задавали как можно больше вопросов, а самые интересные, конечно, поощряются.
Что я хотела показать этим мастер-классом? Что работа с вопросами помогает развитию смыслового чтения и при этом может быть очень интересной. Главное, «вкусно» и творчески это подать!
У меня всё. Спасибо за ваше внимание, за участие в моём мастер-классе. Я надеюсь, что моё выступление было для вас интересным, и поэтому слушаю ваши вопросы.