СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Деловая игра, как средство формирования общих компетенций"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работодатель, общество и государство представили своё видение будущего специалиста в виде Федерального государственного образовательного стандарта, который предусматривает освоение общих и профессиональных компетенций в результате изучения дисциплин и профессиональных модулей.

Если с оценкой профессиональных компетенций всё понятно, то с оценкой общих компетенций возникают трудности, поскольку механизм их оценки отсутствует.

Общие компетенции призваны формировать профессиональную ответственность и социальную зрелость будущего специалиста. Оценить общие компетенции трудно, а сформировать их за короткие 2–4 года обучения ещё сложнее.

В советских учебных заведениях общие компетенции оценивались объективно, с помощью отметки за поведение или характеристики. Характеристика представляла собой официальный документ, в котором кратко описывались успехи выпускника в учёбе, его деловые и личные качества, а также достижения в трудовой деятельности.

Сегодня характеристику при приёме на работу заменили на резюме, в котором кандидат сам описывает свои достижения. Труд — это главный ресурс в рыночной экономике, который продаётся на рынке труда и рекламируется наравне с другими ресурсами. Составление резюме — это своего рода самореклама.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Деловая игра, как средство формирования общих компетенций"»

Мастер-класс  «Деловая игра  как средство формирования и оценки общих компетенций»                             Калининград Красноярск Козлова Валентина Николаевна В.Н. преподаватель социально - экономических дисциплин высшей категории

Мастер-класс «Деловая игра как средство формирования и оценки общих компетенций»    

Калининград

Красноярск

Козлова Валентина Николаевна В.Н.

преподаватель социально - экономических дисциплин высшей категории

Проблема Работодатели не ходят брать молодых специалистов

Проблема

Работодатели

не ходят брать молодых специалистов

Результат исследований центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Потребность в выпускниках Тип организации-работодателя Крупные российские Большая потребность 3% Средняя потребность Крупные иностранные Небольшие российские 17% 18% Минимальная потребность 13% 12% Небольшие иностранные 76% Государственные 26% 65% 0% 55% 0% 19% 25% 100% 44%

Результат исследований центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

Потребность в выпускниках

Тип организации-работодателя

Крупные российские

Большая потребность

3%

Средняя потребность

Крупные иностранные

Небольшие российские

17%

18%

Минимальная потребность

13%

12%

Небольшие иностранные

76%

Государственные

26%

65%

0%

55%

0%

19%

25%

100%

44%

Важные личностные качества выпускников Ответствен-ность   Инициати-вность Лояльность Актив-ность Обучае-мость Трудовая зрелость Целеустрем-ленность Клиент- ориенти-рованность Работоспо-собность Желание развиваться Трудолюбие

Важные личностные качества выпускников

Ответствен-ность

Инициати-вность

Лояльность

Актив-ность

Обучае-мость

Трудовая зрелость

Целеустрем-ленность

Клиент- ориенти-рованность

Работоспо-собность

Желание развиваться

Трудолюбие

лень повышенная агрессивность конфликтность пассивность вредные привычки чрезмерная амбициозность безынициативность Нежелательные качества выпускников 5

лень

повышенная агрессивность

конфликтность

пассивность

вредные привычки

чрезмерная амбициозность

безынициативность

Нежелательные качества выпускников

5

Вакансии Росработа, hh.ru Противоречие: Работодатели молодых специалистов не берут, а свободных вакансий на рынке труда много…. 5

Вакансии Росработа, hh.ru

Противоречие:

Работодатели молодых специалистов не берут, а свободных вакансий на рынке труда много….

5

Гипотеза Молодым специалистам не хватает социальной зрелости и профессиональной ответственности для выполнения трудовых обязанностей 5

Гипотеза

Молодым специалистам не хватает социальной зрелости и профессиональной ответственности для выполнения трудовых обязанностей

5

Чувство гражданского долга Экономические специальности Технические специальности Обследовано 5 групп 101 человек Высокий Низкий Средний Критический Причины падения патриотизма у молодежи 5

Чувство гражданского долга

Экономические специальности

Технические специальности

Обследовано

5 групп

101 человек

Высокий Низкий Средний Критический

Причины падения патриотизма у молодежи

5

ФГОС ФОС Контроль ОК и ПК ? 9 9

ФГОС

ФОС

Контроль ОК и ПК

?

9

9

ВКР Учебная практика Производственная практика 10

ВКР

Учебная практика

Производственная практика

10

Цель мастер-класса Цель преподавания экономических дисциплин формирование социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов представление опыта работы по разработке и применению деловых игр для достижения образовательных и воспитательных целей и оценке общих компетенций обучающихся 11

Цель

мастер-класса

Цель

преподавания экономических дисциплин

формирование социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов

представление опыта работы по разработке и применению деловых игр

для достижения образовательных и воспитательных целей

и оценке общих компетенций обучающихся

11

11

11

Деловая игра Имитация рабочего процесса, моделирование эксперимент Упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации 13

Деловая игра

Имитация рабочего процесса, моделирование

эксперимент

Упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации

13

Мы одна команда 14

Мы одна команда

14

«Расчёт производительности труда» Тема: Практическое занятие по дисциплине «Экономика» «Книжная фабрика» ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Цель игры выявление факторов, влияющие на производительность труда 15

«Расчёт производительности труда»

Тема:

Практическое занятие по дисциплине «Экономика»

«Книжная фабрика»

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Цель игры выявление факторов, влияющие на производительность труда

15

«Рынок пшеницы» выявление механизмов, формирующих рыночную цену Цель Имитируется поведение покупателя и продавца на рынке товаров ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность получение прибыли и дохода 16

«Рынок пшеницы»

выявление механизмов, формирующих рыночную цену

Цель

Имитируется поведение покупателя и продавца на рынке товаров

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

получение прибыли и дохода

16

«Индустрия игрушек» «Экономика «Затраты, прибыль организации» «Налоги и Налогообложение» ОК 6.  Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями «Налог на прибыль организаций» 17

«Индустрия игрушек»

«Экономика

«Затраты, прибыль организации»

«Налоги и Налогообложение»

ОК 6. 

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

«Налог на прибыль организаций»

17

Выявляется лидер «Заблудившиеся в тайге» ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) берет на себя ответственность за выживание всей команды 18

Выявляется лидер

«Заблудившиеся в тайге»

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных)

берет на себя ответственность за выживание всей команды

18

«Инвестиции в будущее» вложение капитала на 17 лет в ценные бумаги ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности просчитать доходы по дивидендам учет изменений экономической ситуации в далеком будущем периоде 19

«Инвестиции в будущее»

вложение капитала на 17 лет в ценные бумаги

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

просчитать доходы по дивидендам

учет изменений экономической ситуации в далеком будущем периоде

19

Экономическая квест-игра 20

Экономическая квест-игра

20

Алгоритм моделирования деловой игры 1. Формулировка темы игры «Моделирование процедуры входного контроля и обратной связи с потребителем» ________________________________________________________________ 2. Формулировка образовательных целей воспитательных целей Изучение входного контроля на предприятии  ОК: 02, 03, 06, 07 ________________________________________________________________ Продумывание мотивации обучающихся Формулировка исходной ситуации и моделей ее разрешения Определение состава участников игры, их ролей Разработка системы стимулирования активности обучающихся Проработка сценария Описание процедуры ее проведения Подбор наглядного материала и атрибутов Продумывание размещения участников игры в аудитории Определение временных границ 20

Алгоритм моделирования деловой игры

1. Формулировка темы игры

«Моделирование процедуры входного контроля и обратной связи с потребителем»

________________________________________________________________

2. Формулировка образовательных целей воспитательных целей

Изучение входного контроля на предприятии

ОК: 02, 03, 06, 07

________________________________________________________________

  • Продумывание мотивации обучающихся
  • Формулировка исходной ситуации и моделей ее разрешения
  • Определение состава участников игры, их ролей
  • Разработка системы стимулирования активности обучающихся
  • Проработка сценария
  • Описание процедуры ее проведения
  • Подбор наглядного материала и атрибутов
  • Продумывание размещения участников игры в аудитории
  • Определение временных границ

20

Конкретизация материала для изучения и закрепления Объясняются правила игры Формируются команды -фирмы Распределяются роли в командах Ставятся задачи Задачи потребителям: Задачи производителю: 1. Закупить полуфабрикат: ПЭТ- преформы 1. Реализовать ПЭТ- преформы 2. Получить акт-рекламацию от потребителя 2. Осуществить входной контроль полуфабриката 3. Провести производственное расследование по факту выявления дефекта потребителем: 3. Заполнить документацию по итогу проведения входного контроля (Акт о несоответствии - Приложение 1) - анализ отчетов смен; 4.Оформить акт-рекламацию в адрес поставщика полуфабриката 5. Предъявить акт-рекламацию поставщику - анализ протоколов лабораторных испытаний ОТК; - разработать коррекции (заменить продукцию, допоставить, сделать отладку производства и т.д.); - дать ответ на поступившую от потребителя рекламацию (Акт по рассмотрению рекламации - Приложение 2). 20

Конкретизация материала для изучения и закрепления

Объясняются правила игры

Формируются команды -фирмы

Распределяются роли в командах

Ставятся задачи

Задачи потребителям:

Задачи производителю:

1. Закупить полуфабрикат: ПЭТ- преформы

1. Реализовать ПЭТ- преформы

2. Получить акт-рекламацию от потребителя

2. Осуществить входной контроль полуфабриката

3. Провести производственное расследование по факту выявления дефекта потребителем:

3. Заполнить документацию по итогу проведения входного контроля (Акт о несоответствии - Приложение 1)

- анализ отчетов смен;

4.Оформить акт-рекламацию в адрес поставщика полуфабриката

5. Предъявить акт-рекламацию поставщику

- анализ протоколов лабораторных испытаний ОТК;

- разработать коррекции (заменить продукцию, допоставить, сделать отладку производства и т.д.);

- дать ответ на поступившую от потребителя рекламацию (Акт по рассмотрению рекламации - Приложение 2).

20

Разработка системы стимулирования активности обучающихся Проработка сценария Фирмы потребители: Фирма производитель: Фирмы - потребители производят входной контроль, определяют дефекты с помощью визуализации и замеров. Изучают термины, правила, реквизиты, заполняют акты. Фирма - производитель рассматривает рекламации. Докладывает о причинах и принятых мерах по ликвидации дефектов. Демонстрирует фильм «Технология производства» 20

Разработка системы стимулирования активности обучающихся

Проработка сценария

Фирмы потребители:

Фирма производитель:

Фирмы - потребители производят входной контроль, определяют дефекты с помощью визуализации и замеров. Изучают термины, правила, реквизиты, заполняют акты.

Фирма - производитель рассматривает рекламации. Докладывает о причинах и принятых мерах по ликвидации дефектов.

Демонстрирует фильм «Технология производства»

20

20

20

Описание процедуры проведения Действующие лица: Команда производителей - 1 Команда потребителей – 4 Тип занятия: изучение нового материала Межпредметные связи: Основы экономики, Метрология, Право, Управление Цель: Изучение входного контроля на предприятии Оборудование:  Мультимедийное - компьютер, проектор, экран, презентация

Описание процедуры проведения

  • Действующие лица:
  • Команда производителей - 1
  • Команда потребителей – 4
  • Тип занятия: изучение нового материала
  • Межпредметные связи: Основы экономики, Метрология, Право, Управление
  • Цель: Изучение входного контроля на предприятии
  • Оборудование:
  • Мультимедийное - компьютер, проектор, экран, презентация "Качество продукции", видео фильм "Технология производства ПЭТ - Преформ"
  • Программное - Microsoft Office PowerPoint, проигрыватель Windows Media
  • Мерительное - линейки
  • Методическое

Вывески с названиями фирм 5 шт.

Задание командам - 5 шт.

Краткая характеристика с образцами продукции фирмы производителя и фирм клиентов - 5 шт,

Бланки с терминами на обратной стороне - Акт о несоответствии - 4 штуки

Акт-рекламация - 4 штуки

Акт по рассмотрению рекламации - 4 штуки

Наглядное пособие "Дефекты, возникающие при производстве ПЭТ-Преформ" - 5 штук

Классификатор дефектов ПЭТ - Преформы - 5 штук.

  • Технологическое - дефектные ПЭТ - Преформы - 4 вида.
  • Нормативно-правовое - Международный стандарт ИСО 9000-1 стандарт.
  • Правила игры - 5 штук.

20

20

Подбор наглядного материала и атрибутов 20

Подбор наглядного материала и атрибутов

20

Определение временных границ 20

Определение временных границ

20

  • Каждая фирма получает пакет с документами и распределяет роли: генеральный директор, юрист, ведущий специалист СМК, специалист СМК, начальника ОТК.
  • Преподаватель ставит цели и задачи игры, объясняет правила.
  • Фирмы готовятся к презентации своей деятельности и продукции, которые были получены в пакете с документами.
  • Генеральные директор каждой фирмы презентует свою организацию и продукцию.
  • Фирмы потребители с производственным заданием идут закупать полуфабрикаты.
  • Одновременно фирма производитель представляет к продаже несколько видов продукции, готовит накладные.
  • Закупленные фирмами - потребителями полуфабрикаты поступают в ОТК для прохождения входного контроля.
  • Преподаватель выдает пособия фирмам производителями и потребителями "Дефекты, возникающие при производстве Х - продукции", Классификатор дефектов Х - продукции.
  • Фирмы - потребители производят входной контроль, определяют дефекты с помощью визуализации и замеров. Изучают термины, правила, реквизиты, заполняют акты.
  • Начальники ОТК докладывают о результатах входного контроля. Составляют акт-рекламацию и предъявляют фирме - производителю.

11. Фирма - производитель рассматривает рекламации. Докладывает о причинах и принятых мерах по ликвидации дефектов. Демонстрируют фильм по технологии производства Х - продукции.

12. Подводятся итоги занятия и выставляются оценки. Общие компетенции оцениваются трижды по пятибалльной шкале: каждый участник ставит сам себе оценку, генеральный директор ставит своим участникам производства свою оценку и преподаватель после проверки заполненных актов и выводов - свою.

13. Рефлексия.

Критерии оценок:

- Организованность

- Коммуникабельность

- Находчивость

- Исполнительность

- Ответственность

20

Результат качества знаний 68 % 26 % 94 % 32

Результат качества знаний

68 %

26 %

94 %

32

Упражнение «Ладошка» Каждый участник обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце максимум три слова о том, что понравилось в игре. Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций 32

Упражнение «Ладошка»

Каждый участник обводит на листе бумаги контур ладони.

В центре пишет свое имя, в каждом пальце максимум три слова о том, что понравилось в игре.

Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций

32

32

32