Мастер-класс «Деловая игра как средство формирования и оценки общих компетенций»
Калининград
Красноярск
Козлова Валентина Николаевна В.Н.
преподаватель социально - экономических дисциплин высшей категории
Проблема
Работодатели
не ходят брать молодых специалистов
Результат исследований центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
Потребность в выпускниках
Тип организации-работодателя
Крупные российские
Большая потребность
3%
Средняя потребность
Крупные иностранные
Небольшие российские
17%
18%
Минимальная потребность
13%
12%
Небольшие иностранные
76%
Государственные
26%
65%
0%
55%
0%
19%
25%
100%
44%
Важные личностные качества выпускников
Ответствен-ность
Инициати-вность
Лояльность
Актив-ность
Обучае-мость
Трудовая зрелость
Целеустрем-ленность
Клиент- ориенти-рованность
Работоспо-собность
Желание развиваться
Трудолюбие
лень
повышенная агрессивность
конфликтность
пассивность
вредные привычки
чрезмерная амбициозность
безынициативность
Нежелательные качества выпускников
5
Вакансии Росработа, hh.ru
Противоречие:
Работодатели молодых специалистов не берут, а свободных вакансий на рынке труда много….
5
Гипотеза
Молодым специалистам не хватает социальной зрелости и профессиональной ответственности для выполнения трудовых обязанностей
5
Чувство гражданского долга
Экономические специальности
Технические специальности
Обследовано
5 групп
101 человек
Высокий Низкий Средний Критический
Причины падения патриотизма у молодежи
5
ФГОС
ФОС
Контроль ОК и ПК
?
9
9
ВКР
Учебная практика
Производственная практика
10
Цель
мастер-класса
Цель
преподавания экономических дисциплин
формирование социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов
представление опыта работы по разработке и применению деловых игр
для достижения образовательных и воспитательных целей
и оценке общих компетенций обучающихся
11
11
Деловая игра
Имитация рабочего процесса, моделирование
эксперимент
Упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации
13
Мы одна команда
14
«Расчёт производительности труда»
Тема:
Практическое занятие по дисциплине «Экономика»
«Книжная фабрика»
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Цель игры выявление факторов, влияющие на производительность труда
15
«Рынок пшеницы»
выявление механизмов, формирующих рыночную цену
Цель
Имитируется поведение покупателя и продавца на рынке товаров
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
получение прибыли и дохода
16
«Индустрия игрушек»
«Экономика
«Затраты, прибыль организации»
«Налоги и Налогообложение»
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
«Налог на прибыль организаций»
17
Выявляется лидер
«Заблудившиеся в тайге»
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных)
берет на себя ответственность за выживание всей команды
18
«Инвестиции в будущее»
вложение капитала на 17 лет в ценные бумаги
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
просчитать доходы по дивидендам
учет изменений экономической ситуации в далеком будущем периоде
19
Экономическая квест-игра
20
Алгоритм моделирования деловой игры
1. Формулировка темы игры
«Моделирование процедуры входного контроля и обратной связи с потребителем»
________________________________________________________________
2. Формулировка образовательных целей воспитательных целей
Изучение входного контроля на предприятии
ОК: 02, 03, 06, 07
________________________________________________________________
- Продумывание мотивации обучающихся
- Формулировка исходной ситуации и моделей ее разрешения
- Определение состава участников игры, их ролей
- Разработка системы стимулирования активности обучающихся
- Проработка сценария
- Описание процедуры ее проведения
- Подбор наглядного материала и атрибутов
- Продумывание размещения участников игры в аудитории
- Определение временных границ
20
Конкретизация материала для изучения и закрепления
Объясняются правила игры
Формируются команды -фирмы
Распределяются роли в командах
Ставятся задачи
Задачи потребителям:
Задачи производителю:
1. Закупить полуфабрикат: ПЭТ- преформы
1. Реализовать ПЭТ- преформы
2. Получить акт-рекламацию от потребителя
2. Осуществить входной контроль полуфабриката
3. Провести производственное расследование по факту выявления дефекта потребителем:
3. Заполнить документацию по итогу проведения входного контроля (Акт о несоответствии - Приложение 1)
- анализ отчетов смен;
4.Оформить акт-рекламацию в адрес поставщика полуфабриката
5. Предъявить акт-рекламацию поставщику
- анализ протоколов лабораторных испытаний ОТК;
- разработать коррекции (заменить продукцию, допоставить, сделать отладку производства и т.д.);
- дать ответ на поступившую от потребителя рекламацию (Акт по рассмотрению рекламации - Приложение 2).
20
Разработка системы стимулирования активности обучающихся
Проработка сценария
Фирмы потребители:
Фирма производитель:
Фирмы - потребители производят входной контроль, определяют дефекты с помощью визуализации и замеров. Изучают термины, правила, реквизиты, заполняют акты.
Фирма - производитель рассматривает рекламации. Докладывает о причинах и принятых мерах по ликвидации дефектов.
Демонстрирует фильм «Технология производства»
20
20
Описание процедуры проведения
- Команда производителей - 1
- Команда потребителей – 4
- Тип занятия: изучение нового материала
- Межпредметные связи: Основы экономики, Метрология, Право, Управление
- Цель: Изучение входного контроля на предприятии
- Оборудование:
- Мультимедийное - компьютер, проектор, экран, презентация "Качество продукции", видео фильм "Технология производства ПЭТ - Преформ"
- Программное - Microsoft Office PowerPoint, проигрыватель Windows Media
- Мерительное - линейки
- Методическое
Вывески с названиями фирм 5 шт.
Задание командам - 5 шт.
Краткая характеристика с образцами продукции фирмы производителя и фирм клиентов - 5 шт,
Бланки с терминами на обратной стороне - Акт о несоответствии - 4 штуки
Акт-рекламация - 4 штуки
Акт по рассмотрению рекламации - 4 штуки
Наглядное пособие "Дефекты, возникающие при производстве ПЭТ-Преформ" - 5 штук
Классификатор дефектов ПЭТ - Преформы - 5 штук.
- Технологическое - дефектные ПЭТ - Преформы - 4 вида.
- Нормативно-правовое - Международный стандарт ИСО 9000-1 стандарт.
- Правила игры - 5 штук.
20
20
Подбор наглядного материала и атрибутов
20
Определение временных границ
20
- Каждая фирма получает пакет с документами и распределяет роли: генеральный директор, юрист, ведущий специалист СМК, специалист СМК, начальника ОТК.
- Преподаватель ставит цели и задачи игры, объясняет правила.
- Фирмы готовятся к презентации своей деятельности и продукции, которые были получены в пакете с документами.
- Генеральные директор каждой фирмы презентует свою организацию и продукцию.
- Фирмы потребители с производственным заданием идут закупать полуфабрикаты.
- Одновременно фирма производитель представляет к продаже несколько видов продукции, готовит накладные.
- Закупленные фирмами - потребителями полуфабрикаты поступают в ОТК для прохождения входного контроля.
- Преподаватель выдает пособия фирмам производителями и потребителями "Дефекты, возникающие при производстве Х - продукции", Классификатор дефектов Х - продукции.
- Фирмы - потребители производят входной контроль, определяют дефекты с помощью визуализации и замеров. Изучают термины, правила, реквизиты, заполняют акты.
- Начальники ОТК докладывают о результатах входного контроля. Составляют акт-рекламацию и предъявляют фирме - производителю.
11. Фирма - производитель рассматривает рекламации. Докладывает о причинах и принятых мерах по ликвидации дефектов. Демонстрируют фильм по технологии производства Х - продукции.
12. Подводятся итоги занятия и выставляются оценки. Общие компетенции оцениваются трижды по пятибалльной шкале: каждый участник ставит сам себе оценку, генеральный директор ставит своим участникам производства свою оценку и преподаватель после проверки заполненных актов и выводов - свою.
13. Рефлексия.
Критерии оценок:
- Организованность
- Коммуникабельность
- Находчивость
- Исполнительность
- Ответственность
20
Результат качества знаний
68 %
26 %
94 %
32
Упражнение «Ладошка»
Каждый участник обводит на листе бумаги контур ладони.
В центре пишет свое имя, в каждом пальце максимум три слова о том, что понравилось в игре.
Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций
32
32