Мастер-класс по теме:
дисграфия: диагностика и приёмы коррекционной работы на уроках русского языка
1. Вступление.
-Здравствуйте, коллеги. Вас приветствует учитель русского языка и литературы, Мама ребёнка-дисграфика, Воронина Л.Г.
Мы с вами будем работать сегодня с очень интересной темой. Не скажу, что я в ней полный Ас, но уверена, что знаю о дисграфии очень много, больше, чем Вы.
Начну с отрывка жития Сергия Радонежского. Знаменитого русского святого, молитвенника земли русской.
У Кирилла было три сына: Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать. Отрок со слезами молился: "Господи! Дай мне выучить грамоту, вразуми меня".
Печалились родители его, огорчался учитель.
Когда он послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: "Что хочешь, чадо?" Отрок же сказал: "Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой Отче, помолись, чтобы смог я научиться грамоте". И ответил ему старец: "О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание…»
Итак, дисграфики – это не те, кто ленится. Напротив, за редкими исключениями, они великие труженики. Все, как один, могут сказать (да и говорят) словами отрока Варфоломея: «Учусь я грамоте, но не могу её одолеть». Сергию Радонежскому помог Господь. А нашим детям можем помочь мы с Вами, с Божией помощью.
2. Основные направления работы
Коррекционную работу по преодолению дисграфии я рекомендую проводить в 3 этапа:
1 – диагностический,
2 – коррекционный
3 – оценочный.
Мы поговорим сегодня о диагностическом и коррекционном этапах.
На 1-ом этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения, выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта. При проведении диагностики следует подключать школьного психолога. Это в идеале. Ко мне на кружок приходят дисграфики и 5 и 6 и 7 и 8 классов. Я понимаю, что никакой работы с ними не проводилось. И это очень грустно.
3. Диагностика дисграфии у ребёнка.
- Часто спрашивают: как учитель может определить, что в классе есть такие дети? Очень просто.
Если у ребёнка:
“угадывающее” чтение;
искажение звукослоговой структуры слова;
аграмматизмы при чтении;
замедленный темп чтения; чтение по слогам;
соскальзывание взгляда со строки;
непонимание смысла прочитанного; ![]()
перед Вами, скорее всего, ребёнок – дисграфик.
Кроме того, если у ребёнка неразборчивый почерк, или он допускает определенные нелепые ошибки… перед Вами ребёнок-дисграфик. Что значит нелепые?
Перед Вами карточка №1. В ней Вы видите основные виды дисграфических ошибок. Давайте рассмотрим их.
№ | Вид дисграфической ошибки | Пример | Найденная в тексте дисграфическая ошибка |
1 | Пропуски букв, слогов и частей слова. | стрки- стрелки всят- висят | |
2 | Замена гласных и согласных. | пищи- пищу, сесен- сосен; тва-два, роча-роща. | |
3 | Недописывание букв и слогов; наращивание слов лишними буквами и слогами | чере - через, на ветка - на ветках; прилетелала пишешш-пишешь | |
4 | Нарушение смягчения согласных: | болшой- большой, толко- только. | |
5 | Нарушения согласования слов | появилось трава - появилась трава. | |
6 | Зеркальное написание букв. | с, э, ю;я | |
7 | Прописная буква в начале, середине предложения, в именах собственных. | серёжа наступила зима. тетрадь для Работ по русскому языку | |
8 | Слитное написание предлогов, раздельное написание приставок | черезлес, онём, при шёл | |
В ходе обследования ребёнка на наличие дисграфии во время уроков русского языка рекомендуется:
1) Изучение школьных тетрадей на наличие дисграфических ошибок.
2) Диктант с грамматическим заданием даёт возможность учителю видеть сам процесс выполнения и степень имеющихся у ребенка затруднений, колебаний. Задание включает пробы на языковой и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слогов и звуков в слове, дать характеристику звуков.
Этот момент обследования особенно важен, поскольку в большинстве случаев наблюдается резко выраженное различие в качестве выполнения учащимися классных и домашних работ. Последние бывают не только более аккуратными по своему оформлению, но и содержат значительно меньше дисграфических и иных ошибок, что объясняется неограниченностью времени их выполнения и помощью со стороны родителей.
- Возьмите раздаточный материал № 2. Это диктант пятиклассника. Нас будут интересовать только дисграфические ошибки. Давайте заполним 3 часть таблицы.

После классификации ошибок учителю становится понятно, над чем работать.
4.Приемы коррекции.
- Уважаемые коллеги, сразу оговорюсь, что не все предлагаемые приёмы коррекции дисгафии являются лично моими. Но все они опробованы мною в процессе работы на уроках русского языка и литературы, на кружке «Коррекция дисграфии» и во время занятий с собственным сыном.
Некоторые приёмы коррекции дисграфии:
1. Создание «ситуации успеха» на уроке для ребёнка-дисграфика.
Это очень важно. Дисграфики - дети страдающие, часто не понимающие, почему они не такие, как все, и не знающие пока своих сильных сторон.
2. Дисграфик имеет право:
- не работать на доске.
-не читать вслух, если есть проблемы с чтением; или прежде он должен прочитать текст «про себя».
-получить дополнительное время после вопроса на обдумывание ответа.
3. На уроке договор: сделай половину упражнения не спеша, без ошибок.
4. Мини-диктант – карандашом. Сам исправляет подчёркнутые ошибки.
6. Вместо двойки – отсутствие оценки.
7. Работа с карточкой.
8. Сочинение/ изложение на диктофон.
9. Изложение, сочинение без черновика, так как ребёнок очень утомляется в процессе письма.
10. Если дисграфик сделал ошибку - она сразу отпечатывается в памяти. Её необходимо «стереть». Хорошо, когда ошибки ребёнок закрывает корректором. Хотя для учителя это двойная проверка.
11. Упражнения по каллиграфии. Пишем медленно, но красиво.
12. Рекомендации родителям – дома ребёнку пролепить алфавит. На западающих, смешивающихся буквах поработать над образами. Там, где идёт смешивание на письме букв, у ребёнка-дисграфика нет образа. Дисграфики мыслят образами. Они видит руками. Очень помогает лепка разным цветом смешивающихся букв. И образ к ним. Мы, кстати, и дальше пользуемся этим приемом. Если буква и схема для них часто мертвы, то работает образ.
(Примеры на доске)
5. Заключение.
Давайте подводить итог. Мы с вами те реальные люди, что могут помочь таким детям адаптироваться в мире. Мы лишь чуточку должны их скорректировать. Да, иногда пастух оставляет всё стадо и идет спасать одну заблудившуюся овечку. А когда спасёт её, то радуется.
Дисграфики - это талантливые и незаурядные личности в будущем. Их просто необходимо научить пользоваться сильными сторонами дисграфии.
Рефлексия.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу
Примерный список литературы
1. Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Изд-во «Ось-89», 2005, - 229 с.
2. Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя»/ Харьков: Фолио, 1997, - 96 с.
3. Баль Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников/ Мн., 2001, - 173 с.
4. Богомолова А.И. Нарушение произношение детей. – М., - 1979, - 119 с.
5. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. – М. – 1995, - 216 с.
6. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии, М., Генезис, 2007, - 216 с.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций – СПб, – 2001, - 236 с.
8. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи.: Кн. для логопеда. – М., Просвещение, - 1987, - 96 с.
9. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.Пб, - 1999, - 253 с.
10. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб, - 1997, - 264 с.
11. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб, - 1961, - 248 с.
12. Логопедия: учебник для студентов дефектологических фак. пед. высш. учебн. заведений/ Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с.
13. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
14. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии. Спб, - 2001, - 322 с.
15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: учебное пособие. – М., ВЛАДОС, - 1997, - 325 с.
16. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., - 1997, - 433 с.
Полезные советы для работы с детьми-дисграфиками на уроках русского языка
1. Создание «ситуации успеха». Это очень важно.
2. На уроке договор: можно сделать половину упражнения, не спеша, без ошибок.
3. Приветствуются мини-диктанты – карандашом. Далее ребёнок сам исправляет подчёркнутые ошибки.
4. Вместо двойки – отсутствие оценки.
5. Работа с карточками.
6. Сочинение/ изложение на диктофон.
7. Изложение, сочинение без переписывания с черновика (особенно в 5-ом классе), так как ребёнок очень утомляется в процессе долгого письма.
8. Если дисграфик сделал ошибку – она сразу отпечатывается в памяти. Её необходимо «стереть». Хорошо, когда подчёркнутые карандашом ошибки ребёнок закрывает корректором.
9. Упражнения по каллиграфии. Пишем медленно, но красиво.
10. Орфографическая диктовка: диктуем то, что пишем.
11. Чтение короткой строки: столбики слогов из двух букв – из трех букв – из четырёх букв.
12.Поиск смешиваемых букв в незнакомом тексте: к примеру, а/о – а взять в кружок; о – подчеркнуть.
13.Повторное чтение одного и того же текста на время: подсчитываем разницу слов между первым и вторым чтением.
№ | Вид дисграфической ошибки | Пример | Найденная в тексте дисграфическая ошибка |
1 | Пропуски букв, слогов и частей слова. | стрки- стрелки всят- висят | |
2 | Замена гласных и согласных. | пищи- пищу, сесен- сосен; тва-два, роча-роща. | |
3 | Недописывание букв и слогов; наращивание слов лишними буквами и слогами | чере - через, на ветка - на ветках; прилетелала пишешш-пишешь | |
4 | Нарушение смягчения согласных: | болшой- большой, толко- только. | |
5 | Нарушения согласования слов | появилось трава - появилась трава. | |
6 | Зеркальное написание букв. | с, э, ю;я | |
7 | Прописная буква в начале, середине предложения, в именах собственных. | серёжа наступила зима. тетрадь для Работ по русскому языку | |
