СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для детей и родителей "Этот удивительный космос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

12 апреля прошел совместный мастер класс для детей и родителей. В ходе мастер- класса родители познакомились с нетрадиционной техникой изобразительного искусства - "Пластилинографией". Дети продемонстрировали родителям свои навыки и умения работы с пластилином в живописи пальцами, совместная деятельность доставила массу положительных эмоций и впечатлений. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для детей и родителей "Этот удивительный космос"»

Мастер-класс для родителей «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования пластилином – «пластилинография».

Тема. «Этот удивительный космос»

Цель: Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми 5 лет по нетрадиционной технике «Пластилинография», через ознакомление с нетрадиционными приемами и способами передачи изображения.

Участники мастер-класса: родители и дети старшей группы «Зайчата».

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием «пластилинография», побудить к совместной с детьми деятельности в данной технике, с особенностями работы с таким материалом как пластилин,

  • Обучить родителей приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов.

  • Вызвать интерес родителей к лепке совместно с ребенком в свободное время дома;

  • Развивать воображение, творческие способности, эстетический вкус, мелкую моторику рук.

Ожидаемый результат:

  • Повышение уровня компетентности родителей в художественно-эстетической области развития; 

  • Дети и родители проявляют интерес к продолжению работы в данном технике в совместной творческой деятельности в домашних условиях.

Оборудование: проектор, экран, видео «Этот удивительный космос». набор пластилина, стеки, трафареты, доска для лепки, салфетки.


Ход мастер класса. Звучит космическая музыка дети с родителями заходят в изостудию. Педагог читает стихотворение Г.Р. Лагздынь

Мне бы надо, очень надо

Космонавтом смелым стать.

Мне бы надо, очень надо

К двум Медведицам слетать,

У Медведиц погостить,

Их коврижкой угостить,

Уж такая там природа:

Ни цветов, ни пчел , ни меда.

А потом махнуть в ракете

К самой северной планете,

Среди звезд, наверно, главной:

К голубой звезде Полярной,

В кораблем огромном, звездном

На Сатурне сесть бы грозном.

Заглянуть бы на Венеру,

Посмотреть нам атмосферу,

Прилуниться на Луне,

Приземлится на Земле.

Мне бы надо, очень надо

Космонавтом смелым стать,

Я ведь в старшей группе

сада!

Мне пора уже летать.


Ход мастер -класса

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Педагог. Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами будем создавать картины в интересной технике «пластилинография». Предлагаем вашему вниманию работы, выполненные вашими детьми в данной технике. (родители рассматривают выставку детских творческих работ выполненные детьми).

Так что же это такое пластилинография?

Пластилинография- это нетрадиционная техника изобразительного искусства, («графия» - создавать, изображать; «пластилин» - материал, используемый в работе) – это создание лепной картины, на которой изображаются выпуклые, полуобъемные объекты на горизонтальной поверхности

Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благоприятно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, снятию мышечного напряжения и расслаблению; развитие сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его., развивают детское воображение, художественное и пространственное мышление, положительно влияют на развитие мелкой моторики, которая способствует полноценному формированию речи детей; будят фантазию; побуждают дошкольников к самостоятельности; формируют эстетический вкус; дают детям определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяют успешнее находить свое место в окружающем социуме.


Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной. Пластилинография поможет разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу незабываемые минуты душевной близости. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.


В пластилинографии используются следующие материалы:

  • Пластилин (разных цветов).

  • Пластиковые дощечки для выполнения работ.

  • Стеки.

  • Картон (однотонный и цветной), желательно плотный.

  • Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик.

  • Бросовый и природный материал – для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, бусины, пуговицы, семечки, зернышки, шишки, ракушки, каштаны, пластиковые ёмкости, диски и т.д.


Что касается выбора пластилина, то пластилин важно выбирать хорошего качества – не слишком твердый и не слишком пачкающий. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно – попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться. Для детей дошкольного возраста подойдет пластилин фирмы “Гамма” или фабрики “Луч”. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще неокрепшим ручкам ребенка создавать свои первые рисунки.


Главные приемы лепки в рисовании пластилином:

  • Скатывание 

  • Раскатывание

Производные приёмы для выполнения пластилинографических изображений:

  • Сплющивание.

  • Расплющивание.

  • Прижимание.

  • Придавливание.

  • Примазывание

  • Намазывание.

  • Размазывание


Существует несколько видов нетрадиционной техники работы с пластилином:

  • Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности;

  • Обратная пластилинография (витражная) – изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);

  • Контурная пластилинография – изображение объекта по контуру, с  использованием «жгутиков»; 

  • Модульная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;

  • Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;

  • Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;

  • Фактурная пластилинография – изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

  • Сграффито (гратаж, процарапывание)- на картон наносится слой пластилина, намечается будущий рисунок, затем процаратывается.


При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. 

Существует два способа получения разнообразных оттенков:

  • Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. 

  • Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Еще один важный момент – благоприятный настрой родителей и ребенка. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»

  1. Твёрдый   пластилин разогреть перед   занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).

  2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует      использовать плотный картон.

  3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин).

  4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

  5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее “жизнь”.

  6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

  7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

  8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Педагог. 12 апреля вся наша большая страна отмечает «День Космонавтики». А для создания космического настроения предлагаем вам посмотреть музыкальную композицию «В космической ракете».

Демонстрация видео про космос,

Педагог. Мы организовали рабочее место и подготовили все необходимое: рабочая поверхность, пластилин, трафарет, стеки, салфетки. Итак, начинаем.

Дети вмести с родителями занимают рабочие места

Педагог. Чем же можно рисовать? (дети и взрослые высказывают свои предложения). А оказывается, рисовать можно не только красками, мелками, карандашами или фломастерами, а еще можно рисовать пластилином. При работе с таким необычным рисованием нам очень помогают пальчики. Сначала надо подготовить наши руки:


Пальчиковая гимнастика. «На ракете».

Раз, два, три, четыре, пять -

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.)

В космос полетел отряд.

(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

(Пальчики обеих рук соединяют с большими, образуя «бинокль».)

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

(Разгибают одноименные пальчики рук, начиная с больших..


Продуктивная творческая деятельность.

  1. Выберите каждый для себя основание будущей работы (пластиковая крышка, диск, картонная коробка – разные по размеру).

  2. Заполняем все пространство основания работы темно-синим, фиолетовым, черным пластилином: отщипывая небольшие кусочки, разминая пальчиками и размазывая их на поверхности пальчиками или с помощью стека.

  3. Нарисуйте на основании в центре с помощью стека контур ракеты ( по трафарету, по воображению).

  4. Теперь скатайте или выдавите (используя пластиковые медицинские шприцы) из белого пластилина тонкие столбики (колбаски) и выложите изображение по контуру, плотно прижимая пластилин к основе (корпус ракеты может быть одного или нескольких цветов).














  1. Иллюминаторы можно сделать из отдельных небольших кусочков пластилина (желтого или голубого цвета). Раскатываем пластилин в небольшие шарики, (сплющиваем), прижимаем к основанью работы.

  2. Затем из небольших кусочков пластилина (цвет на выбор) раскатываем шарики, продолжая раскатывать – превращаем в морковки, накладываем из на контурное изображение закрылков ракеты (или из жгутиков).

  3. Затем из красного, пластилина раскатываем длинную тонкую колбаску, выкладывая огненный хвост ракеты. Заполняя контур кусочками оранжевого и желтого пластилина.

  4. Можно добавить в изображение, что вам хочется: планеты (раскатать шар, сплющить- диск, цвет на выбор, стеком или колпачком можно сделать вкрапления на поверхности планет), раскатать небольшую тонкую колбаску и сделать кольцо – планета Сатурн); звезды или кометы ( раскатать желтый пластилин и вырезать стеком звездочку, из разноцветного пластилина сделать хвост.). Луну- раскатать желтый пластилин, превратить в диск, разместить в любой части (внизу, в верхнем углу и т.д, отрезая лишнее стеком).


III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- Вот здорово, наши ракеты уже готовы для полета в космос. Я вас попрошу презентовать свои работы. Придумайте и расскажите пожалуйста, что у вас получилось и на какую из планет солнечной системы вы отправились на вашей ракете.

Дети совместно с родителями рассказывают о своем космическом полете.

Педагог предлагает поделится родителям своими впечатлениями: Что нового для себя вы узнали? А что для вас было трудным? Как вы думаете, для чего мы с вами это делали? Сможете ли вы в домашних условиях организовать для детей рабочее место для дальнейшей совместной и самостоятельной творческой деятельности?


Педагог благодарит за активное участие детей и родителей, награждает детей угощением.





Варианты пластилиновой живописи; мозаичная, прямая.

Варианты работ: «Мозаичная и прямая пластилинография»