СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер –класс для педагогов «Арт-терапия в работе с дошкольниками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Мастер –класс для педагогов «Арт-терапия в работе с дошкольниками»»

Мастер –класс для педагогов «Арт-терапия в работе с дошкольниками»

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.


Задачи:

• познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;

• создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, музыкотерапию, игротерапию) как одну из форм организации мастер-класса;

• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.

3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Актуальность

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса.

Ход мастер-класса

Современная арт-терапия включает множество направлений:

  • Музыкальная терапия

  • Игровая терапия

  • Драматеарпия

  • Сказкотерапия

  • Библиотерапия

  • Кинотерапия

  • Танцевальная терапия

  • Фототерапия

  • Мандала-терапия

  • Изотерапия (Марание: рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками; штриховка, каракули; Акватушь; Кляксография; Монотипия; Тестопластика; Рисунок на пене для бритья; 3D-рисунок; Интуитивное рисование; Объемная аппликация, трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги); Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами); Рисование предметами окружающего пространства)


Мотивационная часть

Перед началом работы ознакомить всех присутствующих с основными правилами работы в группе .

ПАМЯТКА
участника мастер-класса:

  1. Получи удовольствие!

  2. Позволь себе быть свободным!

  3. Доброжелательность к себе и другим.

  4. Постарайся быть внимательным.

  5. Избегай оценок и суждений.

  6. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
    И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!


Практическая часть


А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арт-терапии. Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество провести Упражнения «Давайте познакомимся». Конечно, мы все уже знакомы, но сейчас, возможно, узнаем друг о друге нечто новое. Группа сидит в круге, участники передают свечу по кругу, называют своё имя прилагательное на первую букву своего имени, которое бы охарактеризовало его во взаимодействием с другими людьми. Например: Меня зовут Юлия – юморная. Вот мы и познакомились. Я очень рада видеть Вас!


Теперь я предлагаю вам выполнить несколько упражнений в технике изотерапия. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов:

  • краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

  • для создания коллажей и объёмных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная фольга, коробки от конфет, открытки, тесьма, верёвочки, текстиль;

  • природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, ветки, мох, камешки;

  • для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто;

  • бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

  • кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.


Следующее упражнение называется «Волшебный рисунок».

Сегодня я хочу показать вам один необычный, и даже странный способ как можно рисовать. Здесь важен не результат, а сам процесс, дети в восторге от этого: дуть пузыри и из этого получаются цветные картинки. Это очень интересная техника, она порадует и взрослых и детей. Что необходимо для работы: вода в баночке, детский шампунь или жидкое мыло, гуашь, акварель, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка.

Процесс приготовления очень прост и дети его могут выполнить, самостоятельно экспериментируя с водой, мыльным раствором и красками. Чем больше краски, тем ярче цвет пузырей. Предлагаю педагогам приготовить раствор и добавить краску разного цвета по своему желанию, можно приготовить несколько цветов. Вот когда наш раствор готов, теперь можно создавать красивые воздушные шары.

Предлагаю вам два способа:

1.Способ Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор(дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в стакане, и образовалась пенная шапка) Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене (показ)

2.Способ Можно снимать поднявшие пузыри ложкой и выкладывать на листе. таким образом, можно одним листом пройтись по всем цветам (вы можете комбинировать понравившиеся цвета)

Предлагаю вам разделиться на 2 команды и попробовать оба способа. А теперь начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей и фантазировать, дорисовывать. А теперь давайте посмотрим и полюбуемся вашим творчеством. Можно назвать это «Пузырное творчество»


«Серый волк и золотая рыбка» Это упражнение можно назвать и по-другому: «Встреча героев из разных сказок».

Группа из трёх (не более человек) получает простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, их имена записываются на доске и утверждаются. Можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нём, «показал» его... Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.

После того, как герои утверждены, ведущий даёт задание №2: рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи. Как правило, рассказывает один человек, а остальные помогают ему наводящими вопросами и просьбами уточнить. На роль рассказчика «вызывается», таким образом, один человек.


Известный художник Винсент Ван Гог сказал: Цвет сам по себе что-то выражает — от этого нельзя отказываться. Это надо использовать. А я расскажу вам как это можно использовать. Элементы цветотерапии применяются уже очень давно, особенно в детской психологии.

На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.

Белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

Черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное , нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой , более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя .Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке.

Серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.

Красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение.

Коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение.

Желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.

Синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Проще говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

Зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство. Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.

Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.



Упражнение «Пластилиновый цветок»

А сейчас я вас попрошу определиться на какой цветок похожа ваша группа и с помощью пластилина на картоне изобразить этот цветок.


Игра «Аплодисменты друг другу».

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.


Спасибо за внимание.