СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»


Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи: 
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства. 
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. 

Структура мастер-класса: 
1. Теоретическая часть: 
«Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма. 
3. Рефлексия – «Веселые нотки» - итог мастер-класса

1. Теоретическая часть 
Ритмы встречаются повсюду в окружающем нас мире... Ритмы лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений - биение сердца, дыхание, стук капель дождя по подоконнику... Разные ритмы встречаются в быту, в работе.

Трудно представить себе область, где бы человек не сталкивался с ритмом.

Уважаемые коллеги, поднимите руку те, кто относит себя к людям  с хорошо развитым чувством ритма? Давайте проверим, так ли это?

Проводится игра с педагогами «Поймай сигнал»

Прохлопываю ритмический рисунок , педагоги подхватывают его, стараясь подстроится к общему ритмическому движению.

 Делаю вывод, что если все справились с заданием, то  они правильно себя позиционируют, как люди с развитым чувством ритма.

Что же такое ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

Если чувство ритма несовершенно у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Использование речевых игр и упражнений помогает развивать чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным.  Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. Один из методов развития чувства ритма – метод «Звучащих жестов».

Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Эти элементарные звуко-двигательные выразительные средства широко используются в методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа. Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. А в дальнейшем появляется не только чистота интонирования, но, главное, выразительность в пении детей. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок.

Моя музыкально – педагогическая позиция основывается на том, что залогом успешной учебной деятельности, правильного формирования речи является развитое чувство ритма. Которое, в свою очередь, оказывает благоприятное  влияние на физическое развитие детей, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку, способствует становлению творческой личности ребёнка.

Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. 

Практическая часть

«Разминка» (с малышами)

1. Похлопаем в ладошки,
Похлопаем немножко,
Похлопаем в ладошки,
Очень хорошо!

2. И пальчики попляшут,
И пальчики попляшут,
И пальчики попляшут,
У маленьких ребят.
И пальчики попляшут,
И пальчики попляшут.
А девочки и мальчики
Все ровненько сидят.

3. Тук-тук молотком,
Мы построим птичкам дом.
Тук-тук молотком,
Поселяйтесь, птички, в нём!

4. Бум-бум, барабан.
Что за шум и тарарам?
Бум-бум, барабан,
Просыпайтесь по утрам!

5. Ду-ду-ду, ду-ду-ду —
Вот какая дудка!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду —
Вот какая дудка!

6. Поехали потихонечку,
Поехали потихонечку.
И быстренько, и быстренько,
И быстренько, и быстренько,
И приехали!

«Лягушата и ребята»

Ход игры:

Лягушата по всем лужам

Шлеп, шлеп, шлеп, Дети делают шлепки по коленям

Шлеп, шлеп, шлеп.


А ребята по дорожке

Топ, топ, топ

Топ, топ, топ Перетопы ногами


Рядом весело идут,

Вместе песенку поют

Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Хлопки в ладоши



2. « Веселый дождик»


Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и т.д.) и ритмично отмечают ритмическую пульсацию.


Дождик капнул на ладошку

Кап-кап, кап-кап-кап,

На цветок и на дорожку

Кап-кап, кап-кап-кап.

Застучал по крыше он-

Кап-кап, кап-кап-кап.

И раздался чистый звон

Кап-кап, кап-кап-кап.



«Как у деда Ермолая» (со старшими)

Как у деда Ермолая

Вся семейка небольшая:                  

Только сам, да сама,                               

Только кум, да кума,        

Да два сына с усами,                          

Да две дочки с косами                       

Да две внучки на печи                     

Уплетают калачи                              

Все!

Музыкально-дидактическая игра

«Наш цветочек растет, распускается»

Дети встают в круг, держатся за руки, идут в центр круга, поют:

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы в игру играть. (Педагог выбирает ребенка - ведущего, он -«цветочек». Ведущий ребенок приседает, остальные дети из середины круга расходятся обратно в большой круг.)

Наш цветочек растет, распускается. («Цветочек» встает, изображая, как вырастает цветок, открывает руки-«лепестки».)

А цветочек наш, (дети, стоящие в кругу, шлепают по коленям)

называется… (дети, стоящие в кругу разводят обе руки в стороны)

Ребенок «Цветочек» придумывает себе название цветка и проговаривает его, озвучивая звучащими жестами.

Ро-маш-ка! (дети, стоящие в кругу повторяют за ведущим звучащие жесты в заданном ритме - «ритмическое эхо»)

Игра повторяется 2 раза, каждый раз с другим ведущим.



Игра «Передай ритм».

Для этого нужно встать в колонну, и последнему из вас я задам ритм, хлопая по плечу.  Он передает ритм следующему, а задача впереди стоящего, прохлопать первоначальный ритмический рисунок.

Музыкально - дидактические игры

«Музыкальный ежик»

Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен).

Ход игры: Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков?

Например, таких, которые играют на барабане? Послушайте,

какого я встретила (читает стихотворение):

С барабаном ходит ежик Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами... Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались: Бум-бум-бум!

И об землю ударялись: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!

Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» будем исполнять три удара двумя палочками — правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)

«Дятел»

Цель: Выстукивание заданного ритма.

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с ритмическим выстукиванием:

Тук, тук, тук-тук-тук,

Мы в лесу слыхали стук.

Тук, тук, тук-тук-тук,

Это дятел сел на сук.

Воспитатель задает ритмический рисунок, дети повторяют.

«К нам гости пришли»

Цель: Побуждать детей подбирать нужные ритмы для разных персонажей

Ход игры: К детям приходят в гости разные игрушки:

Медведь просит любого ребенка сыграть на бубне, а он станцует (ребенок должен играть медленно),

Зайчик (прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне),

Лошадка (скачет под четкие, ритмичные удары молоточка или ложек),

Птичка (летит под звон колокольчика).

«Ритмический кубик»

Цель: Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, щелчки, притопы и т.д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры.

Ход игры: Используется кубик, на гранях которого изображено

разное количество предметов:

1 – 1 бабочка

2 – 2 цветка

3 – 3 клубнички

4 – 4 листика

5 – 5 шишек

6 – 6 елочек

Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми веселый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем

играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на

выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счетом вслух.



«Большие и маленькие»

Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

- Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.

Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать

другим.

Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать

их соответственно.



«В лесу»

Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух,

учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать

чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и

накрывают фишкой соответствующую картинку.

В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на

ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь

и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.

-Как по лесу у нас, У него соседи - А на ветке птичка,

Зайка прыгает сейчас. Бурые медведи. Птичка – невеличка!



«Выложи мелодию».

Программное содержание: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии.

Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям, как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки.

В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии.