СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Учим детей перессказывать".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для воспитателей.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов ДОУ "Учим детей перессказывать".»




Цель мастер – класса:

Повышение профессионального мастерства воспитателей – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения . по теме«Обучение детей дошкольного возраста пересказу».

Задачи:

Напомнить участникам задачи работы над пересказом, какие могут быть использоваться виды пересказа.

Поделиться с участниками мастер-класса конкретными приемами, используемыми на занятиях по пересказу.

Предложить участникам мастер-класса самостоятельно отобрать наглядный и словесный материал по их возрастным группам. Дать возможность составить собственные конспекты занятий для детей своей возрастной группы с опорой на классическую схему построения занятия по пересказу.


 Всем хорошо известно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность.

К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку наглядность, и он заговорит».


Развитие связной речи и коммуникативных навыков у дошкольников — одна из важнейших задач детского сада. К семи годам нормально развивающийся ребенок должен овладеть основными формами устной речи — внешней устной и внутренней, диалогической и монологической.

      Обучению дошкольников рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действенных средств развития связной речи.

Для пересказа произведения ребёнком подойдут не любые художественные произведения, а лишь те, которые отвечают ряду требований:

      -  Произведение должно быть доступным ребёнку по содержанию (ребёнок должен понимать смысл произведения, которое ему предстоит пересказывать — для детей младшего дошкольного возраста подбирают, как правило сказки, а для старших дошкольников – короткие рассказы).

      -  Произведение должно быть высокохудожественным (т.е. должно учить чему-то полезному и развивать нравственные черты личности).

      -  Язык произведения должен быть доступен ребёнку (т.е. произведение должно содержать в себе короткие чёткие фразы, обилие образных выражений и прямой речи).

    -    В произведении должны присутствовать известные ребёнку персонажи с ярко выраженным характером.

    -     Произведения должны быть сюжетные с чёткой композицией.

Если придерживаться всему этому, то ребёнок без труда справится с пересказом предложенного ему произведения. Но к пересказам ребёнка так же предъявляется ряд требований, которые нельзя игнорировать и которые необходимо учитывать при обучении ребёнка пересказу.

   -     Осмысленность, т.е. ребёнок должен понимать, о чём произведение, а не просто повторять услышанные словосочетания. К этому легко прийти, задавая ребёнку вопросы по содержанию.

    -    Полнота передачи произведения, т.е. ребёнок должен как можно ближе к тексту пересказывать услышанное содержание и постараться не упустить из вида даже малейшие детали.



Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку.

Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте«разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа.


В средней группе детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей. Для пересказа можно использовать русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок» и др.
Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц). Внимание детей привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности (гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили; длинная хворостина).
В процессе пересказа воспитатель широко пользуется приемом отраженной речи. Если ребенок молчит, педагог начинает рассказ. Ребенок повторяет фразу вслед за ним. Дети в этом возрасте пересказывают текст с существенными пропусками. Поэтому воспитатель использует подсказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему и ко всей группе, исправление лексических и грамматических ошибок.

Я предлагаю вам тексты, вы должны их распределить по возрастным группам.

Ср.гр.

Текст: Маша проснулась рано утром и вышла во двор. На заборе сидит петух и громко поет. Котенок Тимка лакает молоко из блюдца.

Для старшей группы – /лексическая тема «Семья»/

Текст: Быстро пролетело лето. Ах, как хорошо было у бабушки в деревне! Много новых друзей появилось у Маши. А сейчас, отмеряя километры, автобус везет Машу в город. Папа и мама будут встречать дочку на автовокзале. Маша обнимет их, поцелует, а потом расскажет, как ходила с бабушкой в лес за грибами, как помогала варить варенье, расскажет обо всем, чему научилась летом.


Для подготовительной группы – /лексическая тема «Семья»/

Текст: Мама с утра хлопочет. Румяные пироги с разными начинками уже лежат на блюде. Папа купил в магазине большой торт и шесть маленьких разноцветных свечек. Бабушка накрывает в гостиной стол. Малыш крутится у всех под ногами: ведь он знает, где лежат подарки для Маши. Вот и собралась за столом вся семья. Даже ленивый кот Тишка перебрался в кресло поближе к столу. Маша задула все свечи на торте. «С днем рождения, Машенька, ты стала совсем большой!







Игры для расширения словарного запаса ребенка

Я предлагаю вам небольшой текст слушайте внимательно.

1. Пересказать.(предложить педагогам пересказать текст)

ОСЕНЬ.

Осенью небо пасмурное, затянуто тяжёлыми тучами. Солнце почти не выглядывает из-за туч. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Облетел их их зелёный наряд. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь.

1. Ответить на вопросы:

Какое сейчас время года?

Что описывается в рассказе?

Какое осенью небо?

Чем оно затянуто?

Что сказано про солнце?

А ветры какие дуют?

Как автор говорит про деревья?

Что стало осенью с травой?

И ещё что отличает осень от других времён года?

Игры дома, для родителей воспитанников «Учим ребёнка перессказывать.


2. Мой репортаж.

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

3. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Выучить стихотворение, пересказать сказку, рассказ  для речевого ребёнка – это большой труд и изначально сложный процесс. Но, если  мы попросим ребенка  вспомнить все что вчера с ним происходило, то он вспомнит: что ел, где был, что слышал, что видел, что ощущал. Это огромный объем информации.

Подведём итоги:

  1. Пересказ — важный навык, развивающий интеллект ребёнка. Он приучает малыша внимательно слушать или читать текст, учит его мыслить, анализировать и делать выводы, выделять главное и ясно выражать свои мысли посредством устной речи.

  2. Важно правильно выбирать тексты, следуя принципу «от простого к сложному». Пусть в первом тексте для пересказа будет всего три предложения. Когда малыш будет справляться с таким заданием на отлично, выбирайте более сложные повествования. Но не форсируйте событий.

  3. Мало прочитать текст для пересказа. Необходимо провести беседу по прочитанному. Именно этот этап закладывает в дошкольнике навыки анализа полученной информации, что, в свою очередь, является залогом успеха в предстоящей школьной жизни.