СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии проблемного обучения в организации образовательного процесса в ДОО» (текст для автора)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс для педагогов «Использование технологии проблемного обучения в организации образовательного процесса в ДОО» (текст для автора)»

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги ! Предлагаем вам поучаствовать в

Мастер – класс для педагогов
«Использование технологии проблемного обучения в организации образовательного процесса в ДОО»

Подготовил воспитатель средней группы № 10:

Вахрамеева Наталья Леонидовна.



СЛАЙД2

Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью… способные к сотрудничеству… Как сделать так, чтобы дети дошкольного возраста были готовы к саморазвитию и самообразованию? Внедряйте технологию проблемного обучения в образовательный процесс.

Основателем Технологии проблемного обучения в дошкольной педагогике принято считать американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году

основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.



СЛАЙД 3

«Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования» (словарь С.И.Ожегова).

Проблемное обучение- обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теорет. и практич. проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Суть проблемного обучения- постановка перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создание условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески его решить,т.е. формировать у детей самостоятельное активное творческое мышление.

Этапы проблемного обучения:

1) постановка проблемы ;

2) актуализация знаний ;

3) выдвижение гипотез, предположений

4) логическая проверка решения

5) введение в систему знаний, проверка гипотезы практикой



СЛАЙД 4

1.Проблемный вопрос

2.Проблемная задача

3.Проблемная ситуация

1.Проблемный вопрос: (почему, зачем)

это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

2.Проблемная задача:

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

3. Проблемная ситуация:

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.



СЛАЙД 5

  • Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.

  • Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.

  • Создание противоречия, проблемной ситуации.

  • Организация противоречия в практической деятельности детей

Рекомендации по стилю общения с детьми:

  • Выслушивайте каждого желающего.

  • Давайте только положительные оценки: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».

  • Не навязывайте своего мнения.

  • Учите детей возражать Вам и друг другу – аргументировано.

  • Используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.

  • Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.

  • Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.

  • Создание противоречия, проблемной ситуации.

  • Организация противоречия в практической деятельности детей

Рекомендации по стилю общения с детьми:

  • Выслушивайте каждого желающего.

  • Давайте только положительные оценки: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».

  • Не навязывайте своего мнения.

  • Учите детей возражать Вам и друг другу – аргументировано.

  • Используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.

СЛАЙД 6:

Вывод

При использование технологии проблемного обучения в ДОУ воспитанники сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения.

У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать

Применение в образовательном процессе методов и приемов проблемного обучения поможет педагогам сформировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление.

СЛАЙД 7: Литература

СЛАЙД 8: Спасибо за внимание!








Мастер – класс для педагогов
«Использование технологии проблемного обучения в организации образовательного процесса в ДОО»


Цель:

 Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию   проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности

Задачи:

1. Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций  при организации образовательного процесса;

2. Научить  использовать методы  проблемного обучения  на примере  проблемных  ситуаций;

3. Вызвать у участников мастер - класса интерес к  технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Оснащение:

емкости с семечками, перловой крупой, разнос, чашка, блюдце, ложка, емкость с водой, мерный стаканчик, бум.полотенца, рисунок дерева, кружочки трех цветов, клей-карандаш.

Ход мастер – класса

  1. Вступление, презентация

  2. Эксперимент: «Как узнать, сколько здесь гороха?»

«Как узнать, сколько здесь гороха?» Чаще всего дети предлагают взвесить. «Правильно,— говорит воспита­тель,— но у меня нет весов. Как по-другому можно узнать?» На столе стоят стакан, чашка, ложка, блюдце. Я указывает на них: «Может быть, эти предметы помогут нам?» Скорее всего, дети скажут, что стаканом, чашкой, ложкой можно измерить горох.

Я объясняю: «Я покажу, как это надо сделать. Да­вайте попробуем измерить горох стаканом. Но сначала надо дого­вориться, как мы будем насыпать». Показываю, что стакан можно наполнять до половины, до краев, с «горочкой».  Дети выби­рают один из вариантов, например полный до краев, следует строго выполнять это условие. Я показываю этот стакан с горохом и говорю: «Вот наша мерка — полный до краев стакан. Сегодня, когда мы будем измерять, надо следить за тем, чтобы стакан был полный до краев, потому что мы так договорились».

Затем высыпаю горох из стакана в пустую миску или тарелку, лучше всего прозрачную. И чтобы не сбиться со счета, предлагаю детям, каждый раз, когда высыпаем из стакана горох ставить предметы для памяти.

После того, как весь горох измерен, я спрашиваю, можно ли узнать, сколько было полных стаканов гороха в миске. Дети предлагают пересчитать предметы, которые они откладывали при   измерении.   Пересчитав   их,   выясняется,   что   в   миске   восемь стаканов.

Чтобы у детей не закрепилось неверное представление о том, что крупу (или жидкость) можно измерять только стаканом, я  показываю детям и другие предметы: чашку, блюдце, ложку — и    предлагаю    попробовать    измерить    этими    мерками.

  1. Моделирование проблемных ситуаций самостоятельно (предоставлены педагогам)


  1. Рефлексивный круг


- материал интересен

- информация преподнесена понятно

- буду использовать в работе

Помощь педагогам.

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения.

Требования к проблемным ситуациям:

— решение, проблемной ситуации, должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;

— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;

— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;

Алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов:

  • постановка проблемы (возникновение затруднения);

  • актуализация знаний («что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»);

  • выдвижение гипотез, предположений («если – то…», идеи решения);

  • логическая проверка решения;

  • введение в систему знаний, проверка гипотезы практикой (экспериментальным путем).


Примеры:

1.Проблемный вопрос: (почему, зачем)

это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Пример:

«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».

«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

2.Проблемная задача:

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Примеры: 

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Примеры:

Проблемная задача №2..

Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

 Проблемная задача №3

Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы.

Почему?

3. Проблемная ситуация:

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

Примеры:

 Проблемная ситуация №1,

 металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.

Примеры:

Проблемная ситуация №2,

« Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

Проблемная ситуация №3,

«Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.


Уважаемые коллеги, вам предоставлены темы,

для создания примеров «проблемной ситуации»:

1.« Грибы»

2.«Транспорт»

3.«Дома», «Свойства материалов»

4.«Фрукты»

5.«Свойства материалов»

6.«Язык мимики и жестов»

7.« Погодные условия»

8. «Стороны света»

9. «Объём»

10. « Погодные условия»

11. « Измерение длины»

12. « Выше, ниже»

13. «Лекарственные растения»

14. «Почва»

15. « Свойства дерева»

16. « Часы»

17. «Свойства воздуха»

18. «Увеличительные приборы»

19. «Средства связи»

20. «Свойства бумаги»

21. « Свойства копировальной бумаги»

22. «Свойства магнита»

23. «Дружба красок»



Тема: « Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.


Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.


Тема: « Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.





Тема: « Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?


Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.


Тема: « Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая?

Тема: « Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.


Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: « Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?




Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.


Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.



Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема: « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?


Тема: « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?


Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?



Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.



Рефлексивный круг

- материал интересен

- информация преподнесена понятно

- буду использовать в работе



Более подробную информацию по данному мастер – классу можно узнать в группе №10.

Спасибо за внимание!