Проверил:
Старший воспитатель
МАДОУ Д/С №4 «Дельфин» Тимербаева Р.Р. ________
Мастер – класс для педагогов по теме:
«Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»
Воспитатель: Кравченко Н.А.
г. Учалы
2022 г.
Цель:
Внедрение информационных технологий по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО
Задачи:
Обучающие:
Повышение профессионального уровня педагогов. Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности.
Развивающие:
Развивать и активизировать речь. Содействовать развитию креативного воображения и образного мышления. Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве.
Воспитывающие:
Способствовать воспитанию творческой инициативы.
Ход мастер-класса:
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию
Начать свое выступление я хотела бы со слов Е. И. Тихеевой: "Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться ее сокровищами".
Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не случайно считается, что речь человека – это его визитная карточка, а речь педагога – это его лицо. Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.
Сегодня я хочу показать вам несколько инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС и то, как я использую их на практике.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) «речевое развитие» включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе ОД, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Можно выделить основные технологии, применяемые в системе дошкольного образования, Вы видите их на слайде.
Основные технологии:
- технологии развивающего обучения
- технологии проблемного обучения
- игровые технологии
- информационные технологии
- здоровьесберегающие технологии
- альтернативные технологии.
Что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра является основным видом деятельности ребенка, то педагогу необходимо построить свою деятельность на ее основе. Особенность педагогической игры в том, что она познавательно направлена и имеет цель, задачи и результат.
К игровым педагогическим технологиям относят:
- игры на развитие мелкой моторики;
- театрализованные игры;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры.
Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности.
Играя – развиваем – обучаем – воспитываем.
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
К здоровьесберегающим технологиям можно отнести:
- артикуляционную гимнастику;
- пальчиковую гимнастику;
- дыхательную гимнастику;
- гимнастику для глаз;
- ритмопластику и т. д.
Альтернативные технологии
В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии (ТРИЗ. Мнемотехника)
Технологии развивающего обучения.
Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», т. е. на существенный признак развивающего обучения.
А что может являться существенным признаком развивающего обучения? Что создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований у дошкольников? Конечно же снова игра!
Я хочу познакомить вас с несколькими необычными, инновационными играми, которые я использую в своей работе.
С одной игрой вы уже были знакомы, это интерактивные игры. И предлагаю познакомиться с необычной инновационной техникой игры, которая называется «Друдлы»
Игра «Друдлы» как средство развития творческих способностей, креативного воображения и мышления у дошкольников.
Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать, что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Если у вас получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального творческого мышления!
Что же такое «Друдлы»?
Друдлы (англ. droodles) — визуальные загадки, изобретенные Роджером Прайсом и изданные в его книге 1953 года «Друдлы».
Все новое – это давно забытое старое, я поведу речь о забавных, весёлых картинках - задачках для детей. Нарисованные палочкой на песке или мелом на стене линии, геометрические фигуры или просто размытые кляксы. Потом предлагалось угадать: «На что похоже?», «Что это?». Ребенок, который давал самый необычный ответ считался победителем.
Чаще всего «Друдлы» (головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы. Друдл - это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ - тот, который
сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным.
Особенно ценится оригинальность и юмор.
Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии. На занятиях по рисованию ребенку можно предложить использовать при рисовании с друдлами цветные карандаши или фломастеры.
Проблема
На занятиях по рисованию в дошкольном возрасте я столкнулась с тем, что технические навыки рисования почти у всех детей присутствуют, а вот с образным мышлением и воображением не у всех развиты. Дети чаще могут хорошо повторить тот или иной рисунок, скопировать работу педагога, но, когда стоит задача придумать самим или зарисовать какой-то сюжет из жизни или из игры они встают в тупиковую ситуацию. Так решая задачу помочь детям в решении данной проблемы, я пришла к игровой технологии «Друдлы».
Актуальность игры заключается в том, что друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. В ходе реализации проекта развиваются: воображение, образное и креативное мышление, творческие способности. По завершению проекта дети стали мыслить нестандартно и находить новые пути достижения цели.
Цели:
-Создание системы работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством применения игры «Друдлы»
-Внедрение игры «Друдлы» в практику работы ДОУ.
Для реализации поставленных целей были выдвинуты следующие задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с новой творческой формой работы – разнообразными играми-картинками «Друдлы».
Создать условия для развития у детей творческих способностей посредством применения игры «Друдлы».
Развивающие:
Развить креативное воображение и образное мышление.
Содействовать развитию креативного воображения и образного мышления.
Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве.
Воспитывающие:
Способствовать воспитанию творческой инициативы.
Сейчас я раздам вам друдлы, ваша задача – дорисовать их. (педагоги работают)
Эта техника позволяет развивать мышление, воображение, фантазию, итог работы – коллективный просмотр и обсуждение рисунков – развивает речь детей.
Таким образом, использование инновационных технологий в формировании связной речи детей существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
Спасибо всем за внимания!