Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Цель: формирование знаний педагогов о приемах и методах работы с произведениями устного народного творчества.
Задачи:1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
2. Повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса;
3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.
Оборудование: ИКТ; стулья, по количеству участников, карточки с загадками жёлтого и красного цвета, карточки с «загадками-близнецами», 6 листов А4, фломастеры, конспект, презентация.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент (5 мин.)
– Здравствуйте, уважаемые коллеги. (Тема, цель, задачи мастер-класса - показ слайдов)
- Хочу начать свой мастер-класс со слов К.Д.Ушинскоко: «Малые формы фольклора помогают «выломать язык ребёнка на русский лад»
- Как вы понимаете это высказывание?
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество - фольклор. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок.
Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества. Сюда входят такие фольклорные жанры:
Скороговорки
Загадки
Пословицы и поговорки
Потешки
Считалки
Дразнилки
Русские народные сказки
Народные игры
Были
-Давайте рассмотрим некоторые из них подробнее.
1. Загадки.
В своей работе я очень часто обращаюсь к этому жанру не только во время занятий, но и во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр.
Например, игра «Подбери отгадку». Я загадываю загадку, а дети дают ответ.
С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки я провожу такую игру.
Игра «Отгадай по описанию». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию. В данной игре очень хорошо использовать мнемотаблицы.
Например: круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч). Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз)
А мы с вами сыграем в игру «Загадки – близнецы»
Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или красного цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого красные, тот даёт ответ.
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)
Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)
Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)
Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)
В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.
(Вишня.)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.
(Арбуз.)
Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)
Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)
Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)
В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)
Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)
Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)
Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)
2. Пословицы и поговорки.
Для отработки звуковой стороны речи детей я использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.
1. Игра Озорные буквы в пословицах и поговорках»
Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.
1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).
2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).
3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).
4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).
5. Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг).
6. Голод не щётка. (Не щётка, а тётка).
7. Два сапога – тара. (Не тара, а пара).
8. Мы и сами с ушами. (Не с ушами, а с усами).
9. В тихом омуте черви водятся. (Не черви, а черти).
10. Пруд кормит и одевает. (Не пруд, а труд).
11. Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов).
12. Дело не кошмар – от него не отмахнёшься. (Не кошмар, а комар).
2. Игра «Скажи по-русски»
Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).
1. Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
2. Детская философия.
3. Без старания нет наград.
4. Первый из них всегда обречён.
5. Один старый и два новых.
6. Кредиторы ждать не любят.
7. Все пошли – и ты догоняй.
8. Чужая рубашка опасна для жизни.
9. Будней – то пять, а выходных – два.
10. Конфликт поколений в курятнике.
1. Баба с воза – кобыле легче.
2. Устами младенца глаголет истина.
3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4. Первый блин комом.
5. Старый друг лучше новых двух.
6. Долг платежом красен.
7. Семеро одного не ждут.
8. Своя рубаха ближе к телу.
9. Делу время – потехе час.
10. Яйца курицу не учат.
3. Сказки.
Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.
1. «Соедини несоединимое»
Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).
-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).
-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).
3. Заключительная часть. (Продукт деятельности. 10 мин.)
2. Моделирование сказок.
Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности – такие как: чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр.
Затем переходим непосредственно к работе с моделями.
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине.
Например: сказка (показ дидактического материала) «Заюшкина избушка» .
Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат;
Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат;
Лиса – оранжевый круг;
Заяц – белый круг;
Волк – серый круг;
Медведь – коричневый круг;
Петух – красный круг.
После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.
А сейчас попробуем создать модели к русским народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели.
(Участники делятся на группы. Каждая группа создаёт свою модель сказки. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).
Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.
Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, поговорок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.
Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
- Всем большое спасибо за внимание и участие в мастер-классе. (раздаются буклеты по теме).