СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов по вокалу учреждений дополнительного образования «Подготовка дыхательного и речевого аппаратов к певческому процессу»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на свой большой педагогический опыт, прихожу к выводу, что учиться, пополнять, обновлять свои знания необходимо постоянно...

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов по вокалу учреждений дополнительного образования «Подготовка дыхательного и речевого аппаратов к певческому процессу»»

Мастер-класс для педагогов по вокалу учреждений дополнительного образования

«Подготовка дыхательного и речевого аппаратов к певческому процессу»

Дата проведения: 6-7.02.2020 года

Место проведения: МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»

Участники: педагоги дополнительного образования

Продолжительность занятия: 45 минут

Цель: обмен опытом с помощью системной работы над вокально-техническими навыками в процессе профессионального коллегиального общения с участниками семинара.

Задачи:


  • предоставление своего опыта, алгоритма последовательных действий в обучении;

  • ознакомить присутствующих с методами, приемами и формами педагогической деятельности;

  • совместная работа в демонстрации практических действий в процессе обучения;

  • обеспечить взаимодействие участников мастер-класса для профессионального общения;



План:

1.Организационный момент. Ознакомление с темой мастер-класс;

2.Демонстрация упражнений и комментарии к ним. Выполнение упражнений с участниками семинара;

3.Рефлексия. Подведение итогов.

Несмотря на свой большой педагогический опыт прихожу к выводу, что учиться, пополнять, обновлять свои знания необходимо всегда.

На сегодняшнем мастер-классе мы поговорим более подробно о комплексе отлаженных упражнений, не только для становления правильного певческого дыхания, но и направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Кроме того, сюда же включены упражнения на развитие речевого аппарата детей. Предложенный материал представляет собой последовательный комплекс целенаправленных действий по достижению конкретных целей обучения, качественному образовательному результату.

Одно из основных условий в пении является умение владеть дыханием. Певческое дыхание - это основа вокальной техники. Цикл певческого дыхания состоит из 3-х фаз: активный бесшумный вдох, задержка дыхания и постепенный экономный выдох. Как известно, существует 3 типа дыхания:

  1. грудное (ключичное; рассматривается как разновидность грудного типа);

  2. смешанное, или грудобрюшное (косто-абдомиальное);

  3. брюшное, или диафрагмальное.

Ключичное (клавикулярное) дыхание . Относится к нерациональным способам дыхания, поскольку расширение грудной клетки ограничено вследствие малой подвижности реберных стенок. При этом типе дыхания активно участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Такое дыхание поверхностное, движение гортани ограничено и поэтому голосообразование затруднено, мышцы шеи напряжены. При вдохе воздух наполняет только верхнюю часть лёгких, плечи поднимаются. Это неправильное дыхание. Традиционно такой тип дыхания у вокалистов - «новичков». Проблему ключичного дыхания решаем просто: в процессе взятия дыхания воображаем, что плечи тянем вниз.

Брюшное (диафрагмальное) дыхание. При брюшном дыхании дыхательный объем значительно не разнится, но сами дыхательные движения более пластичные.

Смешанное, грудо - брюшное (косто- абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма. При вдохе поток воздуха проходит сквозь носоглотку, трахею, бронхи и достигает легких. В то же время происходит увеличение легких в объеме. Нижние рёбра расходятся в стороны, а диафрагма прогибается вниз.

Смешанное дыхание - самый подходящий тип дыхания для пения, он присущ и для речевого дыхания. Этот тип дыхания не вызывает перенапряжения мышц, сохраняет упругое и стабильное положение гортани. При грудо-брюшном дыхании проще получить достаточное количество воздуха и затем экономно расходовать его.

Вокалисты, и взрослые, и дети, в основном пользуются смешанным типом дыхания, с преобладанием когда грудного, а когда брюшного типа. А значит, в дыхании участвуют все участки дыхательного аппарата.

Существует прямая связь между дыханием и качеством звука. Так надсадный, неровный звук указывает на неправильность певческого дыхания. Отсутствие опоры в пении говорит о вялом дыхании, а одной из причин форсированного звука может быть вдох с перебором количества воздуха . вообще в вокале важна выработка свободного дыхания и свобода мышечных движений. Именно они обеспечат координацию всех составляющих голосового аппарата.

Итак, переходим к упражнениям!

Объясняем что из себя представляет диафрагма. Диафрагма - перегородка из мышц, отделяющая грудной отдел от брюшного.

1.Для неопытных певцов полезно начинать занятия с упражнения «Арка». Соединяя кончики пальцев, мы образуем «домик»(точнее полукруглую арку). «Арка» повторяет форму куполообразной диафрагмы (в спокойном состоянии). Набираем в нижнюю часть лёгких воздух с шумом на «сссс». Диафрагма опускается, а и начинает давить на внутренние органы, расположенные внизу живота, а ребра расходятся в стороны. Одновременно с ребрами растягиваем кисти рук (пальцы не размыкаем). В момент полного дыхания ощущаем давление на живот. Вот почему часто повторяем детям «дышим животом». На медленном выдохе со звуком «фффф» рёбра сжимаются, а кисти рук принимают положение арки.

Такое упражнение очень наглядно для начинающих, чтобы полнее понять процесс работы диафрагмы.

2.Важно не только правильно взять дыхание, но ещё важнее зкономно его расходовать.

В этой связи используем следующее упражнение: набираем глубоко и выдыхаем его толчками на звук «с». Схема выдоха не 2, 4, 8:

С,с,

С,с,с,с,

С,с,с,с,с,с.с.с.

Упражнение повторять 8 раз. С каждым циклом выполнять его всё сложнее, поскольку пауза для набора уже значительно короче, чем в начале упражнения.

3. Упражнение на долгий выдох на «мааа». Широко расставим ноги, пальцы сцепим « в замок». Наклоняемся вперёд. Медленно поднимаясь и поднимая руки вверх, делаем глубокий вдох. Выпрямились, руки в «замке» над головой. Задерживаем дыхание. А теперь, наклоняемся, произнося звук «мааа», при этом руки резко опускаются вниз, имитируя движения дровосека. Вновь принимаем исходное положение, а затем повторяем всё сначала и так несколько раз, пока не закончится воздух. Понятно, что наклоны повторяются столько раз, насколько хватит воздуха взятого в начале.

4. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

«Чем сильнее волна ударилась о берег, тем дальше она откатится, чем крепче мяч ударит о стену, тем дальше он отлетит. Чем активнее будет вдох, тем легче и естественнее происходит выдох и постепенно со временем он нормализуется»

(А. Н. Стрельникова).

Дыханием можно не только говорить и петь, но и лечить разные заболевания. Уникальный оздоровительный комплекс Стрельниковой известен многим. Этот метод улучшает красоту тембра, расширяет диапозон у вокалистов. С его помощью ставится голос тпм, кто хочет петь, не имея для этого особых природных данных.

Правила работы с дыханием по Стрельниковой:

1.Думай только о вдохе носом! Вдох шумный, резкий, активный;

2.Выдох через рот абсолютно пассивный. Его не должно быть слышно!

4.Вдох выполняется одновременно с движениями!

5.Счёт на «восьмёрками» по четыре раза. Повторив такой цикл трижды получаем 96 повторов, условно «сотню».

Все вдохи и движения делаются в темпоритме строевого шага.

Гимнастику Стрельниковой называют парадоксальной из-за взятия вдоха при сжимании грудной клетки.

1.Упражнение "Ладошки"

Встать ровно и прямо. Руки согнуты в локтях, локти вниз. Кисти рук расположить на уровне плеч ладонями к зрителю. Сделать вдох синхронно со сжатием ладоней в кулак. Делать 4 раз по 8 вдохов.

2. "Обними плечи"

Исходное положение: руки подняты горизонтально до уровня плеч, слегка расслаблены и согнуты в локтях. В момент вдоха следует резко сомкнуть руки, будто обнимая себя за плечи. Норма для данного движения составляет все те же 4 подходов по 8 в каждом.

3. "Обними плечи".

Исходное положение: руки подняты горизонтально до уровня плеч, слегка расслаблены и согнуты в локтях. В момент вдоха следует резко сомкнуть руки, будто обнимая себя за плечи. Норма для данного движения составляет все те же 12 подходов по 8 в каждом.

4. "Насос" (накачивание шины)

Стоять ровно и прямо с опущенной вниз головой. Согнуть спину в поясничном отделе. Руки опустить вниз, кисти расслабить. Спина расслаблена. Делается плавный наклон вперед, одновременно необходимо сделать короткий вдох носом. Количество подходов такое же.

5. «Потанцуем». На вдохе наклонившись вперёд, соединяем локоть правой руки с коленом левой ноги. На выдохе принимаем исходное положение (встаём ровно и прямо). Затем повторяем то же самое, но теперь соединяем локоть левой руки, а колено правой ноги. Доводим количество повторений до 32 раз.

В конце цикла этих упражнений, набираем полную грудь воздуха и поднимаем руки вверх, резко наклонившись их вниз и некоторое время «висим» в расслабленном состоянии: руки «свинцовые», голова, как тяжелый шар на нитке. Это упражнение повторяем трижды, чтобы восстановить спокойное дыхание.

Следующее упражнение имеет целью отрабатывать навыки развития дикции, артикуляции, дыхания. Активно артикулируя, повторяем стихотворение:

Со скакалкой я скачу

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую отдышки.

Голос звучный, льётся ровно

И не прыгаю я словно.

Раз, два, раз, два, раз, два, раз

Могу прыгать целый час.

Проговаривая слова, активно артикулируем. Когда текст выучен, проговариваем его, выполняя прыжки на двух ногах.

Цель: учиться проговаривать текст на ровном дыхании.

Упражнения на развитие артикуляции и дикции (выполняются на одном дыхании!)

Запоминаем ряд гласных: У, О, А, Э, И, Ы

Далее проговариваем с согласными и на одном дыхании:

1.Пу-по-па-пэ-пи-пы

Бу-бо-ба-бэ-би-бы

Пу-бу, по-бо, па-ба, пэ-бэ, пи-би, пы-бы.

2. Сочетание с буквами «ст» и «зд». Буквы «с» и «з» лучше всего получаются из положения губ «на улыбке»:

Сту-сто-ста-стэ-сти-сты

Зду-здо-зда-здэ-зди-зды

Сту-зду, сто-здо, ста-зда, стэ-здэ, сти-зди, сты-зды.

3. Сочетание с буквами «рл» и «лр»:

Рлу-рло-рла-рлэ-рли-рлы

Лру-лро-лра-лрэ-лри-лры

Рлу-лру, рло-лро, рла-лра, рлэ-лрэ, рли-лри, рлы-лры

Долгоговорки (проговариваются на одном дыхании!): «Как на горке, на пригорке, встали тридцать три Егорки»

Как на горке, на пригорке, встали тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. счет идёт до 33-х Егорок.

Цель: научиться контролировать выпускаемый воздух, распределять его на весь счет.

«Наша Таня громко плачет»

На-ша Та-ня гром-ко пла-чет:

У-ро-ни-ла в ре-чку мя-чик.

— Ти-ше, Та-не-чка, не плачь:

Не у-то-нет в ре-чке мяч.

На одном дыхании проговариваем по слогам всё четверостишие столько раз, сколько хватит воздуха.

Заключение.

Упражнения, приведённые выше - это только часть формирования вокально-технических навыков. Эти и другие упражнения используются на занятиях регулярно и системно, благодаря чему у обучающихся формируются нужные умения, воспитывается мышечная память. Становление голоса начинающего вокалиста - процесс долговременный и постепенный. Главное – в самом начале заложить крепкий фундамент, и шаг за шагом оттачивать свои навыки.