Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №28» Еманжелинского
муниципального района Челябинской области
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Приобщение детей
к истокам народной культуры через народные игры»
Подготовила: Фролова Ирина Владимировна,
воспитатель МКДОУ «д /с №28»
2017г.
Мастер-класс для педагогов
«Приобщение детей к истокам народной культуры через народные игры»
Подготовила: воспитатель
Фролова Ирина Владимировна
2017г.
Цель: Систематизировать представления педагогов о народных играх через приобщение к истокам народной культуры .
Задачи:
1. Познакомить педагогов с народными играми Южного Урала.
2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
Все участники мастер-класса приглашаются в музыкальный зал занять свои места.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего мастер-класса «Приобщение детей к истокам народной культуры через народные игры Южного Урала». Уральский край – многонациональный край, где проживает большой процент представителей русской, башкирской и татарской национальности. Для знакомства детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом, игры данных народов необходимо использовать в образовательной деятельности ДОУ.
Народные подвижные игры играют большую роль в становлении культуры ребенка. Через них он осмысливает и познает окружающий мир. Народные игры являются неотъемлемой частью эмоционального, художественного, физического воспитания.
Для детей народные игры – это произведения фольклорного искусства, самобытные обычаи и традиции. Чем хороши народные игры для детей? Народная игра это не только отдых и развлечение, она приобщает детей к культуре народа.
Народные игры для детей по большей части – игры коллективные. Благодаря им, ребёнок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам. Игры способствуют физическому развитию: вырабатывается выносливость, сила, ловкость, становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответственности, навыки самоконтроля). Народные игры реализуют еще и развлекательные функции: шутки, с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров со смешными движениями и жестами, которым присуща простота и безобидность. Подвижные народные игры просто необходимы детям дошкольного возраста, они развивают координацию, благотворно влияют на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, способствуют формированию правильной осанки. Благодаря знакомству с народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаём будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное развитие детей.
Народные подвижные игры делятся на группы:
1. Народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
2. Игры отражающие быт народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью.
Предлагаю сегодня на нашем мастер-классе закрепить знания об организации и проведении подвижных игр.
1.Выбор игры.
Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, с учетом уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.
2. Создание интереса к игре.
Дети лучше усвоят правила игры, если создать интерес к игре, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, загадать загадку, вопросы, прочитать стихи, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре.
3. Объяснение содержания и правил игры.
Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точные и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей.
4. Распределения ролей.
Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей.
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Например:
Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Сизый голубь прилетел,
Выйти вон тебе велел.
Или
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Так же можно с помощью жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.
Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети сами берут.
5.Проведение игры и руководство ею.
Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. В старшей группе воспитатель вначале выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары. Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом нагрузка снижается.
Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные от4до6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста.
Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности.
6.Окончание игры и подведение итогов.
Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму. Подводятся итоги игры, анализ -как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.
Уважаемые коллеги, а сейчас хочу предложить вам поиграть в народные подвижные игры. Выходите смелее! Итак, представляем вашему вниманию народные игры:
1.Игра «Веночек»
Играющие передают по кругу веночек и поют:
В зелен сад гулять пойдём, цветов нарвём, венок навьём
У кого в руках веночек надевай его дружочек!
С окончанием песни, у кого в руках остался веночек надевает его на голову, все поют:
Покружись, покружись и друзьям поклонись!
После этих слов водящий протягивает венок между двумя участниками игры, после слов «Раз-два-три, беги», двое участников обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым возьмёт веночек, тот выиграл.
2.«Юрта»- башкирская народная игра
В игре участвуют четыре подгруппы , каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
3.«Татарский плетень»
Выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки за ведущим, постепенно «заплетая» плетень. При этом поют:
Вейся,ты вейся,
Капуста моя!
Вейся,ты вейся,
Виловая моя!
Как мне, капустке,
не виться,
Как мне, видовой,
не свиться.
Вечор на капустке,
Вечор на виловой
Частый сильный дождик.
Игра повторяется несколько раз, главное — не расцепить руки.
Наш мастер-класс подошел к концу.
Мы благодарим всех участников мастер-класса!
Нам было очень приятно с Вами работать.
Спасибо за внимание и сотрудничество!