СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам народной культуры через народные игры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Уральский край – многонациональный край, где проживают русские, татары,  башкиры и другие народы. Народные подвижные игры играют  большую роль в становлении культуры ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам народной культуры через народные игры»»



Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №28» Еманжелинского

муниципального района Челябинской области









Мастер-класс для педагогов


Тема: «Приобщение детей

к истокам народной культуры через народные игры»















Подготовила: Фролова Ирина Владимировна,

воспитатель МКДОУ «д /с №28»









2017г.






Мастер-класс для педагогов

«Приобщение детей к истокам народной культуры через народные игры»

                                               

Подготовила: воспитатель 

Фролова Ирина Владимировна

2017г.

Цель: Систематизировать представления педагогов о народных играх   через приобщение  к истокам народной культуры .

Задачи:

1. Познакомить педагогов с народными играми Южного Урала.

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

Все участники мастер-класса приглашаются в музыкальный зал занять свои места.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего мастер-класса «Приобщение детей к истокам народной культуры через народные игры Южного Урала».  Уральский край – многонациональный край, где проживает большой процент представителей русской, башкирской и татарской национальности. Для знакомства детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом, игры данных народов необходимо использовать в образовательной деятельности ДОУ.

Народные подвижные игры играют большую роль в становлении культуры ребенка. Через них он осмысливает и познает окружающий мир. Народные игры являются неотъемлемой частью эмоционального, художественного, физического воспитания.

 Для детей народные игры – это произведения фольклорного искусства, самобытные обычаи и традиции. Чем хороши народные игры для детей? Народная игра это не только отдых и развлечение, она приобщает детей к культуре народа.

Народные игры для детей по большей части – игры коллективные. Благодаря им, ребёнок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам. Игры способствуют физическому развитию: вырабатывается выносливость, сила, ловкость, становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответственности, навыки самоконтроля). Народные игры реализуют еще и развлекательные функции: шутки, с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров со смешными движениями и жестами, которым присуща простота и безобидность. Подвижные народные игры просто необходимы детям дошкольного возраста, они развивают координацию, благотворно влияют на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, способствуют формированию правильной осанки. Благодаря знакомству с народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаём будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное развитие детей.

Народные подвижные игры делятся  на группы:

1. Народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

2. Игры отражающие быт народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.

3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью.

Предлагаю сегодня на нашем мастер-классе закрепить знания об организации и проведении подвижных игр.

1.Выбор игры.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, с учетом уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.

2. Создание интереса к игре.

Дети лучше усвоят правила игры, если создать интерес к игре, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, загадать загадку, вопросы, прочитать стихи, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре.

3. Объяснение содержания и правил игры.

Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точные и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей.

4. Распределения ролей.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например:

Начинается считалка: 
На березу села галка,
 
Две вороны, воробей,
 
Три сороки, соловей.
 
Сизый голубь прилетел,
Выйти вон тебе велел.

Или

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

Так же можно с помощью  жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.

Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети сами берут.

5.Проведение игры и руководство ею.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. В старшей группе воспитатель вначале выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары. Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом нагрузка снижается.

Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные от4до6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста.
Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности.

6.Окончание игры и подведение итогов.

Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму. Подводятся итоги игры, анализ -как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.
Уважаемые коллеги, а сейчас хочу предложить вам поиграть в народные подвижные игры. Выходите смелее! Итак, представляем  вашему вниманию народные игры:  

1.Игра «Веночек»

Играющие передают по кругу веночек и поют:

В зелен сад гулять пойдём, цветов нарвём, венок навьём

У кого в руках веночек надевай его дружочек!

С окончанием песни, у кого в руках остался веночек надевает его на голову, все поют:

Покружись, покружись и друзьям поклонись!

После этих слов водящий протягивает венок между двумя участниками игры, после слов «Раз-два-три, беги», двое участников обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым возьмёт веночек, тот выиграл.

2.«Юрта»- башкирская народная игра

В игре участвуют четыре подгруппы , каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

3.«Татарский плетень»

Выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки за ведущим, постепенно «заплетая» пле­тень. При этом поют:

Вейся,ты вейся,

Капуста моя!

Вейся,ты вейся,

Виловая моя!

Как мне, капустке,

не виться,

Как мне, видовой,

не свиться.

Вечор на капустке,

Вечор на виловой

Частый сильный дождик.

Игра повторяется несколько раз, главное — не расцепить руки.

Наш мастер-класс подошел к концу. 

Мы  благодарим  всех участников мастер-класса!

Нам было очень приятно с Вами работать.

Спасибо за внимание и сотрудничество!