Мастер-класс для воспитателей
«Пути предупреждения тревожности у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Педагог – психолог: Маслова Наталия Николаевна
«Пути предупреждения тревожности у детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: формирование психолого-педагогической компетентности у педагогов при взаимодействии с тревожными детьми;
учить доверять окружающим, расслабляться, бороться со страхами; способствовать снижению напряжения, повышению самооценки, умению овладевать мышцами тела; помогать снимать мышечное напряжение, тревожным детям входить в общий ритм работы; воспитывать уважение друг к другу, умение принимать человека таким, какой он есть.
Задачи:
1) познакомить педагогов с психологическим феноменом «тревожность», раскрыть причины ее появления;
2) отработать с педагогами навыки по работе с тревожными детьми;
3) познакомить педагогов со способами профилактики тревожности в детском коллективе.
Контингент: педагоги ДОУ
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Коммуникативная игра «Найди пару»
Цель: способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.
Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.
На прогулку косолапый вышел мишка погулять. Участники расходятся по комнате.
По тропинке громко топал, друга он пошел искать.
«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!» Двигаются по комнате произвольно.
Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить».
Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку.
Мишка с другом покружился… Кружатся.
Он в лесу устроил бал.
А потом остановился,
По головке гладить стал. Гладят друг друга по голове.
Спины звери почесали… Поворачиваются друг к другу спинами.
Вправо, влево, вверх и вниз. Трутся спинами.
И немного потолкались. Слегка толкаются.
Крепко-крепко обнялись. Обнимают друг друга.
Что такое тревожность?
Тревожность – ощущение эмоционального неблагополучия, спровоцированное предчувствием неудачи или опасности. Непосредственно человеком переживается как напряжение, озабоченность, беспокойство, пугающее чувство беспомощности, неопределённости.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность – устойчивое состояние. Например, случается, что ребёнок волнуется перед выступлениями на празднике. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остаётся спокойным. Это – проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе, в общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.
Тревожность чаще всего развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом;
- неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
- негативными требованиями, которые унижают ребёнка, ставят его в зависимое положение.
Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передаётся ребёнку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Авторитарный стиль родительского воспитания в семье не способствует внутреннему спокойствию ребёнка.
Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
Признаки тревожности
Тревожный ребёнок:
- не может долго заниматься, не уставая;
- ему трудно сосредоточиться на чём-то;
- любое задание вызывает излишнее беспокойство;
- во время выполнения заданий очень н6апряжён, скован;
- смущается чаще других;
- часто говорит о напряжённых ситуациях;
- как правило, краснеет в незнакомой обстановке;
- жалуется, что ему снятся страшные сны;
- руки у него обычно холодные и влажные;
- у него нередко бывает расстройство стула;
- сильно потеет, когда волнуется;
- не обладает хорошим аппетитом;
- спит беспокойно, засыпает с трудом;
- пуглив, многое вызывает у него страх;
- обычно беспокоен, легко расстраивается;
- часто не может сдержать слёз;
- плохо переносит ожидание;
- не любит браться за новое дело;
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность – 15 – 20 баллов, средняя – 7 -14, низкая – 1 – 6 баллов.
В детском саду дети часто испытывают тревожность и страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте 2 – 3 лет наличие этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребёнок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит своих глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание.
Работа с тревожным ребёнком дошкольного возраста сопряжена с определёнными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Рекомендовано проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях:
- повышение самооценки;
- обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
- снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.
Конечно же, повысить самооценку ребёнка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребёнку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей.
Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».
А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребёнка.
Каждый ребёнок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих.
В раздевалке на шкафчике каждого ребёнка можно закрепить «Цветик-семицветик», вырезанный из цветного картона. В центре фотография ребёнка. А на лепестках, соответствующих дням недели, - информация о результатах ребёнка, которыми он гордится.
Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей для установления взаимопонимания между ними.
Таким образом, использование наглядной формы работы помогает решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых – повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.
Групповые игры для повышения самооценки ребенка и снижения тревожности.
Игра- комплимент «Волшебная роза»
Цель: повышение самооценки, положительный настрой
Сейчас мы с вами будем передавать розу друг другу и постараемся увидеть что- то хорошее в каждом из нас. Это может касаться не только внешности, но и особенностей внутреннего мира! Нужно посмотреть в глаза друг другу и улыбнуться. Не забудьте поблагодарить за добрые слова.
В круг друзья вы стали
Розу в руки взяли,
Розу надо передать
Добрые слова сказать!
Игра "За что меня любит мама"
Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.
Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь.
После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.
Игра "Скульптура"
Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.
Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру:
- ребенка, который ничего не боится;
- ребенка, который всем доволен;
- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.
Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Когда же речь о тревожных детях, этот приём категорически недопустим. Если у ребёнка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Такого воспитанника следует спрашивать не в начале и не в конце занятия, а в середине. Нельзя его подгонять и торопить.
Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз.
Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры.
Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «казаки-разбойники») ребёнок переживает и сильный страх, и волнение, что помогает ему снять напряжение в реальной жизни.
Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные упражнения.
Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе. Коммуникативная игра «Колокол»
Все встают в круг, один ребенок - в центре. Стоящему в центре нельзя переступать с ноги на ногу, отрывать ноги от пола. Все толкают его от себя, и он свободно падает из стороны в сторону, как язык колокола. "Гусеница"
Цель: учить доверию.
Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
" Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".
Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".
"Смена ритмов"
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.
"Волшебный стул"
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Ещё один способ снятия излишней тревожности – раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.
Игры на снятие мышечного напряжения
"Дудочка"
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
"Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!"
Этюды на расслабление мышц.
Приведенные ниже этюды рекомендованы М. И. Чистяковой в книге "Психогимнастика" и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий: тревожных, аутичных, агрессивных. Все упражнения в нашей модификации.
"Штанга"
Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины.
Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".
Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
"А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.
"Сосулька"
Цель: расслабить мышцы рук.
"Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"
"Шалтай-болтай"
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".
"Винт"
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
"Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!"
"Насос и мяч"
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
"Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение". Затем играющие меняются ролями.
Игры, способствующие расслаблению.
Следующие три игры позаимствованы из книги К. Фопеля "Как научить детей сотрудничать". Они помогут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.
"Водопад"
Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.
"Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза".
После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.
"Слепой танец"
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
"Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
Так как техники арт-терапии являются наиболее древней и естественной формой коррекции эмоциональных и личностных состояний человека, и подходят для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста. Это один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Арт-терапия помогает детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные
Упражнение «Мусорная корзинка»
В жизни бывают такие моменты, которые вызывают напряжение, беспокойство, а чего вы боитесь больше всего? Возьмите в руки лист бумаги и карандаши, нарисуйте кто или что вызывает у вас тревогу.
На выполнение этого задания вам отводится 5-7 минут. Не бойтесь рисовать, не важно как вы нарисуете, мне важно, чтобы вы показали в этом рисунке свои страхи, тревоги.
Психолог ставит на середину комнаты небольшую корзину.
-Как вы думаете, а зачем человеку нужна мусорная корзина? Почему необходимо постоянно освобождать корзину от мусора? (высказывания) Представьте себе жизнь без мусорной корзины, когда мусор постепенно наполняет комнаты, где мы живём, невозможно передвигаться, становиться тяжело дышать, люди начинают болеть. Представили.
Но ведь также с чувствами, чувства накапливаются, часто ненужные, вредные (обиды, страхи, тревоги).
Для того, чтобы не копить в себе тревогу, страхи, необходимо от них избавляться. Сейчас мы этим и займемся.
Предлагаю вам порвать свои рисунки со словами: «Эти мысли мне мешают, они мне не нужны.» И чем громче, тем даже лучше. Можете кричать, визжать. Выкиньте ненужные, вредные чувства в мусорную корзину, представьте как вы, побеждаете свои страхи, тревогу».
Какое сейчас у вас настроение?
Работа с родителями тревожного ребенка.
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты.
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Ритуал завершения занятия
Давайте встанем, возьмёмся за р и произнесем друг другу слова:
Мы сегодня были рады,
Видеть каждого из нас,
Не пугают нас преграды,
В добрый путь и добрый час.
За то, что сегодня не скучно нам было,
Мы скажем друг другу
Большое спасибо.
ИГРЫ
«Закончи предложение»
Сколько бы окружающие ни рассказывали ребенку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребенок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Так что данная игра — хороший способ проверить, что же принял для себя ваш ребенок и как это отразилось на его самоотношении.
Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же «начала» могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им «окончания» должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: «Я умею…», «Я могу…», «Я хочу научиться…».
Примечание. Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.
«Драка»
Эта игра поможет ребенку расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снять эмоциональное напряжение и частично выразить агрессию, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать.
Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы ) От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.
Примечание. Как вы, наверное, уже догадались, эту игру полезно использовать не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. Для них здесь есть важный коррекционный момент: радость расслабления (физическая и эмоциональная) связывается с решением не драться, а решать конфликты мирным путем.
«Воздушный шарик»
Данная игра поможет научиться расслаблять мышцы живота. Для начала вспомните с ребенком, когда вы в последний раз надували воздушные шары. Как меняется шарик по мере поступления воздуха? Конечно, он увеличивается в размере и напрягается, стенки его становится непросто продавить пальцем. Теперь пусть ребенок представит себя таким воздушным шаром. Нужно сделать очень глубокий вдох и затаить дыхание. Попросите игрока положить руку на живот и почувствовать, стал ли он круглым и напряженным. Если стал, то можно выдохнуть и ощутить, как приятно, когда живот расслаблен. Повторите игру еще три-пять раз: напряжение на вдохе, задержка на несколько секунд, выдох и расслабление.
Примечание. Обратите внимание на то, чтобы напрягался именно живот, проследите за плечами ребенка — они не должны подниматься. Второй важный момент — выдох должен быть сделан без усилия, воздух сам выйдет, если перестать напрягать живот.
Упражнение «У страха глаза велики».
А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие, круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу!
Упражнение «Кулачки».
Психолог. Сожмите пальцы в кулачок (руки лежат на коленях) покрепче, чтобы косточки даже побелели. Вот так, хорошо! Сильно-сильно! Да, не очень-то приятно. Руки устали. Распрямите кулачки, медленно. Вот пальцы и расслабились. Ладошки потеплели, отдыхают, им легко, приятно. Выполните упражнение 3 раза. А теперь сделайте вдох-выдох, вдох-выдох... Молодцы!
Руки на коленях, кулачки зажаты.
Крепко, с напряжением пальчики прижаты.
Большой палец прижимаем к остальным.
Пальчики сильней сжимаем –
Опускаем, разминаем.
(Легко приподнимает и роняет расслабленную кисть каждый ребенок.)
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики!
Игра"Волшебный стул"
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
«Тепловые лучики»
Тогда соедините свою ладошку с моей ладошкой (ритуал приветствия). Вот и у нас получилось солнышко, ваши руки его лучики.
(задача данного упражнения: ладонями почувствовать тепло друг друга). Очень важно: никакого насилия над ребенком, если он не хочет выполнять какое-нибудь упражнение. При успешном выполнении этого упражнения можно подключить его «оздоровительный вариант»: на своем теле найти ладонями «холодное» место и через свои ладони согреть его, ярко представляя, как тепло ладоней согревает.
Спасибо ребята за работу, всего доброго, до свидания!
Как играть с тревожными детьми.
".
Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка.
"Если содержащееся в анкете утверждение правильно, с вашей точки зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, если неправильно - минус".
1. Не может долго работать не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о возможных неприятностях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что снятся страшные сны.
9. Руки обычно холодные и влажные.
10. Нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12 Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Обработка данных по анкете проводится следующим образом. Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.
Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности,
7-14 баллов - о среднем,
1-6 баллов - о низком.
Для сопоставления со своими данными наблюдения попробуйте заполнить анкету самостоятельно и сравнить с результатами, полученными от родителей или воспитателя
Практическая часть. Разминка.
2.2. Портрет «особого» ребенка (Приложение № 1) (возраст 4–6 лет) Цель: тренировка навыков выявления тревожных детей в детском коллективе.
Оборудование: карточки с описанием портрета «особого» ребенка, листы, ручки. Педагогам предлагается карточки с описанием портрета «особого» ребенка, имеющего нарушения в эмоционально-личностной сфере (гиперактивность, агрессивность, тревожность). В течении 1 минуты педагогам необходимо выбрать те критерии, которые относятся к тревожному ребенку. Имеет завышенную самооценку (самомнение) Часто теряет контроль над собой Опасается вступать вновые контакты, игры ит.д. Постоянно контролирует свое поведение Не понимает чувств и переживаний других людей Во время выполнения заданий очень напряжен, скован Часто спорит или ругается со взрослыми Руки обычно холодные ивлажные. Создает конфликтные ситуации Смущается чаще других. Суетлив, беспокоен в движениях Имеет мускульное напряжение вобласти лица, шеи Имеет заниженную самооценку Плохо координирует движения Совершает стереотипные механические движения Сваливает вину на других Имеет соматические жалобы (на боли вживоте, горле, голове ит.п.) Робко здоровается Вопрос педагогам: осуществляете ли вы индивидуальный подход в работе с тревожными детьми? В чем он заключается? (примеры из практики).
2.3. Обучение педагогов способам по снижению тревожности удошкольников. Работа с тревожным ребёнком сопряжена с определёнными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Рекомендовано проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: 1) повышение самооценки; 2) снятие мышечного и эмоционального напряжения. 3) Обучение детей умению управлять своим поведением. Конечно же, повысить самооценку ребёнка за короткое время невозможно.
Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребёнку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причём ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребёнка.