СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов «Развитие когнитивных функций у детей с ОВЗ с использованием головоломки «Танграм»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка мастер-класса по использованию головоломки "Танграм" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ..

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов «Развитие когнитивных функций у детей с ОВЗ с использованием головоломки «Танграм»»

Методическая разработка мастер-класса для педагогов

«Развитие когнитивных функций у детей с ОВЗ с использованием головоломки «Танграм»

Расскажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и, может быть, я запомню,

Но вовлеки меня, и я пойму.

Китайская пословица

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с детьми с ОВЗ по развитию когнитивных функций с использованием головоломки «Танграм».

Задачи:

- познакомить педагогов с приёмами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития детей с ОВЗ;

- создать условия для плодотворного общения педагогов.

Оборудование: разновидности головоломки «Танграм», листы бумаги, ножницы, линейки, карандаши.

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня предлагаю вам игровую методику, которая при правильном применении может дать достаточно хорошие результаты в работе с детьми с ОВЗ.

«Танграм» в переводе с китайского языка обозначает «семь дощечек мастерства», а еще её называют картонной головоломкой.. Это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определенным образом для получения другой, более сложной фигуры. С помощью 7 дощечек можно составить более 200 фигур.

Легенда о том, как появился «Танграм»

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Но одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками. И тогда, император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен, как, великий математик, другой прославился, как художник, а третий был знаменитым философом. Повелел император придумать им игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали головоломку «Танграм».

Игра способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного воображения, мышления, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия комбинаторных способностей. В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Основная задача головоломки – заставить ребенка с ОВЗ напрячь мышление. «Танграм» положительно влияет на склад ума в целом и позволяет достичь цели по развитию навыков, указанных выше.

(Можно предложить педагогам самим сделать «Танграм», предложив им ножницы, линейку, карандаш и бумагу.)

При решении головоломки требуется соблюдать 2 условия:

  1. Необходимо использовать все 7 фигур «Танграма»

  2. Фигуры не должны перекрываться между собой.

Уважаемые педагоги, используя наборы «Танграм», создайте фигуры по образцу (карточки с образцами).

А теперь, попробуйте создать фигуру по сказке, которую я вам прочитаю:

Сказка про «Танграм»

В некотором царстве, в математическом госудастве жил-был Квадратик. Было ему очень скучно, ведь никто с ним не играл. Тогда Квадратик решил позабавиться: начал он бегать, прыгать и упал. Раскололся онн на 7 частей. Подошел к Квадрату мальчик и решил собрать его из частей, но одну детальку он положил неправильно и вместо Квадрата у него получился кораблик. «А квадратик-то стал волшебным!» - воскликнул мальчик. Ведь из него можно собирать множество фигурок. С тех пор с Квадратиком стало играть много детей и у него появилось много друзей.

Как вы думаете, какая фигура получилась у мальчика? (Кораблик)

Данная головоломка помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, не только зрительно, но и тактильно. Будут развиваться навыки ориентировки в пространстве, зрительно-моторная координация. По ходу игры можно проговаривать с детьми цвет, форму, величину. Они смогут освоить навыки зрительного анализа сложных геометрических форм, смогут практически видоизменять плоскостные геометрические фигуры и создавать на их основе новые изображения. Данная техника хорошо развивает воображение детей и их мышление, способствует развитию речи. Можно составлять сказки и обыгрывать их. Можно давать детям прослушивать любую уже известную им сказку, составлять героев этой сказки и проигрывать ее по ролям.

Если вы будете применять эту головоломку в работе с детьми с ОВЗ, особенно с детьми с УО, то рекомендую это делать поэтапно.

Вначале познакомиться с геометрическими фигурами, выучить их названия. Затем предложить детям упражнения, направленные на формирование представлений о геометрических фигурах, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Это будет являться подготовкой к этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам. Далее можно тренироваться в составлении фигур по образцу. (Например, детям показывают расчлененный образец несложной фигуры какого-нибудь животного и объясняют цель: составить такой же. Нам кажется, что это очень легкое задание, но многие дети с ОВЗ не всегда сразу справляются с ним, не могут правильно соблюдать пропорции, так как им не доступен самостоятельный анализ расположения частей. Затрудняются они и в определении и назывании относительной величины составных частей, размерных соотношений. Дети могут вместо большого треугольника поместить средний по размеру и самостоятельно не заметить ошибку. Таким образом, на этом этапе необходимо обучать детей анализу предъявляемого образца и словесному выражению способа соединения и пространственного расположения частей. Затем, лучше всего будет поупражняться в собирании по образцу. Это облегчает анализ и сопоставление воссозданного изображения с образцом. На следующем этапе дети овладевают умениями последовательно анализировать детальный, силуэтный и контурный образцы, создавая на их основе сложные комбинации. На этом этапе обучения одна из главных задач состоит в развитии у детей умения анализировать форму плоскостной фигуры по конторному ее изображению, т. е . комбинаторных способностей.

Затем можно переходить к составлению по образцам без указания частей. И здесь важно показать детям, что без предварительного тщательного рассмотрения образца, составить фигуру на плоскости трудно. Овладев составлением простых фигур, можно переходить к более сложным.

Рекомендую использовать головоломку «Танграм» на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ.