СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов «Теневой театр, как средство коррекционной работы с детьми ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Театр –это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей...»

(Б. М. Теплов.)

 

С введением Федерального государственного образовательного стандарта в современном дошкольном образовании повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, поддержке его уникальности, выявлению и развитию творческих способностей. В связи с этим возрастает роль детского сада в создании условий для формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности.

Театр - одно из любимых зрелищ детей дошкольного возраста и важнейшее средство их всестороннего развития. Театральное искусство близко и понятно детям, прежде всего потому, что в основе лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.  Благодаря театру ребёнок приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые отношения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов «Теневой театр, как средство коррекционной работы с детьми ОВЗ»»


Мастер-класс для педагогов

«Теневой театр, как средство коррекционной работы с детьми ОВЗ»

Педагог-психолог Ануфриева Т.С. Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка д/с №20 «Незабудка» г.Ставрополя

«Театр –это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей...»

(Б. М. Теплов.)



С введением Федерального государственного образовательного стандарта в современном дошкольном образовании повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, поддержке его уникальности, выявлению и развитию творческих способностей. В связи с этим возрастает роль детского сада в создании условий для формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности.

Театр - одно из любимых зрелищ детей дошкольного возраста и важнейшее средство их всестороннего развития. Театральное искусство близко и понятно детям, прежде всего потому, что в основе лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.  Благодаря театру ребёнок приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые отношения.

На сегодняшний день существует немало парциальных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности: программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э.Г. Чуриловой, «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной, «Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет и др. Все перечисленные программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов и т.д. посредством театрализованной деятельности.

Одним из первых популярных пособий, посвященных использованию разных видов кукольного театра в работе с дошкольниками, является пособие для воспитателей «Кукольный театр - дошкольникам», авторами которого являются Т.Н. и Ю. Г. Караманенко. Г. Генов в своей работе «Театр для малышей» расширяет арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста и уделяет большое внимание повышению активности самих детей в театрализованной деятельности.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение передового педагогического опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по использованию театрализованной деятельности в образовательном процессе детского сада. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных ученых (А. Бурениной, Н. Карпинской, И. Лыковой, Л. Фурминой), педагогов и методистов (О. Акуловой , Е. Антипиной , Л. Бочкаревой, Л. Ворошниной, и др.)

Одним из наиболее привлекательных и незаслуженно забытых в современном образовании является театр теней. Театр теней как самостоятельный вид театрализованной деятельности в детском саду упоминается лишь в работах Лыковой И.А.

Театр теней – это синтетический вид искусства: драматургии, музыки, литературы, живописи, танца. Выразительные свойства театра теней достаточно скупы и обусловлены магическим свойством тени превращать любую вещь в художественный образ. Теневая фигура - это визуальный образ. Она может трансформироваться, причудливо изменяться на экране на глазах у зрителей. Плоскую фигуру в театре теней зрители наблюдают опосредованно, сквозь полотно экрана, они видят размытую тень от цветных фигур, или черный силуэт. Таким образом, на экране создается иллюзия реальности и у зрителей появляется возможность дофантазировать, домыслить увиденное (Л. Башинская, 2012).

Театр теней родился в Китае много веков назад и живет до сих пор. Первые упоминания о нём появились ещё до нашей эры. Наверняка вы слышали легенду, связанную с появлением этого вида искусства…Когда у китайского императора, умерла жена, он настолько погрузился в свою печаль, что забыл про дела империи и она пришла в упадок. Он всё время находился в своих покоях и отказывался их покидать. Однажды за занавеской, подсвеченной солнцем, он увидел проходящего мимо придворного. Этот образ внешне очень напомнил профиль его покойной жены. С тех пор придворный каждый день разыгрывал подобный «спектакль», император отгоревал свою утрату и вернулся к делам. Так прошла эпоха застоя, и настал расцвет великой империи.

Первых кукол-персонажей для театра теней изготавливали из шкур животных, которые выделывались до прозрачности. Чаще всего использовалась – ослиная шкура, поэтому в народе театр теней называли «театр кукол из ослиной кожи». В Европе кукол изготавливали из кожи буйвола. Некоторые из них не плохо выглядят и хранятся в театральных музеях. Есть экземпляры, которым более 1000 лет.

Современные куклы для теневого театра для детей изготавливаются из плотного картона или пластика.

В зависимости от персонажей различают несколько видов теневого театра:

  • Настольный – самый простой вариант, доступный для домашнего досуга или игр в детском коллективе. Для него понадобится небольшая коробка или ширма, источник света и небольшие сказочные персонажи.

  • Ручной – когда персонажи сказки или истории изображаются с помощью изгиба и движения кистей рук. В этом случае необходима тренировка. Кстати, в Интернете есть очень много схем положения рук, тени от которых схожи с разными животными.

  • Ростовой – настоящий теневой спектакль, который смело можно назвать видом драматического искусства. За специальной подсвеченной ширмой играют свои роли настоящие актёры.

Использование теневого театра позволяет педагогам детских садов решить многие образовательные задачи в работе с детьми ОВЗ. Теневой театр вызывает яркие эмоции, чувства, фантазия и воображение дошкольника подсказывает, во что превращается тень, и руки невольно сами стремятся испробовать создать волшебные тени. Самое важное, то, что в спектаклях теневого театра теней активное участие могут принимать сами дети.

У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Участие детей в подготовке и постановке спектаклей способствует развитию памяти, внимания, речи, пространственных представлений, моторики, самоконтроля, работоспособности – всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность.
Через театрализованную деятельность необходимо обратиться к эмоциональному опыту особых детей, учить их распознавать чувства, как свои, так и других людей, знакомить с основными эмоциями: радостью, страхом, гневом, грустью, обидой и т.д. Ребёнок с ОВЗ получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость, почувствовать, что взрослый здесь для того, чтобы быть с ним, сопровождать. В результате долгой, кропотливой, совместной деятельности дети получают радость от выступления на сцене, начинают больше верить в себя, становятся более психологически устойчивыми.

Именно способность ребенка к идентификации с образом позволяет через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей. Заданные образы помогают ребенку составить свою картину мира и выработать опыт эмоционального поведения в конкретной ситуации.

Можно сделать вывод, что театр теней – это прекрасная форма обучения и воспитания детей ОВЗ.

1.Театр теней развивает воображение ребёнка и учит креативно мыслить. Во время показа теневого театра ребёнок дорисовывает и дополняет в своей голове элементы, которые не показаны, а такой мыслительный процесс очень полезен.

2.Теневой театр развивает речь ребенка. Ребенок ставит спектакль и говорит вслух от лица персонажей. Пусть ребенок не стесняется придумывать и рассказывать историю. Педагогу стоит поддерживать рассказ ребенка восхищениями и вопросами.

3.Работа со сказочными персонажами позволяет ребёнку: совершенствовать мануальный интеллект и координацию движений,
проявлять через персонажей постановок те эмоции, которые в обычной жизни по каким-либо причинам он не может проявить.

4.Театр теней помогает победить детский страх темноты, так как ассоциативный ряд «монстра под кроватью» и «страшных существ во мраке комнаты» перекрывается ассоциацией с торжественностью спектакля, чудом в темноте.

5.Теневой театр успокаивает детей перед сном, потому что игра происходит в темноте и в спокойной атмосфере, можно при этом задействовать музыкальные композиции.

6. Теневой театр помогает создать тёплые отношения со сверстниками и педагогами.

2. Практическая часть.

Любое театральное представление требует серьёзной подготовки!

Театр теней, в отличие от других видов театра, не требует пышных костюмов и сложных декораций. В его основе лежит игра света и тени. Для его организации нужны три элемента: экран, источник света и актёры – теневые фигуры, в роли которых могут выступать как люди, так и самые обычные предметы: фигурки из бумаги или картона, игрушки, посуда и многое другое, что находиться под рукой, и посильно изготовить детям вместе с педагогом или родителями.

Чтобы использовать театр теней в работе дошкольной образовательной организации, с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья необходимо знать организацию работы с теневым театром:

1) Изготавливаем устойчивую и вместительную конструкцию (ширму) теневого театра. Теневой театр должен находиться на одном уровне с дошкольниками, чтобы дети сильно не утомлялись, для удобства посадим их на стулья.

2) Для создания настоящей театральной атмосферы – мистической и загадочной, нужно приглушить в комнате свет, задрапировать мягкой тканью сиденья для зрителей. Можно даже сделать настоящий занавес, нарисовать билетики и даже устроить антракт.

3) Приступаем к изготовлению вырезанных силуэты для плоскостного — кукольного театра. Для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья лучше изготовить единую фигуру без дополнительных подвижных частей. При управлении фигурой важно учесть, что бы дошкольник располагал фигуру близко к экрану, для передачи четкого образа. Необходимо подготовить карточки с пальчиковым (ручным) театром теней, где изображены как, складывать пальцы рук в ту или иную фигуру. Изучение фигур нужно начинать с самых простых фигур, можно использовать прием «рука в руке».

3) В первых спектаклях лучше не задействовать более двух-трёх персонажей. Необходимо элементарное знание текста по ролям дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, можно использовать чтение текста взрослым, если дошкольник испытывает затруднение, а дошкольники в свою очередь выполняют движения в соответствии с текстом. Изучение текста дошкольниками должно быть многократным, вначале возможно использовать просмотр мультимедии, пересказ по картинкам (можно использовать для наглядности магнитный театр, настольный театр).

4) Для лучшей гибкости пальцев рук перед началом игры с театром необходимо размять пальцы рук. Для этого можно использовать массажные шарики «су — джок», пальчиковую гимнастику, шнуровки. Развитие гибкости пальцев дает возможность быстро, ловко складывать пальцы рук в фигуры.

5) Обратите внимание – актёр должен находиться между экраном и источниками света, а экран – между лампами и зрителями. Во время постановки осветительные приборы могут сильно нагреваться, а потому к ним лучше не прикасаться.

6) «Раскрасить» спектакль помогут цветные лампочки или специальные фильтры. Для ночных сцен подойдёт синий цвет, а для утренних – розовый или красный.

В основном вышеперечисленные педагогические подходы в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья взаимосвязаны между собой.

Инструкция по изготовлению силуэтов кукол к теневому театру : Чтобы сделать кукол для театра теней, понадобится плотный картон. Можно найти готовые шаблоны, а можно включить фантазию и воображение – и изготовить их самостоятельно. Готовые фигуры нужно покрасить чёрной гуашью, или использовать плотный картон черного цвета.
  1. Обведите на обратной стороне черного картона силуэт персонажа (декорации) по шаблону.

  2. Вырежьте силуэт по контуру.

  3. При помощи канцелярского ножа сделайте необходимые прорези (глаза, рот и т.д).

  4. Берем трубочку из под сока (шпажку) и с помощью клея (пистолета) закрепить трубочки на силуэтах, за которые их будут держать кукловоды.

Будьте внимательны – если куклу нужно будет вести снизу, палочку также нужно приклеивать снизу. Если же вы хотите вести персонажа сверху, то и палочку нужно клеить сверху. Для птиц и кораблей лучше использовать леску – это придаст им особую подвижности.