Тема | Наличные деньги |
Образователь-ные результаты | Цель – рассказать школьникам о наличных деньгах, используемых сегодня в РФ, как производить расчеты наличными, и как действовать в ситуациях с подозрительными, фальшивыми и поврежденными купюрами. Задачи: Познакомить участников с понятиями: наличные деньги, сдача, чек, испорченная купюра, подозрительная (фальшивая) купюра, комиссия. Показать какие наличные деньги (купюры, монеты) используются в России. Научить различать банкноты и монеты, находящиеся в обращении в Российской Федерации. Объяснить особенности использования наличных денег (при расчетах возникает сдача), Сформировать понимание расчета суммы покупки и сдачи. Научить набирать необходимую сумму из имеющихся в наличии банкнот и монет, рассчитывать сдачу. Объяснить особенности использования наличных денег: отсутствие документальных "следов" о проведении операции (чеков, расписок и пр.) - при необходимости они должны оформляться отдельно. Объяснить необходимость получения и сохранения чека, как документа, подтверждающего факт состоявшейся сделки. Объяснить различие между фальшивой и неплатежеспособной купюрой, а также выработать алгоритм действий в случае столкновения с ними. Показать признаки подлинности и платежеспособности банкнот, находящихся в обращении на территории России. |
Технические требования | Компьютер, проектор, раздаточный материал (приложение 1), ручки, чистая бумага, презентация |
оформление помещения | Для проведения интерактивов сгруппировать по 2-3 парты, вокруг которых расставить стулья, чтобы командам было удобно обсуждать и выполнять задания. Обсуждение заданий может проходить, как в командах, так и в парах – в зависимости от организационных условий и особенностей конкретной группы. |
Продолжитель-ность урока | 45 минут |
Класс и возраст детей | 5 класс, 10-11 лет |
Ход урока |
Формат и краткое описание (последовательное описание всех этапов) | Образователь-ные результаты для каждого этапа занятия | Необходимые пояснения и дополнительные вопросы (Содержание упражнений, вопросы, которые задаются ученикам, ключевые выводы, к которым нужно привести учеников) | Продолжи-тельность каждого этапа |
Этап: Приветствие и анонс мероприятия |
Формат: Лекция с обсуждением Краткое описание: Приветствие участников, презентация темы мероприятия - Зачем нужны деньги? Добрый день! Сегодня мы поговорим о том, без чего не может обойтись ни один человек, - о деньгах. И именно им посвящен наш мастер-класс «Наличные деньги». | Активировать внимание | Титульный слайд Мы вспомним, в каких фор-мах сейчас существуют деньги, как правильно ими пользоваться в разных си-туациях и, главное, как из-бежать их потери из-за соб-ственной невниматель-ности. | 2 |
Скажите, на что вы обычно тратите деньги? А каким образом вы расплачиваетесь за нужные вам товары? | Вызвать познаватель-ный интерес Актуализация знаний. Выяс-нение перво-начального уровня осведомлен-ности | Слайд 2 Ведущий выслушивает 3-4 ответа. Правильно, мы тратим деньги, чтобы получить нужные нам товары или услуги, другими словами, чтобы удовлетворить наши потребности в пище, одеж-де, развлечениях, связи. Родители получают зар-плату по тому же принци-пу: они оказывают услуги (выполняют свою работу), и за это получают деньги. Ведущий выслушивает от-веты: терминал мгновен-ной оплаты, мобильный те-лефон, банкомат, банков-ской картой, наличными ) Ведущий обобщает: сейчас мы можем расплачиваться двумя разными способами: наличными – купюрами, монетами и безналичным способом | 3 |
Этап: Наличные деньги |
Формат: Лекция с обсуждением Краткое описание: Что такое наличные деньги? Как они используются? Какие наличные деньги используются сегодня в России? Что такое деньги? | Актуализация знаний. Выяснение первоначаль-ного уровня осведомлен-ности | Слайд 3 Ведущий выслушивает ответы и корректирует определение: Деньги – это универсальное средство обмена различных товаров и услуг между собой, а также мера измерения. Как в килограммах измеряют вес, в литрах жидкости, количеством денег (стоимостью) измеряют ценность того или иного товара и услуги. | 2 |
А что такое наличные деньги? Чем они отличаются от электронных? | Формирование знаний о наличных деньгах, | Ведущий выслушивает : ответы и корректирует определение: Наличные – одна из форм, в которой существуют деньги. Отличие наличных денег от электронных – материаль-ность, то есть, их можно потрогать, взять в руки. | |
Как можно использовать наличные деньги? | Формирование знаний о наличных деньгах | Ведущий выслушивает ответы и корректирует: используют в любых де-нежных операциях: оплата товара или услуги, перевод, ими через терминал можно пополнить электронный кошелек или совершить электронный платеж. | |
Какими видами наличных вы пользовались? | Формирование знаний о наличных деньгах – купюрах, монетах | Ведущий выслушивает от-веты: доллары, евро, бан-кноты, монеты, номиналы купюр – все эти ответы верны. ВЫВОД: Сегодня налич-ные можно разделить на бумажные деньги (банкно-ты), и монеты. В некоторых странах используется толь-ко один вид денег, напри-мер, в Беларуси монеты появились только в 2016 г., до этого в обращении были лишь банкноты. | |
Какие наличные сегодня используются в России Вспомните, какого номинала банкноты и монеты вы обычно используете? | Формирование знаний о наличных деньгах Российской Федерации | Слайд 4 Наличные деньги в России представлены в 2 видах: банкноты и монеты. Ведущий принимает ответы и корректирует: сегодня в обороте чаще всего можно встретить монеты номиналом 10, 5, 2 | |
| | и 1 руб и 50 и 10 коп. Одно-копеечные, пятикопеечные и десятикопеечные монеты постепенно выхо-дят из оборота, но все равно ими можно расплачиваться. Купюры: в наличном обра-щении находятся банкноты 9 номиналов: 50, 100, 200, 1000, 2000 и 5000 рублей. Десятирублевые банкноты почти вытеснены аналогичными монетами. Самая редкая на сегодняш-ний день, но все еще плате-жеспособная банкнота – 5 рублей. Встретить ее пра-ктически невозможно, но, если она попадет к вам в руки – не беспокойтесь. Ее у вас точно примут в магазине. | 2 |
А какого номинала банкноты появились самыми последними? | Формирование знаний о наличных деньгах Российской Федерации | Ведущий принимает отве-ты:200 руб и 2000– самые новые наличные деньги, введенные в оборот в 2017 г. У них самый современ-ный дизайн. На этих купю-рах в правом нижнем углу - QR-код - ссылка на стра-ницу сайта Банка России с описанием защитных признаков банкноты. | |
Памятные и юбилейные монеты и купюры А вы видели такие деньги? Чему они были посвящены? | Формирование знаний о наличных деньгах Российской Федерации | Слайд 5 Кроме обычных банкнот и монет в России выпуска-ются и памятные на-личные деньги. Есть люди, которые коллекционируют их. Ведущий принимает ответы: Памятные монеты обычно выпускаются в память о каком-либо собы-тии, среди них чаще всего можно встретить юбилей- | |
| | ные. Например, в 1999 г. была выпущена монета номиналом 1 рубль, посвя-щённая 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. 2018 г. - серебряная юби-лейная монета, достоин-ством 3 рубля, посвященная 400-летию основания г. Новокузнецк. 2019 г. - монета достоин-ством 25 рублей, к 50-летию выхода мультфильма «Бременские музыканты». «Олимпийская" банкнота 100 руб посвящена XXII зимним олимпийским играм, про-шедшим в Сочи - 2014 г. Первая в совре-менной России вертикаль-ная банкнота - 2013 г. | 2 |
Этап: Расчеты наличными деньгами: сумма покупки и сдача |
Формат: Интерактив Краткое описание: Задачи на расчет суммы покупки и размера сдачи. Школьники делятся на 3-4 команды либо разбиваются на пары. Всего предлагается решить 4 задачи. Каждый последующий слайд открывается после решения задачи. Ведущий на свое усмотрение может сократить количество задач (рекомендуем сокращать 3 или 4 задачу). Оплачивая покупки наличными, нуж-но уметь быстро и правильно рассчи-тать сумму покупки и размер сдачи. Особенно это актуально для покупок в местах, где продавец может обмануть покупателя, или по невнимательности выдать неправильную сумму сдачи: на рынке, при покупке товара с рук, а также при подготовке денег для опла-ты товара курьеру. Попробуйте ре-шить задачи, на примере которых мы сможете улучшить свой навык расчета. Задача «Расчет стоимости покупки» Какими купюрами и монетами платить Определив стоимость покупки, важно понять, какие купюры и монеты нужно отдать продавцу. Расчёт сдачи Раз мы научились считать стоимость покупки и определять какие нам нужны наличные деньги, то теперь пора освоить и другой полезный навык - расчет сдачи. Но бывают ситуации, когда у продавца нет достаточного количества купюр, чтобы дать сдачу. Именно в такую ситуацию попала Маша, когда решила купить клубники. Давайте вместе попробуем решить, что ей нужно сделать. | Формирование знаний об особенности использования наличных денег при которых возникает сдача. Сформировать понимание расчета суммы покупки и сдачи. Научить набирать необходимую сумму из имеющихся в наличии банкнот и монет. Научить на-бирать необ-ходимую сум-му из имею-щихся в нали-чии банкнот и монет, рас-считывать сдачу Научить набирать необходимую сумму из имеющихся в наличии банкнот и монет, рассчитывать сдачу. | Слайд 6 Маше нужно купить 300 г сыра по цене 450 рублей за килограмм и 2 пакета молока по цене 38 рублей за пакет. Сколько стоят ее покупки? Ученики предлагают решение: Ответ:211 рублей Решение задачи: 450*0,3+38*2=211 рублей. Слайд 7 Стоимость покупки соста-вляет 394 руб. В кошелке у Миши одна купюра 500 руб, две купюры по 100 руб, 4 купюры по 50 руб, а также 1 монета – 10 руб, 3 монеты по 5 руб, 6 монет по 2 руб, 8 монет по 1 руб. Какие купюры и монеты должен отдать Миша продавцу, чтобы расплатиться без сдачи? Ответ: 2 купюры по 100 рублей, 3 купюры по 50 рублей, 1 монета - 10 рублей, 3 монеты по 5 рублей, 6 монет по 2 рубля, 7 монет по 1 рублю. Решение задачи: 394-2*100=194 194-3*50=44 44-10=34 34-3*5=19 19-2*6=7 Слайд 8 На 8 Марта Ваня решил подарить маме букет тюльпанов -30 рублей за штуку. Больше всего Ване понравились цветы, которыми торгует бабушка около входа метро. Отец дал Ване на покупку банкноту в размере 500 рублей. Какого размера сдачу получит Ваня, если решит купить максимально большой букет из нечетного количества цветов? Ответ:50 рублей Решение задачи: Ваня может купить 15 тюльпанов (500/30=16,6. Ближайшее нечетное число – 15). 15*30=450 рублей. 500-450=50 рублей сдачи. Слайд 9 1 кг клубники стоит 280 руб. Маша купила 1,500 кг клубники и расплатилась купюрой 1000 руб. У про-давца возникли проблемы со сдачей, так как в кассе у него остались только ку-пюры по 500, 100 и 50 руб и совсем нет монет. Маша не хочет ждать, пока продавец разменяет деньги в сосед-нем магазине, и предлагает добавить к 1000 руб денег, чтобы продавец смог рас-считаться имеющимися у него купюрами. Какое наи-меньшее количество денег может добавить Маша, чтобы получить сдачу? Ответ: 30 рублей Решение задачи: Сумма покупки соста-вила: 280+(280/2) – 1,5 кг клубники = 420 рублей. Размер сдачи составляет: 1000 – 420 = 580 рублей. …Маша может добавить 80 рублей и получить сдачу в размере 500 рублей или добавить 30 рублей и получить 550 рублей. | 7-10 |
Этап: Расчеты наличными деньгами: кассовые чеки |
Формат: Лекция с обсуждением Краткое описание: Что это такое чеки и зачем они нужны. Дополнительное задание – использо-вать, если у вас есть время и вы по ди-намике мероприятия чувствуете, что участникам будет интересно и полезно обсудить данную тему. Как вы думаете, что такое чек? А зачем нам нужно доказывать, что сделка состоялась, и сохранять чек? Подумайте, в какой еще ситуации нам может пригодиться выданный продавцом чек? | Формирование знаний об осо-бенностях ис-пользования наличных денег: отсут-ствие доку-ментальных "следов" о проведении операции (че-ков, расписок и пр.) - при необ-ходимости они должны офор-мляться от-дельно. Объяс-нить необхо-димость полу-чения и сохра-нения чека, как документа, подтверждающего факт состо-явшейся сделки. | )С Слайд 10. Ведущий принимает отве-ты: когда мы покупаем товар или услугу (шоко-ладка, стрижка в парикма-херской), мы заключаем сделку. Чек – это документ, подтверждающий факт сделки: получения услуги или факта покупки как ми-нимум до выхода из мага-зина. Чек и товар совме-щены - билеты в электрич-ках и автобусах, квитанции. Если продавец нам не вы-дал чек, мы не сможем до-казать, что сделка вообще совершалась: что вы уже оплатили покупку. Факт по-купки можно подтвердить только при помощи кассо-вого чека, в котором ото-бражается, что и у кого че-ловек купил (номер кассо-вого аппарата у каждого свой) и сколько заплатил. Ведущий принимает от-веты: благодаря закону «О защите прав потребителей» во многих случаях покупа-тель имеет право вернуть или обменять купленный товар, если он не был в упо-треблении.. Товар необяза-тельно должен быть плохим по качеству, закон действует и в том случае, если поку-патель просто передумал. Если же вы не взяли чек (продавец его не выдал), вы становитесь беззащитны - доказать, что сделка была заключена, становится очень трудно. Не менее важный повод сохранить чек –доказатель-ство того, что товар был оплачен. Представьте, что вы купили себе что-то в ма-газине, чек не взяли, а по-том пошли в другой мага-зин и, когда вы выходили из него, сработала сигна-лизация. Сможете ли дока-зать, что товар уже был вами оплачен? Участники озвучивают версии. Ведущий задает наводящие вопросы или сам рассказывает, что в такой ситуации можно сделать. Примеры ответов: - вернулся в тот же магазин за другим товаром; - что-то из списка покупок не было размагничено, чек поможет доказать, что вы уже заплатили деньги; - купили испорченные про-дукты. Можно рассчи-тывать на возврат денег; - передумали есть куплен-ный торт, но он хорошего качества. А здесь уже ни-чего нельзя сделать, если пищевой продукт хорошего качества, его нельзя вернуть; - купленная куртка не подошла по размеру. Можно поменять на подходящую или вернуть деньги, если сохранены все этикетки и упаковка. | 4 |
Этап: Фальшивые и испорченные купюры |
Формат: Видеоролик. Лекция с обсуждением Краткое описание: Фальшивые и не-платежеспособные купюры: когда сталкиваемся и что делать. Признаки подлинности и платежеспособности купюр, обращающихся в РФ. К сожа-лению, никто из нас не застрахован от того, что однажды ему в руки попа-дутся не настоящие деньги, а поддельные. Как же это может случиться? Обсуждение ситуации из видеоролика «Сказка о деньгах. Если купюра фальшивая» Уметь определять, подлинная у вас купюра или нет, нужно, чтобы не лишиться настоящих денег. Представьте, что Саша и Полина оказались в такой же неприятной ситуации, но волшебной пыльцы под рукой не оказалось. Как надо поступить ребятам? Выберите один вариант ответа. Как вы думаете, почему этот вариант – правильный? Какой вывод можно сделать из приключений ребят? | Сформировать знание о раз-личиях между фальшивой и неплатежеспособной купю-рой, а также выработать алгоритм дей-ствий в случае столкновения с ними. Показать признаки подлинности и платежеспособности банкнот, находящихся в обращении на территории России. | Слайд 11 Ведущий принимает ответы: Подделки могут попасть в виде сдачи в магазине, от родителей, ведь они тоже не застрахованы от обмана. Вот и герои фильма попали в неприятную ситуацию: https://youtu.be/4O_Mjn7pbaM Слайд 12 На слайде условия задачи, дублирующей видеоролик: В магазине Саша дал касси-ру крупную купюру. Кас-сир сказал, что купюра фальшивая, и вернуть ее отказался. Саша потребовал позвать администратора. Администратор назвал его фальшивомонетчиком, угрожал судом и тюрьмой, а затем предложил уйти, но без купюры. Ведущий выслушивает ответы: - Поскорее уйти из магазина без купюры. - Забрать купюру и уйти из магазина. При отказе кассира ее вернуть, вызвать полицию. - Пытаться доказать, что купюра настоящая. Правильный ответ - Забрать купюру и уйти из магазина. При отказе кассира ее вернуть, вызвать полицию. Ведущий выслушивает от-веты: по закону при обна-ружении подозрительной купюры кассир/админи-стратор обязан вызывать полицию. В данном случае они поступают недобросо-вестно - либо по незнанию закона, либо сознательно (купюра настоящая, и они пытаются напугать ребят и присвоить их деньги). В по-добной ситуации лучше всего или постараться до-говориться и забрать купру (расплатиться другой или вовсе отказаться от покуп-ки), или самому вызвать по-лицию, можно позвонить взрослым (родителям), или попросить других взрослых в магазине вызвать поли-цию. Нужно иметь в виду, что сотрудники полиции имеют право задержать вла-дельца купюры для выяс-нения всех обстоятельств, изъять купюру для провер-ки, а владельцу купюры выдать справку об изъятии. Ведущий выслушивает от-веты: главное – не бояться и помнить, что: - вы ни в чем не виноваты, и сажать вас в тюрьму не будут. Даже если купюра и правда окажется фальши-вой, если вы этого не знали, то вы не виноваты; - продавец не имеет права отбирать у вас даже фальшивую купюру, а обязан вызвать полицию; - если продавец не вызывает полицию, то он обязан вернуть купюру вам. | 10 |
Как понять, что вам в руки попали ненастоящие деньги? На примере купюры номиналом в одну тысячу рублей разберемся, какие элементы защиты банкноты пока не «по зубам» мошенникам. 1. Посмотрите банкноту на просвет. Если бумага, из которой она изго-товлена, глянцевая, ее поверхность бликует – вы держите в руках фальшивку. 2. Обратите внимание на водяные знаки - рядом с надписью «Билет Банка России» на лицевой стороне купюры. Справа на просвете будет водяной знак с изображением данной банкноты, слева – отображающий номинал купюры. При этом помните, на настоящих деньгах водяные знаки не однотонные, но переход от темных к светлым тонам плавный. 3. Посмотрите на перфорацию – на «лице» банкноты вы увидите число, обозначающее ее номинал и «выбитое» микроотверстиями. Если эти отверстия нечеткие или неровные, чувствуются как шероховатые – вероятно, вы держите в руках фальшивку. 4. На просвет взгляните на серебристую прерывистую полосу с краю купюры – это защитная «ныряющая» нить. На настоящих купюрах номиналом в тысячу рублей расположенная внизу цифра 1 в изображении номинала «наклады-вается» на защитную нить. Если этого нет - вероятно, вы держите в руках фальшивку. 5. Также помните, при наклоне банкноты «ярославский» медведь должен менять цвет с малинового на зеленый, если цвет не меняется - вероятно, вы держите в руках фальшивку. 6. Как правило, в магазине есть специальный аппарат для проверки подлинности купюр. 7. Если у вас не получается самостоятельно определить подлин-ность купюры, вы можете обратиться в банк. Там есть специальное оборудование, с помощью которого работники финансовой организации могут точно определить фальшивку. | Сформировать знание о раз-личиях между фальшивой и неплатежеспособной купю-рой, а также выработать алгоритм дей-ствий в случае столкновения с ними. Показать при-знаки по-длинности и платежеспособности бан-кнот, нахо-дящихся в обращении на территории России. | Слайд 13. Ведущий комментирует слайд, ученики могут помочь сделать обзор. | 3 |
Но продавцы могут отказаться принимать не только фальшивые купюры, но и настоящие, если они испорчены. Вспомните, встречались ли вам поврежденные купюры? Какие повреждения могут быть? Несмотря на то, что по закону люди могут расплачиваться даже сильно повреждёнными банкнотами, продав-цы редко соглашаются их принимать. И они имеют на это право. Точно так-же и банкомат может не распознать в поврежденной купюре настоящие деньги. В таком случае стоит обра-титься в любое отделение банка, где повреж-денную купюру обменяют на полно-ценную, но только при опре-деленных условиях: - если сохранено не менее 55% от первоначальной площади купюры; - если купюра склеена из фрагментов, то один или несколько фрагментов занимают не менее 55% от перво-начальной площади банкноты; - если купюра составлена из двух фрагментов, принадлежащих разным банкнотам одного номинала, но при этом каждый фрагмент составляет не менее 50% от первоначальной площади банкноты; - несмотря на повреждения или грязь, купюра меняет окраску и свечение в ультрафиолетовых лучах (нужно спе-циальное оборудование) и на ней от-четливо просматриваются изобра-жения, в том числе – водяные знаки. | Сформировать знание о раз-личиях между фальшивой и неплатежеспособной купю-рой, а также выработать алгоритм дей-ствий в случае столкновения с ними. Показать при-знаки по-длинности и платежеспособности бан-кнот, нахо-дящихся в обращении на территории России. | Слайд 14 Ведущий слушает ответы: поврежденной купюрой считается банкнота с надписями, пятнами, надрывами или разрывами и любыми другими повреждениями. Ученики участвуют в обсуждении. | 2 |
Этап: Дополни банкноту |
Формат: Интерактив Краткое описание: Необходимо до-полнить рисунок банкнот пропущен-ными элементами - если осталось время. В завершении давайте вспомним, ка-кие обязательные элементы должны быть на настоящей банкноте. На слай-де изображена банкнота в 1000 руб и элементы, которые забыли на ней разместить. Как вы думаете, где какой элемент должен находиться? | Сформировать знание о раз-личиях между фальшивой и неплатежеспособной купю-рой. Показать при-знаки по-длинности и платежеспособности бан-кнот, нахо-дящихся в обращении на территории России. | Слайд 15 Ведущий принимает отве-ты и вместе со школьни-ками определяет, где на купюре не хватает какого знака - сверяться с Приложением №2. | 0-3 |
Этап: Финальный этап – подведение итогов - О чем мы говорили? |
Формат: Лекция с обсуждением Краткое описание: Подведение итогов мастер-класса Ведущий организует обсуждение – что запомнили и поняли ученики по этапам: Виды наличных Отличие наличной формы денег Как считать сумму покупки и сдачу Зачем получать и сохранять чеки Признаки платежеспособных и неплатежеспособных купюр Что делать с испорченными деньгами Что делать, если купюру не принимают | Подведение итогов | Слайд 16 Ученики отвечают | 5 |
Этап: Рефлексия |
Формат: беседа Краткое описание: ведущий организует обсуждение по вопросам на слайде. | Выяснение – есть ли эмоциональ-ный отклик на содержание мастер-класса. | Ученики участвуют в беседе. | 5 |
Приложение 1.
Материалы для интерактива к слайду 15 «Дополни банкноту».
Приложение для ведущего, в котором есть изображение купюры со слайда (с удаленными элементами) и оригинал купюры, с которым он может сверяться.