Мастер-класс «КАК ПОМОЧЬ ТАЛАНТУ?»
Ты хорош (хороша) уже тем, что живешь на свете.
Такого (такой), как ты, никогда не было, нет и не будет.
Ты — капля росы, успевающая отразить солнце, и это чудо.
Ты — чудо!
В. Леви
Каждый человек наделен индивидуальными особенностями и уникальными способностями, делающими его не похожим на других. С самого раннего детства надо объяснять малышу, что он неповторимый, так же как мама и папа и вообще все люди. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал, что он — единственный в своем роде. От того, какой образ «Я» утвердится в ребенке с детства, будет зависеть его будущее, успех не только в личной, но и во всех остальных сферах жизни.
«Не сравнивайте себя с другими, иначе вы будете страдать или от зависти, или от гордости», — говорили мудрецы. Действительно, важно научить ребенка не сравнивать себя с другими, а стремиться к высшему идеалу… Взрослые часто сравнивают своих детей то с соседскими ребятами, то с героями книжек, то с самими собой в детстве. А этого делать нельзя. Чтобы сформировать у ребенка правильное отношение к себе и другим, надо научить его ценить себя как личность и тогда он сможет поверить в себя.
Каким получится этот путь, во многом зависит от нас, взрослых. Существует три основных жизненных пути — победитель, непобедитель и побежденный.
Победитель — это человек, которому все дается легко, почти играючи, он знает, чего хочет, и знает, что надо делать, чтобы добиться успеха в делах, в творчестве и в любви.
Непобедитель — обыкновенный «средний» человек. Он звезд с неба не хватает, но с работы его не выгоняют, семейная жизнь у него не ахти какая, но живет он не хуже других. Ему и хочется иногда чего-нибудь этакого… да, и так сойдет.
Побежденный — тот, кто проигрывает всем, всегда и во всем. За что ни возьмется — все из рук валится. Он всегда в сомнениях: делать — не делать, идти — не идти, любить — не любить. Пока он сомневается, «победитель» все успевает прибрать к рукам.
Ребенок поверит в свои силы, когда почувствует, что хотя бы один человек на Земле верит в него. Людьми, которые поверят в его силы, могут стать любящие мама и папа, мудрый учитель, настоящий друг. Когда рядом есть такие люди, можно горы свернуть. Любого(!) ребенка можно научить всему, если верить в него, не делать ЗА него, а делать ВМЕСТЕ с ним.
Для формирования и поддержания творческой деятельности школьника необходима система. Такая система существует и в нашей школе.
Знакомство с будущими первоклассниками начинается со Школы развития. Детям преподаются такие предметы, как развитие речи, искусство, хореография, английский язык, счет. С малышами работает психолог. То есть большая группа взрослых людей обучает, помогает, показывает, наблюдает, направляет, заинтересовывает.
Параллельно работа ведется и с родителями.
Как завершение, в мае проводится серия открытых уроков и занятий с детьми для родителей. В июне мы проводим организационное родительское собрание, на котором также презентуется внеурочная деятельность (слайды кружков в презентации). Как правило, родители будущих первоклассников высказывают свои пожелания по этому вопросу.
Большая часть кружков работает на бюджетной основе. Но по запросам родителей и наличии руководителей кружков выполняется и социальный заказ на платной основе (внебюджет с полным пакетом документов).
Начиная с первого класса, классные руководители отслеживают занятость учащихся в кружках. Ведется мониторинг при тесном взаимодействии с руководителями кружков, тренерами, родителями.
Если учащиеся уезжают на соревнования, конкурсы, выступления, чтобы не допускать пробелов в знаниях, им даются индивидуальные задания по предметам, оказывается помощь преподавателей при желании и необходимости.
Практикуется индивидуальная работа с родителями, проводятся открытые мероприятия и занятия, стали традиционными выставки творческих работ, Дни открытых дверей для родителей, творческие отчеты и КТД. Ежегодным стало мероприятие «Звездный круг», на которое приглашаются учащиеся-победители и призеры вместе с их родителями, а также предметники.
Гульназ Ринатовна, дальше два пути:
1.Обратиться к родителям с просьбой, дать советы самим себе, как помочь детям развивать творческие способности (ниже я их напечатала, просто сделать вид и работать вместе с родителями).
Вот советы которые помогут Вам поддерживать в ребенке творческое начало:
Создайте благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находите слова поддержки для новых творческих начинаний, относитесь к ним с симпатией и теплотой.
Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживайте стремление ребенка к творчеству. Проявляйте сочувствие к его ранним неудачам. Ни в коем случае не высказывайтесь неодобрительно о творческих попытках ребенка. Если часто повторять: «Хорошо, но могло быть лучше», ребенок вскоре сделает вывод, что все его старания напрасны, так как, сколько ни пытайся, все равно результат будет недостаточно хорош. Подобные слова возможны только для детей с невероятным стремлением к достижению цели, но не будем обольщаться, таких — единицы.
Будьте терпимы к «странным» идеям ребенка, сначала разберитесь в причинах появления идеи, потом попытайтесь найти в ней «рациональное» зерно». Даже если вы и не найдете его, все равно не объявляйте идею ребенка «бредом» или «чушью», постарайтесь ему объяснить, что ПОКА вы не догадались, как эту идею применить в жизни.
Не заглушайте в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечайте на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоело его «почему» и «отчего». Напротив, всем своим поведением показывайте, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствуйте интересные и глубокие вопросы.
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека с вашей стороны может заглушить творчество. Навязчивая родительская помощь может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уж о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.
Учите ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого вам самим необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следите за своей речью, не допуская слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагогах и, наоборот, педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности.
Открыто выражайте свои чувства к ребенку. Дети, увереннвые в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие родители или хотя бы один из них был таким.
Не бойтесь проявить собственную индивидуальность, даже прослыть белой вороной, не стремитесь «быть как все», не заглушайте в себе творческие порывы. Быть может, это будет связано с сочинением стихов или, скажем, разведением кроликов, игрой на скрипке, выращиванием редких цветов, рисованием или приготовлением изысканных блюд — главное, чтобы ваше творчество несло радость другим и было по-настоящему добрым. Каждый талантливый человек встретил хоть раз в своей жизни яркую и неординарную личность, оказавшую на него сильнейшее влияние. Станьте такой личностью для своих детей.
Помогите ребенку оценить в себе творческую личность, содействуйте его более глубокому самопознанию, но одновременно учите уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.
Учите ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Для этого наряду с вопросами: «Как ты считаешь?», «Что ты думаешь по этому поводу?» — чаще задавайте вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Какие чувства ты сейчас испытываешь?» Убеждайте ребенка: «Больше доверия своей интуиции». Действительно, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.
Создайте необходимую для творчества атмосферу, которая поможет ребенку избежать возможного общественного непонимания и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было заглушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.
2.ВТОРОЙ ПУТЬ. Давайте попробуем проиграть ситуации. Интересно услышать, как бы вы поступили.
Группа №1
Ваша дочь перешла в новую школу из хореографического училища. Она прекрасно танцует, но очень трудно адаптируется в новых условиях. Ваши действия.
Как помочь таланту? (Классный руководитель + психолог + администрация + родители + кл.коллектив + предметники)
Группа №2
Ваш сын - ученик 9 класса – ведущий актер драматической студии. Но с трудом осваивает математику, физику, биологию, химию. Ваши действия. Как помочь таланту?
Группа №3
Ваша дочь - ученица 8 класса – отличница, победитель многих олимпиад, творческих конкурсов, пианистка, вокалистка, спортсменка – начинает выгорать. Ваши действия. Как помочь таланту?
Группа №4
«Футбольный мяч» (задание третьей группе в конверте)
Ваш сын – восходящая звезда футбола, капитан команды – вынужден пропускать уроки из-за бесконечных сборов и соревнований. В результате по знаниям большие пробелы. Ваши действия. Как помочь таланту?
Это самый конец!
Дорогие родители, загляните в светлые детские глаза и попробуйте посмотреть на мир глазами своего ребенка. Помните, что, мы, взрослые должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать,
Сумеет всякий... кто понятлив:
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив.
Группа №1
Ваша дочь перешла в новую школу из хореографического училища. Она прекрасно танцует, но очень трудно адаптируется в новых условиях. Ваши действия.Как помочь таланту?
_______________________
Группа №2
Ваш сын - ученик 9 класса – ведущий актер драматической студии. Но с трудом осваивает математику, физику, биологию, химию. Ваши действияКак помочь таланту?
___________________________
Группа №3
Ваша дочь - ученица 8 класса – отличница, победитель многих олимпиад, творческих конкурсов, пианистка, вокалистка, спортсменка – начинает выгорать. Ваши действия. Как помочь таланту?
Группа №4
«Футбольный мяч»
Ваш сын – восходящая звезда футбола, капитан команды – вынужден пропускать уроки из-за бесконечных сборов и соревнований. В результате по знаниям большие пробелы. Ваши действия. Как помочь таланту?
___________________________________