Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2
«Палочки Кюизенера. Путешествие в сказку цветных чисел»
Мастер-класс для родителей
Подготовили воспитатели:
Иванова В.А.
Пыркова М.В.
Саров 2022г
Цель мастер - класса:
Познакомить родителей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления.
Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены
в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки,
тем большее числовое значение она выражает. Палочки Кюизенера, в основном,
предназначаются для занятий с детьми от 3 до 9 лет.
Джордж Кюизенер
(1891—1976 гг.)
На 1 этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой, т. е. выкладываются по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек и др.; выкладывание квадратов, прямоугольников, упражнение «продолжи ряд», «Дорожки: длинная и короткая», Игровое упражнение «Лесенка широкая и узкая», « Разноцветные флаги » . Игра – конструктор «Собачки», «Дом и мебель для Матрешки»
На 2 этапе палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. С помощью цветных палочек можно выкладывать картинки по цифрам, закрепляя умение детей соотносить число с цветом, можно складывать и вычитать. А также познакомить с симметрией.
Строительству лесенок (ступенек) посвящено не одно игровое упражнение. Мы учим детей строить лесенку слева – направо, тем самым закрепляя ориентировку в пространстве, количественный и порядковый счет, цвет, пространственные отношения (слева, справа, между). Также ступеньки могут строиться снизу-вверх, закрепляя такие понятия, как длиннее-короче, выше-ниже. Строя лестницы дети осваивают последовательную зависимость палочек по длине, знакомятся с образованием числа. Числовая лесенка помогает освоить прямой и обратный счет.
А теперь переходим к практической части нашего мастер-класса. Предлагаю Вам отправиться в сказку.
А вот в какую сказку попадем, вы узнаете из загадки.
«Возле леса на опушке
Трое их живут в избушке.
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?»
Правильно, мы отправимся в сказку «Три медведя». Начнем создавать сказку…. а помогут нам в этом наши волшебные цветные палочки.
В руки палочки возьмем,
Сказку складывать начнем:
Мы сначала дом построим,
Дом для сказочных героев.
Три медведя в доме жили.
Дружно жили, не тужили.
Возьмите 4 палочки равных числу 10 и составьте их так,
чтобы получился квадрат. Что есть у нашего квадрата?
(4 угла и 4 стороны)
- Что мы построили у дома этим квадратом?
- (мы построили стены)
- Для окошка возьмите палочки одного цвета, которые будут короче 6, но длиннее 4.
- Какого цвета нам надо взять палочки?
Сколько палочек нам надо взять, чтобы построить окошко?
- Чего не хватает нашему дому? Для того чтобы построить крышу возьмите палочку, которая находится между бордовой и оранжевой палочкой. Какого цвета нам надо взять палочки.
Сколько палочек нам нужно взять, чтобы построить крышу.
Нам понадобится 3 палочки синего цвета.
- На какую геометрическую фигуру похожа наша крыша? Чем отличается треугольник от квадрата?
Чтобы попасть в дом, надо пристроить к дому лестницу. Возьмите по одной палочке: черную, фиолетовую, желтую, красную и розовую. Лестницу будем строить с левой стороны от дома так, чтобы ступеньки (палочки) лежали горизонтально.
- начинаем строить снизу вверх, от самой длинной до самой короткой ступеньки.
- какого цвета ступенька внизу?
- какого цвета ступенька вверху?
- какого цвета ступеньки в середине?
- какого цвета ступенька самая длинная?
- какого цвета ступенька самая короткая?
- Давайте посчитаем ступеньки по порядку.
Начинаем считать снизу вверх.
- А теперь спустимся обратно с лестницы, считаем
ступеньки в обратном порядке.
- Молодцы, наш дом построен. Слушаем сказку дальше.
В лес ушли они гулять, Ягод - на обед собрать
Маша по лесу гуляла. От подруг своих отстала,
По лесной тропинке шла - Пока домик не нашла.
Заглянула Маша в дом, Стулья видит в доме том -
Маленький, большой и средний, В середине - стол обеденный.
- Посмотрите, что же наделала Маша. Она поломала все стулья. Вам надо их починить.
Читаем сказку дальше.
А потом пошла искать,
Где же можно ей поспать.
Открывает дверь большую,
Входит в комнату другую.
Три кровати перед ней,
И одна другой длинней.
Маша выбрала кровать,
Легла в маленькую спать.
У медведей поломались все кровати.
- Давайте поможем им все кровати отремонтировать.
- У кого будет самая большая кровать? (У папы, Михаила Ивановича)
- Посмотрите, какого цвета она? (оранжевого)
- А самая маленькая кровать чья? (у Мишутки)
- Она какого цвета (фиолетовая).
- Тогда у Настасьи Петровны кровать какого размера (среднего, и цвет у нее (бордовый)
Теперь надо заправить кроватки, а заправлять будем так:
- Сверху в одну линию положим «одеяло» , которое сшито из «лоскутков» - палочек.
- Из каких «лоскутков» сшито «одеяло» на большой кроватке?
- на средней кроватке?
- на маленькой кроватке? (Ответы детей)
- Ну, вот «одеяло» мы постелили, что же ещё не хватает? (Подушки)
- А подушкой будет белая палочка, её надо положить с левой стороны на каждую кровать.
- И с этим заданием мы справились. Медведи очень обрадуются, что мы им помогли.
Вот и закончилось наше сказочное путешествие.
Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Играйте, обучайте и развивайте детей вместе с нами.