СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для родителей «Сохранение физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности воспитателей и педагога-психолога ДОУ,  психолого- педагогическое просвещение родителей воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для родителей «Сохранение физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий»»

Мастер-класс для родителей «Сохранение физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий»

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности воспитателей и педагога-психолога ДОУ, психолого- педагогическое просвещение родителей воспитанников.

Цель: мобилизовать педагогических работников детского сада и родителей на сохранение, укрепление и развитие физического и психологического здоровья детей.  Расширить знания педагогов и родителей с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и сохранения психологического здоровья детей.

Форма проведения: мастер-класс в форме телевизионной передачи

План проведения программы:

1. Вступительное слово педагога-психолога

Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, родители пройдет в форме телевизионной передачи “Я здоровье берегу - сам себе я помогу!” (включается музыка из передачи «Новости»).

2. Начало программы

Цель: познакомится с участниками мастер-класса; развивать уважение, вежливость, сдержанность; вызвать доброжелательное отношение к участникам, желание сотрудничать

Материал: оранжевая лента или солнышко

Первый участник берёт край ленты, называет свое имя и высказывает своё пожелание всем участникам мастер-класса. Следующий участник, берет ленту, становится рядом и становится новым «цветком» в «веночке». Игра продолжается. Звучит нежная музыка, «веночек» танцует.

Итак, переходим к рубрике “Про здоровье”.

Упражнение “Воздушный шар(о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то педагог-психолог ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.

Игра «Калейдоскоп»

Цель: переключить внимание участников с внешнего мира на внутренний.

Материалы: ручки, листы бумаги.

Примечание. Игра состоит из трех заданий. На выполнение каждого задания отводится определенное время. После завершения игры предложите участникам по желанию зачитать свои записи.

Инструкция участникам.

1. Выберите свое любимое животное и три прилагательных для его описания, запишите.

2. Выберите еще одно животное, которое вам нравится, подберите к нему три прилагательных, запишите.

3. Закройте глаза и представьте себя на пляже во время заката. Подберите три прилагательных для описания этой сцены. Откройте глаза и запишите все.

(Дать время.)

Послушайте значение определений:

  • первые три прилагательных описывают вашу личность в повседневной жизни;

  • вторые три прилагательных — идеального партнера;

  • третьи — вашу духовность.

Вот так мы увидели, что нужно заботиться не только о физическом здоровье и психологическом, особенно это касается наших детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми оздоровительными технологиями, которые могут использовать не только педагоги, но и родители дома.


Музыкотерапия

Слушание музыки, ритмические движения под музыку развивают личность ребенка, положительно воздействуют на его поведение.


Русский психиатр, невропатолог, психолог В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыки (музыкального ритма) можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение.

«Упрямая подушка». Игра для индивидуальной работы, снимает общее напряжение, упрямство. Музыкальный материал — увертюра «Буря» П.И. Чайковского, «Ноктюрн № 20» Ф. Шопена.

Инструкция. Приготовьте «волшебную, упрямую подушку» в темной наволочке. Введите ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давай прогоним упрямки». Предложите ребенку бить кулаками в подушку изо всех сил, при этом приговаривайте: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (под музыку П.И. Чайковского). Когда движения ребенка станут медленнее, постепенно остановите игру. Попросите ребенка послушать упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли? Что они делают?» Он прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке, — говорите вы. — Подушка стала доброй». После этого предложите полежать на ней и послушать музыку (ноктюрн Ф. Шопена).

«Клоуны ругаются». Терапевтическая игра для групповой работы. Снимает вербальную агрессию. Музыкальный материал — «Клоуны» Д. Кабалевского.

Инструкция. Введите детей в игровую ситуацию: «Клоуны показывали представление, веселили зрителей, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обратите внимание на то, что интонации должны быть сердитыми. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» остальных воспитанников. Вы руководите игрой, сигналом объявляете начало и конец игры, останавливаете ее, если дети используют другие слова или проявляют физическую агрессию. Затем вы говорите: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось. И тогда клоуны стали учить их не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами». Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.


Сказкотерапия

«Медвежонок Бука». Игра-драматизация для преодоления замкнутости. Музыкальный материал — «Заяц» К. Сен-Санса, «Белка» Н.А. Римского-Корсакова, «Полет валькирий» Р. Вагнера.

Материал для инсценировки. Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (К. Сен-Санс), поздоровался: «Привет, Мишка». Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Н.А. Римский-Корсаков), лапку протянула: «Привет! Давай дружить!». Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья», — пробурчал он. Ёжик мимо проковылял, ягодкой медвежонка угостить хотел. Миша ягоду взял и отвернулся. Даже спасибо не сказал. «Какой все-таки он бука!» — удивились зверята. Но вот подул сильный ветер (Р. Вагнер). Белочка в дупло прыгнула, ёжик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно ему стало. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать. Но кого звать-то? Друзей ведь у него нет. Вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ёжик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ёжика (дети бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья!» — подумал медвежонок. А вслух сказал: «Спасибо!». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит спасибо, пожалуйста и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке.

 

Педагог-психолог

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

ЗАЯЦ В ЛЕСУ (сказка с музыкальными инструментами)
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
\Испугался заяц и бежать. 
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)
Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно)) 

Упражнение «Лечение цветом». (под музыку Цветотерапия желтый цвет)

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг малыша. (Цвет – это свет, световые волны). Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.
Желтый цвет

Желтый цвет поможет при грустном настроении, постоянной пассивности. Он помогает научиться легче относиться к событиям, избавиться от бесполезных волнений. Этот цвет положительно действует прежде всего на меланхоличных, склонных к внутренним конфликтам и пассивности людей, имеющих проблемы в общении.

Желтый цвет связан с солнечным сплетением человека и всей нервной системой. Он мягко стимулирует и укрепляет нервную систему, активизирует логику, способствует умению четко выражать мысли

(Активизирует центры головного мозга, контролирующие процессы мышления и речи), повышает чувство оптимизма и уверенности в собственных силах. Полезен он и для зрения.

Этот цвет рекомендуют тем, кто устал от напряжения, разочарований, кого беспокоят внутренние конфликты, кто не чувствует непринужденности в общении.


Прикладывать желтые косынки к телу: головы, лица, живота, ногам, шеи, рукам.

Желтая песенка
Желтое солнце на землю глядит,
(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх.)
Желтый подсолнух за солнцем следит.
(Качание руками влево-вправо.)
Желтые груши на ветках висят.
(Встряхивание руками вниз.)
Желтые листья с деревьев летят.
(Махи руками в стороны-вверх-вниз.)
Желтая бабочка, желтая букашка.
Желтые лютики, желтая ромашка.
(Приседания.)
Желтое солнышко, желтенький песочек,
Желтый цвет радости, радуйся, дружочек.
(Прыжки на месте.)

 «Солнечная лесная поляна» ( желтые платочки положить на пол).

1.«Прекрасная солнечная поляна, ароматный цветочный запах»

Поднять руки вверх – в стороны, вдохнуть через нос, выдохнуть, опуская руки вниз.

2. «Подул теплый ветерок».

Вдох носом, выдох со звуком «Ш – ш – ш!».

3. «Прилетели бабочки».

Руки через стороны вверх – вдох носом, плавные движения руками вниз, присесть, вдох через рот.

4. «Закуковала кукушка».

Продолжительный вдох, выдох: «Ку – ку – ку!».

5. «Соберём букет».

Присесть, «сорвать желтый цветок» (взять косынку с пола) – вдох.

6. «Потерялись дети в лесу».

Вдох продолжительный, выдох: «Ку – ку – ку!».


Игротерапия

Педагог-психолог Что может быть лучше совместных игр родителей и детей, которые помогают наладить контакт между родителем и ребенком и доставить радость от совместной деятельности.

Игра «Я от тебя – убегу-убегу»

Цель: дать возможность участникам размяться, подвигаться.

Инструкция участникам. Разделитесь на две команды и договоритесь. кто из вас будет в роли родителя, а кто в роли ребенка.


Педагог-психолог

Врачи говорят, что число детей с задержкой психического развития и всевозможными проблемами в поведении неуклонно растет: 10-12 лет назад их было 25-30 %, сейчас - до 80-90 %. Стало много несчастных, недолюбленных, недоласканных, ослаб¬ленных, неуравновешенных детей при живых родителях! И так непросто с ними работать. Но даже если ребенок совершенно нормально развивается, ему совсем не помешают мамина любовь, установка на здоровье и счастье.

Не так давно в Австралии произошел удивительный случай, который врачи никак не смогли объяснить, кроме как сказать: «Мамина любовь творит чудеса!». КейтОгг вынашивала двойняшек, как на 27-й неделе начались преждевременные роды. На свет появились недоношенные дети - девочка и мальчик. Сразу после родов детей поместили в отделение интенсивной терапии. Девочка оказалась здорова, а мальчика, как ни пытались его реанимировать врачи, вынуждены были признать мертворожденным. Тело малыша принесли матери, чтоб она с ним попрощалась. Мать прижала малыша к себе и начала с ним раз¬говаривать. Она рассказывала ему о том, как они его любят, как они его ждали и как хотели прожить с ним жизнь ...

Когда малыш вздохнул, врачи подумали, что это рефлекс. Но вскоре малыш начал дышать и открыл глаза. Это было чудо! Врачи не могли поверить случившемуся и тем более найти этому объяснение.

Психотерапевтическая методика. Материнская любовь.

Таких примеров лечения материнской любовью можно привести еще не один десяток. В этом уверен также знаменитый детский профессор психиатр Борис Зиновьевич Драпкин. Борис Зиновьевич разработал и запатентовал новую психотерапевтическую методику, удивительный и эффективный метод лечения маминой любовью.

Дети, наполненные маминой любовью, лучше растут и развиваются - это факт. Недолюбленный ребенок чаще болеет, выдоровление проходит медленно, имеет склонность к плохому поведению и непослушанию. Поэтому для нормального развития ребенка просто необходимо как можно чаще обнимать ребенка, целовать, поглаживать, с любовью и нежностью смотреть в глаза, шутливо играть с ним.

Доктор Драпкин утверждает, что до 2 лет ребенок и мама должны быть всегда вместе. Если мама часто оставляет ребенка с бабушкой или няней, малыш хуже развивается и чаще болеет, так как прерывается поток любви.

Также большое значение для ребенка любого возраста (даже школьника старших классов) имеет мамин голос. Еще находясь в утробе, малыш слышит мамин голос. Родившись, ребенок с легкостью узнает мамин голос, его интонации и перемены в настроении. Если с детства ребенок слышит любящий ласковый мамин голос, поддерживающий, одобряющий, успокаивающий, то ребенок развивается быстрее и лучше. С детства мама дает ребенку установку на любовь, здоровье, успех и удачу в жизни. Совсем другая программа задается ребенку, который с раннего детства слышит критику в свой адрес, упреки и претензии - как бы записывается программа на болезни и неудачи.

Мамина любовь должна быть безусловна, независимо от того, здоров ребенок или болен, послушен или нет. Для больного малыша мама - лучшее лекарство. Настрой на счастье и здоровье.

Метод Драпкина заключается в том, что мама читает своему ребенку определенные фразы. Эти фразы нужно читать точно в таком порядке - это специально подобранные и проверенные

фразы.

Эти фразы полезно читать как новорожденным, так и взрослым детям, как больным, так и здоровым. Ведь это, прежде всего, установка на счастье и здоровье, а это будет полезно каждому ребенку.

Базовая часть состоит из 4 блоков. Действенней всего эта методика будет работать, если вы будете произносить фразы, когда ребенок сладко спит ночью. Примерно через 30-40 минут после засыпания малыша присядьте рядом с ним и сначала мысленноа затем и вслух произносите фразу за фразой. Вложите в эти слова всю свою ласку и любовь, пошлите своему ребенку свои флюиды любви.

1-й блок. Витамин материнской любви.

Я тебя очень сильно люблю.

Ты - самое дорогое и родное, что у меня есть.

Ты - моя родная частичка, родная кровинушка.

Я без тебя не могу жить.

Я и папа тебя очень сильно любим.

2-й блок. Физическое здоровье.

Говоря, представляйте своего ребенка в идеале, здоровым и крепким.

Ты сильный, здоровый, красивый мальчик (девочка).

Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развива¬ешься.

У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик.

У тебя нежная, гладкая и влажная кожа.

Ты легко и красиво двигаешься.

Ты здоровый, закаленный, редко и мало болеешь.

3-й блок. Нервно-психическое здоровье ребенка.

Ты спокойный мальчик (девочка).

У тебя хорошие, крепкие нервы.

Ты умный малыш.

У тебя хорошо развиваются головушка и ум.

Ты хорошо спишь, легко и быстро засыпаешь.

У тебя хорошее настроение, и ты любишь улыбаться.

Ты видишь только хорошие, добрые сны.

У тебя хорошо и быстро развивается речь.

4-й блок. Эмоциональный эффект, очищение от болезней

(из народной медицины).

Я забираю и выбрасываю твою болезнь.

Я забираю и выбрасываю (перечисляете проблемы вашего малыша, включая плохой аппетит или сон, обидчивость и т. д.).

Я тебя очень-очень сильно люблю.

Если вы начнете пользоваться методом лечения материнской любовью, возьмите себе за правило вести дневник и в течение дня внимательно наблюдать за своим ребенком, прислушиваться к нему и записывать все новые достижения. Пусть поначалу они будут незначительными, но со временем вы удивитесь, как он меняется, становится более спокойным и уравновешенным, более здоровым и крепким. Удивительными будут и те перемены, которые вы отметите в себе! Да, попробовав этот метод, вы сами немного изменитесь, станете лучше понимать ребенка, ваши отношения станут более теплыми и доверительными.


Релаксация «Цветение розы»

Цель: снять напряжение, расслабиться.

Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации.

Педагог-психолог: Во всех культурных традициях есть символ, обозначающий внутреннее Я человека: в Китае это золотой цветок, в Индии и Тибете — лотос. В европейской культуре таким символом была роза, которую представляли обычно в виде раскрытого цветка. Если вообразить, как раскрывается роза, то внутренняя жизненная сила начнет освобождать наше сознание от сковывания и приведет к раскрытию духовного Я.

Инструкция участникам. Сядьте поудобнее. Закройте глаза, несколько раз глубоко вдохните и расслабьтесь. (Включите музыку для релаксации и дайте участникам несколько минут ее послушать, расслабиться.)

Представьте себе розовый куст с цветами и бутонами. Обратите внимание на один из бутонов. Он еще полностью закрыт, лишь наверху можно увидеть розовую точку. Сосредоточьтесь на изображении, удерживая его в центре сознания.

Вообразите, что зеленая чашечка начинает раскрываться, обнажая пока еще закрытые лепестки цветка. Наконец перед нашим мысленным взором предстает весь бутон, состоящий из розовых лепестков. Лепестки начинают медленно раскрываться, расходиться в стороны. Это происходит до тех пор, пока перед нами не предстанет свежая, прекрасная роза в полном цветении и во всем великолепии. Попытайтесь уловить ее аромат, который не спутаешь ни с чем.

Теперь представьте, что на розу падает солнечный луч, освещая и согревая ее. В течение некоторого времени удерживайте это изображение. Посмотрите в центр цветка. Там вы увидите лицо мудрого существа, полного внимания и любви к нам.

Заговорите с ним о самом важном в вашей жизни в настоящий момент. Задайте вопросы о том, что имеет для вас наибольшее значение: о проблемах или выборе, который предстоит сделать. Потратьте на это необходимое время.

Теперь представьте, что вы стали розой или вобрали цветок внутрь себя. Удостоверьтесь, что роза вместе с мудрым существом находится внутри вас, что вы можете легко вступить в контакт с ним, использовать его качества. В символическом смысле вы и есть эта роза, это мудрое существо. Та же самая сила, которая оживотворила и создала розу, способна пробудить в вас ваше внутреннее Я.

Представьте, что все вы стали одним розовым кустом. Все корни пронизывают землю, от которой поступают питательные вещества, а листья и цветы растут, тянутся вверх, питаясь энергией солнечного света и согреваясь ею. Вообразите, что вы — другие розовые кусты, растения и деревья. Вы — это все, что существует за счет этой жизненной энергии и составляет часть планетного великого целого. Попытайтесь удержать это ощущение в течение нескольких секунд. Откройте глаза. Запомните пережитые ощущения.

В те минуты вашей жизни, когда вы особенно остро чувствуете давление обстоятельств, находитесь в стрессовом состоянии, вспомните советы мудрого внутреннего Я. Это поможет взглянуть на проблемы по-другому.