СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс для воспитателей ДОО: «Формирование основ нравственности ребенка дошкольника через речевое развитие» (учимся писать стихи)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача моего мастер-класса показать, как средством создания рифмованных произведений можно развивать духовно-нравственные качества и речь у детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс для воспитателей ДОО: «Формирование основ нравственности ребенка дошкольника через речевое развитие» (учимся писать стихи)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

(начальная школа – детский сад)

сельского поселения «Село Пушкино» Бикинского муниципального района

Хабаровского края







Мастер - класс для воспитателей ДОО



«Формирование основ нравственности ребенка дошкольника через речевое развитие»

(учимся писать стихи)











Воспитатель: Ямнова Е.В.











С. Пушкино, 2018 г.


«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина». 

В.А.Сухомлинский.


Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» (образовательная область «Речевое» и «Социально – коммуникативное развитие»).

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского народа.

В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

* формирование начал патриотизма и гражданственности;

* формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

* формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

*уважение к своей нации;

*понимание своих национальных особенностей;

*формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

*уважение к представителям других национальностей;

*формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

*воспитание уважительного отношения к труду.

Для разностороннего развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо добиваться осуществления следующих целей:

  • усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные;

  • приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям;

  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований;

  • активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде;

  • формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

  • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая часть нравственного воспитания дошкольников и ФГОС ДО регламентирует главные цели в данном направлении:

  • развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;

  • формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

  • формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

  • развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Задача моего мастер - класса показать, как посредством создания рифмованных произведений можно:

*формировать у детей способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо»;

*развивать и обогащать словарь детей, их стремление к словотворчеству;

*воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, интерес к событиям в жизни страны.

Результатом такой работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение, доброжелательный и дружный коллектив, в котором и растут и развиваются наши дети.

Задачи обучения рифмованию.

Вторая младшая группа

Учить детей находить рифмующиеся между собой слова, например: птичка – синичка, кот – рот и т.д. Побуждать детей к созданию двух – трёх рифмованных строчек (полуактивный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения.

Средняя группа.

Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две – три рифмованных строчки (активный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Побуждать детей создавать четырёх строчные стишки.

Старшая группа.

Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – пень), глаголы (бежал – лежал), прилагательные (красивый – милый), наречия (легко – глубоко). Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи,

обозначенные в тексте.

Подготовительная группа.

Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова и создавать четыре рифмованных строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Формировать умение составлять рифмовки, используя разнообразные модели.

Лимерик - это короткое стихотворение, которое состоит из пяти строчек и пишется в жанре нонсенса (указанной нелепицы). Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль берёт воспитатель.

Во время составления лимерика ребёнок может придумывать слова в рифму, но этих слов нет в русском языке. В принципе это придуманное слово можно оставить, но с условием, если он объяснит его значение. Этим самым ещё и формируется детское словотворчество.


Для начала ребёнка необходимо познакомить с правилом работы со схемой:

1 строчка Жил – был (объект)

2 строчка Какой? (Сравнение или указание на свойство объекта)

3 строчка Что делал? (Действие или взаимодействие с другими объектами)

4 строчка С кем общался?

5 строчка Вывод.


• Первая и вторая строчки рифмуются между собой;

• Третья и четвёртая строчки рифмуются между собой;

• Пятая является выводом и может не рифмоваться.

Например:


Жила – была речка,

Она была горячей как печка.

В лесу она бежала,

Всех обогревала.

Вот, такая заботливая речка!


Жила была птичка,

Совсем невеличка,

По дому летала,

Всем звонко щебетала.

Вот такая птичка - певичка.

Правила составления рифмованных текстов изменился с усложнением к подготовительной группе:

1. Стихотворение составляем из пяти строчек.

2. Первая и вторая строчки рифмуются между собой.

3. Третья и четвертая строчка рифмуются между собой.

4. Пятая строчка это вывод и он не рифмуется.

5. Стихотворение мы составляем с помощью имен признаков.

6. Начало стихотворения начинает зачин, он может начаться и с объекта, и с действия, и с места.

7. В стихотворении может быть несколько действий, объектов, мест.

8. После того как составили стихотворение, делаем вывод и даём название стихотворению.


Например:

Жила – была мама.

Красавица прямо!

Вкусно щи варила,

Доченьку любила.

Вот, какая любящая мама!


Маме дома помогаю,

Малышей не обижаю,

Угостили чем, беру

И спасибо говорю.

Вот, какой я вежливый!


Здравствуйте, а вот и я,

Вот и вы, мои друзья!

Никого не забываю

И здоровья всем желаю!

Вот, какой я заботливый (воспитанный)!


Рифмы- миниатюры очень богатый материал для развития у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, правильно употреблять лексико - грамматические конструкции, развивают память и связную речь. Такие рифмовки не сложны для восприятия, но в то же время достаточно информативны и лексически нагружены.

Детям предлагается дополнить последнее слово в двустишии. Материал следует дозировать в зависимости от целей занятия.

Например:


У границы мы живем

И границу …(стережем, бережем).


Называет Иру папочка:

« Моя дочка Ира -…(лапочка)».


Не нужна нам всем война:

Очень страшная …(она).


В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен…(мир).


Маме дома помогаю,

Подметать не …(забываю).


Не нужны солдату санки,

Изучать он будет…(танки).


Родина у нас одна,

Очень сильная …(она).

(Защищает нас … (она).


Нельзя чужого брать

И, конечно, нельзя …(врать).


Не давай в обиду друга,

Ведь без друга в жизни …(туго).


«Чистоговорки»

Цель: учить детей подбирать рифму к звукосочетанию

Ход: водящий задаёт определённое звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним са – са ­са – прилетела к нам …(оса), ща – ща – ща – мы нашли в траве …(клеща) т.д.

«Сочини дальше»

Цель: учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Ход: воспитатель читает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

Читать стихотворения, поощрять детей которые нашли в стихотворении рифму. Данные упражнения способствуют к дальнейшему сочинительству.


Я предлагаю детям свои стихи:


О мире

Мы хотим, чтобы солнце …(светило),

Чтобы тихо и мирно все …(было),

Чтобы не было войн на …(планете),

Чтобы счастливы были все…(дети).


Победа

Давным – давно была война,

И вот закончилась …(она),

И помнят наши деды

Счастливый миг …(победы)!


Родина

На свете есть красавица Земля:

Огромный шар, всех лучше для меня!

Есть там леса, моря, проселки и поля:

Все это – …(Родина моя!)


Березка


Люблю березку …(белую),

Спою ей песню смело я,

Ведь у моей …(России)

Нет дерева …(красивей)!

О космосе

Есть в космосе шар …(голубой),

Он не простой, он - …(земной).

Над ним космонавты …(летают)

И о планете все …(знают).




Для любимой мамы


На 8 марта мы для любимой …(мамы)

Сделаем подарок своими …(руками).

Яркие цветочки на картон …(наклеим)

И слов красивых, нежных мы не …(пожалеем)!


Букет на 8 марта


Есть цветы … (красивые),

Розы дорогие.

Есть …(тюльпаны), лилии,

Мимозы …(золотые),

Но приятней подарить бабушке и маме

Букет, что приготовили …(своими руками)!


Пирожок


На пенек упал …(снежок),

Получился - …(пирожок),

Но его, мои …(друзья),

Вовсе кушать вам …(нельзя)!


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ:


О мире

Мы хотим, чтобы солнце …( ),

Чтобы тихо и мирно все …( ),

Чтобы не было войн на …( ),

Чтобы счастливы были все…( ).


Победа

Давным – давно была война,

И вот закончилась …( ),

И помнят наши деды

Счастливый миг …( )!


Родина

На свете есть красавица …( ):

Огромный шар, всех лучше для меня!

Есть там леса, моря, проселки и поля:

Все это – …( ) ( !)


Березка

Люблю березку …( ),

Спою ей песню смело я,

Ведь у моей …( )

Нет дерева …( ).


О космосе

Есть в космосе шар …( ),

Он не простой, он - …( ).

Над ним космонавты …( )

И о планете все …( ).


Для любимой мамы

На 8 марта мы для любимой …( )

Сделаем подарок своими …( ).

Яркие цветочки на картон …( )

И слов красивых, нежных мы не …( )!


Букет на 8 марта

Есть цветы … ( ),

Розы дорогие.

Есть …( ), лилии,

Мимозы …( ),

Но приятней подарить бабушке и маме

Букет, что приготовили …( ) мы …( )!


Снежный пирожок


На пенек упал …( ),

Получился - …( ),

Но его, мои …( ),

Вовсе кушать вам …( )!


Я вежливый!

Маме дома …( ),

Малышей не …( ),

Угостили чем, …( )

И спасибо …( ).